Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя, судей, с участием представителя стороны, обратившейся с запросом, директора ООО "Анит" Аннина С. Н., стороны, издавшей оспариваемый акт, представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Аппарата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Петрусенко А. Г., представителя Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, главного специалиста Правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея Тлехас З. И.,
а также приглашенных: представителя производственного управления "Адыгеяавтодор" Гусарука Х.Г. - первого заместителя начальника производственного управления "Адыгеяавтодор", представителя Управления министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Адыгея Казановой З.Х. - заместителя начальника юридического отдела Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Адыгея,
руководствуясь пунктом 4 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, пунктом 3 части 1 статьи 3, пунктом 11 части 2 статьи 22 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея "О транспортном налоге".
Поводом к рассмотрению дела явилась коллективная жалоба ООО "Анит" о нарушении названным Законом Республики Адыгея конституционных прав граждан.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе, соответствуют ли Конституции Республики Адыгея положения Закона Республики Адыгея "О транспортном налоге", оспариваемые в жалобе.
Заслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей сторон и приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. С 1 января 2003 года в Республике Адыгея вступил в силу Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге", который устанавливает и вводит в действие в республике транспортный налог, определяет его ставки, порядок и сроки уплаты.
Данный налог, с сохранением прежних налоговых ставок и налогооблагаемой базы, введен взамен взимавшихся в Республике Адыгея с 1993 года двух налогов: налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств.
Законом Республики Адыгея "О транспортном налоге" признан утратившим силу Закон Республики Адыгея "Об установлении ставок и сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств".
По мнению заявителя, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд Республики Адыгея, указанный Закон Республики Адыгея нарушает Конституцию Республики Адыгея, конституционные права граждан и противоречит статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Кроме того, полагает заявитель, названный Закон не содержит нормы, регулирующей порядок исчисления транспортного налога в случае, если транспортное средство находилось во владении налогоплательщика неполный налоговый период, что также нарушает его конституционные права.
2. Согласно части 1 статьи 90 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" правом на обращение в Конституционный Суд Республики Адыгея с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом Республики Адыгея, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан.
По смыслу указанной нормы граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). В данном случае общество с ограниченной ответственностью - ООО "Анит", обратившееся в Конституционный Суд Республики Адыгея, по своей сути является объединением - юридическим лицом, которое создано гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (статья 32 Конституции Республики Адыгея), и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 33 Конституции Республики Адыгея). Следовательно, нарушение законом конституционных прав и свобод граждан служит основанием для обращения граждан и их объединений за защитой этих прав и свобод в Конституционный Суд Республики Адыгея. Исполнение Закона Республики Адыгея "О транспортном налоге" обеспечивается Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Адыгея. Таким образом, рассматриваемая жалоба является допустимой.
3. Статья 54 (подпункт "и" пункта 1) Конституции Республики Адыгея установление общих принципов налогообложения относит к совместному ведению Российской Федерации и Республики Адыгея.
Эти общие принципы, а также виды налогов различного уровня предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, непосредственно действующим на территории Республики Адыгея.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 14, часть 1, пункт 4) транспортный налог отнесен к региональному налогу. Часть 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации региональными признает налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и срок уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, вводя на своей территории транспортный налог, определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом, а также форму отчетности по данному налогу.
Из положения статьи 48 Конституции Республики Адыгея, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы вытекает, что региональные налоги следует считать законно установленными, если они предусмотрены федеральным законом и введены в действие в соответствии с действующим законодательством законодательным органом субъекта Российской Федерации в надлежащей форме, то есть законом субъекта Российской Федерации. Транспортный налог как региональный налог предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации. Он введен на территории Республики Адыгея Законом Республики Адыгея "О транспортном налоге" в соответствии с требованиями федерального законодательства. Указанный Закон Республики Адыгея содержит все необходимые элементы, предусмотренные статьями 12, 356 Налогового кодекса Российской Федерации, что позволяет считать его законно установленным в Республике Адыгея по форме и содержанию.
Так, статья 2 названного Закона Республики Адыгея устанавливает ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства, а статья 3 определяет порядок и сроки его уплаты.
Порядок уплаты транспортного налога при владении транспортным средством неполный налоговый период установлен не Законом Республики Адыгея, а Налоговым кодексом Российской Федерации. Часть 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Таким образом, согласно статье 12, статье 362, части 3 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации на уровне субъекта Российской Федерации вопросы, связанные с транспортным налогом, регулируются законами субъекта Российской Федерации лишь в той части, в какой они не урегулированы в федеральном законе. А поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 358), который имеет прямое действие на территории Республики Адыгея, порядок налогообложения лиц, во владении которых транспортное средство находилось неполный налоговый период, урегулирован, нет правовых оснований дублировать его в Законе Республики Адыгея.
Поэтому Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге" по содержанию соответствует федеральному законодательству, не нарушает конституционные права граждан и не противоречит Конституции Республики Адыгея.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 5, часть 1) предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Указанное требование законодателя призвано обеспечить стабильность в правоотношениях, связанных с налогообложением, гарантировать налогоплательщикам устойчивость их экономического положения. Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации по транспортному налогу налоговым периодом признается один календарный год.
Следовательно, Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге" должен был быть введен в действие при соблюдении одновременно двух условий: не ранее чем через один месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по данному налогу.
Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге" опубликован в официальном издании органа государственной власти Республики Адыгея - газете "Советская Адыгея" 31 декабря 2002 года, а введен в действие с 1 января 2003 года, то есть ранее чем через один месяц со дня его официального опубликования, что нарушает часть 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституция Республики Адыгея (статья 6, пункт 1) признает верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Республики Адыгея. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Это означает, что законы Республики Адыгея, принимаемые по вопросам совместного с Российской Федерацией ведения, не должны противоречить федеральным законам.
Статья 48 Конституции Республики Адыгея обязывает каждого платить только законно установленные налоги.
Поскольку Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге" по порядку введения его в действие не соответствует федеральному законодательству (часть 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации), его нельзя считать законно установленным, следовательно, он не соответствует Конституции Республики Адыгея, ее статье 6 (пункт 1) и статье 48 по формально-правовым признакам.
Учитывая, что транспортный налог введен в Республике Адыгея взамен ранее действовавшего налога с владельцев транспортных средств и не ухудшает экономического положения налогоплательщиков, он подлежит применению на территории Республики Адыгея.
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 73, 94 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея постановил:
1. Признать не противоречащим Конституции Республики Адыгея Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге":
- по содержанию норм, согласно которым на территории Республики Адыгея с 01.01.2003 года вводится транспортный налог;
- по порядку его взимания в случаях нахождения транспортного средства во владении налогоплательщика неполный налоговый период;
Конституционно-правовой смысл содержания Закона Республики Адыгея "О транспортном налоге", выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его понимание в правоприменительной практике.
2. Признать не соответствующим Конституции Республики Адыгея, ее статье 6 (пункт 1), статье 48 порядок введения в действие Закона Республики Адыгея "О транспортном налоге" по формально-правовым признакам.
Рекомендовать Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея внести изменения в Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге".
До внесения республиканским законодателем изменения в Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге" подлежат применению непосредственно нормы Налогового кодекса Российской Федерации о введении транспортного налога с 1 января 2003 года и положения настоящего Постановления.
3. Согласно частям 1, 2 статьи 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. В соответствии со статьей 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ". Постановление должно быть также опубликовано в "Собрании законодательства Республики Адыгея" и в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 27 марта 2003 г. N 1-п "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея "О транспортном налоге" в связи с коллективной жалобой ООО "Анит"
Текст Постановления опубликован в "Собрании законодательства Республики Адыгея", N 3, март 2003 г., в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", N 1, 2003 г.