Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя, судей, с участием представителей сторон, обратившихся с запросом - Председателя Совета народных депутатов Кировского сельского округа Черненко В. И., Председателя Совета народных депутатов Красноульского сельского округа Безухова А. А., стороны, издавшей оспариваемый акт - консультанта Правового управления Аппарата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Лактионовой М. А.,
руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, статьями 36, 83, 84, 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пунктов 1, 2 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея от 30 апреля 2002 года N 65 "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея".
Поводом к рассмотрению дела стали запросы Советов народных депутатов Кировского и Красноульского сельских округов о проверке конституционности пунктов 1, 2 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Адыгея указанные в запросе нормы. Учитывая, что оба запроса касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Республики Адыгея, руководствуясь статьей 48 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", соединил дела по этим обращениям в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Адыгея - начальника правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея Хаджимовой С. Ш., от Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея - Председателя комиссии Хута Ю. А.,
исследовав представленные документы, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. В запросах Советов народных депутатов Кировского и Красноульского сельских округов оспаривается конституционность положений, содержащихся в пунктах 1, 2 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея", согласно которым Советы народных депутатов городов и районов Республики Адыгея, избранные до вступления в силу названного Закона, рассматриваются как представительные органы местного самоуправления городов и районов Республики Адыгея, и им рекомендовано до 1 июля 2002 года принять уставы муниципальных образований городов и районов.
Заявители полагают, что оспариваемые нормы "Переходных положений" не соответствуют статье 93 Конституции Республики Адыгея, согласно которой, по их мнению, на уровне района не может осуществляться местное самоуправление.
2. Согласно Конституции Республики Адыгея (пункт 3 статьи 6) законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Адыгея, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Адыгея.
Установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпункт "н" пункта 1 статьи 54 Конституции Республики Адыгея). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с этими законами иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 статьи 5, пункт 3 статьи 13) субъект Российской Федерации вправе определять территории, на которых осуществляется местное самоуправление.
Из этого положения Федерального закона вытекает, что Республика Адыгея вправе сама устанавливать территории муниципальных образований для решения вопросов местного значения.
Согласно Конституции Республики Адыгея (пункт 1, статья 93) местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Адыгея в городских, сельских поселениях и на других территориях, установленных в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея с учетом исторических и иных местных традиций.
Принятые на основе данной конституционно-правовой нормы республиканские Законы: "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (части 1, 2 статьи 9), "О порядке образования, реорганизации или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ" (пункт 1 статьи 1) определяют, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Адыгея в городских, сельских поселениях и на иных территориях, население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в рамках муниципального образования.
Район согласно Закону Республики Адыгея "Об административно-территориальном устройстве Республики Адыгея" является административно-территориальной единицей (часть 1 статьи 6), непосредственно входит в состав республики и включает в себя ряд сельских поселений. Каждое сельское поселение, находящееся в составе района, в том числе и район в целом, согласно пункту 1 статьи 93 Конституции Республики Адыгея имеет право быть муниципальным образованием и наделяется всеми правами на осуществление местного самоуправления, предусмотренными статьями 92, 93, 94, 95 Конституции Республики Адыгея.
Местное самоуправление, как следует из статей 2 (пункт 2), 8 Конституции Республики Адыгея, которые непосредственно корреспондируются со статьями 3 (часть 2), 12 Конституции Российской Федерации, является необходимой формой осуществления власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и Республики Адыгея. Любое изменение территориальных основ местного самоуправления не может приводить к отказу от него, что вошло бы в противоречие с Конституцией Республики Адыгея, нормы которой предписывают, что местное самоуправление является необходимым элементом конституционного механизма народовластия, и иное бы нарушало волю многонационального народа Республики Адыгея.
3. Советы народных депутатов, главы администраций городов и районов Республики Адыгея были избраны как органы местной государственной власти, такой их статус был закреплен в Конституции Республики Адыгея (статьи 92, 93, 95 в редакции Конституции Республики Адыгея 1995 года).
Конституционность создания органов государственной власти на уровне административно-территориальных единиц (город, район) была подтверждена постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года N 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". Конституционно-правовой статус местных представительных органов государственной власти получил свое закрепление в действующем Законе Республики Адыгея "О городском, районном Собрании представителей" (ныне как Совет народных депутатов города и района), в частности часть 1 статьи 2 Закона определяет, что городское, районное Собрание Представителей является местным представительным органом государственной власти Республики Адыгея.
Неконституционными были признаны положения, согласно которым на местные органы государственной власти на уровне городов, районов возлагалось осуществление полномочий, отнесенных законом к ведению местного самоуправления.
В Конституции Республики Адыгея (статья 94 в редакции Конституции Республики Адыгея 1995 года) содержались положения о том, что местные органы государственной власти утверждают местный бюджет, устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы, определяют порядок пользования муниципальной собственностью. Эти полномочия относятся к ведению местного самоуправления, что было подтверждено и постановлением Конституционного Суда Республики Адыгея по делу о разрешении спора о компетенции между Советом народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа и Советом народных депутатов Красногвардейского района по вопросу формирования бюджета муниципального образования от 2 июля 2001 года N 3-П.
Конституционным законом Республики Адыгея от 30 апреля 2002 года "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея" упразднены местные органы государственной власти. В настоящее время на уровне районов Республики Адыгея не сформированы выборные органы местного самоуправления, но действуют местные органы государственной власти. Это констатируется и в постановлении Конституционного Суда Республики Адыгея по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2002 год" от 23 июля 2002 года N 9-П.
По смыслу пункта 1 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея" законодатель фактически преобразовал Советы народных депутатов городов, районов в представительные органы местного самоуправления городов, районов. Это противоречит пункту 1 статьи 8 и пункту 2 статьи 94 Конституции Республики Адыгея, которые устанавливают, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов. Наделение органов государственной власти полномочиями органов местного самоуправления недопустимо.
4. Оспариваемые пункты 1 и 2 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея" и по своему характеру, и направленности связаны с вступлением Конституционного закона в силу, с определением порядка его реализации и обеспечения формирования институтов местного самоуправления в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Адыгея и республиканскими законами.
Таким образом, содержащиеся в оспариваемой статье положения рассчитаны только на переходный период становления местного самоуправления на уровне городов и районов Республики Адыгея и призваны упорядочить процесс его формирования, не допустить затягивание создания выборных органов местного самоуправления городов, районов. Однако в оспариваемой статье 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея" не определен временной период, в течение которого должны быть сформированы путем выборов органы местного самоуправления, что не обеспечивает реализацию гарантий конституционных прав граждан на местное самоуправление.
Переходный период должен быть соизмерим с периодом подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, который бы способствовал нормальному времени проведения избирательной кампании с соблюдением избирательных прав граждан, и во всяком случае, не превышал сроки, предусмотренные для проведения муниципальных выборов в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
5. В запросах оспаривается положение пункта 2 статьи 2 "Переходные положения", которым рекомендовано до 1 июля 2002 года принять уставы муниципальных образований городов и районов Республики Адыгея.
Адресованные Советам народных депутатов городов и районов Республики Адыгея положения пункта 2 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея", по сути являются предложениями, носящими рекомендательный характер, и поэтому не являются правовой нормой.
Таким образом, данное положение Закона не относится к числу нормативных правовых актов, которые согласно статье 101 Конституции Республики Адыгея и подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 3 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" могут проверяться Конституционным Судом Республики Адыгея на их соответствие Конституции Республики Адыгея, и следовательно, производство по проверке пункта 2 статьи 2 оспариваемого Конституционного закона Республики Адыгея в силу пункта 1 части 1 статьи 43 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" подлежит прекращению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 43, статьей 68, частями 1 и 2 статьи 71, статьями 72, 73, 78, 79, 84, 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея постановил:
1. Признать не соответствующими Конституции Республики Адыгея, ее статьям 8 (пункт 1), 92 (пункт 2) положения пункта 1 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея", поскольку они допускают преобразование местных представительных органов государственной власти - Советов народных депутатов городов и районов в представительные органы местного самоуправления городов, районов без проведения муниципальных выборов.
2. Производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности положений пункта 2 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея", прекратить.
3. Исходя из пункта 12 части 1 статьи 73 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", в целях исполнения данного решения Конституционный Суд Республики Адыгея устанавливает следующий порядок исполнения настоящего решения:
а) признанные не соответствующими Конституции Республики Адыгея положения пункта 1 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея" утрачивают силу не позднее 31 декабря 2002 года. При этом пунктом 1 настоящего Постановления не ставится под сомнение легитимность ранее принятых решений городских, районных Советов народных депутатов;
б) назначение выборов органов местного самоуправления города, района должно быть осуществлено в соответствии с положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и республиканским законодательством, регулирующим процедуру проведения муниципальных выборов.
4. Согласно частям 1 и 2 статьи 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Данное Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Республики Адыгея", газетах "Советская Адыгея", "Адыгэ макъ", официальных изданиях Майкопского района. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 31 июля 2002 г. N 10-п "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 статьи 2 "Переходные положения" Конституционного закона Республики Адыгея "О поправках в главу 6 Конституции Республики Адыгея" в связи с запросами Советов народных депутатов Кировского и Красноульского сельских округов Майкопского района"
Текст Постановления опубликован в "Собрании законодательства Республики Адыгея", N 7, июль 2002 г., в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", N 1, 2002 г.