Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении"
Внести в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (Ведомости Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, 1997, N 22; 1999, N 43; 2000, N 59) следующие изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:
"Закон Республики Адыгея
О местном самоуправлении
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, Конституцией Республики Адыгея в целях обеспечения права граждан на местное самоуправление устанавливает организацию местного самоуправления в Республике Адыгея, определяет правовые, территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления в Республике Адыгея и государственные гарантии его осуществления.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе
1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
1) местное самоуправление в Республике Адыгея - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через выборные органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя их интересов населения, его исторических, местных традиций, осуществляемая на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Адыгея, законов Республики Адыгея и уставов муниципальных образований;
2) муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, иная населенная территория, в пределах которых по инициативе населения осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
3) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к его ведению уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституцией Республики Адыгея, настоящим Законом;
4) местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам местного значения;
5) органы местного самоуправления - выборные и иные органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
6) представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
7) исполнительный орган местного самоуправления - орган, образуемый в соответствии с уставом муниципального образования и настоящим Законом, осуществляющий управленческие функции на территории муниципального образования;
8) должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
9) глава муниципального образования - выборное должностное лицо местного самоуправления, предусмотренное уставом муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования;
10) муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
11) местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования;
12) муниципальная служба - профессиональная деятельность в органах местного самоуправления на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Статья 2. Обеспечение права граждан на осуществление местного самоуправления
1. В Республике Адыгея право граждан на осуществление местного самоуправления обеспечивается:
1) федеральными гарантиями избирательных прав граждан избирать и быть избранными в выборные органы местного самоуправления или выборным должностным лицом местного самоуправления;
2) проведением местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления граждан, предусмотренных федеральными законами и настоящим Законом;
3) участием в решении вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления, а также через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
4) равным доступом к муниципальной службе в порядке, предусмотренном федеральным законом и законом Республики Адыгея;
5) государственной гарантией и судебной защитой права граждан на участие в местном самоуправлении;
6) правом на обращение в органы местного самоуправления, к выборным и иным должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления, выборные и иные должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить гражданам возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено Федеральными законами и законами Республики Адыгея.
3. Право населения на осуществление местного самоуправления не может быть ограничено по решению органов государственной власти Республики Адыгея.
Статья 3. Основные принципы местного самоуправления
Основными принципами местного самоуправления являются:
1) принадлежность права на осуществление местного самоуправления населению в границах муниципального образования;
2) самостоятельность населения и органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
3) наличие собственных материально-финансовых ресурсов, самостоятельно формируемого местного бюджета и муниципальной собственности;
4) формирование и организация деятельности органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея;
5) выборность представительного органа местного самоуправления, а в случае, предусмотренном уставом муниципального образования, и главы муниципального образования;
6) гласность в организации и деятельности органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления;
7) учет исторических, культурных и иных местных традиций в процессе организации и деятельности выборных и иных органов местного самоуправления;
8) учет общественного мнения в решении вопросов местного значения;
9) ответственность органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и переданных им отдельных государственных полномочий;
10) отчетность депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления перед избирателями округа и населением муниципального образования.
Статья 4. Правовые основы местного самоуправления
1. Законодательство о местном самоуправлении в Республике Адыгея составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, Конституция Республики Адыгея, настоящий Закон, другие законы Республики Адыгея и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Адыгея, осуществляющие правовое регулирование в области местного самоуправления.
2. Правовую основу местного самоуправления составляют также уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления. Нормы уставов муниципальных образований не могут противоречить федеральному законодательству и законодательству Республики Адыгея о местном самоуправлении, ограничивать гарантированные права местного самоуправления.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Адыгея в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти Республики Адыгея в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов Республики Адыгея о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) принятие и изменение законов Республики Адыгея об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
3) принятие и изменение законов Республики Адыгея о муниципальной службе в Республике Адыгея;
4) обеспечение соответствия законов Республики Адыгея о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Адыгея;
5) установление статуса депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления законом Республики Адыгея;
6) установление законом Республики Адыгея порядка и передача объектов государственной собственности Республики Адыгея в муниципальную собственность в соответствии с федеральными законами;
7) регулирование отношений между республиканским бюджетом Республики Адыгея и бюджетами муниципальных образований;
8) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления и сбалансированности минимальных бюджетов муниципальных образований на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
9) компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Адыгея;
10) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
11) принятие республиканских программ развития местного самоуправления;
12) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
13) правовая, методическая и организационно-техническая помощь в проведении муниципальных выборов;
14) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение границ муниципальных образований законом Республики Адыгея;
15) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований;
16) другие полномочия, предусмотренные федеральными законами и законами Республики Адыгея.
Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления
1. Предметы ведения местного самоуправления включают в себя вопросы местного значения и отдельные вопросы государственного значения, переданные органам местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных систем энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей природной среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
3. Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения федеральными законами и законами Республики Адыгея, а также вопросы, не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти Российской Федерации и Республики Адыгея.
4. В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея в целях реализации государственных социальных стандартов органы местного самоуправления принимают участие в решении следующих вопросов государственного значения:
1) защиты прав и свобод человека и гражданина;
2) охраны природной среды;
3) рационального землепользования и природопользования;
4) здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости и социальной защиты населения, молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта;
5) жилищно-коммунального хозяйства;
6) дорожного строительства, планировки и застройки населенных пунктов;
7) развития транспорта.
5. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами, законами Республики Адыгея с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются федеральными законами и законами Республики Адыгея.
Статья 7. Устав муниципального образования
1. Каждое муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) основания и порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальная гарантия депутатов представительного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.
2. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
3. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции Российской Федерации, расположенных в Республики Адыгея.
4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Адыгея и законам Республики Адыгея. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
5. Зарегистрированный устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Статья 8. Органы местного самоуправления
1. К органам местного самоуправления относятся:
1) представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых населением соответствующего муниципального образования в порядке, установленном федеральными законами и законами Республики Адыгея;
2) исполнительный орган местного самоуправления, формируемый в соответствии с уставом муниципального образования и подотчетный представительному органу местного самоуправления;
3) иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования.
2. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
3. Для повышения эффективности управления на территории муниципального образования представительный орган местного самоуправления и исполнительный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования вправе создавать иные органы местного самоуправления для осуществления отдельных полномочий.
4. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований с учетом исторических и иных местных традиций.
5. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
6. Органы местного самоуправления финансируются из местного бюджета, могут иметь в собственности имущество, от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют печати, штампы, бланки, расчетные и иные счета в учреждениях банков.
7. В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления могут быть юридическими лицами.
8. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Глава 2. Территориальные основы местного самоуправления
Статья 9. Территории местного самоуправления
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Адыгея в городских, сельских поселениях и на иных территориях.
2. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
3. Территории муниципальных образований устанавливаются законом Республики Адыгея в соответствии с федеральным законом с учетом исторических и иных местных традиций.
4. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Статья 10. Установление и изменение границ муниципального образования
1. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Республики Адыгея.
2. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются законом Республики Адыгея.
3. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом Республики Адыгея.
Глава 3. Представительный орган местного самоуправления
Статья 11. Представительный орган местного самоуправления
1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.
2. Представительный орган местного самоуправления собирается на свое первое заседание в срок не позднее двадцати дней со дня официального опубликования результатов выборов. Первое заседание представительного органа местного самоуправления до избрания председательствующего ведет старший по возрасту депутат.
3. Для руководства деятельностью представительного органа местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность председателя представительного органа местного самоуправления, избираемого представительным органом местного самоуправления из своего состава.
4. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке и правомочен решать любые вопросы, отнесенные к его ведению, если его состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.
5. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
Статья 12. Полномочия представительного органа местного самоуправления
1. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
2. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление и введение местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью исполнительного, других органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
3. Представительный орган местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и Конституцией Республики Адыгея обладает правом законодательной инициативы в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея.
4. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа местного самоуправления предусматриваются в местном бюджете. Смета расходов на обеспечение деятельности представительного органа местного самоуправления и образуемых им органов (в пределах суммы, предусмотренной на эти цели в местном бюджете) утверждается представительным органом местного самоуправления.
5. В отдельных поселениях уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан муниципального образования.
Статья 13. Организация работы представительного органа местного самоуправления
1. Основной формой работы представительного органа местного самоуправления является заседание (сессия).
2. Периодичность, порядок созыва очередных и внеочередных заседаний представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
3. Порядок проведения заседаний представительного органа местного самоуправления, а также порядок рассмотрения вопросов и принятия по ним решений определяются регламентом представительного органа местного самоуправления.
4. Заседания представительного органа местного самоуправления, как правило, проводятся открыто и гласно. Представительный орган местного самоуправления вправе проводить закрытые заседания в случаях, установленных регламентом представительного органа местного самоуправления.
5. В соответствии с уставом муниципального образования представительный орган местного самоуправления на своих заседаниях может рассматривать следующие вопросы:
1) принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;
2) принятие регламента представительного органа местного самоуправления и образуемых им органов;
3) утверждение структуры и штатов представительного органа местного самоуправления и образуемых им органов;
4) избрание из своего состава выборных должностных лиц местного самоуправления;
5) образование, избрание и изменение состава комитетов (комиссий) представительного органа местного самоуправления, рассмотрение и утверждение отчетов о их работе;
6) принятие решений о досрочном прекращении полномочий депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Адыгея и уставом муниципального образования;
7) утверждение структуры и штатов исполнительного и иных органов местного самоуправления;
8) утверждение кандидатур на должности руководителей структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, иных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений и организаций в соответствии с уставом муниципального образования;
9) рассмотрение и утверждение отчетов о работе исполнительного и иных органов местного самоуправления;
10) создание в соответствии с федеральным законодательством собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита местного бюджета и вынесения оценки деятельности исполнительного органа местного самоуправления по исполнению местного бюджета;
11) предоставление льгот по налогам и платежам в местный бюджет, адресных дотаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея;
12) утверждение перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность;
13) утверждение правил застройки населенных пунктов и иной градостроительной документации;
14) образование в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, целевого бюджетного фонда и утверждение положения о нем;
15) создание муниципальных предприятий, учреждений, организаций и определений целей, условий и порядка их деятельности;
16) рассмотрение депутатских запросов и принятие по ним решений;
17) определение в соответствии с федеральным законодательством порядка выпуска муниципальных займов, получение и выдача кредитов, образование муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений;
18) регулирование в соответствии с законодательством цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
19) принятие решения о проведении местного референдума;
20) распоряжение свободными остатками средств местного бюджета, образовавшимися в конце финансового года;
21) установление порядка введения реестра муниципальных служащих, порядка проведения аттестации муниципальных служащих;
22) установление порядка рассмотрения народной правотворческой инициативы;
23) принятие решений о предъявлении в суд или арбитражный суд требований о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы граждан, а также права органов местного самоуправления;
24) образование коллегиальных органов, уполномоченных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея рассматривать дела об административных правонарушениях;
25) иные вопросы, отнесенные к полномочиям представительного органа местного самоуправления федеральными законами, законами Республики Адыгея и уставом муниципального образования.
Статья 14. Комитеты (комиссии) представительного органа местного самоуправления
1. Представительный орган местного самоуправления из числа депутатов может образовывать комитеты (комиссии).
2. Комитеты (комиссии) подотчетны представительному органу местного самоуправления.
3. Задачи, объем и сроки полномочий комитетов (комиссий) определяются представительным органом местного самоуправления при их образовании.
4. Комитеты (комиссии) могут привлекать к своей работе специалистов, должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, представителей общественных объединений.
5. Решения комитетов (комиссий) подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и их должностными лицами, которым они адресованы. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комитету (комиссии) не позднее чем в месячный срок.
Статья 15. Акты представительного органа местного самоуправления
1. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в форме постановления.
2. Решения представительного органа местного самоуправления должны содержать указание на финансовые, материально-технические и иные ресурсы, необходимые для их реализации.
3. Правовые акты представительного органа местного самоуправления вступают в силу в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законом Республики Адыгея.
4. Представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения, дополнения в принятые им правовые акты, а также отменять и признавать их утратившими силу.
5. Правовые и иные акты представительного органа местного самоуправления принимаются коллегиально в порядке, установленном уставом муниципального образования и регламентом представительного органа местного самоуправления.
6. Актами представительного органа местного самоуправления могут быть также заявления и обращения.
Глава 4. Глава муниципального образования, другие выборные
должностные лица местного самоуправления. Муниципальная
служба
Статья 16. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления
1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, возглавляющего исполнительный орган местного самоуправления, и должности других выборных должностных лиц местного самоуправления.
2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами Республики Адыгея.
3. Наименование должности главы муниципального образования, председателя представительного органа местного самоуправления, других выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Адыгея.
4. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
Статья 17. Полномочия главы муниципального образования
1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены следующие полномочия главы муниципального образования:
1) разрабатывать и представлять на утверждение представительного органа местного самоуправления проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, местного бюджета, организовывать их исполнение;
2) разрабатывать схему управления отраслями муниципального хозяйства, социальной сферы, а также организации охраны общественного порядка;
3) управлять муниципальной собственностью в соответствии с порядком, определенным представительным органом местного самоуправления;
4) открывать и закрывать счета в банковских учреждениях, подписывать финансовые документы, в пределах своих полномочий являться распорядителем средств местного бюджета;
5) организовывать и контролировать в пределах своих полномочий выполнение федерального законодательства и законодательства Республики Адыгея, решений представительного органа местного самоуправления, а также изданных им нормативных правовых актов;
6) осуществлять прием на муниципальную службу, организовывать работу с кадрами муниципальных служащих, их аттестацию, принимать меры по повышению их квалификации, применять к муниципальным служащим меры поощрения и взыскания;
7) представлять на согласование профильному исполнительному органу государственной власти Республики Адыгея кандидатуры лиц, рекомендуемых на замещение муниципальных должностей руководителей структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия, в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея;
8) представлять на утверждение представительного органа местного самоуправления кандидатуры лиц, рекомендуемых на замещение муниципальных должностей заместителей главы муниципального образования, руководителей структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, ведающих вопросами финансов, экономики, имущественных отношений, социального развития и другими вопросами местного значения;
9) заключать договоры и соглашения от имени и в интересах населения муниципального образования;
10) представлять интересы муниципального образования, принимать меры по обеспечению и защите интересов муниципального образования в суде, арбитражном суде, а также в республиканских и федеральных органах власти;
11) представлять в суд или арбитражный суд иски к предприятиям, учреждениям, организациям, нарушающим права и законные интересы населения муниципального образования и органов местного самоуправления;
12) утверждать уставы предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также вносить предложения представительному органу местного самоуправления о назначении (увольнении) руководителей данных предприятий, учреждений и организаций;
13) представлять к награждению наградами и к присвоению почетных званий Российской Федерации, Республики Адыгея;
14) осуществлять руководство гражданской обороной и мероприятиями по защите населения муниципального образования от чрезвычайных ситуаций;
15) принимать меры по обеспечению установленного порядка проведения митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций, других массовых общественных мероприятий;
16) осуществлять иные организационные, исполнительно-распорядительные и контрольные функции, предусмотренные законами Республики Адыгея и уставом муниципального образования.
2. Глава муниципального образования по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения.
3. Постановления и распоряжения главы муниципального образования вступают в силу в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законом Республики Адыгея.
4. Глава муниципального образования вправе вносить изменения, дополнения в изданные им постановления и распоряжения, а также приостанавливать их действие, отменять и признавать их утратившими силу.
5. Глава муниципального образования вправе приостанавливать действие и отменять правовые акты должностных лиц исполнительного органа местного самоуправления и его структурных подразделений в случае их противоречия федеральному законодательству или законодательству Республики Адыгея.
Статья 18. Муниципальная служба
1. Лица, осуществляющие службу на муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.
3. Время работы на выборных муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея о государственной службе.
Глава 5. Экономическая основа местного самоуправления
Статья 19. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, государственная собственность, переданная органам местного самоуправления, а также иная собственность, переданная органам местного самоуправления в установленном законом порядке, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 20. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные предприятия, организации и учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
2. Перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея, утверждается представительным органом местного самоуправления.
3. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени населения муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. В случаях, предусмотренных законами Республики Адыгея и уставом муниципального образования, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет население муниципального образования непосредственно.
4. Органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью самостоятельно. Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, условия использования земель, природных ресурсов и месторождений полезных ископаемых, находящихся в границах муниципального образования, устанавливается представительным органом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.
5. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются представительным органом местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, населением непосредственно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме зачисляются в местный бюджет.
6. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.
7. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность Республики Адыгея или федеральную собственность осуществляется с согласия представительного органа местного самоуправления либо по решению суда.
Статья 21. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, а также принимать решения по их реорганизации или ликвидации.
2. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
3. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий, учреждений и организаций строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 22. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.
2. Представительный орган местного самоуправления вправе устанавливать налоговые, иные льготы и преимущества предприятиям, учреждениям и организациям в соответствии с федеральным законодательством.
3. Порядок использования предприятиями, учреждениями и организациями природных ресурсов, месторождений полезных ископаемых на территории муниципального образования, включая оплату за пользование природными ресурсами, устанавливается представительным органом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.
4. Органы местного самоуправления вправе в установленном законом порядке координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
5. Органы местного самоуправления могут объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений и организаций для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры муниципального образования.
6. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Адыгея.
Статья 23. Муниципальный заказ
1. Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения муниципального образования, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
2. Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила проведения которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления.
Статья 24. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном федеральным законодательством.
Глава 6. Финансовая основа местного самоуправления
Статья 25. Местные бюджеты
1. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.
2. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
3. Права собственника в отношении местных финансов от имени населения муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, права собственника в отношении местных финансов может осуществлять население непосредственно.
Статья 26. Участие органов государственной власти Республики Адыгея в решении вопросов организации местных финансов
1. Органы государственной власти Республики Адыгея содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея. В этих целях указанные органы:
1) регулируют отношения между республиканским бюджетом Республики Адыгея и местными бюджетами, а также федеральным бюджетом и местными бюджетами - в рамках федеральных целевых программ;
2) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ, региональных программ и иных мероприятий между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
3) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты и устанавливают социальные нормы в соответствии с федеральным законодательством;
4) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления по формированию и исполнению местных бюджетов;
5) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Адыгея;
6) осуществляют другие функции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея.
2. Уменьшение доходов местных бюджетов, возникшее в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Адыгея, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
3. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсаций.
4. Доходы местных бюджетов, полученные дополнительно в ходе исполнения местного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образовавшиеся в результате увеличения поступления доходов или экономии расходов местного бюджета, остаются в распоряжении органов местного самоуправления и изъятию не подлежат.
Статья 27. Местные бюджеты
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея в соответствии с Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами Республики Адыгея.
2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
3. В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 28. Гарантии бюджетной самостоятельности местного самоуправления
1. Самостоятельность местного бюджета гарантируется:
1) наличием собственных доходов местного бюджета;
2) правом органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местного бюджета;
3) запретом на изъятие федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Адыгея свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года, увеличения доходов по причине дополнительных поступлений в местный бюджет или экономии расходов местного бюджета;
4) компенсацией увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов или законов Республики Адыгея, а также иных решений органов государственной власти.
2. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Республики Адыгея в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 29. Местные налоги и сборы
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются и вводятся представительными органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Адыгея.
2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение гражданами муниципального образования средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Статья 30. Доходы местных бюджетов
1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных и региональных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Республики Адыгея, закрепленными на долговременной основе, средства по взаимным расчетам, а также средства финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований).
2. В доходы местных бюджетов зачисляются поступления от приватизации муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений, организаций и иные поступления, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
3. В доходы местных бюджетов также зачисляются ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов Республики Адыгея, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами, законами Республики Адыгея и правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 31. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
1. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея вправе получать плату от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
2. Средства, полученные за пользование природными ресурсами, зачисляются в доходы местного бюджета.
Статья 32. Расходы местных бюджетов
1. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета.
2. В расходной части местного бюджета раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных федеральных полномочий и полномочий органов государственной власти Республики Адыгея.
3. Увеличение расходов местного бюджета, возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Адыгея, компенсируется органами, принявшими эти решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
4. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 33. Обеспечение минимальных местных бюджетов
1. Органы государственной власти Республики Адыгея в соответствии с федеральным законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законом Республики Адыгея на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законом Республики Адыгея доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти Республики Адыгея передают органам местного самоуправления иные доходные источники республиканского бюджета Республики Адыгея, при этом свободные переходящие остатки средств местного бюджета предыдущего года в расчет не принимаются.
4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется органами государственной власти Республики Адыгея путем закрепления в доходы местного бюджета отчислений от федеральных и региональных налогов в порядке, установленном федеральным законодательством и законами Республики Адыгея.
Статья 34. Муниципальные внебюджетные фонды
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством.
Статья 35. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Глава 7. Внутригородские районы (округа), городские, сельские,
поселковые округа, не являющиеся муниципальными
образованиями. Орган управления округом, администратор
населенного пункта
Статья 36. Внутригородские районы (округа), городские, сельские, поселковые округа
1. Территории муниципальных образований могут включать внутригородские районы (округа), городские, сельские, поселковые округа, не являющиеся муниципальными образованиями, образуемые в соответствии с законом Республики Адыгея.
2. Внутригородской район (округ), городской, сельский, поселковый орган (далее - округ) являются административно-территориальными образованиями и создаются в целях обеспечения эффективного управления хозяйственной деятельностью и социальной сферой на соответствующей территории муниципального образования.
Статья 37. Орган управления округом
1. Для управления округом в соответствии с уставом муниципального образования образуется орган местного самоуправления округа, являющийся структурным подразделением исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования.
2. Орган местного самоуправления округа возглавляет глава округа.
3. Наименование, порядок образования, полномочия и организация деятельности органа местного самоуправления округа определяются уставом муниципального образования.
Статья 38. Глава округа
1. Глава округа является должностным лицом местного самоуправления и в соответствии с уставом муниципального образования замещает муниципальную должность муниципальной службы Республики Адыгея.
2. Глава округа назначается и освобождается от должности в порядке, установленном уставом муниципального образования.
3. Срок полномочий главы округа, порядок выдвижения и согласования кандидатуры на должность главы округа определяются положением об округе, утверждаемым в соответствии с уставом муниципального образования.
4. Полномочия главы округа определяются уставом муниципального образования. К компетенции главы округа могут быть отнесены следующие вопросы местного значения:
1) разработка проектов планов, программ социально-экономического развития округа и их представление главе муниципального образования либо исполнительному органу местного самоуправления муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования;
2) управление муниципальной собственностью, переданной в управление и пользование округу в порядке, определенном представительным органом местного самоуправления;
3) осуществление в пределах своей компетенции контроля за рациональным использованием и охраной земель, проведение работ по повышению плодородия земель пользователями в соответствии с планами, утвержденными органами местного самоуправления муниципального образования;
4) осуществление в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, законодательством Республики Адыгея и уставом муниципального образования, контроля в области использования и охраны вод, лесов, недр, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории округа;
5) участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством жилищных объектов и объектов гражданского назначения, расположенных на территории округа;
6) осуществление организации транспортного обслуживания населения и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, обеспечение населения услугами связи;
7) содействие развитию предприятий связи, бытового обслуживания и торговли, расположенных на территории округа;
8) организация строительства и ремонта муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, находящихся на территории округа;
9) осуществление, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования, контроля за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, устойчивой работой объектов водо-, газо-, тепло- и энергоснабжения, расположенных на территории округа, принятие мер по обеспечению населения округа топливом:
10) организация благоустройства территории округа, привлечение на договорной основе предприятий, организаций, учреждений и населения для обеспечения озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов, создание мест отдыха для граждан на территории округа;
11) организация на территории округа работы муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спорта;
12) организация сохранения памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
13) организация с целью обеспечения занятости населения общественных работ по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений на территории округа;
14) обеспечение на территории округа охраны общественного порядка;
15) организация и проведение приема населения, рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принятие по ним необходимых мер в пределах своей компетенции;
16) выдачу гражданам справок, удостоверяющих личность, семейное, имущественное положение, и других справок в рамках своей компетенции, установленной уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея;
17) иные функции, предусмотренные уставом муниципального образования.
5. По вопросам своей компетенции глава округа издает распоряжения.
6. Порядок вступления в силу распоряжений главы округа соответствует порядку, установленному законом Республики Адыгея для нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Статья 39. Администратор населенного пункта
1. В сельских населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования, в соответствии с решением представительного органа может назначаться администратор населенного пункта.
2. Администратор населенного пункта в соответствии с решением представительного округа местного самоуправления осуществляет свою деятельность либо на постоянной (штатной) основе, замещая муниципальную должность муниципальной службы Республики Адыгея, либо на непостоянной основе на условиях гражданско-правового договора.
3. Срок полномочий, порядок назначения и освобождения от должности администратора населенного пункта, порядок заключения с администратором населенного пункта гражданско-правового договора и, соответственно, полномочия администратора населенного пункта определяются уставом муниципального образования.
Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы
осуществления местного самоуправления
Статья 40. Местный референдум
1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан на допускается.
5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Адыгея.
Статья 41. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении избирательных прав граждан, установленных федеральным законом.
2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Республики Адыгея в соответствии с федеральным законом.
3. Органы государственной власти Республики Адыгея гарантируют проведение муниципальных выборов.
Статья 42. Народная правотворческая инициатива
1. Население муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения.
2. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению представительным органом местного самоуправления с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 43. Обращение граждан к депутатам представительного органа местного самоуправления, выборным и иным должностным лицам местного самоуправления, в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения к депутатам представительного органа местного самоуправления, главе муниципального образования и его заместителю, другим выборным и иным должностным лицам местного самоуправления, а также в органы местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
3. В случае, если в связи с обращением граждан были направлены депутатский запрос либо депутатское обращение, ответ на обращения граждан может быть предоставлен в иной согласованный с гражданами срок.
4. За нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами Республики Адыгея.
Статья 44. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территории поселений, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением через собрания, сходы граждан, иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и настоящим Законом.
3. Порядок создания органов территориального общественного самоуправления и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом и правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 45. Собрание (сход) граждан
1. В муниципальном образовании по решению представительного органа местного самоуправления для рассмотрения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан или их уполномоченных представителей.
2. Правомочность, периодичность, порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан или их уполномоченных представителей, принятия и изменения его решений, а также пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
3. Решения, принятые на собрании (сходе) граждан или их уполномоченных представителей населенного пункта, муниципального образования, являются обязательными для исполнения всеми гражданами, органами местного самоуправления, выборными и иными должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории муниципального образования.
4. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Республики Адыгея.
Глава 9. Взаимодействие органов местного самоуправления
и органов государственной власти Республики Адыгея
Статья 46. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления
Органы государственной власти Республики Адыгея создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления в Республике Адыгея, органов местного самоуправления, осуществления их функций и полномочий.
Статья 47. Правовые и организационные формы взаимодействия органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления
1. Правовой формой взаимодействия органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления является принятие органами государственной власти Республики Адыгея нормативных правовых актов в области местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
2. Организационными формами взаимодействия органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления могут являться совместно создаваемые координационные, консультативные, совещательные и иные рабочие органы, как временные, так и постоянно действующие.
Статья 48. Разрешение споров и конфликтов
Споры и конфликты между органами государственной власти Республики Адыгея и органами местного самоуправления разрешаются посредством создания согласительных комиссий или в судебном порядке.
Глава 10. Гарантии местного самоуправления
Статья 49. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, не могут быть отменены органами государственной власти Республики Адыгея. Данные решения могут быть отменены только принявшими их органами местного самоуправления, выборными и иными должностными лицами местного самоуправления либо признаны недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея.
Статья 50. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления
Обращения органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными органами Республики Адыгея, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
Статья 51. Ответственность за невыполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и их должностные лица, а также граждане несут административную ответственность, налагаемую в судебном порядке:
1) предприятия, учреждения, организации и общественные объединения - в виде штрафа в размере от десяти до пятнадцати установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
2) должностные лица предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждане - в виде штрафа в размере от одной десятой до пяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
2. Средства, полученные от взимания штрафов, указанных в настоящей статье, зачисляются в местный бюджет соответствующего муниципального образования.
Статья 52. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления, выборные и иные должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Глава 11. Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления, контроль
за их деятельностью
Статья 53. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.
Статья 54. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Прокуратура Республики Адыгея осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов Республики Адыгея и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Статья 55. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке."
<< Назад |
Статья 2. >> О вступлении в силу настоящего Закона |
|
Содержание Закон Республики Адыгея от 25 июня 2002 г. N 71 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.