г. Нижний Новгород 14 сентября 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П, рассмотрев частную жалобу Скоробогача Алексея Васильевича на определение Пермского краевого суда от 21 июля 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления Скоробогача Алексея Васильевича о признании недействительным акта ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 1 декабря 2020 года N 1536 по внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Скоробогач А.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим акта государственного бюджетного учреждения "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 1 декабря 2020 года N1536 по внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N
Актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Пермскому краю" от 19 января 2018 года N5900/101/18-3380 утверждены результаты кадастровой оценки на территории Пермского края. В соответствии с вышеуказанным актом для нежилого помещения с кадастровым номером N с 18 января 2018 года установлена кадастровая стоимость в размере 4 850 988, 30 рублей. Дата начала применения кадастровой стоимости - 19 января 2018 года. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 19 января 2018 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 19 января 2018 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером N является частью здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N874п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, в пункте 574 которого значится объект недвижимости с кадастровым номером N
23 декабря 2020 года Скоробогач А.В. обратился с административным исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра по Пермскому краю" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18 января 2018 года в размере 3 413 217 рублей.
Решением Пермского краевого суда от 20 февраля 2021 года административные исковые требования удовлетворены. Решение вступило в законную силу.
Актом государственного бюджетного учреждения "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 1 декабря 2020 года N1536 в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N установлена новая кадастровая стоимость в размере 5 388 396, 30 рублей.
Административный истец полагает, что действия по определению новой кадастровой стоимости, указанной в акте государственного бюджетного учреждения "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 1 декабря 2020 года N1536, являются незаконными, совершенными с существенными нарушениями действующего законодательства.
Определением судьи Пермского краевого суда от 11 мая 2021 года административное исковое заявление Скоробогача А.В. о признании незаконным акта государственного бюджетного учреждения "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" возвращено.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2021 года отменено определение судьи Пермского краевого суда от 11 мая 2021 года, административное исковое заявление Скоробогача А.В. направлено в Пермский краевой суд со стадии принятия административного искового заявления.
Определением Пермского краевого суда от 21 июля 2021 года административному истцу в принятии административного искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Не согласившись с указанным определением судьи, административным истцом подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене определения Пермского краевого суда от 21 июля 2021 года, как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов частной жалобы указывает, что им не оспаривается кадастровая стоимость, его требования основаны на главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нарушение его прав заключается в установлении завышенной кадастровой стоимости здания незаконным актом.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1).
Отказывая на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ в принятии административного искового заявления Скоробогача А.В, судья исходил из того, что оно не подлежит рассмотрению в суде, поскольку постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N973-п в Пермском крае установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года и с указанной даты на территории Пермского края установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется только государственным бюджетным учреждением "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" в порядке, установленном статьёй 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Полагаю возможным согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно статье 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр.
Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок.
Постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N973-п в Пермском крае установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года и с указанной даты на территории Пермского края кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости устанавливается Государственным бюджетным учреждением "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3.07.2016 N 237-ФЗ.
Таким образом, с 1 января 2021 года к спорным правоотношениям применяется иной порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленный статьей 22.1, введенной в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ, который не предусматривает оспаривания в суде результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости без оспаривания соответствующего решения бюджетного учреждения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, принятого по заявлению юридических и физических лиц.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из представленных суду апелляционной инстанции материалов дела, требования административного истца связаны с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N и в случае удовлетворения требований возможно изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Поскольку в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, судом первой инстанции обоснованно отказано в принятии такого заявления применительно к подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Доводы частной жалобы суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Учитывая изложенное, а также то, что процессуальных нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, судом первой инстанции не допущено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого определения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Пермского краевого суда от 21 июля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Скоробогача Алексея Васильевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.