Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-250/2021; УИД: 38RS0003-01-2020-004578-64 по иску Говина Валерия Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения незаконным, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Говина Валерия Алексеевича на решение Братского городского суда Иркутской области от 25 января 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Говин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области, ответчик) указав, что в связи с достижением возраста 50 лет 25 июня 2015 г. обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии. Рассмотрев заявление и документы, ответчик принял решение N от 31 июля 2015 г. об отказе в назначении пенсии. Не согласившись с таким решением, истец обратился в Братский городской суд.
Суд установили в мотивированном решении по делу N 2- 212/2016 указал, что им отработан специальный стаж на лесозаготовках в количестве 5 лет 11 месяцев 9 дней. С учетом льготного исчисления, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. N 2-П, продолжительность стажа составляет 8 лет 8 месяцев. Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 23 года 10 месяцев 27 дней. Поскольку период работы на лесозаготовках по состоянию до 31 декабря 2018 г. составляет 8 лет 8 месяцев, т.е. более половины от установленного срока (12 лет 6 месяцев), то пенсия назначается с уменьшением возраста (8 лет 8 мес. : 2 г. 6 мес. = 3) на три года, т.е. в 57 лет. Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на 1 октября 2020 г. составил 28 лет 5 месяцев 4 дня, при требуемом - 20 лет. Страховой стаж составил 34 года 2 мес. 2 дня, при требуемом - 25 лет.
После достижения возраста 55 лет истец 25 сентября 2020 г. повторно подал заявление о назначении страховой пенсии по старости. Ответчик принял решение N от 2 октября 2020 г. об отказе в назначении пенсии, при этом период работы с 18 июля 1996 г. по 26 июня 2002 г. засчитал в стаж на соответствующих видах работ по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в льготном исчислении 8 лет 8 месяцев. Засчитал в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 28 лет 5 месяцев 1 день. Однако, ответчик допустил прямое нарушение пенсионного законодательства, не стал применять положения части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о сокращении возраста на три года по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при стаже 8 лет 8 мес. (до 57 лет) и о сокращении возраста еще на пять лет (до 52 лет) в связи со стажем работы 28 лет 5 месяцев 1 день в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Вынося решение об отказе в установлении пенсии N от 31 июля 2015 г, ответчик, исходя из наличия страхового стажа, не определилдату возникновения права на досрочную пенсию. При возникновении права на пенсию 17 июля 2017 г. ответчик не принял решение о назначении пенсии. Поскольку на момент обращения за пенсией требуемый стаж для назначения досрочной страховой пенсии был уже выработан, то ответчик должен был прийти к выводу о признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии с момента возникновения такого права, а именно по достижению возраста 52 лет. Однако ответчик, располагая документами, подтверждающими наличие требуемого стажа для назначения пенсии, пришел к иному выводу.
В связи с чем истец просил суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области N от 2 октября 2020 г. об отказе в досрочном назначении пенсии по старости; признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 17 июля 2017г.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 25 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021 г, в удовлетворении исковых требований Говина В.А. отказано.
В кассационной жалобе истец Говин В.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Говин В.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 9 декабря 1998 г.
25 сентября 2020 г. истец обратился в ГУ УПФ РФ в г. Братске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Братске N от 2 октября 2020 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ. Стаж работы истца на соответствующих видах работ по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет 5 лет 11 месяцев 9 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2п - 8 лет 8 месяцев, при требуемом - 12 лет 6 месяцев. Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 28 лет 5 месяцев 1 день, при требуемом - 20 лет. Страховой стаж составил 34 года 2 месяца 2 дня, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2п - 43 года 4 месяца 23 дня, при требуемом - 25 лет. При этом в стаж истца на соответствующих видах работ по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ответчиком включен период работы Говина В.А. с 18 июля 1996 г. по 26 июня 2002 г. в должности тракториста по подготовке лесосек в ОАО "Братсклес" Братского района Иркутской области.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица на имя Говина В.А, указанный период работы с 18 июля 1996 г. по 26 июня 2002 г. также квалифицирован работодателем, как работы на лесозаготовках и лесосплаве по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и МКС.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения N от 2 октября 2020г. об отказе в досрочном назначении пенсии по старости и признании за Говиным В.А. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 17 июля 2017 г, суд первой инстанции на основании собранных по делу доказательств пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для применения к периоду работы истца с 18 июля 1996 г. по 26 июня 2002 г. положений Списка N 2 от 22 августа 1956 г.
При этом суд указал, что данный период работы был включен ответчиком в стаж истца по заявлению истца на соответствующих видах работ по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. на основании положений Списка N 273 от 24 апреля 1992 г.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Говина В.А, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страной стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу положений части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Сера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г, имели мужчины, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющие страховой стаж не менее 25 календарных лет. Гражданам, имеющим неполный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается как гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно Приложению 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если гражданин в 2020 г. приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, возраст, по достижении которого гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости увеличивается на 24 месяца.
Согласно положениям Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Порядок установления страховой пенсии предусмотрен Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом от 19 января 2016 г. N Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно которому назначение пенсии носит исключительно заявительный характер, Управление Пенсионного фонда при возникновении права на пенсию у застрахованного лица не может принять решение о ее назначении без его заявления.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что Говин В.А. первоначально обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости 25 июня 2015 г. по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Решением от 31 июля 2015 г. N в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
25 июня 2020 г. Говин В.А. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области повторно, рассмотрев его заявление ответчик отказал Говину В.А. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого для назначения пенсии стажа на соответствующих видах работ, поскольку размер стажа истца остался прежним, как при первоначальном обращении.
По Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П период работы Говина В.А. с 18 июля 1996 г. по 31 декабря 2001 г. календарно составляет 5 лет 5 месяцев 13 дней. Указанный период относится к работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем, включается в стаж в полуторном размере, период работы составит 8 лет 2 месяца 5 дней. В свою очередь период работы истца с 1 января 2002 г. по 26 июня 2002 г. календарно составляет 5 месяцев 26 дней и включается в стаж календарно, в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Продолжительность периода работы с 18 июля 1996 г. по 26 июня 2002 г. на соответствующих видах работ составила 8 лет 8 месяцев (8 лет 2 месяца 5 дней + 5 месяцев 26 дней).
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к верному выводу о том, что расчет стажа истца был произведен ответчиком при вынесении оспариваемого решения верно.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды правильно исходили из того, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости мужчинам, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на соответствующих видах работ по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия может быть назначена по достижении возраста 50 лет при наличии стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 20 календарных лет. В случае, если стаж на соответствующих видах работ выработан по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, не полностью, оснований для назначения пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию и снижения размера стажа на соответствующих видах работ законом не предусмотрено. При этом, Список N 2 от 22 августа 1956 г. применяется для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии со Списком N 273 от 24 апреля 1992 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса. Указанный Список распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Список N 2 от 26 января 1991 г. не содержит прав на досрочное назначение пенсии для каких-либо работ по лесозаготовке.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 25 января 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу Говина Валерия Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.