Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-12/2021 (УИД 24RS0054-01-2020-000023-27) по иску Гогорева Евгения Александровича к отделу Министерства внутренних дел России по Ужурскому району, Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю о взыскании невыплаченной денежной компенсации за неиспользованные календарные дни отпусков, об изменении даты расторжения контракта и увольнения, о взыскании невыплаченной денежной компенсации за сверхурочную работу, по кассационной жалобе Гогорева Евгения Александровича на решение Ужурского районного суда Красноярского края от 14 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гогорев Евгений Александрович (далее - Гогорев Е.А, истец) обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел России по Ужурскому району (далее - ОМВД России по Ужурскому району), Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю (далее - ГУ МВД России по Красноярскому краю) о взыскании невыплаченной денежной компенсации за неиспользованные календарные дни отпусков, об изменении даты расторжения контракта и увольнения, о взыскании невыплаченной денежной компенсации за сверхурочную работу.
В обоснование своих требований указывал на то, что в период с ноября 2002 г. по февраль 2020 г. Гогорев Е.А. проходил службу в ОМВД России по Ужурскому району, в том числе с 20 февраля 2012 г. по 15 сентября 2017 г. в должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка отдела МВД России по Ужурскому району, а с 15 сентября 2017 г. по 3 февраля 2020 г. в должности заместителя начальника отдела - начальника полиции ОМВД.
Гогоревым Е.А. 25 ноября 2019 г. был подан рапорт об увольнении из органов внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342 -ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию здоровья) по окончанию предоставленных отпусков и дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В рапорте от 23 декабря 2019 г. Гогорев Е.А. просил о предоставлении ему неиспользуемой части очередного отпуска за 2012, 2013 годы. Но данный рапорт рассмотрен не был, работником отдела кадров было сообщено, что неиспользованные дни отпуска за 2012 и 2013 годы при увольнении ему не будут предоставлены, в связи с чем Гогорев Е.А. обратился в суд за защитой своих прав.
Решением Ужурского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2019 г. Гогореву Е.А. отказано в удовлетворении исковых требований к ГУ МВД России по Красноярскому краю и ОМВД России по Ужурскому району о предоставлении дополнительных дней отдыха за несение службы сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни за период с 2012 г. по 2017 г, признании незаконными действий (бездействия) руководителя (начальника) по не изданию приказа по рапортам о предоставлении компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за 2012-2016 годы.
Приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 31 января 2020 г. N 131 л/с в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Гогорев Е.А. уволен со службы в органах внутренних дел с расторжением контракта 3 февраля 2020 г. Выслуга лет по состоянию на 3 февраля 2020 г. составила в календарном исчислении 20 лет 10 месяцев 23 дня, в льготном исчислении - 21 год 6 месяцев 8 дней.
Несмотря на подданный им рапорт об увольнении со службы, ответчик ОМВД России по Ужурскому району не произвел с ним окончательный расчет, не погасил задолженность по оплате часов, отработанных сверхурочно.
Гогорев Е.А. просил суд взыскать с ОМВД России по Ужурскому району невыплаченную денежную компенсацию при увольнении из органов внутренних дел за неиспользуемые календарные дни отпусков за 2012, 2013 годы в размере 32 576 руб, а также за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в сумме 132 781 руб. Обязать ГУ МВД России по Красноярскому краю изменить дату расторжения контракта и увольнения из органов внутренних дел на количество календарных дней, с учетом решения Ужурского районного суда от 6 декабря 2019 г. по гражданскому делу N 2-862/2019 г.
Решением Ужурского районного суда Красноярского края от 14 января 2021 г. в удовлетворении исковых требований Гогорева Е.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2021 г. решение Ужурского районного суда Красноярского края от 14 января 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гогорев Е.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ОМВД России по Ужурскому району поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Гогорев Е.А. проходил службу в органах внутренних дел с 2002 года, в должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка Отдела МВД России по Ужурскому району Красноярского края с 20 февраля 2012 г. и в должности заместителя начальника отдела МВД России - начальника полиции Отдела МВД России по Ужурскому району с 15 сентября 2017 г.
25 ноября 2019 г. Гогорев Е.А. обратился с рапортом к начальнику ГУ МВД России по Красноярскому краю с просьбой уволить его из органов внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
Кроме того, просил произвести увольнение по окончании предоставления отпусков и дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно выписке из приказа N 131 л/с от 31 января 2020 г. подполковник полиции Гогорев Е.А. в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 3 февраля 2020 г. уволен со службы в органах внутренних дел с расторжением контракта.
Решения Ужурского районного суда от 6 декабря 2019 г. оставлены без удовлетворения исковые требования Гогорева Е.А. к ОМВД России по Ужурскому району и ГУ МВД по Красноярскому краю о возложении обязанности предоставить дополнительные дни отдыха за несение службы сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время и выходные, и нерабочие праздничные дни за: 2012 год в количестве 216 часов или 27 календарных дней; 2013 год в количестве 132 часов или 16 календарных дней; 2014 год в количестве 166 часов или 20 календарных дней; 2015 год в количестве 198 часов или 24 календарных дней; 2016 год в количестве 170 часов или 21 календарных дня путем присоединения к отпуску за 2017 год.
Гогорев Е.А. обратился в суд с иском о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 определения от 23 октября 2014 г. N 2306-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О и от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О).
Определяя службу в органах внутренних дел как особый вид государственной службы, законодателем регламентированы, в том числе условия и прохождения указанной службы, а также вопросы компенсаций и социальных гарантий, связанных с особыми условиями несения данной службы.
Частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что служебное время - это период времени, в течение которого сотрудник внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
Вместе с тем частью 5 статьи 53 указанного Федерального закона предусмотрено, что ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителей федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудниками, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудника органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков, в том числе за ненормированный служебный день (пункт 4 часть 1). Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 5 статьи 58).
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом ОМВД России по Ужурскому району от 17 сентября 2014 г. N 207 л/с Гогореву Е.А. был предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 9 календарных дней за 2014 год, приказом ОМВД России по Ужурскому району от 19 марта 2014 г. N 53 л/с Гогореву Е.А. был предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 9 календарных дней за 2013 год, а потому приказом ОМВД России по Ужурскому району от 17 сентября 2013 года N 199 л/с истцу был предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день именно за 2012 год, поскольку в 2012 году Гогореву Е.А. дополнительный отпуск не предоставлялся.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что Гогореву Е.А. дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2012 год был предоставлен в 2013 году, за 2013 год в 2014 году, а в 2014 году за 2014 год. Поскольку отпуска за 2012 и 2013 годы за ненормированный рабочий день были истцом использованы в натуре, потому отсутствуют основания для взыскания компенсации за неиспользованный отпуск.
Частью 5 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и отпуск, предоставленный сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел продолжительностью 10 календарных дней и более, увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец.
Судом установлено, что согласно приказов о предоставлении отпусков Гогореву Е.А. в 2012 и 2013 годах, истцу предоставлялись отпуска с выездом в с. Ермаковское Красноярского края, то есть за пределы Ужурского района Красноярского края, с увеличением ежегодного отпуска на один календарный день за каждый год для проезда к месту отдыха.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ежегодные отпуска Гогорева Е.А. за 2012 и 2013 годы подлежали увеличению для проезда к месту отдыха на двое суток за каждый год, однако работодателем отпуска увеличивались на один календарный день за каждый год.
Между тем, поскольку ответчиком было заявлено о пропуске срока на обращение в суд с данными требованиями, принимая во внимание, что срок обращения в суд по заявленным истцом требованиям о взыскании невыплаченной денежной компенсации при увольнении из органов внутренних дел за неиспользуемые календарные дни отпусков за 2012, 2013 годы истек, уважительных причин пропуска срока не приведено, ходатайств о восстановлении срока не заявлено, в связи с чем, в данной части также исковые требования судом оставлены без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца в данной части, указав на то, что по смыслу статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация при увольнении выплачивается за все неиспользованные отпуска. Дни для проезда к месту отдыха и обратно, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не относятся к видам отпусков, предусмотренных специальным законодательством, соответственно могут быть использованы сотрудником только в натуре и компенсации при увольнении не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что отпуска за 2012 и 2013 годы за ненормированный рабочий день были истцом использованы в натуре, потому отсутствуют основания для взыскания компенсации за неиспользованный отпуск, являются законными, обоснованными, соответствующими материалом дела.
Также суды пришли к правильному выводу о том, что дни для проезда к месту отдыха и обратно, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, не относятся к видам отпусков, предусмотренных специальным законодательством, соответственно могут быть использованы сотрудником только в натуре и компенсации при увольнении не подлежат.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая требования истца о взыскании невыплаченной денежной компенсации при увольнении из органов внутренних дел за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в период несения службы с 2012 года по 2020 год Гогорев Е.А. с рапортами о выплате денежной компенсации за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, к работодателю не обращался, доказательств обратного суду не представлено, учитывая, что нормативно-правовое регулирование выплаты денежной компенсации не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате таковой, а предусматривает разрешение этого вопроса путем предоставления, по общему правилу, дней отдыха в другие дни недели или же присоединение таких дней к ежегодному оплачиваемому отпуску, а при обращении сотрудника рассмотрение возможности выплаты денежной компенсации именно в очередном календарном (текущем) году, а потому данные исковые требования Гогорева Е.А. удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В период спорных правоотношений порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, был регламентирован приказом МВД России от 19 октября 2012 г. N (в настоящее время утратил силу), а также приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N.
В соответствии с пунктом 9 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного Приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. N 961 (далее - Порядок) сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка).
Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Аналогичные положения содержаться в пунктах 285, 286 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50.
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В соответствии с пунктом 283 Порядка продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
С учетом приведенных положений являются правильными выводы судов, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, то есть носит заявительный характер.
Установив, что истец с рапортами о выплате денежной компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, в ночное время к работодателю не обращался, срок обращения с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха либо замены такого отдыха денежной компенсацией ограничен текущим годом, суды пришли к правомерному выводу о том, что истец не приобрел права на получение денежной компенсации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит верными выводы судов о том, что поскольку решением Ужурского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2019 г, вступившим в законную силу 11 марта 2020 г, Гогореву Е.А. отказано в удовлетворении исковых требований, в том числе о предоставлении дополнительных дней отдыха за несение службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а потому исковые требования Гогорева Е.А. об изменении даты расторжения контракта и увольнения из органов внутренних дел на количество календарных дней отпуска удовлетворению не подлежали.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ужурского районного суда Красноярского края от 14 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гогорева Евгения Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.