Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Президента
Республики Адыгея
от 11 октября 2002 г. N 229
Положение
о Сети наблюдения и лабораторного контроля
Гражданской обороны Российской Федерации в Республике Адыгея
6 июня 2008 г., 29 мая 2009 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования Сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской обороны Российской Федерации в Республике Адыгея (далее - СНЛК).
2. СНЛК является составной частью системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Республики Адыгея. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех органов исполнительной власти Республики Адыгея и организаций, входящих в структуру СНЛК.
Указом Президента Республики Адыгея от 6 июня 2008 г. N 58 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Общее руководство СНЛК возлагается на Главное управление МЧС России по Республике Адыгея. Непосредственное руководство подведомственными организациями, входящими в структуру СНЛК, осуществляют соответствующие органы исполнительной власти Республики Адыгея.
4. Наблюдение и лабораторный контроль в Республике Адыгея организуется и проводится в целях:
1) своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
2) принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, биологических (бактериальных) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
Указом Президента Республики Адыгея от 6 июня 2008 г. N 58 в пункт 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Главное управление МЧС России по Республике Адыгея:
1) организует и координирует деятельность организаций, включенных в СНЛК;
2) руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
3) контролирует состояние готовности СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени;
4) обеспечивает взаимодействие с командованием Майкопского военного гарнизона, Министерством внутренних дел Республики Адыгея, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Адыгея по обмену информацией о химической, радиационной и биологической обстановке на территории Республики Адыгея.
II. Функционирование и порядок передачи
информации организациями СНЛК
Указом Президента Республики Адыгея от 6 июня 2008 г. N 58 в пункт 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
1) в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данной организации вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется в вышестоящую организацию по подчиненности и в Главное управление МЧС России по Республике Адыгея;
2) в режиме повышенной готовности ( ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация передается организациями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление МЧС России по Республике Адыгея в следующих случаях:
а) при ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ в объемах (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, а также отравляющих веществ и биологических средств,
б) при возникновении опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений,
в) при высоком загрязнении природной среды. Передача информации осуществляется незамедлительно по телефону с последующим письменным подтверждением в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, и далее с периодичностью не более четырех часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждой организации СНЛК вышестоящей организацией, Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея и закрепляются соответствующей инструкцией;
3) в режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Указом Президента Республики Адыгея от 6 июня 2008 г. N 58 в пункт 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Организациями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление МЧС России по Республике Адыгея передается экстренная информация:
1) об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ в количествах, превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, а также отравляющих веществ и биологических средств;
2) о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений;
3) о случаях высокого загрязнения окружающей среды.
8. Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее двух часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более четырех часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
III. Организация наблюдения и лабораторного контроля
9. СНЛК включает следующие организации:
1) центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
2) станции защиты растений;
3) агрохимические лаборатории;
4) ветеринарные лаборатории;
5) инспекцию по карантину растений;
6) центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
7) специализированную инспекцию аналитического контроля;
8) объектовые лаборатории;
9) химико-радиометрическую лабораторию.
10. Основу СНЛК составляют наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК организации, являющиеся головными.
11. Головные организации СНЛК выполняют следующие задачи:
1) определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и проводят специфическую индикацию биологических средств;
2) осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
3) разрабатывают нормативно-методические документы для соответствующих организаций СНЛК;
4) осуществляют методическое руководство соответствующими организациями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований,
5) организуют подготовку (переподготовку) специалистов организаций СНЛК.
12. Головные организации СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность в течение шести - восьми часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода организаций с мирного на военное время.
Указом Президента Республики Адыгея от 6 июня 2008 г. N 58 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения
13. В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным организациям назначаются дублеры. В качестве дублеров назначаются районный (городской) центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарная лаборатория, станция агрохимической службы, станция защиты растений. Перечень дублеров организаций СНЛК согласовывается руководителями головных организаций СНЛК с Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея.
14. Основными задачами центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются:
1) проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Адыгея" формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов);
2) установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
3) осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для головного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора);
4) проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами, биологическими средствами, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
5) измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
6) определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
7) установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора),
8) определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья отравляющими веществами и аварийно химически опасными веществами.
15. Основными задачами станций защиты растений являются:
1) установление наличия в объектах окружающей среды отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и на территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ;
2) установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;
3) определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий;
4) участие в выявлении и оценке химической и биологической обстановки в целях обоснования предложений по ведению растениеводства в условиях химического и биологического заражения сельскохозяйственных угодий.
16. Основными задачами агрохимических лабораторий являются:
1) измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
2) установление наличия в объектах окружающей среды отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ в районе их расположения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
3) определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;
4) установление радионуклидного состава исследуемых проб;
5) определение на объектах сельскохозяйственного производства зараженности почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации;
6) проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с обработкой коэффициентов накопления и перехода;
7) оценка радиоактивного и химического заражения (загрязнения) путем проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участие в проведении специальных опытов.
17. Основными задачами ветеринарных лабораторий являются:
1) проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
2) установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных;
3) проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
4) осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
5) измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе их расположения;
6) определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
7) установление радионуклидного состава исследуемых проб, зараженных радиоактивными веществами;
8) определение зараженности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды отравляющими веществами и аварийно химически опасными веществами, а также осуществление их индикации;
9) проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных радиоактивными веществами, отравляющими веществами и аварийно химически опасными веществами;
10) проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды, а также фуражного сырья, зараженных радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
11) прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;
12) оказание методической помощи районным ветеринарным лабораториям, подготовка специалистов.
18. Основными задачами инспекции по карантину растений являются:
1) измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения пункта и на территории контролируемых объектов;
2) установление наличия во внешней среде отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ;
3) проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей болезней растений;
4) осуществление карантинной проверки и экспертизы семян, растений, продукции растительного происхождения на обследуемых территориях и на объектах.
19. На центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды возлагается:
1) измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеорологических площадок;
2) установление наличия аварийно химически опасных веществ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
3) осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
20. На специализированную инспекцию аналитического контроля возлагаются следующие задачи:
1) измерение мощности доз излучения на местности и в районе ее расположения,
2) определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности отравляющими веществами и аварийно химически опасными веществами;
3) установление границ зон радиоактивного и химического заражения в районах чрезвычайных ситуаций;
4) определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
5) установление радионуклидного состава исследуемых проб.
21. На объектовые лаборатории возлагаются следующие задачи:
1) измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;
2) установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ и проведение их индикации;
3) установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) радиоактивными веществами, отравляющими веществами и аварийно химически опасными веществами воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ;
4) определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах воды;
5) отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами.
22. Химико-радиометрическая лаборатория проводит радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах заражения (загрязнения), индикацию отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, в том числе компонентов ракетного топлива.
23. Организации СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
1) соответствующий штат и табель оснащения;
2) план перевода организации с мирного на военное положение;
3) план подготовки и развития организации на текущий год и перспективу;
4) схему оповещения, сбора сотрудников организации в рабочее и нерабочее время;
5) функциональные обязанности специалистов организации;
6) перечень особо опасных заболеваний людей, сельскохозяйственных животных и растений, определенный соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации;
7) инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
8) инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
9) методики отбора проб и проведения исследований на зараженность радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, определенные перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
10) нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
11) карту (схему) Республики Адыгея для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
12) журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
13) журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
14) инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;
Указом Президента Республики Адыгея от 29 мая 2009 г. N 57 в подпункт 15 пункта 23 раздела III настоящего приложения внесены изменения
15) переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в Главное управление МЧС России по Республике Адыгея.
IV. Материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовка
специалистов СНЛК
24. Оснащение организаций СНЛК лабораторным оборудованием, химическими реактивами и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств соответствующих бюджетов.
Указом Президента Республики Адыгея от 29 мая 2009 г. N 57 в пункт 25 раздела IV настоящего приложения внесены изменения
25. Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея в соответствии с табелями оснащения на военное время.
26. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайные ситуации мирного времени), хранится непосредственно в организациях СНЛК, используется только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.
27. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводится по методикам, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
28. Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
29. Лабораторный контроль (кроме биологических средств) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
30. Готовность организаций СНЛК к решению возложенных на них задач обеспечивается соответствующими органами исполнительной власти Республики Адыгея путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения лабораторий, отделов, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методическими материалами. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители организаций СНЛК.
Указом Президента Республики Адыгея от 6 июня 2008 г. N 58 в пункт 31 настоящего приложения внесены изменения
31. Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится соответствующими органами исполнительной власти Республики Адыгея по планам и программам, согласованным с Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея. В целях совершенствования СНЛК Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ежегодно проводит с организациями СНЛК не менее двух тренировок и один раз в два года - учения. Учения и тренировки проводятся с выдачей контрольных проб на радиоактивные вещества, отравляющие вещества, аварийно химически опасные вещества и биологические средства.
Указом Президента Республики Адыгея от 29 мая 2009 г. N 57 в пункт 32 раздела IV настоящего приложения внесены изменения
32. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности организаций СНЛК представляются в Главное управление МЧС России по Республике Адыгея.
33. Основными источниками финансирования деятельности организаций СНЛК являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Адыгея, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.
Руководитель Администрации Президента
Республики Адыгея и Кабинета Министров
Республики Адыгея - Министр Республики Адыгея |
С. Клещев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.