Решение Верховного суда Республики Адыгея
от 24 мая 2005 г.
Верховный Суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - Мейстер В. М. при секретаре - Недоступовой И. А. с участием прокурора Калюжного В. В. представителей заинтересованных лиц: Президента РА - консультанта Контрольно-правового отдела управления Президента РА - Михненко Л. В. (по доверенности N П-101 от 27.04.2005 года);
Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" - Председателя Совета народных депутатов Майкопского района - Орловой Г. Я.;
Совета муниципального образования "Апшеронский район" Краснодарского края - заведующего юридическим отделом администрации Апшеронского района - Франка А. А. (по доверенности N 1170 от 14.04.2005 года), заместителя начальника территориального отдела Управления "Роснедвижимости" по Краснодарскому краю - Шевякова А. А. (по доверенности N 1308 от 27.04.2005 года);
Совета муниципального образования "Мостовской район" Краснодарского края - руководителя правового отдела администрации - Ситливова А. Н. (по доверенности N 01-636 от 10.03.2005 года); Управления "Роснедвижимости" по РА - заместителя руководителя Тлехурай А. Н. (по доверенности N 01/188 от 18.05.2005 года), ведущего специалиста - Кругликовой Н. В. (по доверенности N 01/187 от 16.05.2005 года);
Отдела законодательства и федерального регистра в Республике Адыгея ГУ Минюста РФ в ЮФО - специалиста 1 категории Магдалевич Ю. С. (по доверенности N 7 от 03.05.2005 года), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Адыгея о признании недействующими в части приложений NN 1 и 2 к Закону РА N 271 от 01.12.2004 года "О муниципальном образовании "Майкопский район" и установлении его границ", установил:
Заместитель прокурора Республики Адыгея обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части Закона Республики Адыгея N 271 от 01.12.2004 года "О муниципальном образовании "Майкопский район" и установлении его границ".
При этом указал, что отдельные положения данного закона в части установления и картографического описания границ Майкопского района с сопредельными Апшеронским и Мостовским районами Краснодарского края не соответствуют требованиям законодательства, приняты с нарушением установленной процедуры и подлежат признанию недействующими с последующим приведением их в данной части в соответствие с установленными законом требованиями.
В обоснование заявленных требований прокурор пояснил, что картографическое описание границ (приложение N 2 к закону), а также Карта-схема муниципального образования "Майкопский район" (приложение N 1 к закону), составленная на основе этого описания в части определения границ с Апшеронским районом Краснодарского края в пределах дороги на плато Лаго-Наки и с Мостовским районом Краснодарского края в окрестностях п. Трехречного, установлены с нарушением норм действующего законодательства.
В частности, в абз. 173 - Картографического описания границ муниципального образования "Майкопский район" (приложение N 2), устанавливающего один из участков сопредельной границы данного муниципального образования РА с Апшеронским районом Краснодарского края в месте прохождения вышеуказанной дороги на плато Лаго-Наки указано, что данная граница проходит от точки 948, расположенной на правой стороне полосы отвода пятнадцатого километра асфальтированной дороги республиканского значения, в южном направлении на протяжении двадцати километров по правой стороне полосы отвода дороги до точки 1191 (перевал Азишский).
Кроме того, в абзацах 57 - 59 Картографического описания границ муниципального образования "Майкопский район" (приложение N 2 к закону) участок его границы с Мостовским районом Краснодарского края в окрестностях п. Трехречного проходит от точки 298 в юго-восточном направлении по левой стороне дороги постороннего пользования на протяжении 4901 метра до точки 299 (середина моста через р. Кетль); от точки 299 в северо-восточном направлении по реке Кетль на протяжении 6835 метров до точки 300 (устье реки Фарс); от точки 300 в северо-западном направлении по реке Фарс на протяжении 2850 метров до точки 301 (устье реки Надзорка). Данное описание свидетельствует, что п. Трехречный был включен в состав Майкопского района РА.
Соответствующим образом отражено графическим способом прохождение границы Майкопского района в указанных местах и на Карте-схеме муниципального образования "Майкопский район" (приложение N 1 к закону).
Между тем, на стадии согласования при подготовке проекта данного закона РА границы муниципального образования "Майкопский район" с Апшеронским районом Краснодарского края были обозначены по фактически сложившимся условиям землепользования, исходя из ранее оформленных землеустроительных материалов, что и нашло свое отражение в Акте согласования административной границы от 30.03.2004 г. между муниципальными образованиями Майкопского и Апшеронского районов.
При этом прохождение границ, а соответственно и их картографическое описание отличается от тех, что были утверждены в оспариваемом законе РА.
То есть Государственным Советом - Хасэ РА в нарушение проведенных предварительных согласований границ Майкопского и Апшеронского районов, единолично, по собственной инициативе, без проведения каких-либо дополнительных уточнений и согласований граница Майкопского района, а соответственно и граница РА в районе дороги на плато Лаго-Наки была установлена так, как указано в Картографическом описании границ муниципального образования "Майкопский район" (приложении N 2 к закону), что привело к включению в состав РА без равновеликого обмена территории общей площадью 1086 га, занимаемой хозяйствующими субъектами Апшеронского района.
При этом при принятии в последующем Государственным Советом - Хасэ РА Закона РА N 283 от 30.12.2004 г. "О наделении муниципального образования "Майкопский район" статусом муниципального района, об образовании и наделении статусом поселений муниципальных образований в его составе и установлении их границ" границы Даховского сельского поселения Майкопского района (приложение N 7 к закону) в том месте, где они одновременно являются границей между Апшеронским и Майкопским районами, были отражены именно так, как это было предусмотрено в Акте согласования административной границы от 30.03.2004 г. Таким образом, оспариваемый Закон РА N 271 от 01.12.2004 г. в этой части также находится в противоречии с данным законом.
Что касается вопроса об установлении границ муниципального образования "Майкопский район" в окрестностях п. Трехречного, то здесь также были допущены нарушения процедур согласования.
Имеющиеся в наличии материалы установления границ и проведенных согласований свидетельствуют о том, что п. Трехречный де-юре относится к территории Мостовского района. В частности, об этом прямо свидетельствуют Акт согласования административной границы между Мостовским и Майкопским районами от 17.06.2003 г., картографическое согласование границ (без описаний границ) между Майкопским и Мостовским районами от 1979 г. и от 1971 г. между Адыгейской автономной областью и Краснодарским краем.
Кроме того, до настоящего момента в отношении п. Трехречного действовали соглашения между Майкопским и Мостовским районами о принципах и порядке землепользования между ними на его территории, заключенные в 1993 г. и в 1997 г. Между тем данные соглашения не оспаривали территориальную целостность Мостовского района, и п. Трехречный на данном основании не мог считаться территорией РА.
В ходе проведения землеустроительных работ с уточнением границ между Майкопским и Мостовским районами 26.11.2003 г. был проведен сход граждан п. Трехречного, на котором помимо прочего был поставлен вопрос о территориальном переподчинении данного поселка из Мостовского района в Майкопский. Сход граждан принял по данному вопросу положительное решение.
Вместе с тем, требования ч. 2 ст. 12 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" о необходимости учета мнения представительного органа местного самоуправления Мостовского района при решении вопроса об изменении границ муниципальных районов, влекущие отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений к территориям других муниципальных районов, в полном объеме выполнены не были ввиду разногласий о площади территории, которая может быть передана в состав Майкопского района.
Так, акт согласования административных границ между Майкопским и Мостовским районами подписан в начале 2004 г. не был, свою позицию по отнесению территории п. Трехречного к Майкопскому району Совет муниципального образования "Мостовской район" - не высказал.
Несмотря на это, как в проекте, подготовленном Советом народных депутатов Майкопского района, так и при его рассмотрении в Государственном Совете - Хасэ РА с последующим утверждением в качестве закона, предусмотрено отнесение земель вокруг п. Трехречного к Майкопском району.
При этом Государственным Советом - Хасэ РА никаких действий по организации согласительных процедур с соответствующими органами государственной власти Краснодарского края на момент принятия оспариваемого закона предпринято не было.
С учетом изложенного прокурор полагает, что поскольку при принятии закона в оспариваемых частях были допущены нарушения ряда федеральных законов и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, принятый закон в оспариваемой части подлежит признанию недействующим как противоречащий действующему законодательству.
Заинтересованные лица - Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, Президент Республики Адыгея, Совет народных депутатов муниципального образования "Майкопский район" Республики Адыгея, Совет муниципального образования "Мостовской район" Краснодарского края в отзывах на заявление прокурора о проверке нормативного правового акта в порядке нормоконтроля полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению ввиду их необоснованности, так как полагали, что закон Республики Адыгея не противоречит федеральному законодательству. В самом заявлении прокурора нет и не могло быть ссылок на конкретные нормы федерального закона, которые были нарушены, поскольку в настоящий момент отсутствует правовая база, регулирующая правоотношения, касающиеся порядка установления и изменения границ субъектов РФ. Оспариваемый закон был разработан и принят Государственным Советом - Хасэ РА в пределах полномочий, предоставленных субъектам РФ законом, с соблюдением требований ст.ст. 11 - 12 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с соблюдением процедуры принятия законов РА, установленной регламентом Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Кроме того, полагали, что поставленный прокурором вопрос вообще не подлежит разрешению в суде общей юрисдикции. Его рассмотрение является исключительной компетенцией Конституционного Суда РФ.
Заинтересованные лица - Отдел законодательства и федерального регистра в Республике Адыгея ГУ Минюста РФ в ЮФО, управление Роснедвижимости по Республике Адыгея, Совет муниципального образования "Апшеронский район" Краснодарского края - полагали, что требования прокуроpa подлежат удовлетворению. Оспариваемый нормативный акт в части приложений NN 1 и 2 полагали противоречащим федеральному закону и иным нормативно-правовым актам и просили в этой части признать его недействующим.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 85 Федерального закона РФ от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают границы муниципальных образований.
Во исполнение указанного Федерального закона Закон Республики Адыгея N 271 от 01.12.2004 года "О муниципальном образовании "Майкопский район" и установлении его границ" с приложениями N 1 и N 2 установил границы муниципального образования "Майкопский район" согласно картосхеме и картографическому описанию (приложения N 1 и N 2).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 67 ч. З) границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Это положение Конституции РФ предполагает, что при установлении или изменении границ субъектов необходима процедура проведения предварительных согласований этих границ.
При подготовке проекта закона РА N 271 при определении границ муниципального образования "Майкопский район" с Апшеронским районом Краснодарского края в стадии согласования границы между районами были обозначены по фактически сложившимся условиям землепользования, исходя из ранее оформленных землеустроительных материалов, что и было отражено в Акте согласования административной границы от 30.03.2004 года между муниципальными образованиями Майкопского и Апшеронского районов.
Помимо указанного Акта согласования административной границы ранее органами местного самоуправления Майкопского и Апшеронского районов, а также органами государственной власти Краснодарского края и Республики Адыгея принимался и согласовывался ряд других документов, которые последовательно подтверждали прохождение границ, так же, как это было указано в Акте согласования административной границы от 30.03.2004 года.
Так, ранее составлялись Акт согласования административных границ Апшеронского и Майкопского районов от 25.10.1999 года, Каталог координат окружных границ Майкопского района, изготовленный "КубаньНИИгипрозем" с соответствующим их картографическим оформлением в 1990 году, а также картографические согласования (без описания границ), имевшие место в 1976 г., 1997 г. между Майкопским и Апшеронским районами и в 1971 году между Адыгейской автономной областью и Краснодарским краем.
Прохождение границ именно в таком виде, как указано в акте согласования от 30.03.2004 года, подтверждается государственным актом на право пользования землей совхозом "Самурский" (ныне СХКП "Самурский") от 1987 года, а также материалами лесоустройства Гузерипльского (от 1996 года) и Апшеронского (от 1998 года) лесхозов.
В соответствии с проведенным 30.03.2004 года согласованием был принят Закон Краснодарского края N 747-КЗ от 02.07.2004 года, "Об установлении границ муниципального образования "Апшеронский район", наделении его статусом муниципального образования, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений и установлении их границ".
В период подготовки проекта оспариваемого закона Советом народных депутатов Майкопского района при внесении его в Государственный Совет - Хасэ РА на рассмотрение границы с Апшеронским районом полностью соответствовали Акту согласования административных границ от 30.03.2004 года.
Однако Государственным Советом - Хасэ РА в нарушение проведенных предварительных согласований границ Майкопского и Апшеронского районов, без проведения каких-либо дополнительных уточнений и согласований прохождение границ Майкопского района в районе дороги плато Лаго-Наки и соответственно их картографическое описание были установлены с отличием от согласованных границ.
При этом при принятии в последующем Государственным Советом - Хасэ РА Закона РА N 283 от 30.12.2004 года "О наделении муниципального образования "Майкопский район" статусом муниципального района, об образовании и наделении статусом поселений муниципальных образований в его составе и установлении их границ" границы Даховского сельского поселения Майкопского района (приложение N 7 к закону) в том месте, где они одновременно являются границей между Майкопским и Апшеронским районами, были отражены именно так, как это было предусмотрено в Акте согласования административной границы от 30.03.2004 года.
Таким образом, закон РА N 271 от 01.12.2004 года в указанной выше части находится в противоречии как с законом РА N 283 от 30.12.2004 года, так и с законом Краснодарского края N 747-КЗ от 02.07.2004 года.
При этом в соответствии с названными выше законами РА N 283 и Краснодарского края N 747-КЗ территория Даховского сельского поселения Майкопского района граничит с Апшеронским районом, а с учетом закона N 271 РА территория этого поселения входит в состав поселения Апшеронского района.
Между тем в соответствии со ст. 11 (п. 1 пп. 13) Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.
Таким образом, имеет место несоответствие в оспариваемой части закона Республики Адыгея Федеральному закону.
Согласно требованиям ФЗ N 78-ФЗ "О землеустройстве", а также принятого в его развитие п. 7 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 514, схемы землеустройства территорий субъектов РФ, схемы землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований утверждаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления при наличии необходимых согласований.
Помимо этого, в пп. 8, 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 года N 396, указано, что межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков. Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя, помимо прочего, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.
Невыполнение данных требований законодательства привело к указанным выше нарушениям федерального закона.
Относительно границ муниципальных образований Майкопского и Мостовского районов в окрестностях пос. Трехречного.
Между Адыгейской автономной областью и Краснодарским краем в 1971 году были проведены картографические согласования границ (без описания границ). В 1979 году аналогичные согласования проведены между Майкопским и Мостовским районами.
Акт согласования административной границы между Мостовским и Майкопским районами составлен 17.06.2003 года.
Все проведенные согласования свидетельствуют о том, что пос. Трехречный относится де-юре к территории Мостовского района.
Кроме того, более десяти лет в отношении п. Трехречного действовали соглашения между Мостовским и Майкопским районами о принципах и порядке землепользования между ними на его территории, заключенные в 1993 г. и 1997 г. Данные соглашения не оспаривали территориальную целостность Мостовского района, и пос. Трехречный по данным соглашениям не мог считаться территорией РА.
В ходе проведения землеустроительных работ с уточнением границ между Майкопским и Мостовским районами 26.11.2003 года был проведен сход граждан п. Трехречного, на котором, помимо прочего, был поставлен вопрос о территориальном переподчинении поселка из Мостовского района в Майкопский. Сход граждан принял по данному вопросу положительное решение.
Вместе с тем требования ч. 2 ст. 12 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" о необходимости учета мнения представителя органа местного самоуправления Мостовского района при решении вопроса об изменении границ муниципальных районов, влекущие отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений к территориям других муниципальных районов, в полном объеме выполнены не были ввиду разногласий о площади территории, которая может быть передана в состав Майкопского района.
Так, акт согласования административных границ между Майкопским и Мостовским районами подписан в начале 2004 года не был, свою позицию по отнесению территории п. Трехречного к Майкопскому району Совет муниципального образования "Мостовской район" не высказал.
Несмотря на это, как в проекте, подготовленном Советом народных депутатов Майкопского района, так и при его рассмотрении в Государственном Совете - Хасэ РА с последующим принятием в качестве закона РА, предусмотрено отнесение земель вокруг пос. Трехречного к Майкопскому району.
Законом Краснодарского края N 777-КЗ от 16.09.2004 года "Об установлении границ муниципального образования Мостовской район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений и установлении его границ" отсутствует подробное картографическое описание границ данного района с Майкопским районом, есть лишь общее указание, что данная граница проходит по границе между Краснодарским краем и Республикой Адыгея, с фактическим отнесением земель в районе пос. Трехречного к Майкопскому району, хотя и в меньшем размере, чем в законе РА N 271.
Ввиду невыполнения требований ФЗ N 78-ФЗ "О землеустройстве", а также принятого в его развитие п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 514, и п. 8, 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 года N 396 о согласовании и утверждении землеустроительной документации, а также требований ч. 2 ст. 12 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года, выразившихся в отсутствии учета мнения представительного органа муниципального образования Мостовской район при изменении границ, влекущих отнесение входящих в состав поселений к территориям других муниципальных районов, также допущены нарушения требований ст. 11 п. 1 пп. 13 ФЗ-131, в соответствии с которым территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.
При таких обстоятельствах суд считает, что Закон РА N 271 от 01.12.2004 года в части, оспоренной прокурором, подлежит признанию недействующим со дня его принятия ввиду нарушения процедуры его принятия.
Доводы представителей Президента РА, Советов народных депутатов муниципальных образований "Майкопский район" и "Мостовской район" о том, что требования прокурора не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, несостоятельны.
Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим полностью или в части принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти.
Не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании нормативно-правовых актов, проверка конституционности которых отнесена исключительно к компетенции Конституционного Суда РФ.
В заявлении прокурора ставится вопрос исключительно о нарушении Государственным Советом - Хасэ требований о процедуре принятия закона в части установления границ без проведения соответствующих согласований, установленных федеральным законодательством.
Разрешение этого вопроса находится в компетенции суда.
Кроме того, доводы представителя Президента РА о том, что к данным правоотношениям должны применяться исключительно нормы Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" без учета требований законодательства о землеустройстве, являются несостоятельными, поскольку установленное в ст. 85 вышеуказанного закона требование об определении картографического описания границ предполагает обязательное введение землеустроительных работ с согласованием границ между сопредельными землепользователями, в том числе если они являются муниципальными образованиями.
Поскольку судом установлено наличие указанных прокурором нарушений при принятии оспариваемого нормативного акта, заявление прокурора считать подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 26 ч. 1 п. 2, ст. 198 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Адыгея решил:
заявление заместителя прокурора Республики Адыгея удовлетворить.
Абзацы 57 - 59, 173 Картографического описания границ муниципального образования "Майкопский район" (приложение N 2 к Закону РА "О муниципальном образовании "Майкопский район" и установлении его границ"), а также их графическое отображение на Карте-схеме границ муниципального образования "Майкопский район" РА (приложение N 1 к Закону РА "О муниципальном образовании "Майкопский район" и установлении его границ"), связанные с установлением границ Майкопского района с Апшеронским районом в месте прохождения автодороги на плато Лаго-Наки и Майкопского района с Мостовским районом в окрестностях п. Трехречного, - признать недействующими со дня принятия данного закона.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения, через Верховный Суд Республики Адыгея.
Председательствующий по делу |
Мейстер В. М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 24 мая 2005 г.
Текст решения опубликован в газете "Советская Адыгея", N 215 от 29 октября 2005 г.