город Майкоп |
от 6 октября 2005 года |
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Купина В. А., судей Хазешук Н. А., Шадже А. М., заслушав в заседании заключение судьи Хазешук Н. А., проводившей на основании статьи 41 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" предварительное изучение жалобы, установил:
1. Коллектив Управления автомобильных дорог Республики Адыгея (Адыгеяавтодор) обратился в Конституционный Суд Республики Адыгея с жалобой о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 20 июля 2005 года N 69 "О ликвидации Управления автомобильных дорог Республики Адыгея (Адыгеяавтодор)". Представитель коллектива Управления Гудько Константин Георгиевич ссылается на то, что названный Указ противоречит федеральному закону и существенно ущемляет права и интересы трудового коллектива, гарантированные Конституцией Республики Адыгея.
Заявитель считает, что вместо Управления автомобильных дорог Республики Адыгея (Адыгеяавтодор) создано "Дорожное агентство Республики Адыгея" с теми же функциями, правами и обязанностями.
Указом Президента Республики Адыгея от 22 августа 2005 года N 76 начальник Управления Арданов Мурат Анатольевич освобожден от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу. Распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 августа 2005 года N 188-р директором Дорожного агентства Республики Адыгея назначен Арданов М. А. Он же распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 августа 2005 года N 191-р утвержден председателем ликвидационной комиссии в должности начальника Управления автомобильных дорог (Адыгеяавтодор), каковым уже не является.
Согласно части 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Исходя из этого, заявитель считает, что произошла не ликвидация, а реорганизация, и коллектив Управления уволен незаконно.
2. Как следует из содержания запроса, предметом обращения в Конституционный Суд Республики Адыгея явилось нарушение прав и свобод коллектива Управления, гарантированных Конституцией Республики Адыгея, и несоответствие оспариваемого Указа Президента Республики Адыгея Федеральному закону.
Проверка соответствия законов и иных нормативных актов Республики Адыгея федеральному законодательству не подведомственна Конституционному Суду Республики Адыгея и не может быть предметом его рассмотрения.
Осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека и иными международными правовыми актами, провозглашены пунктом 1 статьи 18 Конституции Республики Адыгея и гарантируют осуществление всех прав и свобод на территории Республики Адыгея.
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием и обязывают законодательную, исполнительную власти и местное самоуправление к их соблюдению (статья 19 Конституции Республики Адыгея).
Каждый имеет право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности. Права и свободы граждан не могут быть отменены, государство и его органы и должностные лица обязаны обеспечивать всем гражданам равные возможности для реализации этих прав, а также их равную охрану и защиту (пункт 1 статьи 34, пункт 1 статьи 46 Конституции Республики Адыгея).
Перечисленные конституционные установления обязывают органы государственной власти и должностных лиц строго соблюдать изложенные гарантии Основного закона Республики Адыгея и в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина обеспечивать их восстановление.
Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод человека и гражданина. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
3. В ходе предварительного исследования представленных материалов установлено, что заявитель по существу оспаривает нарушение трудовых прав коллектива Указом Президента Республики Адыгея от 20 июля 2005 года N 69 "О ликвидации Управления автомобильных дорог Республики Адыгея (Адыгеяавтодор)".
Согласно пункту 3 части 1, части 2 статьи 3 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" Конституционный Суд Республики Адыгея по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод разрешает дела о соответствии Конституции Республики Адыгея закона, нормативного правового акта Республики Адыгея, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле. При осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
Производство по делам о признании нормативных правовых актов недействующими полностью или в части осуществляется судами общей юрисдикции по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относящихся к производству по делам, возникающим как из публичных правоотношений (глава 23), так и общих правил искового производства.
Спор заявителя не подлежит рассмотрению в Конституционном Суде Республики Адыгея, так как разрешение вопроса о незаконном увольнении, изложенного в жалобе, Конституционному Суду Республики Адыгея не подведомственно.
Следовательно, жалоба коллектива Управления автомобильных дорог Республики Адыгея (Адыгеяавтодор) о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 20 июля 2005 года N 69 "О ликвидации Управления автомобильных дорог Республики Адыгея (Адыгеяавтодор)" не может быть принята к рассмотрению, поскольку не является допустимой.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 43, частью 4 статьи 71 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению коллективной жалобы граждан Гудько К. Г., Мелконян Т. В., Зинченко С. Н., Русских М. И. и Шаповалова Н. В. о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 20 июля 2005 года N 69 "О ликвидации Управления автомобильных дорог Республики Адыгея (Адыгеяавтодор)", поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Республики Адыгея неподведомственно, что не исключает возможности обращения заявителя в суд общей юрисдикции.
2. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Конституционный Суд Республики Адыгея
N 6-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 6 октября 2005 г. N 6-О "Об отказе в принятии к рассмотрению коллективной жалобы граждан Гудько К. Г., Мелконян Т. В., Зинченко С. Н., Русских М. И. и Шаповалова Н. В. о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 20 июля 2005 года N 69 "О ликвидации управления автомобильных дорог Республики Адыгея (Адыгеяавтодор)"
Текст Определения опубликован в "Собрании законодательства Республики Адыгея", N 10, октябрь 2005 г., в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", N 1, 2005 г.