Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея
от 24 апреля 2006 г. N 89-р
"О Республиканской целевой программе развития образования
на 2007 - 2010 годы"
29 октября 2008 г., 27 мая 2009 г.
1. Внести Республиканскую целевую программу развития образования на 2007 - 2010 годы (далее - Программа) на утверждение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
2. Назначить официальным представителем Кабинета Министров Республики Адыгея при рассмотрении Программы в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея Министра образования и науки Республики Адыгея A. M. Жаде.
3. Министерству финансов Республики Адыгея при разработке проекта республиканского бюджета Республики Адыгея на 2007 год и последующие годы включать Программу в Перечень программ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.
Премьер-министр
Республики Адыгея |
А. Хагур |
г. Майкоп
24 апреля 2006 г.
N 89-р
Республиканская целевая программа
развития образования на 2007 - 2010 годы
29 октября 2008 г., 27 мая 2009 г.
Паспорт
Республиканской целевой программы
развития образования на 2007 - 2010 годы
Государственный Кабинет Министров Республики Адыгея
заказчик Программы
Разработчик Министерство образования и науки
Программы Республики Адыгея
Цели и задачи создание условий для повышения качества,
Программы доступности, конкурентоспособности
образования; совершенствование содержания
и технологии обучения и воспитания,
развитие системы качества образования,
повышение эффективности управления
в системе образования,
создание условий для получения
образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Сроки реализации 2007 - 2010 годы
Программы
Перечень основных система программных мероприятий включает
мероприятий 5 разделов, сгруппированных по основным
Программы направлениям деятельности:
1) совершенствование содержания
и технологий обучения и воспитания;
2) развитие системы обеспечения
качества образования;
3) повышение эффективности управления
в системе образования;
4) совершенствование системы
подготовки рабочих кадров в системе
начального профессионального образования;
5) повышение эффективности управления
в системе образования
Объемы и источники объем финансирования Программы - 71085.4 тысячи
финансирования рублей за счет средств
Программы республиканского бюджета Республики
Адыгея
Ожидаемые конечные повышение возможности для населения
результаты в получении доступных видов и уровней
реализации Программы качественного дошкольного, общего,
специального и профессионального
образования,
обеспечение доступности качественного
образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
Контроль за осуществляет Министерство образования
выполнением Программы и науки Республики Адыгея
I. Состояние проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Развитие современного общества связано с развитием человеческого потенциала, с повышением уровня образования населения.
Сегодня отсутствуют механизмы, обеспечивающие связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан. Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не может считаться качественным. На решение этих задач направлена федеральная политика модернизации образования.
Реализация Республиканской программы развития образования на 2000 - 2006 годы позволила:
1) провести эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования и тем самым подготовиться к переходу на новые образовательные стандарты;
2) осуществить подготовку и реализацию эксперимента по введению единого государственного экзамена и заложить основы внешней объективной оценки качества образования;
3) разработать и ввести национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов общего образования;
4) создать условия для поставки в сельские образовательные учреждения компьютерной техники, поэтапного обновления ученической мебели и учебного оборудования в образовательных учреждениях, закупки спортивного оборудования для оснащения образовательных учреждений;
5) обеспечить поэтапное оснащение образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, учебным программным обеспечением, подключение образовательных учреждений к сети Интернет;
6) создать WEB-сайт Министерства образования и науки Республики Адыгея в сети Интернет;
7) оптимизировать сеть учреждений начального профессионального образования.
В целом реализация программы позволила приступить к созданию условий модернизации регионального образования: накоплен кадровый инновационный потенциал, создана определенная материальная база, приобретен опыт распределения бюджетных финансовых средств на конкурсной основе, управление образованием приобретает государственно - общественный характер.
В то же время нет заметных сдвигов по выделенным приоритетам программы (качество образования, воспитание, здоровье учащихся), что обусловливает необходимость продолжения целенаправленной работы над этим в ближайшие годы.
Система образования в Республике Адыгея, как и в Российской Федерации в целом, находится под влиянием демографического спада. Вследствие снижения рождаемости в период с 1989 до 2001 года наблюдается сокращение числа обучающихся в системе общего образования, намечается такая тенденция и в системе профессионального образования. Увеличение приема в 1-е классы предвидится только в 2007 году в связи с ростом рождаемости в 2001 году. В дошкольном образовании происходит обратный процесс - увеличивается потребность в учреждениях дошкольного образования, особенно в городе Майкопе.
Малая плотность сельских поселений вызывает несоответствие удельного веса сельских школ количеству учащихся в них. В Республике Адыгея соотношение числа учреждений, функционирующих в городской и сельской местности, равно 2:5. При этом число городских общеобразовательных учреждений составляет 27,7% (47,6% учеников), сельских общеобразовательных учреждений - 72,3% (52,4% учеников). Малая наполняемость сельских школ приводит к увеличению объема затрат бюджетов всех уровней на одного учащегося, воспитанника, прежде всего - на фонд оплаты труда. Соотношение фонда оплаты труда и фонда материальных затрат в консолидируемом бюджете Республики Адыгея составляет 71% и 29%.
По состоянию на 1 сентября 2005 года образовательная сеть Республики Адыгея представлена 121 дошкольным образовательным учреждением, 185 общеобразовательными учреждениями, 9 учреждениями начального профессионального образования, 6 учреждениями среднего профессионального образования, 2 высшими учебными заведениями и 8 филиалами государственных и негосударственных высших учебных заведений.
Для удовлетворения образовательных запросов обучающихся в Республике Адыгея функционируют 3 гимназии и 3 общеобразовательных лицея, которые работают по программам повышенного уровня обучения.
В Республике Адыгея функционирует сеть коррекционно-развивающих учреждений: Адыгейская республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих детей I вида, Адыгейская республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида (село Ново-Севастопольское), специальная (коррекционная) школа VIII вида (город Майкоп).
Охват детей дошкольного возраста дошкольными учреждениями по Республике Адыгея составляет 54,3%.
Достаточно стабильной (39 школ) остается сеть национальных школ.
В Республике Адыгея функционирует сеть образовательных учреждений для детей - сирот и детей, лишенных попечения родителей.
Количество детей в интернатных учреждениях Республики Адыгея по состоянию на 1 сентября 2005 года составляет 366 человек.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Серьезной проблемой, которая возникает перед выпускниками интернатных учреждений, является отсутствие жилья.
В системе начального профессионального образования Республики Адыгея образовательную деятельность осуществляет 9 учреждений, из них 6 дневных учреждений, 2 учреждения Федеральной службы исполнения наказаний и Майкопское специальное профессиональное училище закрытого типа.
Серьезной проблемой, которую испытывают учреждения начального профессионального образования, является износ учебного оборудования, составляющий от 85% до 100%, что негативно влияет на качество подготовки квалифицированных рабочих.
В системе среднего профессионального образования Республики Адыгея образовательную деятельность осуществляет 6 средних профессиональных учебных заведений.
В двух вузах и восьми филиалах вузов, находящихся на территории Республики Адыгея, обучается 18915 студентов. С каждым годом расширяется спектр специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка в вузах Республики Адыгея. Ежегодно выпуск специалистов с высшим образованием в Республике Адыгея составляет более 3300 человек.
Подготовка высококвалифицированных кадров для Адыгеи ведется также на базе различных кубанских и российских вузов.
Здоровье детского населения в Республике Адыгея так же, как и в целом по Российской Федерации, продолжает ухудшаться. По итогам всероссийской диспансеризации детей в возрасте до 14 лет увеличилось распространение болезней костно-мышечной системы в 9 раз, болезней эндокринной системы в 2 раза, расстройств органов пищеварения в 1,9 раза.
В Республике Адыгея осуществляют образовательную деятельность следующие специальные (коррекционные) школы:
1) государственное образовательное учреждение "Адыгейская республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, III и IV видов";
2) государственное образовательное учреждение "Адыгейская республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида";
3) муниципальное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида".
В общеобразовательных школах открыты коррекционные классы VII вида (для детей с задержкой психического развития), коррекционные классы VIII вида (для умственно отсталых детей), классы компенсирующего обучения для детей группы риска.
В коррекционно-образовательную структуру включены:
1) 6 классов компенсирующего обучения для детей группы риска;
2) 79 специальных (коррекционных) классов VII вида (для детей с задержкой психического развития);
3) 8 коррекционных классов VIII вида (для умственно отсталых детей).
Большое внимание уделяется раннему выявлению и началу коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, что позволяет частично или полностью компенсировать дефект к школьному возрасту.
В Республике Адыгея имеется 4 дошкольных образовательных учреждения компенсирующего вида и 16 дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Всего в дошкольных учреждениях насчитывается 50 специализированных (коррекционных) групп.
Уровень организации учебного процесса влияет на качество предоставляемых образовательных услуг и на состояние здоровья учащихся. Из 174 общеобразовательных дневных школ 80 (46%) располагается в приспособленных зданиях. Три школьных здания (1,8%) находятся в аварийном состоянии. В комплексном или поддерживающем капитальном ремонте нуждается 70% зданий, построенных более 30 лет назад. Все виды благоустройства имеют 63% школ, из них: 90% - городские; 10% - сельские школы.
В общеобразовательных школах Республики Адыгея из 139 кабинетов физики только 69% отвечают нормативным требованиям, из 128 кабинетов химии - 63%. Остальные кабинеты не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам по площади и набору помещений, не имеют вытяжной вентиляции и подвода проточной воды.
Неудовлетворительное состояние оконных блоков в 67 школах (38,5% от общего числа школ) приводит к невозможности пользования ими для соблюдения требований, предъявляемых к воздушно-тепловому режиму.
Централизованное водоснабжение имеют 92% школ, канализацию - 44%, только в 73 (42%) школах имеются внутренние туалеты.
Наружное пожаротушение (пожарные гидранты, водоемы) соответствует требованиям пожарной безопасности в 100 (58%) образовательных учреждениях.
Организация рационального питания - одно из важнейших условий, оказывающих непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков.
Охват организованным горячим питанием школьников составляет 50%. Вместе с тем, этот показатель значительно ниже среднего показателя охвата горячим питанием учащихся школ по Российской Федерации (62% от общего числа учащихся школ). В основном организованным горячим питанием обеспечиваются учащиеся 1 - 4 классов, питание получают 67% школьников этого возраста. Среди учащихся 5 - 11 классов этот показатель составляет только 37%.
Укомплектованность школьных пищеблоков технологическим оборудованием составляет 84% от нормативной потребности. Недостаточная обеспеченность школьных буфетов и пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием приводит к ограничению ассортимента реализуемой продукции.
По Республике Адыгея к 39 школам из 74 населенных пунктов подвозится более 1300 учеников. Очень остро проблема по подвозу учеников стоит в 20 (51%) школах. Автобусы в этих школах или очень старые (эксплуатируются более 15 лет), или они вообще отсутствуют. Необходимо закупить 25 школьных автобусов для осуществления безопасного и своевременного подвоза обучающихся к школам.
В последние годы отмечается активизация работы в системе образования Республики Адыгея по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Темпы роста подростковой преступности в целом по Республике Адыгея снизились. Так, в 2005 году, по данным Министерства внутренних дел Республики Адыгея, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, уменьшилось по сравнению с 2004 годом на 26,8% (с 228 до 167). Удельный вес преступлений несовершеннолетних в общем числе расследованных преступлений составил 4,5% (в 2004 году - 6,9%).
На 65,7% (с 35 до 12) сократилось количество преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения, и на 43,5% - ранее совершившими преступления (с 46 до 26). Число школьников, задержанных в состоянии алкогольного опьянения, снизилось с 40 до 20 человек.
Анализ социальных паспортов школ показывает, что в целом по Республике Адыгея более половины семей школьников находится в социально опасном положении. Неблагополучие многих семей, низкая культура семейных отношений, проявление жестокости и насилия по отношению к детям, рост социального сиротства обусловливают отчужденность детей, асоциальное поведение подростков. Количество правонарушений, совершенных учащимися школ, увеличилось с 133 в 2004 году до 165 в 2005 году. Число краж чужого имущества возросло с 40 до 58 случаев.
В 2005 году муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав было рассмотрено 1100 дел на родителей, в том числе передано в суд 118 дел о лишении родительских прав.
Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий является важнейшим приоритетом модернизации образования.
С 2001 года в общеобразовательные школы Республики Адыгея было поставлено более 1300 компьютеров, что позволило довести показатель "число учащихся на 1 компьютер" до 39.
В то же время в Республике Адыгея показатель числа школ, подключенных к системе Интернет, значительно меньше среднероссийского.
В ближайшие годы перед системой образования стоит задача перехода на новые образовательные стандарты. Для подготовки перехода на внешнюю объективную оценку результатов образовательного процесса в общем образовании образовательные учреждения Республики Адыгея с 2003 года принимают участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена.
С целью формирования независимой оценки качества образования в 2004 году создана государственная аттестационная служба Министерства образования и науки Республики Адыгея, которая выполняет функцию контроля качества образования, аттестации образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников.
Серьезной проблемой в Республике Адыгея является трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования. По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Адыгея в 2005 году 2704 человека (29,5%) из общего числа безработных составляла молодежь в возрасте от 16 до 23 лет.
Наиболее серьезные трудности в трудоустройстве по полученной специальности испытывают выпускники учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО).
В 2005 году выпуск учреждений СПО составил 1587 человек, из них трудоустроились по полученной специальности 847 человек (53,4%).
В последние годы на рынке труда в основном востребованы профессии, получаемые в учреждениях начального профессионального образования. В течение 2005 года в банк вакансий рабочих мест Республики Адыгея поступило 10966 вакансий, из них 84% вакансий приходилось на рабочие специальности. К концу 2005 года служба занятости располагала 2515 вакансиями, из них 2212 (87,9%) - по профессиям начального профессионального образования. В то же время, в 2005 году выпуск квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования составил 2026 человек, из них трудоустроились по полученной специальности 1836 человек (90,6%).
В учреждениях общего образования работает 5513 педагогических работников. Из них 16,1% составляют педагоги пенсионного возраста. Число высококвалифицированных учителей, имеющих высшую и первую квалификационные категории, составляет 61,5%.
На 1 учителя в школах Республики Адыгея приходится 9,6 учащегося (по России этот показатель составляет 10 учеников на 1 учителя). При этом на начало этого учебного года число вакансий в школах Республики Адыгея составляло около 100 ставок. Этот показатель с небольшими колебаниями сохраняется в течение ряда лет. Вакансии закрываются молодыми специалистами, работающими учителями за счет увеличения учебной нагрузки, а также за счет привлечения педагогов пенсионного возраста.
Адыгейский государственный университет, Адыгейский педагогический колледж имени X. Б. Андрухаева выпускают достаточное для наших школ количество специалистов. Нехватка педагогических кадров связана в основном с социальными причинами. Это низкая заработная плата (для молодых специалистов - ниже прожиточного минимума), отсутствие жилья, а в сельской местности и отсутствие культурного и бытового сервиса в удаленных от районных центров населенных пунктах.
В системе образования Республики Адыгея сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения эффективных механизмов и методов. Качество общеобразовательной подготовки выпускников средних школ в отдельных муниципальных образованиях ниже чем в среднем по республике. Сокращение контингента обучающихся требует принятия мер по оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений.
Введение профильного обучения, переход на новые государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего полного общего образования, развитие системы дополнительного образования детей сдерживается недостаточным ресурсным обеспечением. Оснащение материально-технической базы зданий и сооружений образовательных учреждений не в полной мере отвечает современным требованиям.
Настоящая Программа должна стать основой для реализации государственной политики обеспечения модернизации системы образования в Республике Адыгея.
Программа определяет организационные, экономические и социальные основы развития системы образования Республики Адыгея.
Решение сформулированных в Программе задач программно-целевыми методами направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления материально-техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами системы образования Республики Адыгея.
Наличие Программы является необходимым условием федерального софинансирования проектов, осуществляемых совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, в том числе приоритетного национального проекта в сфере образования.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения качества, доступности и конкурентоспособности образования в Республике Адыгея.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
1) совершенствование содержания, технологии обучения и воспитания;
2) развитие системы обеспечения качества образования;
3) повышение эффективности управления в системе образования.
III. Программные мероприятия
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния и тенденций развития системы образования Республики Адыгея за последние пять лет.
Система программных мероприятий включает 5 разделов, сгруппированных по основным направлениям деятельности.
1. Совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания.
Раздел включает следующие направления.
Развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной общеобразовательной школе.
Организация и проведение мониторинга "Будущий первоклассник".
Ресурсное обеспечение групп предшкольной подготовки (программно-методические и учебно-наглядные пособия).
Республиканский конкурс на лучшую организацию предшкольной подготовки.
Проведение республиканских семинаров и совещаний по предшкольной подготовке.
Введение профильного обучения в старшей общеобразовательной школе.
Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения старшеклассников.
Организация повышения квалификации учителей, специалистов различных категорий по программам профильного обучения.
Введение профильного обучения в старшей общеобразовательной школе.
Апробация примерных учебных планов профильных классов различной направленности, примерных учебных планов и программ предпрофильной подготовки.
Создание сайта "Профильное обучение".
Реализация системы мер по обеспечению образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Открытие классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для умственно отсталых детей.
Совершенствование структуры и содержания образования в учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии.
Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей.
Создание республиканских экспериментальных площадок по формированию:
1) воспитательной системы общеобразовательного учреждения;
2) воспитательной системы учреждения дополнительного образования;
3) единого воспитательного пространства на территории муниципальных образований.
Организация и проведение республиканских мероприятий гражданской и патриотической направленности (конкурсы социальных проектов, творческие конкурсы, историко-краеведческое движение и другие мероприятия).
Организация республиканских мероприятий по стимулированию инновационной деятельности образовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья. Проведение ежегодного республиканского конкурса "Школа - территория здоровья".
Внедрение новых образовательных технологий на основе современных информационно-коммуникационных систем.
Развитие корпоративной компьютерной информативной сети системы образования в Республике Адыгея. Создание образовательного портала. Внедрение новых образовательных технологий.
Мониторинг уровня информатизации системы образования Республики Адыгея.
Организация и проведение мероприятий по повышению информационной культуры участников образовательного процесса.
Постановлением Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 27 мая 2009 г. N 1167-ГС в пункт 2 раздела III настоящей Программы внесены изменения
2. Развитие системы обеспечения качества образования.
Раздел включает следующие направления.
Развитие государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений.
Реализация новой формы итоговой аттестации выпускников 9-х классов образовательных учреждений.
Проведение эксперимента по введению ЕГЭ и переход на проведение итоговой аттестации по всем предметам, принятым к сдаче в форме ЕГЭ, а также проведение государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ.
Развитие государственной системы независимой оценки деятельности и аттестации образовательных учреждений.
Развитие государственной системы независимой оценки качества преподавания общеобразовательных предметов педагогическими работниками и их аттестации.
Участие в проекте Министерства образования и науки Российской Федерации по построению общероссийской системы оценки качества образования.
Модернизация учебного, учебно-производственного оборудования и материально-технической базы государственных, республиканских и муниципальных образовательных учреждений, в том числе закупка:
1) компьютерной техники (оргтехники);
2) школьных автобусов;
3) спортивного оборудования и инвентаря;
4) ученической мебели;
5) учебного и лабораторного оборудования;
6) медицинского оборудования для оснащения медицинских кабинетов школ.
Совершенствование системы подготовки, повышения квалификации работников системы образования Республики Адыгея.
Совершенствование системы целевой подготовки учителей для сельских школ на договорной основе.
Организация проведения ярмарок вакантных мест педагогов в образовательных учреждениях Республики Адыгея для выпускников Адыгейского государственного университета и Адыгейского педагогического колледжа имени X. Б. Андрухаева.
Создание постоянно действующего информационного банка "Педагогические кадры Республики Адыгея", разработка программ дистанционного обучения работников образования.
Повышение квалификации руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений и резерва на руководящие должности по программе совершенствования руководства и контроля в условиях модернизации образования.
Профессиональная подготовка и переподготовка руководителей образовательных учреждений в области менеджмента и права.
Подготовка педагогов по программе внедрения информационных технологий обучения в образовательный процесс.
Организация повышения квалификации педагогических работников через региональный центр дистанционного образования.
Систематизация и создание банка данных научно-методических материалов, разработанных образовательными учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования детей Республики Адыгея.
Подготовка резерва и повышение квалификации руководителей, их заместителей и специалистов муниципальных органов управления образованием.
Повышение квалификации и переподготовка специалистов Министерства образования и науки Республики Адыгея.
Подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов муниципальных служб сопровождения образовательного процесса (методической, психологической, социальной).
Подготовка педагогов для системы специальных коррекционных учреждений образования (олигофренопедагоги, логопеды, сурдопедагоги).
Проведение конкурсов профессионального мастерства "Учитель года Адыгеи", "Сердце отдаю детям". Создание республиканского клуба "Учитель года".
Выплата премий победителям республиканского конкурса педагогического мастерства (в рамках национального проекта в сфере образования).
3. Повышение эффективности управления в системе образования Республики Адыгея.
Раздел включает следующие направления.
Внедрение организационно-экономических и нормативных механизмов, направленных на эффективное использование ресурсов.
Разработка и внедрение нормативов бюджетного финансирования дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Разработка нормативного правового и информационного обеспечения перехода к формированию бюджетов образовательных учреждений на нормативной основе.
Разработка отраслевой системы оплаты труда.
Разработка типовых штатов для всех типов и видов образовательных учреждений.
Мониторинг комплектования сети образовательных учреждений.
Издание статистического сборника показателей деятельности учреждений образования Республики Адыгея.
4. Совершенствование системы подготовки рабочих кадров в системе начального профессионального образования.
Раздел включает следующие направления.
Внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей в системе начального профессионального образования.
Формирование системы мониторинга реализации государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и среднего профессионального образования и контроля качества подготовки выпускников образовательных учреждений.
Осуществление подготовки рабочих и специалистов с учетом потребности рынка труда Республики Адыгея и заказчиков кадров (работодателей).
Развитие и поддержка системы дополнительного профессионального образования по рабочим профессиям незанятого населения на базе учреждений неполного профессионального образования.
Разработка Программы развития воспитания в системе начального и среднего профессионального образования Республики Адыгея на 2007 - 2010 годы.
Поддержка и обновление материально-технической базы учреждений начального профессионального образования Республики Адыгея.
5. Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Раздел включает следующие направления.
Организация системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Организация повышения квалификации работников образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Организация участия воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в республиканских, региональных и всероссийских творческих, спортивных конкурсах и фестивалях.
IV. Координация работ по выполнению
мероприятий Программы и контроля за их выполнением
Выполнение мероприятий Программы осуществляется в рамках годовых и перспективных планов исполнителей Программы.
Для координации работ по выполнению программных мероприятий и оценки их эффективности приказом по Министерству образования и науки Республики Адыгея создается координационная комиссия.
Текущую координацию и организационное обеспечение реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки Республики Адыгея.
С целью организации контроля за ходом выполнения Программы на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки Республики Адыгея ежегодно заслушивается информация о ходе реализации Программы.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит:
1) повышение качества и доступности общего и профессионального образования;
2) повышение конкурентоспособности и эффективности экономики и социальной сферы Республики Адыгея за счет повышения качества и эффективности использования трудовых ресурсов;
3) расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
4) повышение эффективности использования бюджетных средств.
В ходе реализации Программы будут созданы необходимые организационные, научно-методические, кадровые и иные условия для восстановления и развития воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений, введения профильного образования. Увеличится доля детей, получающих дошкольное образование; вырастет удельный вес детей, подростков и юношей, занятых в сфере дополнительного образования.
Расширятся компенсаторные (замещающие утраченные функции) возможности системы образования для работы с детьми, требующими специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации. Будут сформированы основные звенья региональной и муниципальных служб психолого-педагогической поддержки детей (семьи) и педагогов в сфере образования. Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения, восстановление воспитательного статуса семьи. Система профессионального образования будет приведена в соответствие с потребностями рынка труда (динамика целевых показателей развития системы образования приведена в таблице 1).
Таблица 1
Динамика целевых показателей развития системы образования
Республики Адыгея (в %)
Показатели |
Динамика показателей (по годам) |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
1. Увеличение доли детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования (с 3-х до 7 лет) |
56 |
59 |
63 |
65 |
2. Увеличение доли средних (полных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного образования |
18 |
30 |
40 |
50 |
3. Увеличение доли выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных по специальности |
87 |
90 |
93 |
95 |
4. Увеличение удельного веса учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров по программам повышенного уровня и специалистов по программам среднего профессионального образования |
51 |
53 |
55 |
57 |
5. Увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся по программам дополнительного образования |
60 |
63 |
67 |
70 |
6. Увеличение доли детей-сирот (биологических и социальных), переданных на воспитание в семьи, в том числе: усыновленных, приемных, переданных на патронат, находящихся в семейных детских домах |
76 |
80 |
83 |
85 |
7. Увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
86 |
88 |
90 |
93 |
8. Увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений |
3.33 |
3.34 |
3.36 |
3.39 |
VI. Потребность в финансовом обеспечении Программы
На реализацию Программы в течение четырех лет потребуется 71085.4 тысячи рублей. Суммы ежегодного финансирования из республиканского бюджета Республики Адыгея составляют: в 2007 году - 17871 тысяча рублей, в 2008 году - 17486 тысяч рублей, в 2009 году - 17820.7 тысячи рублей, в 2010 году - 17907.7 тысячи рублей.
VII. Организация управления Программой
и контроль хода ее реализации
Государственный заказчик Программы организует выполнение Программы, разработку и утверждение подпрограмм, общую координацию работ. Министерство образования и науки Республики Адыгея ежегодно представляет отчет о реализации Программы Кабинету Министров Республики Адыгея и Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея.
Программа состоит из подпрограмм, содержащих инновационные модели развития системы образования. Подпрограммы финансируются из республиканского бюджета Республики Адыгея и реализуются на конкурсной основе. Конкретные исполнители и соисполнители подпрограмм, проектов и мероприятий определяются на конкурсной основе государственным заказчиком.
Нумерация глав приводится в соответствии с источником
IX. Оценка вероятных последствий принятия
и реализации Программы применительно к проблемной ситуации
Основным следствием принятия и реализации Программы является трансформация системы образования в фактор социально-экономического развития Республики Адыгея.
Принятие и реализация Программы повлечет за собой изменение механизма модернизации системы образования: вовлечение в этот процесс общества через становление гражданских институтов образовательной политики.
Принятие и реализация Программы приведет к созданию механизмов влияния рынка труда на систему профессионального образования.
Постановлением Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 27 мая 2009 г. N 1167-ГС в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Республиканской целевой программе
развития образования на 2007 - 2010 годы
Мероприятия Республиканской целевой программы развития образования
на 2007 - 2010 годы
29 октября 2008 г., 27 мая 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 апреля 2006 г. N 89-р "О Республиканской целевой программе развития образования на 2007 - 2010 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 27 мая 2009 г. N 1167-ГС
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 29 октября 2008 г. N 964-ГС
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления