Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Участие населения муниципального образования
в осуществлении местного самоуправления
Статья 11. Права граждан на осуществление местного самоуправления
1. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, осуществляют местное самоуправление в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан посредством участия в местном референдуме, муниципальных выборах, иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
2. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
3. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
4. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, имеют право:
1) избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования;
2) на равный доступ к муниципальной службе;
3) принимать участие в решении наиболее важных вопросов местного значения;
4) правотворческой инициативы по вопросам местного значения;
5) обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления муниципального образования;
6) обжаловать решения органов местного самоуправления и действия их должностных лиц в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статья 12. Местный референдум
1. Для решения вопросов местного значения может проводиться местный референдум.
2. Местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Конституцией Республики Адыгея, законами Республики Адыгея, настоящим Уставом, на всей территории муниципального образования, среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
3. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея.
4. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было дать только однозначный ответ, а также исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.
5. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц органов местного самоуправления, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении его финансовых обязательств;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения муниципального образования.
6. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, кроме вопросов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, не допускается.
7. Повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой может проводиться не ранее чем через один год со дня официального опубликования (обнародования) результатов предыдущего местного референдума.
Голосование на местном референдуме не позднее чем за двадцать пять дней до назначенного дня голосования может быть перенесено Советом народных депутатов на срок не более чем на девяносто дней в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления Республики Адыгея либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.
8. Решение на назначение местного референдума принимается Советом народных депутатов:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе Совета народных депутатов и главы муниципального образования, выдвинутой ими совместно.
9. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 8 настоящей статьи является сбор подписей в поддержку данной инициативы.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Советом народных депутатов и главой муниципального образования, оформляется правовыми актами Совета народных депутатов и главы муниципального образования.
10. Для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению местного референдума.
11. Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума должна представить в избирательную комиссию муниципального образования подписи пяти процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.
12. Решение о назначении местного референдума принимается Советом народных депутатов муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления в Совет народных депутатов документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
13. Решение Совета народных депутатов о назначении местного референдума либо в отказе его проведения подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в муниципальных средствах массовой информации.
14. Порядок проведения местного референдума:
1) подготовку и проведение местного референдума осуществляют:
- избирательная комиссия, на которую возлагаются функции комиссии по проведению референдума муниципального образования, действующая в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея;
- участковые комиссии по проведению референдума;
2) в списки участников местного референдума на участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого участка;
3) формирование и уточнение сведений о зарегистрированных участниках местного референдума осуществляется главой муниципального образования, а в отношении избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников референдума в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части;
4) для проведения голосования и подсчета голосов участников местного референдума образуются участки референдума. Участки референдума образуются главой муниципального образования с учетом местных условий по согласованию с комиссией референдума муниципального образования;
5) органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения муниципального образования, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации ими своих полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения местного референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в течение 5 дней, а за 5 дней до дня проведения местного референдума и в день его проведения - незамедлительно;
6) финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования. Расходы комиссии местного референдума муниципального образования предусматриваются в бюджете муниципального образования отдельной строкой;
7) граждане, общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение или против проведения местного референдума, за участие в местном референдуме или против участия в нем, за или против вопроса, выносимого на местный референдум.
15. Порядок принятия и изменения решений местного референдума:
1) местный референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее 50 процентов участников референдума. Вопрос, выносимый на местный референдум, считается принятым, если по результатам голосования в его поддержку высказалось более 50 процентов участников референдума, принявших участие в голосовании. Если на местном референдуме вносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, а также если в голосовании приняло участие менее 50 процентов участников референдума, то все варианты считаются отклоненными;
2) решением комиссии референдума муниципального образования итоги голосования по отдельным участкам референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений закона, существенно повлиявших на итоги голосования;
3) комиссия референдума муниципального образования признает итоги голосования, результаты местного референдума недействительными:
- в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума;
- в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков местного референдума;
- по решению суда;
4) итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу со дня их опубликования. Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении какими-либо органами (должностными лицами) государственной власти либо местного самоуправления. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории муниципального образования и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме, но не ранее двух лет после принятия, либо признано недействительным в судебном порядке;
5) если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления муниципального образования, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки такового акта;
6) решение, принятое на местном референдуме, подлежит регистрации в органе местного самоуправления, в компетенцию которого входит решение вопроса, утвержденного на местном референдуме, в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего органа местного самоуправления.
Статья 13. Муниципальные выборы
1. Основной формой участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления являются муниципальные выборы.
2. Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. В соответствии с действующим законодательством о выборах право на участие в выборах в органы местного самоуправления принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста на день голосования, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом.
4. Дата проведения муниципальных выборов назначается Советом народных депутатов.
5. На основании обращения Совета народных депутатов в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея полномочия избирательной комиссии муниципального образования возлагаются Центральной избирательной комиссией Республики Адыгея на территориальную избирательную комиссию.
Статья 14. Голосование по отзыву депутата Совета народных депутатов, главы муниципального образования
1. Голосование по отзыву депутата Совета народных депутатов, главы муниципального образования проводится по инициативе населения в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемым в соответствии с ним Законом Республики Адыгея "О местном референдуме в Республике Адыгея" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Основания и процедура отзыва депутата Совета народных депутатов, главы муниципального образования устанавливаются Положением о порядке отзыва депутата Совета народных депутатов, главы муниципального образования, утверждаемым Советом народных депутатов.
Основаниями для отзыва депутата Совета народных депутатов, главы муниципального образования могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Процедура отзыва депутата Совета народных депутатов, главы муниципального образования должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат Совета народных депутатов, глава муниципального образования считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
3. Итоги голосования по отзыву депутата Совета народных депутатов, главы муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 15. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования, проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
2. Изменение границ муниципального образования, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения Совета народных депутатов и представительного органа соответствующего поселения.
3. Изменение границ муниципального образования, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в его состав населенных пунктов к территории другого поселения, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного Советом народных депутатов и представительным органом соответствующего поселения.
4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается Советом народных депутатов и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Адыгея.
5. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения муниципального образования на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанное изменение, преобразование, проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования.
6. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 16. Правотворческая инициатива граждан
1. Под правотворческой инициативой граждан понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.
2. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные гражданами в органы местного самоуправления муниципального образования, подлежат обязательному рассмотрению на сессии Совета народных депутатов с участием представителей граждан, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
3. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном Положением о правотворческой инициативе, утверждаемым Советом народных депутатов.
Статья 17. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением муниципального образования посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Территориальное общественное самоуправление, органы территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством не являются органами местного самоуправления муниципального образования.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт; иные территории проживания граждан.
4. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом народных депутатов по предложению населения, проживающего на данной территории.
5. Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не может входить в состав другой аналогичной территории.
6. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
7. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании определяется Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым Советом народных депутатов.
8. Органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют содействие органам территориального общественного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий, оказывают им правовую, организационную и иную помощь.
Статья 18. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Советом народных депутатов, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета народных депутатов, главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета народных депутатов, назначаются Советом народных депутатов, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
3. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1) проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав;
2) проект местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Советом народных депутатов.
5. Итоги обсуждения и принятое по его результатам решение подлежат опубликованию (обнародованию) в муниципальных средствах массовой информации.
Статья 19. Собрание граждан
1. Для рассмотрения вопросов местного значения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут созываться собрания граждан.
2. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются в соответствии с федеральным законодательством Положением о собрании граждан, утверждаемым Советом народных депутатов.
3. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
4. Итоги проведения собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 20. Конференция граждан
В случаях, определенных Положением о конференции граждан, утверждаемым Советом народных депутатов, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Статья 21. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти Республики Адыгея.
2. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
3. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
4. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Совета народных депутатов или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Республики Адыгея - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
5. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется Положением об опросе граждан, утвержденным Советом народных депутатов.
6. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета Республики Адыгея - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Республики Адыгея.
Статья 22. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законом Республики Адыгея и Положением об обращениях граждан, утвержденным Советом народных депутатов.
Статья 23. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении
Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству, законодательству Республики Адыгея.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.