Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Купина В. А., судей Хазешук Н. А., Шадже A. M.,
с участием стороны, обратившейся с запросом, - Хотко С. Г., заместителя начальника Контрольно-правового управления Президента Республики Адыгея; приглашенного - представителя Прокуратуры Республики Адыгея - Фатина А. Л., старшего помощника Прокурора Республики Адыгея,
рассмотрел в открытом заседании запрос Президента Республики Адыгея об одобрении пересмотра положений пункта 3 статьи 2, пункта 4 статьи 7 раздела I Конституции Республики Адыгея.
Основанием к рассмотрению дела явилось решение Президента Республики Адыгея о необходимости пересмотра некоторых положений раздела I Конституции Республики Адыгея (Указ Президента Республики Адыгея от 19 мая 2006 года N 44 "О пересмотре положений пункта 3 статьи 2, пункта 4 статьи 7 раздела I Конституции Республики Адыгея").
Заслушав сообщение судьи-докладчика Хазешук Н. А., объяснения стороны, обратившейся с запросом, выступление представителя Прокуратуры Республики Адыгея, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. 23 мая 2006 года Президент Республики Адыгея обратился в Конституционный Суд Республики Адыгея с запросом о даче заключения об одобрении пересмотра положений пункта 3 статьи 2, пункта 4 статьи 7 раздела I "Основы конституционного строя" Конституции Республики Адыгея.
В соответствии со статьей 110 Конституции Республики Адыгея положения раздела I Конституции Республики Адыгея могут быть пересмотрены Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея по предложению Президента Республики Адыгея при наличии положительного заключения Конституционного Суда Республики Адыгея.
2. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 54 Конституции Республики Адыгея вопросы обеспечения соответствия Конституции Республики Адыгея и ее законов Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Адыгея.
Следовательно, Республика Адыгея как субъект Российской Федерации, осуществляя законодательное регулирование вопросов, относящихся к предметам совместного ведения, должна обеспечить соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам принимаемых (принятых) ею Конституции и законов. Принятое Президентом Республики Адыгея решение о необходимости пересмотра отдельных положений раздела I Конституции Республики Адыгея отвечает целям приведения Конституции Республики Адыгея в соответствие с федеральным законодательством.
3. Положение пункта 3 статьи 2 Конституции Республики Адыгея устанавливает, что захват власти или присвоение властных полномочий являются тяжким преступлением и преследуются по закону. Указанная норма Конституции Республики Адыгея определяет характер и степень общественной опасности деяния, что не соответствует части 5 статьи 15, статье 278 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которым действия, направленные на насильственный захват власти признаются особо тяжким преступлением.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации уголовное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно, положение пункта 3 статьи 2 Конституции Республики Адыгея необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством.
4. Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации республика (государство), входящая в состав Российской Федерации, имеет свою конституцию и законодательство. Статус Республики Адыгея определен статьей 1 Конституции Республики Адыгея, как демократического правового государства в составе Российской Федерации.
Норма пункта 4 статьи 7 Конституции Республики Адыгея устанавливает, что государственную власть в Республике Адыгея осуществляют Президент Республики Адыгея как глава государства и глава исполнительной власти, Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея как высший орган представительной и законодательной власти, Кабинет Министров Республики Адыгея как орган исполнительной власти, суды Республики Адыгея как органы судебной власти.
Вытекающее отсюда положение, определяющее статус Президента Республики Адыгея как главы государства, то есть главы Республики Адыгея, не противоречит Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Адыгея.
Однако, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Президент Республики Адыгея является высшим должностным лицом Республики Адыгея (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея), Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея - постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Адыгея, Кабинет Министров Республики Адыгея - высшим исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, суды Республики Адыгея являются судебным органом государственной власти Республики Адыгея.
Учитывая вышеизложенное, необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством редакцию пункта 4 статьи 7 Конституции Республики Адыгея, применив единую терминологию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи ПО Конституции Республики Адыгея, статьями 109, 110, пунктом 1 части 1 статьи 112 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея пришел к заключению:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имелся в виду пункт 2 статьи 110 Конституции Республики Адыгея
1. Одобрить пересмотр положений пункта 3 статьи 2 раздела I Конституции Республики Адыгея.
2. Одобрить пересмотр положений пункта 4 статьи 7 раздела I Конституции Республики Адыгея.
3. Настоящее заключение направить Президенту Республики Адыгея и Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея.
4. Данное заключение подлежит опубликованию в газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ", а также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Конституционный Суд Республики Адыгея
Особое мнение по делу о даче заключения об одобрении пересмотра
положений пункта 3 статьи 2, пункта 4 статьи 7 раздела I
Конституции Республики Адыгея
На основании части 1 статьи 74 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" излагаю особое мнение по Заключению Конституционного Суда Республики Адыгея от 6 июня 2006 года.
Поддерживая правовую позицию судей Конституционного Суда Республики Адыгея об одобрении положений пункта 3 статьи 2 раздела I Конституции Республики Адыгея, не могу согласиться с одобрением о пересмотре пункта 4 статьи 7 раздела I Конституции Республики Адыгея.
Раздел I Конституции Республики Адыгея содержит общие основы государственного устройства Республики Адыгея. В пункте 4 статьи 7 определены субъекты, которые осуществляют государственную власть в Республике Адыгея, в частности: Президент Республики Адыгея, Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, Кабинет Министров Республики Адыгея, суды Республики Адыгея. Данная норма является императивной, предписывающей, что иных органов государственной власти в республике нет и они не могут быть созданы.
Статус же каждого из вышеназванных органов, их полномочия и место в системе органов государственной власти определены в главе 4 Конституции Республики Адыгея "Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея" (статьи 63 - 73.1), в главе 5 Конституции Республики Адыгея "Президент и исполнительная власть" (статьи 74 - 91), в главе 7 Конституции Республики Адыгея "Судебная власть" (статьи 97 - 105). Названные нормы уже приведены в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" N 184-ФЗ.
Аналогичным образом выдержанно# структурное построение Федерального закона "Об Общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где статьей 2 главы I "Общие положения" устанавливается общая система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и далее в главах II и III соответствующими статьями устанавливается статус названных органов.
Юридико-техническая структура Конституции Республики Адыгея соответствует федеральному законодательству, и пункт 4 статьи 7 Конституции Республики Адыгея по своему нормативному правовому содержанию соответствует вышеназванному федеральному закону, поэтому считаю, что нет необходимости вносить изменения в пункт 4 статьи 7 раздела I Конституции Республики Адыгея.
Судья Конституционного Суда
Республики Адыгея |
В. Купин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Конституционного Суда Республики Адыгея от 6 июня 2006 г. N 3-3 "По запросу Президента Республики Адыгея об одобрении пересмотра положений пункта 3 статьи 2, пункта 4 статьи 7 раздела I Конституции Республики Адыгея"
Текст Заключения опубликован в "Собрании законодательства Республики Адыгея", N 6, июнь 2006 г., в газете "Советская Адыгея", N 113 от 9 июня 2006 г.