Решение Верховного суда Республики Адыгея
от 6 июля 2006 г.
6 июля 2006 года |
город Майкоп |
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В. М. при секретарях - Фазыловой М. В. и Недоступовой И. А., с участием прокурора - Лактионовой М. А., представителей за интересованных лиц: Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по доверенности-консультанта отдела подготовки законопроектов Правового управления Аппарата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Сетовой С. Н., Президента Республики Адыгея по доверенности - консультанта Контрольно-правового управления Президента РА - Слесаренко А. Б. Отдела законодательства и федерального регистра в Республике Адыгея ГУ Минюста РФ в ЮФО по доверенности - главного специалиста Казаковой Т.А., рассмотрев с # открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Адыгея о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими, правовых последствий части 2 статьи 6 части 1 статьи 8, статей 14 - 19 главы 3 и статей 20 - 27 главы 4, статей 41 - 44, части 1 статьи 51 и части 1 статьи 53, статьи 36 Закона Республики Адыгея от 27.04.1999 года N 121 "О государственной охране памятников истории и культуры" (в редакции Закона Республики Адыгея от 27.02.03 года N 115), установил:
Прокурор Республики Адыгея обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не порождающими правовых последствий части 2 статьи 6, части 1 статьи 8, статей 14 - 19 главы 3 и статей 20 - 27 главы 4, статей 41 - 44, части 1 статьи 51 и части 1 статьи 53, статьи 36 Закона Республики Адыгея от 27.04.1999 года N 121 "О государственной охране памятников истории и культуры" (в редакции Закона Республики Адыгея от 27.02.03 года N 115).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея принят Закон от 27.04.1999 года N 121 "О государственной охране памятников истории и культуры" (в редакции Закона РА от 27.02.03 года N 115), опубликованный в газете "Советская Адыгея" от 13.05.1999 года N 89 - 90 и от 04.03.2003 года N 42 - 43, ряд положений которого противоречит федеральному законодательству. В частности указанный закон противоречит федеральным законам "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Общих принципах организации местного самоуправления", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О гражданстве".
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц - Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Президента Республики Адыгея, отдела законодательства и федерального регистра в Республике Адыгея Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу заявленные требования признали и также считали возможным признать оспариваемые нормы недействующими и не порождающими правовых последствий.
Выслушав объяснения прокурора и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявление прокурора о признании оспариваемых норм недействующим и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подп. "б" п. 1 ст. 5 этого же Закона законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем в части 2 ст. 6, а также в названии и тексте статьи 25 Закона Республики Адыгея "О государственной охране памятников истории и культуры" употребляется понятие "граждане Республики Адыгея", что противоречит п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающему, что вопросы гражданства в Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации и федеральным законодательством не предусмотрено гражданство отдельной республики.
Согласно статье 6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия" полномочия в области государственной охраны объектов культурного наследия принадлежат органам местного самоуправления в пределах их компетенции. Часть 1 ст. 8 оспариваемого закона РА устанавливает, что государственная охрана памятников культуры осуществляется только органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Адыгея и государственными органами охраны памятников культуры Республики Адыгея.
Анализ положений этих статей дает основание сделать вывод о том, что оспариваемая норма противоречит федеральной норме, регулирующей отношения государственной охраны объектов культурного наследия в той мере, в которой она не предусматривает включение в государственную охрану объектов культурного наследия органы местного самоуправления.
Статьи 14 - 19 Закона Республики Адыгея (глава 3 закона), регулирующие государственный учет памятников культуры, противоречат федеральному законодательству, поскольку приняты вне пределов компетенции органов государственной власти Республики Адыгея.
Так, частью 4 статьи 14 Закона Республики Адыгея государственный учет недвижимых памятников культуры осуществляется на основании списков памятников культуры, которые подразделяются на государственные списки недвижимых памятников культуры; списки выявленных недвижимых памятников культуры; списки учетных культурных ценностей.
Однако федеральным законом предусмотрено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (ст. 15 N 73-ФЗ от 25.06.2002 года в редакции N 199-ФЗ от 31.12.2005 года).
Кроме того, согласно п. 9 статьи 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится формирование и ведение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Поскольку оспариваемая статья предусматривает иной порядок государственного учета недвижимых памятников культуры, то она не может порождать правовых последствий.
Статья 18 главы 3 оспариваемого закона РА регулирует отношения, возникающие в связи с включением объектов культурного наследия Республики Адыгея в Списки всемирного наследия.
При этом статья гласит, что в Списки всемирного наследия могут быть включены объекты культурного наследия Республики Адыгея, отнесенные решением Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и Комитета всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО к объектам всемирного наследия; что Объекты для включения в Списки всемирного наследия представляются федеральным органом охраны памятников культуры по предложению Министерства культуры Республики Адыгея в соответствии с утвержденными ЮНЕСКО организационными и документальными формами; что Объекты, включенные в Списки всемирного наследия, отмечаются установкой информационно-охранных досок в соответствии с утвержденными образцами. Доски устанавливаются за счет средств предприятий, учреждений, организаций, в пользовании или собственности которых находятся памятники, за счет средств местного или государственного (республиканского, федерального) бюджетов и специальных средств государственных органов охраны памятников культуры Республики Адыгея.
Вместе с тем установление порядка формирования перечня объектов культурного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия в соответствии с п. 13 ст. 9 ФЗ отнесено к полномочиям Российской Федерации, то есть законодатель субъекта вышел за пределы своей компетенции при разрешении данного вопроса.
Противоречат федеральному законодательству и статьи 20 - 27 главы 4 оспариваемого Закона Республики Адыгея, которые регулируют отношения собственности на памятники культуры, и статьи 41 - 44 того же закона, которые определяют порядок использования памятников культуры, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 2 и частью 2 статьи 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия..." имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия определяются ФЗ N 73-ФЗ от 25.06.2002 года (с последующими изменениями и дополнениями), гражданским, градостроительным, земельным законодательствами Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые статьи 20 - 27, 41 - 44 закона РА приняты вне пределов компетенции органов государственной власти Республики Адыгея и подлежат признанию недействующими.
Противоречит федеральному законодательству и ст. 36 оспариваемого закона РА, устанавливающая ограничения в использовании памятников археологии, как принятая вне пределов ведения законодателя субъекта, поскольку статьей 9 пунктом 1 N 73-ФЗ установление ограничений при пользовании объектов культурного наследия и земельными участками или водными объектами, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия, отнесено к полномочиям Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Часть 1 статьи 51 Закона РА N 121 устанавливает, что ансамбли и комплексы памятников культуры, представляющие собой особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены Кабинетом Министров Республики Адыгея историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого для каждого из них положения.
Между тем часть 1 ст. 57 ФЗ "Об объектах культурного наследия..." предусматривает иной порядок разрешения данного вопроса и гласит, что решение об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам может быть принято на основании заключения историко-культурной экспертизы. То есть закон субъекта в этой части противоречит федеральному законодательству и на этом основании подлежит признанию недействующим.
Также не соответствует федеральному законодательству часть 1 ст. 53 оспариваемого Закона Республики Адыгея, устанавливающая, что основным источником финансирования деятельности по государственной охране памятников культуры являются средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея, что противоречит статье 13 Федерального закона N 73-ФЗ, на основании которой к источникам финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия отнесены также внебюджетные поступления и местные бюджеты. Поскольку круг источников финансирования названных мероприятий по федеральному закону шире, нежели по закону субъекта, то закон субъекта также не может быть признан действующим.
С учетом изложенного, суд полагает, что из анализа действующего законодательства вытекает, что требования прокурора о признании недействующими оспариваемых норм являются обоснованными, а указанные нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в силу. При этом, по вступлению решения суда в силу, оно подлежит опубликованию в республиканской газете "Советская Адыгея" и в "Собрании законодательства Республики Адыгея".
С Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 2000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Адыгея, решил:
Заявление Прокуратуры Республики Адыгея о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий части 2 статьи 6, части 1 статьи 8, статей 14 - 19 главы 3 и статей 20 - 27 главы 4, статей 41 - 44, части 1 статьи 51 и части 1 статьи 53, статьи 36 Закона Республики Адыгея от 27.04.1999 года N 121 "О государственной охране памятников истории и культуры" (в редакции Закона Республики Адыгея от 27.02.03 года N 115) удовлетворить.
Признать часть 2 статьи 6, часть 1 статьи 8, статьи 14 - 19 главы 3 и статьи 20 - 27 главы 4, статьи 41 - 44, часть 1 статьи 51, часть 1 статьи 53 и статью 36 Закона Республики Адыгея от 27.04.1999 года N 121 "О государственной охране памятников истории и культуры" (в редакции Закона Республики Адыгея от 27.02.03 года N 115) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в силу.
Сообщение о настоящем решении после вступления в законную силу опубликовать в республиканской газете "Советская Адыгея" и в "Собрании законодательства Республики Адыгея".
Взыскать государственную пошлину с Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в доход государства в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Адыгея в 10-дневный срок со дня его объявления.
Председательствующий по делу
судья Верховного суда
Республики Адыгея - |
В. Мейстер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 6 июля 2006 г.
Текст решения опубликован в газете "Советская Адыгея", N 150-151 от 29 июля 2006 г.