Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Совета народных депутатов
муниципального образования "Город Майкоп"
от 29 ноября 2006 г. N 1034
Некоторые результаты реализации муниципальной
целевой программы "Развитие системы образования
города Майкопа на 2006 - 2009 годы" за 2006 год
В соответствии с Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 25.11.2005 г. N 758 принята муниципальная целевая программа "Развитие системы образования города Майкопа на 2006 - 2009 годы", направленная на:
- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей населения города;
- создание условий для нормального развития жизнедеятельности детей;
- усиление влияния образования на развитие города.
Образование в городе является средством стабилизации общественной жизни в целом, условием сохранения единого социокультурного пространства, одной из основ стабильности межнациональных отношений.
Приоритеты муниципальной политики в области образования основываются на анализе, с одной стороны, образовательных потребностей населения города, а с другой - социально-экономических и культурных потребностей развития г. Майкопа; при этом именно образование призвано гармонизировать эти две группы потребностей.
Программа носит межотраслевой характер, ее реализация во многом опирается на создание системы общественной поддержки развития образовательных учреждений. Через эту систему образование получает возможность консолидировать различные социальные группы вокруг стратегических целей развития муниципальной системы образования, что, в свою очередь, способствует развитию города.
В 2006 году программа реализовывалась в соответствии с планом мероприятий:
1) в области:
- дошкольного образования;
- общего образования;
- сохранения и развития государственных языков Республики Адыгея и народов, проживающих в Республике Адыгея;
- поддержки и развития одаренных детей;
- информатизации образования;
- совершенствования муниципальной методической службы;
- сохранения здоровья учащихся;
- материально-технического обеспечения системы образования;
2) в организации:
- воспитательной работы с учащимися;
- работы с детьми-сиротами.
Некоторые итоги реализации программы по основным направлениям:
В течение последних лет в городе сформирована и совершенствуется гибкая сеть образовательных учреждений, способная обеспечить широкий выбор путей, форм и содержания образования с учетом образовательных потребностей детей и их родителей.
В целях сохранения и увеличения сети ДОУ в муниципальную собственность принят детский сад N 43 кондитерской фабрики "Майкопская", дополнительно открыты 2 дошкольные группы в НШДС NN 31, 36.
В рамках обеспечения государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей детей перед поступлением в школу организованы 9 групп по предшкольной подготовке детей 5 - 7 лет в ОУ NN 14, 18, 23, 25, 27, 30. В ДОУ увеличился спектр дополнительных образовательных услуг оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального цикла.
Дальнейшее развитие получил спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучающихся. Внедряются разнообразные формы обучения: экстернат (160 учащихся), семейное обучение (55 учащихся), индивидуальное, домашнее обучение (106 учащихся).
Улучшены качественные показатели подготовки выпускников школ. По результатам итоговой аттестации из 1075 выпускников 68 (6,3%) получили медали "За особые успехи в учении", из них 24 (2,2%) - золотые и 44 (4,1%) - серебряные медали. В рейтинге золотых и серебряных медалей лидируют ОУ NN 19, 34, 5, 2, 22.
Перед образованием России поставлена широкая задача по созданию общенациональной системы оценки качества образования. Одной из составляющих этой системы является эксперимент по введению ЕГЭ.
Город Майкоп уже четвертый год участвует в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена.
Анализ результатов ЕГЭ 2006 года показал, что число хороших и отличных оценок по физике, биологии, русскому языку, полученных учащимися города Майкопа, в среднем выше по сравнению с Россией.
Как и в прошлые годы, ЕГЭ выявил наиболее способных школьников: 95 человек из них набрали по отдельным предметам от 95 до 99,9 балла, а два ученика - Миронов Михаил (СОШ N 5) и Воетлев Заур (СОШ N 2) показали одни из самых высоких результатов по двум предметам.
Большое количество выпускников успешно воспользовались результатами ЕГЭ при поступлении в вуз.
Особое место в работе по развитию личностного и интеллектуального потенциала детей занимают конференции, конкурсы, олимпиады. Учащиеся наших школ под руководством творческих, опытных, инициативных педагогов принимают активное участие в городских, республиканских и российских мероприятиях.
Неоспоримым показателем повышения эффективности образования является развитие и высокая результативность олимпиадного движения. В текущем учебном году более 1500 учащихся стали участниками предметных олимпиад различного уровня - городских, республиканских, всероссийских. В республиканских олимпиадах приняли участие 65 чел., из 86 дипломов 47 дипломов - у школьников города, 11 учащихся школ города, являющихся одновременно воспитанниками Республиканской естественно-математической школы, стали призерами и победителями в IV окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников в Южном федеральном округе, а трое учащихся награждены дипломами III степени в самом трудном и престижном V заключительном этапе Всероссийской олимпиады.
Ежегодно трое школьников ОУ города, особо отличившиеся в учебе по итогам полугодия, получают стипендии РА. Хотелось бы, чтобы такую поддержку лучшие учащиеся получали и на уровне города.
В 2005 - 2006 учебном году было организовано введение предпрофильного обучения в 20 ОУ города. В 2006 - 2007 учебном году такое обучение введено во всех школах города. В этих школах созданы проблемные группы, координационные советы, обеспечивающие системный подход к организации перехода и введения предпрофильного и профильного обучения, а также своего рода "аппарат исполнителей" (координаторы, зам. директора, в чьи функции были введены обязанности по организации предпрофильной подготовки). Координаторам и заместителям директоров, отвечающим за предпрофильную подготовку, установлены доплаты от 5 до 15%. Разработана модель портфолио школьников, подготовлены методические рекомендации по заполнению классных журналов. Создан банк данных по элективным курсам. В рамках предпрофильной подготовки в школах города организована информационная и профориентационная работа: ведутся курсы "Мой выбор", "Я и моя профессия". На этих курсах происходит социализация личности девятиклассников. Кроме этого, учащиеся принимают участие в ярмарках профессий, для них организуются и проводятся экскурсии в различные учреждения и на предприятия.
В марте - мае 2006 г. была начата совместная работа с ПУ N 1, ПЛ NN 3, 6.
139 учащихся 10-х классов ОУ NN 2, 6, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 18, 35 получили возможность обучиться на базе этих учреждений одной из рабочих специальностей.
Так, по итогам анкетирования:
- 68 человек обучаются по специальности "Изготовитель хлебобулочных изделий" (ПУ N 1);
- 35 человек - по специальности "Слесарь по ремонту автомобилей" (ПЛ N 6);
- 36 человек - по специальности "Штукатур, облицовщик-плиточник" (ПЛ N 3).
Все обучающиеся на базе ПЛ, ПУ учащиеся обеспечиваются бесплатными обедами (стоимость 1 обеда - 20,0 руб.).
В 2006 - 2007 учебном году школы города начали переход на профильное обучение, открыты профильные классы:
- филологический - гимназия N 22;
- социально-гуманитарный - лицей N 19, гимназия N 22;
- физико-математический - лицей N 19, гимназия N 22;
- химико-биологический - СОШ N 3, лицеи NN 19, 35;
- информационно-технологический - СОШ N 8, лицей N 34;
- социально-экономический - лицей N 19, гимназия N 22.
В области сохранения и развития государственных языков Республики Адыгея и народов, проживающих в Республике Адыгея, были проведены различные мероприятия:
1. Учителя ОУ подготовили к изданию учебно-методическую литературу национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
2. Семинары для учителей русского и адыгейского языков по решению проблемы: "Повышение качества знаний обучающихся через совершенствование форм и методов повышения квалификации преподавателей".
3. Внеклассные мероприятия на языках Республики Адыгея:
- встречи с писателями и поэтами, учеными и знаменитыми людьми, народными умельцами Адыгеи;
- посещение Национального музея РА и Литературного музея им. Т. Керашева.
4. В рамках реализации Проекта программы ЮНЕСКО "Развитие национальной школы":
- праздник славянской культуры и письменности в СОШ N 28;
- конкурс "Славянский мир - глазами детей" в ОУ города.
5. Проведены:
- городские олимпиады по русскому и адыгейскому языкам;
- интеллектуальная игра "Умники и умницы для младших школьников";
- праздник национальных культур "Приди весна с радостью, с великой милостью" (адыгейской, армянской, греческой и славянской);
- городской конкурс сочинений "Мой язык - мое богатство" на адыгейском языке;
- VIII детская научно-практическая конференция (секции - русский язык и литература, адыгейский язык и литература);
- праздник ко Дню адыгейского языка и письменности во всех ОУ города.
Развитие экспериментальной деятельности является одним из стратегических направлений современной образовательной политики.
В настоящее время в муниципальной системе образования 19 образовательных учреждений осуществляют экспериментально-образовательную деятельность, являясь площадками различного уровня, и углубленную образовательную деятельность.
Федеральные экспериментальные площадки:
- СОШ N 2 - "Химия и экология в системе воспитания и образования в средней школе (региональный аспект)". (Присвоен статус ФЭП приказом МО РФ от 08.04.2004 г. N 1540).
- СОШ N 8 - "Формирование правовой культуры будущего избирателя и политического лидера. Образование для гражданского участия". (Присвоен статус ФЭП приказом МО РФ от 22.03.2001 г., подтвержден статус приказом МО РФ от 08.04.2004 г. N 1540).
Муниципальные экспериментальные площадки:
- СОШ N 6 - "Школа - территория здоровья".
- СОШ NN 7, 18, ДОУ N 9 - "Человек XXI века в полиэтнической среде (программа "Этнос").
- СОШ N 8 - "Региональная модель школы информационной культуры в Республике Адыгея".
- СОШ N 9 - "Совершенствование структуры и содержания общего образования".
- СОШ N 28 - "Микросоциум общеобразовательной славянской школы как модель нормализации национальных отношений через систему образования и воспитания в условиях Северо-Кавказского региона".
- НОШ N 29 - "Разработка системы комплексной оценки здоровья и валеологического мониторинга учащихся с использованием новых методологических подходов в условиях новых образовательных и культурно-оздоровительных технологий".
- НОШ N 30 - "Школа здоровья".
- НШДС N 31 - "Экологическое образование в системе: дошкольное учреждение - начальная школа в Республике Адыгея".
- ДОУ N 32 - "Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования в Республике Адыгея".
- ДОУ N 55 - "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в системе общего валеологического образования в ДОУ Республики Адыгея".
- ДОУ N 57 - "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры".
Углубленная образовательная деятельность:
- Лицей N 19 - "Технологии профильного обучения старшеклассников".
- Гимназия N 22 - "Технологии обучения одаренных детей".
- Лицей N 34 - "Социальные и информационные технологии".
- Лицей N 35 - "Основы эколого-биологического образования".
Основными направлениями деятельности экспериментальных образовательных учреждений являются:
- "Освоение технологий обучения и развития одаренных детей" - ОУ NN 2, 8, 19, 22, 34, 35, ДОУ N 32.
- "Социальные и информационные технологии обучения" - ОУ NN 8, 34;
- "Освоение технологий национально-культурного возрождения педагогик адыгейского и славянского народов и др." - ОУ NN 7, 18, 28, ДОУ NN 9, 57.
- "Освоение технологий физического и психологического здоровья детей" - ОУ NN 6, 9, 10, 13, 29, 30, 31, ДОУ N 55.
В целом цель деятельности инновационных площадок - апробация эффективных механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, разработку и апробацию нового содержания образования, современных педагогических технологий, качество знаний обучающихся.
Среди обобщенных наиболее значимых результатов углубленной образовательной деятельности за отчетный период можно выделить следующее:
- создание в гимназии N 22, лицеях NN 19, 34, 35 системы дополнительного образования школьников через организацию предметных спецкурсов в профильных классах различной направленности (математической, естественно-научной, социально-гуманитарной);
- успехи учащихся данных общеобразовательных учреждений в предметных олимпиадах:
ОУ | Количество призеров олимпиад: | |||||
городских | республиканских | окружных | ||||
2004 - 2005 уч. год |
2005 - 2006 уч. год |
2004 - 2005 уч. год |
2005 - 2006 уч. год |
2004 - 2005 уч. год |
2005 - 2006 уч. год |
|
Лицей N 19 | 21 | 20 | 11 | 10 | 3 | 1 |
Гимназия N 22 | 22 | 33 | 13 | 16 | 8 | 7 |
Лицей N 34 | 7 | 7 | 2 | 1 | 1 | - |
Лицей N 35 | - | 4 | - | - | - | - |
- стабильны качество и уровень знаний: ежегодно среди учащихся этих общеобразовательных учреждений имеются выпускники, награжденные золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении":
ОУ | Количество выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями |
|
2004 - 2005 учебный год | 2005 - 2006 учебный год | |
Лицей N 19 | 7 | 16 |
Гимназия N 22 | 16 | 12 |
Лицей N 34 | 14 | 10 |
- выпускники гимназии N 22, лицеев NN 19, 34 показывают высокие результаты на ЕГЭ;
- учащиеся гимназии N 22, лицеев NN 19, 34, 35 активно участвуют в различных интеллектуальных играх, конкурсах, интернет-проектах, научно-практических конференциях, открытых олимпиадах.
Так, в 2006 году:
- лицей N 19, гимназия N 22 получили по 1 млн. руб. в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", победив в конкурсе "Лучшее общеобразовательное учреждение, активно внедряющее инновационные образовательные программы";
- среди лучших учащихся школ города, удостоенных государственной премии для поддержки способной и талантливой молодежи Республики Адыгея в 2006 г. в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", 2 учащихся гимназии N 22 - Пономаренко Екатерина, Филькин Евгений;
- информация об ОУ NN 22, 19, 34, их руководителях вошла в энциклопедию "Одаренные дети - будущее России", которая вышла в 2006 г. в издательстве "Спец-Адрес". В энциклопедии содержатся публикации о тех образовательных учреждениях, чей вклад в развитие российской системы образования и воспитания подрастающего поколения действительно очень высок;
- учащийся лицея N 35 Балдин Владислав стал дипломантом (диплом I степени) VI Всероссийской недели "Компьютерные технологии - школьникам России", а также обладателем диплома за активное участие в III Межвузовской исследовательской конференции школьников и студентов "Образование. Наука. Профессия" (г. Сочи);
- учащиеся 7 класса лицея N 35 Марухненко Михаил и Бриних Анастасия стали победителями республиканской заочной олимпиады школьников по экологии, биологии и охране природы "Карнавал цветов";
- школьники и педагоги лицея N 35 приняли участие в республиканском народном празднике цветов и были награждены дипломом II степени в номинации "Лучший фотодизайн";
- учащиеся 5 - 8-х классов лицея N 35 были награждены дипломами I степени за активное участие в акции, проводимой Кавказским биосферным заповедником "Марш парков - 2006";
- с 1 по 15 июля 2006 г. в работе V Межрегиональной экологической экспедиции школьников России в г. Великий Новгород под руководством учителя Маркиной И. В. приняли участие школьники лицеев NN 34, 35 (6 чел.);
- в финальном туре олимпиады по граждановедению (г. Москва, август 2006 г.) Гадагатель Бэла, учащаяся 7 класса лицея N 19, заняла IV место;
- Пономаренко Екатерина, учащаяся 10 класса гимназии N 22, в составе национальной команды России участвовала во Всекитайской олимпиаде школьников по математике. В итоге - серебряная медаль в личном первенстве (август 2006 г.);
- учащийся 6 класса гимназии N 22 Апишев Азамат принял участие в специализированной смене-фестивале Карпова А. Е. "Новое шахматное поколение России" в составе команды школьников Республики Адыгея во ВДЦ "Орленок" (сентябрь 2006 г.);
- учащиеся ОУ NN 5, 7, 8, 22 приняли участие во II Всероссийской смене "Юный математик" во ВДЦ "Орленок" (сентябрь - октябрь 2006 г.);
- продлен совместный договор о творческом сотрудничестве, заключенный между МОУ "Лицей N 35" и Майкопским медицинским училищем, в рамках которого осуществляется профориентационная деятельность и предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов по специальности "Сестринское дело".
Среди наиболее значимых достижений общеобразовательных учреждений, реализующих проекты различных уровней, можно назвать:
- в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" коллективы ОУ NN 2, 8, 28, 29, 30, активно осуществляющие инновационно-образовательную деятельность, приняли участие в муниципальном отборе образовательных учреждений по направлению "Лучшее образовательное учреждение, активно внедряющее инновационные образовательные программы";
- коллективы СОШ NN 9, 13, ВСОШ N 1 в качестве пилотных учреждений участвовали в Проекте Евросоюза "Дети и молодежь групп риска". Главным в их работе было обучение "трудных" подростков и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, социальным и жизненным навыкам;
- коллектив СОШ N 6 занял I место в республиканском конкурсе "Школа - территория здоровья", представив материалы системной работы в рамках продолжающегося эксперимента по внедрению эффективных медико-профилактических и физкультурно-оздоровительных технологий, формированию здорового образа жизни;
- в СОШ N 2 совместно с Кавказским государственным природоохранным биосферным заповедником идет работа по созданию на базе школы филиала краеведческого музея, представляющего экспозиции животного и растительного мира Адыгеи;
- за высокое качество образования и воспитания в школе, педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность руководства школьным коллективом МОУ "СОШ N 2" стала лауреатом конкурса "Школа России - 2006" (октябрь 2006 г.);
- в августе 2006 г. коллективы СОШ N 2 и НОШ N 29 приняли участие в работе Международного детского экологического форума "Зеленая планета - 2006" (грамоты за активное участие);
- коллектив НОШ N 29 стал лауреатом конкурса фотографий по экологической тематике Международного детского экологического форума "Зеленая планета - 2006" (диплом I степени);
- учащаяся СОШ N 2 Грабенко Юлия стала лауреатом конкурса исследовательских проектов Международного детского экологического форума (диплом II степени);
- учащийся НОШ N 29 Дорофеев Александр стал лауреатом конкурса рисунков по экологической тематике Международного детского экологического форума (диплом III степени);
- информация о деятельности СОШ N 8 в рамках федеральной экспериментальной площадки опубликована в издании ЦИК РФ "Журнал о выборах" N 4 за 2006 г. На базе экспериментального избирательного участка N 01, созданного в школе, в дни федеральных и региональных выборов проводятся учебные выборы с участием старшеклассников общеобразовательных учреждений города.
Инновационное движение в образовании всегда в той или иной степени является ответом педагогической общественности на вызов своего времени и существующие реальные проблемы школы. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
На инновационную деятельность образовательных учреждений в 2006 году будет израсходовано из бюджета комитета по образованию 1295,0 тыс. руб.
Работая по своим направлениям инновационно-экспериментальной деятельности, образовательные учреждения, добившись определенных результатов, находят новые пути решения поставленных задач, разрабатывают новые проекты в рамках программ развития.
В сентябре 2006 г. на базе лицея N 19 был создан городской Ресурсный центр. В рамках республиканской целевой программы "Развитие образования" в 2006 г. в центр была поставлена компьютерная техника (персональные компьютеры - 8 шт., принтер - 1 шт., проектор - 1 шт., цифровой фотоаппарат - 1 шт., web - камера - 1 шт.), а также подключен широкополосный Интернет по новым технологиям ADSL. Продолжается работа по созданию базы данных существующих образовательных ресурсов в предметно-образовательных областях. Также по РЦП были получены 7 мультимедиа проекторов для ОУ г. Майкопа (ОУ NN 10, 15, 18, 19, 23, 28, 35).
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" продолжается бесплатное подключение общеобразовательных учреждений г. Майкопа к сети Интернет. На сегодняшний день 20 школ из 27 запланированных уже имеют доступ к сети Интернет. В связи с этим началась активная работа в направлении дистанционного обучения педагогов совместно с Адыгейским республиканским институтом усовершенствования квалификации и участия школьников ОУ в дистанционных олимпиадах, конкурсах проектах (ОУ NN 2, 3, лицей N 19, лицей N 35). Начата работа по электронному документообороту между комитетом по образованию и подведомственными учреждениями.
10 общеобразовательных учреждений (ОУ NN 2, 7, 8, 9, 11, 16, 18, 19, 22, 28) имеют web-сайты.
В августе 2006 г. начал работать официальный сайт комитета по образованию.
Уже третий год работает городской постоянно действующий семинар "Информатизация образования: проблемы и перспективы", на котором рассматривается опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Традиционно каждый год для учащихся школ города проводятся олимпиада по информатике (раздел "Программирование"), открытая олимпиада по информационным технологиям, конкурс социального плаката, республиканский конкурс лучших интернет-ресурсов и многое другое.
К сожалению, на сегодняшний день не реализованы многие мероприятия раздела "Информатизация образования":
- модернизация имеющегося компьютерного оборудования и программного обеспечения в ОУ;
- создание единого центра технического обслуживания компьютерной техники ОУ;
- создание городской сети ОУ.
Это связано с недостаточным объемом дополнительного финансирования.
Одним из приоритетных направлений в муниципальной целевой программе "Развитие системы образования г. Майкопа на 2006 - 2009 годы" является повышение непрерывного профессионального образования педагогов.
Вся методическая работа в 2005 - 2006 учебном году была построена на основе диагностики профессиональных потребностей педагогов.
Изучение образовательных и информационных потребностей ОУ и педагогических работников осуществлялось в двух направлениях: через проведение анкетирования педагогов и через проведение диагностических работ среди учащихся.
С целью создания гибкой, открытой и развивающей системы непрерывного образования в 2005 - 2006 учебном году была организована работа постоянно действующих семинаров, годичных команд: "Информатизация образования: проблемы и перспективы", "Профессиональная культура учителя", "Преемственность", "Профильная и предпрофильная подготовка учащихся".
С целью повышения мастерства педагогов методистами ГНМЦ отрабатывается модель функционирования тьюторской методической службы, куда входят и методисты, и руководители ГМО, постоянно действующих семинаров и опытные учителя.
Еще одним слагаемым процесса непрерывного образования и повышения педагогического мастерства учителей является участие в конкурсах. Один из важнейших среди них - конкурс "Учитель года".
Учитель истории и общественных дисциплин СОШ N 17 Купин Олег Петрович стал победителем республиканского конкурса "Учитель года Адыгеи - 2006". В сентябре 2006 г. Купин О. П. стал участником семинара в г. Челябинске, где поделился своим опытом работы с финалистами конкурса "Учитель года" и показал мастер-класс для педагогов г. Челябинска.
Этот конкурс стал настоящей школой педагогического мастерства. В рамках подготовки к конкурсу при ГНМЦ работает лекторий "Профессиональная культура учителя". В программе лектория предусматривается повышение уровня теоретических знаний, практические занятия, большое количество мастер-классов, которые дают лауреаты и призеры конкурсов предыдущих лет.
Большую методическую помощь образовательным учреждениям города оказывают члены клубов "Учитель года" и "Клуб Молодого Учителя".
В 2005 - 2006 учебном году на высоком уровне прошел заочный конкурс методических разработок, в котором приняли участие 82 педагогических работника. Возрос качественный уровень представленных методических разработок.
Одним из важнейших факторов повышения профессионализма учителя является доступ к теоретическим знаниям и новым образовательным технологиям. С этой целью педагоги ОУ регулярно участвуют в педагогических конференциях разных уровней, проходят курсы повышения квалификации в АРИПК.
Преобразования, касающиеся всех сфер деятельности, требуют новых подходов к организации методических и информационных материалов. При ГНМЦ создается медиатека, где собираются программное обеспечение по биологии, географии, электронные версии педагогических изданий, видеотека, отражающая деятельность методического центра.
В 2006 году ГНМЦ принял участие во Всероссийском смотре-конкурсе муниципальных методических служб. На межрегиональном этапе этого конкурса методический центр г. Майкопа стал лауреатом. На межрегиональной научно-практической конференции "Модернизация системы дополнительного профессионального образования в свете реализации приоритетных направлений российского образования", проходившей в октябре 2006 г. в г. Краснодаре, о системе работы ГНМЦ по обеспечению непрерывного образования педагогов рассказала руководитель ГНМЦ Паранук С. Р.
Ежегодно пятая часть педагогов города проходит процедуру аттестации. При комитете по образованию муниципального образования "Город Майкоп" создана аттестационная комиссия для аттестации на I квалификационную категорию. Члены комиссии посещают уроки аттестующихся педагогов, проводят контрольные срезы знаний учащихся, изучают портфолио учителя, и только после этого принимают решение об уровне квалификации аттестующегося педагога.
В школах большое внимание уделяется созданию внутреннего здоровьесберегающего пространства, что предполагает:
- приведение состояния здания и помещений школы в соответствие с гигиеническими нормативами;
- оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
- наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета и школьной столовой;
- организация рационального питания;
- наличие здоровьесберегающей службы, деятельность которой осуществляется квалифицированными специалистами (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т. п.).
Многие педагогические коллективы работают над расширением оздоровительной инфраструктуры своей школы.
Комитетом по образованию продолжается реализация муниципальной программы "Гражданин Майкопа - гражданин России" на 2006 - 2009 годы. Программа позволяет придать комплексный характер гражданско-патриотическому воспитанию школьников путем усиления межведомственного взаимодействия с заинтересованными социокультурными сферами города; способствует появлению новых эффективных форм воспитательного процесса, повышению уровня методического мастерства педагогических работников.
В июле - сентябре 2006 г. проводилась межведомственная операция "Подросток" по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Составлен банк данных об учащихся, непосещающих образовательные учреждения и определены меры по возвращению их в ОУ.
Во исполнение приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от 07.09.2006 г. N 481 в штатное расписание ОУ г. Майкопа введена должность социального педагога.
Функционирует городской Совет председателей общешкольных родительских комитетов. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы взаимодействия ОУ и семьи в воспитательной работе, профилактике негативных явлений в детско-молодежной среде. В тематику проведения общешкольных и классных родительских собраний включены вопросы вовлечения родительской общественности в организацию учебно-воспитательного процесса ОУ. В рамках городского методического объединения заместителей директоров ОУ по воспитательной работе, постоянно действующего семинара "Школа классного руководителя" систематически рассматриваются методики, формы и методы взаимодействия педагогических коллективов и родителей, организации совместной воспитательной и профилактической деятельности.
В рамках утвержденных на сессии Совета народных депутатов МО "Город Майкоп" муниципальных программ "Гражданин Майкопа - гражданин России" и "Путь к успеху" реализуются разноплановые мероприятия, направленные на профилактику злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся, формирование ценностей здорового образа жизни. В планах воспитательной работы всех муниципальных ОУ включены мероприятия по предупреждению всех видов зависимостей.
В апреле совместно с ГИБДД г. Майкопа проведен городской конкурс юных велосипедистов "Безопасное колесо". Учащиеся СОШ N 8 стали победителями республиканских соревнования и были направлены на Всероссийские соревнования "Безопасное колесо".
В мае и сентябре 2006 г. во всех ОУ города проводились месячники по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Внимание - дети!".
Во время работы летних школьных лагерей (площадок) в июне 2006 г. учащимися - членами МГОООУ "Единение" была проведена профилактическая социальная акция "Письмо водителю", в которой приняли участие свыше 1000 школьников.
Во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях назначены лица, ответственные за работу по профилактике ДДТТ, составлены планы мероприятий.
В ОУ г. Майкопа продолжается работа по развитию детского общественного движения. МГООУОУ "Единение", имея статус юридического лица, неоднократно побеждала в конкурсах социальных проектов, которые были направлены на профилактику употребления ПАВ, улучшение экологии города, улучшение деятельности ведомств, входящих в состав КДН.
Традиционно в конце 2005 - 2006 учебного года прошел очередной слет лидеров организации, в котором приняло участие 150 школьников и 27 руководителей ДОО ОУ города. Участники и гости мероприятия ознакомились с итогами деятельности "Единения" за 2005 - 2006 учебный год, дали оценку развитию детского общественного движения в ОУ города и определили основные направления работы организации в дальнейшем.
В рамках постоянно действующего семинара для старших вожатых обеспечивается методическая поддержка педагогов ОУ города, руководителей ДОО, старших вожатых.
Клубом "Учитель года" в мае - июне 2006 г. по предложению межрегионального клуба "Учитель года" проведена акция "Душевное богатство", в ней приняли участие 300 детей и 4 победителей побывали в городах Москве и Санкт-Петербурге.
Членами "Клуба Молодого Учителя" реализованы социальные проекты "А что ты оставишь после себя?", с июня 2006 г. начата реализация проекта "Ставшие родными". Основной целью данного проекта является оказание адресной психологической, юридической и другой помощи семьям, усыновившим ребенка.
Охрана прав несовершеннолетних - важная государственная задача, одно из ключевых направлений в деятельности образовательных учреждений города.
Первостепенным в деятельности комитета по образованию является выявление, учет и своевременное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Количество чел. | ||
2005 г. | 2006 г. (9 месяцев) |
|
Выявлено | 130 | 77 |
Устроены на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека, попечительство, приемные семьи) |
90 |
56 |
Определены в государственные учреждения |
40 |
21 |
Несмотря на напряженные социально-экономические условия, указанные дети преимущественно передаются на воспитание в семью.
В этой связи на муниципальном уровне созданы банки данных о детях указанной категории, а также о кандидатах в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. С названными кандидатами проводятся беседы, консультации, семинары, обследования их жилищно-бытовых условий, им выдаются направления на посещение детей - воспитанников государственных учреждений. Также готовятся заключения о возможности быть кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, проекты постановления об учреждении опеки (попечительства), договоры о передаче детей на воспитание в приемную семью; специалисты комитета участвуют в судебных органах по вопросам установления усыновления (удочерения). Привлекаются педагоги, психологи, социальные педагоги образовательных учреждений, специалисты МОУ "Майкопский городской центр психолого-педагогической помощи, медико-социальной помощи и профориентации", республиканского психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Майкопа.
Тесное сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам пропаганды положительного опыта воспитания детей в семьях, формированию позитивного общественного мнения о семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заметно оживило активность жителей города, желающих взять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи: ежемесячная передача на МТВ "Право на семью", рекламный ролик на МТВ, выступления в печати, на радио, телевидении, ежегодный благотворительный опекунский вечер к Международному дню защиты детей.
Усыновление - приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Период (по годам) |
Усыновление детей российскими гражданами (кол-во усыновленных детей) |
Международное усыновление (кол-во усыновленных детей) |
2004 г. | 9 | 8 |
2005 г. | 11 | 6 |
2006 г. (9 месяцев) |
15 |
3 |
В г. Майкопе получил распространение институт приемных семей, в настоящее время их 12 (44 приемных ребенка).
Что удалось:
- не разъединить братьев и сестер;
- приемные дети не только посещают ДОУ, образовательные учреждения, но и музыкальные школы (8 чел.), хореографические кружки (3 чел.), физико-математическую школу при АГУ (2 чел.), компьютерный центр "Турбо" (4 чел.);
- приемные дети приучаются к труду, участвуют наравне с другими членами семьи в решении семейных вопросов;
- создан совет приемных семей;
- с приемными родителями проводятся различные консультации, семинары;
- к началу учебного года приобретены учебники на сумму 35 тыс. руб., как для приемных, так и для родных детей;
- 2 июня 2006 г. прошла встреча главы администрации с приемными родителями с привлечением различных ведомств;
- проект МГОО "Клуб Молодого Учителя" - "Ставшие родными" (удостоен гранта стоимостью 150,0 тыс. руб.) направлен на оказание помощи приемным родителям в воспитании приемных семей;
- в рамках республиканской программы "Дети-сироты" 3 приемные семьи города получили бытовую технику: Сланко (холодильник), Степановы (холодильник), Щукины (стиральную машину-автомат);
- для всех приемных семей города организован семейный отдых (вместе с родными детьми) в санатории "Жемчужина моря" (Геленджик).
Прогноз на 2007 год: увеличить количество приемных семей на 2 семьи, количество приемных детей - на 4 ребенка.
Очень важным является вопрос социализации выпускников государственных учреждений, с администрациями которых комитетом по образованию налажено тесное сотрудничество. В 2006 г. были организованы посещения отделом охраны детства Адыгейской республиканской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (а. Хакуринохабль, Шовгеновский район), Адыгейской республиканской коррекционной школы-интерната VIII вида (с. Ново-Севастопольское, Красногвардейский район) с целью выяснения нужд и потребностей воспитанников из г. Майкопа; подготовлены необходимые документы для постановки их на жилищный учет. В 2007 году необходимо дополнительное финансирование в размере 130,0 тыс. руб. для принятия мер по осуществлению сохранности закрепленного за указанным контингентом жилья и жилья, находящегося в собственности выпускников государственных учреждений (см. п. 9 программы).
Для проведения благотворительного опекунского вечера в 2007 г. с учетом увеличения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребуется 77,2 тыс. руб. (70 руб. х 550 чел. = 38500 (подарки) + вознаграждение приемным семьям: 2300 руб. х 14 семей = 32200 + 3500 (оформление зала) - бюджет комитета по образованию).
В послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 г. говорится о необходимости разработки программ, создания механизма, которые позволили бы сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях.
В этой связи одним из важных путей более эффективного решения вопроса по защите прав и законных интересов несовершеннолетних является переход к патронатному воспитанию, конкретные мероприятия по распространению патронатного воспитания в г. Майкопе нашли отражение в муниципальной целевой программе "Развитие системы образования города Майкопа на 2006 - 2009 годы", но уже сегодня, как переходный этап, у нас действует так называемый "временный, гостевой патронат".
Переданы на "временный патронат":
2005 г. | 2006 г. (9 месяцев) |
49 детей | 75 детей |
В 2007 г. для переподготовки кадров для работы в уполномоченных службах органа опеки и попечительства города по внедрению патронатного воспитания и подготовки лиц - кандидатов в патронатные родители необходимо выделить 24,0 тыс. руб. (бюджет комитета по образованию: 20 чел. х 100 руб. х 12 мес. = 24,0 тыс. руб. (п. 8 программы).
По вопросу кадрового обеспечения осуществления функций по опеке и попечительству несовершеннолетних (п. 10 программы) в 2007 г. необходимо дополнительное финансирование в размере 269,0 тыс. руб.
В области материально-технического обеспечения системы образования в 2006 году было израсходовано средств на приобретение:
- стройматериалов для текущего ремонта ОУ (938,6 тыс. руб.);
- бытовой техники (холодильники, морозильники, стиральные машины) для ДОУ и НШДС (314,021 тыс. руб.);
- мебели для ДОУ и ОУ (161,6 тыс. руб.);
- детских кроватей для ДОУ и НШДС (1144,0 тыс. руб.);
- спортивного инвентаря для СДЮШОР (55,0 тыс. руб.);
- музыкальной аппаратуры для МЦРТДиЮ (38,2 тыс. руб.);
- школьных досок (138,2 тыс. руб.).
Также на:
- капитальный ремонт и реконструкцию зданий ДОУ NN 3, 9, 42, 48, 55, 62 и ОУ NN 2, 5, 7, 11, 13, 16, 17, 18, 24 (9420,6 тыс. руб.);
- текущий ремонт зданий образовательных учреждений (1301,6 тыс. руб.);
- текущий ремонт инженерных сетей образовательных учреждений (1551,4 тыс. руб.).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 29 ноября 2006 г. N 1034 "О продолжении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.