ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 08 сентября 2021 года N 3а-424/2021
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В, с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю, при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юлиновой Н.И. об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Приказ подписан начальником Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном сайте Департамента, опубликован в газете "Красный Север" от 24 ноября 2018 года N 132 и от 27 ноября 2018 года N 133, направлен в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области.
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером... включено встроенное помещение N N... с кадастровым номером N.., назначение - нежилое помещение, площадь... кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Административный истец Юлинова Н.И, являясь собственником вышеуказанного нежилого помещения, обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим указанного Перечня в части включения в него принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимого имущества, ссылаясь на его противоречие в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание, в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером N.., является многоквартирным жилым домом, расположено на предназначенном для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома земельном участке. Здание не является административно-деловым и торговым центром. Указала, что справка об осмотре объекта недвижимости от "ДАТА" не имеет правового значения, поскольку составлена после издания оспариваемого в части нормативного правового акта, отсутствуют данные об извещении собственника о проведении осмотра, что свидетельствует о грубом нарушении установленного порядка определения вида фактического использования помещений. Неправомерное включение принадлежащего ей нежилого помещения в Перечень возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Административный истец Юлинова Н.И. просила суд признать не действующим пункт... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н, со дня его принятия.
В судебном заседании административный истец Юлинова Н.И, представитель административного истца Юлиновой Н.И. адвокат Кузнецова С.Г. административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Веселова Е.Л. исковые требования не признала. Полагала, что спорный объект недвижимости правомерно включен в оспариваемый Перечень. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Представители заинтересованных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Вологодской области, администрации города Сокола в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года N 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пункт 7 статьи 378.2 НК РФ устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии со статьёй 1.4. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящемся в собственности Вологодской области, и земельных отношений.
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года N 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области" органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Статьей 5 закона Вологодской области от 2 мая 2011 года N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете "Красный Север" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), "Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области" (www.pravo.gov35.ru).
Как усматривается из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
21 ноября 2018 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете "Красный Север", выпуск N 132 от 24 ноября 2018 года (приказ, начало приложения, пункты таблицы 1-8616), N 133 от 27 ноября 2018 года (окончание таблицы, пункты таблицы 8617-14182).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401ФЗ) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как усматривается из материалов дела, административный истец Юлинова Н.И. является собственником объекта недвижимости - встроенного помещения N N... с кадастровым номером N.., назначение - нежилое помещение, площадь... кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
В техническом паспорте и в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N... имеет наименование - встроенное помещение N N.., назначение - нежилое помещение.
Как следует из экспликации к поэтажному плану нежилого помещения с кадастровым номером N.., нежилое помещение включает: кабинеты, коридоры, туалет, тамбур, подсобное, складское, комната отдыха.
Многоквартирный жилой дом, в котором на первом этаже находится нежилое помещение с кадастровым номером N.., расположен по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N.., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования земельного участка - для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома.
Принимая во внимание, что назначение помещения кабинет неравнозначно понятию офис, суд приходит к выводу, что информация о назначении объекта и виде разрешенного использования земельного участка, на котором располагается объект, а также сведения, содержащиеся в технической документации, не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, следовательно, помещение, принадлежащее административному истцу, могло быть включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при условии фактического его использования для размещения перечисленных объектов.
Вид фактического использования спорного нежилого помещения с кадастровым номером N... на момент его включения в оспариваемый Перечень ("ДАТА") соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года N 1046, не устанавливался, что административный ответчик не оспаривает.
Согласно материалам дела такой осмотр был проведен Департаментом имущественных отношений Вологодской области "ДАТА" по обращению Юлиновой Н.И, справка об осмотре объекта недвижимости с кадастровым номером N... составлена "ДАТА".
В справке об осмотре объекта недвижимости с кадастровым номером N... указано, что нежилое помещение фактически используется под административно-деловые, офисные -... кв.м (... %), торговые -... кв.м (... %), бытовое обслуживание -... кв.м (... %).
Доказательств того, что в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N... проводилось обследование до утверждения Перечня на 2019, ответчиком не представлено.
В качестве доказательств обоснованности включения нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также использования свыше 20 % помещения под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, административным ответчиком представлены незаверенные копии: договора аренды нежилого помещения от "ДАТА", согласно которому кабинет N N... площадью... кв.м, расположенный в нежилом помещении по адресу: "адрес", передается Юлиновой Н.И. в аренду МКК ООО "Капитал Север" на период с "ДАТА" по "ДАТА"; договора аренды нежилого помещения от "ДАТА", согласно которому кабинет N N... площадью... кв.м, расположенный в нежилом помещении по адресу: "адрес", передается Юлиновой Н.И. в аренду К.А.В. на период с "ДАТА" по "ДАТА"; договора безвозмездного пользования нежилым помещением N N... от "ДАТА", согласно которому кабинет N N... площадью... кв.м, расположенный в нежилом помещении по адресу: "адрес", передается Юлиновой Н.И. в безвозмездное временное пользование обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Отделстрой" для использования под кабинет для работы строительной организации в состоянии, пригодном для использования по назначению; договора аренды нежилого помещения от "ДАТА", согласно которому кабинет N N... площадью... кв.м, расположенный в нежилом помещении по адресу: "адрес", передается Юлиновой Н.И. в аренду Б.М.А. на период с "ДАТА" по "ДАТА"; договора аренды нежилого помещения от "ДАТА", согласно которому кабинет N N... площадью... кв.м, расположенный в нежилом помещении по адресу: "адрес", передается Юлиновой Н.И. в аренду Л.А.Л. на период с "ДАТА" по "ДАТА"; договора аренды нежилого помещения от "ДАТА", согласно которому кабинет N N... площадью... кв.м, расположенный в нежилом помещении по адресу: "адрес", передается Юлиновой Н.И. в аренду Л.О.Ю. на период с "ДАТА" по "ДАТА".
Суд проанализировав, представленные в материалы дела доказательства, находит несостоятельным утверждение административного ответчика о правомерности включения помещения с кадастровым номером N... в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Акты приема-передачи помещений, подписание которых предусмотрено положениями договоров аренды, не представлены, при этом сами по себе договоры бесспорно не подтверждают использование арендаторами нежилого помещения, принадлежащего истцу, а также фактическое осуществление деятельности, связанной с размещением офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах по делу суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не действующим пункта... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н ввиду его противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и об удовлетворении административного иска.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество и признание оспариваемого в части нормативного правового акта не действующим с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать пункт... Перечня на 2019 год не действующим со дня его принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете "Красный Север" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования административного искового заявления Юлиновой Н.И. удовлетворить.
Признать не действующим со дня его принятия пункт... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Вологодской области газете "Красный Север" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.