Решение Верховного суда Республики Адыгея
от 18 апреля 2007 г. N 3-6/2007
18 апреля 2007 г. |
г. Майкоп |
Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Сиюхова А. Р., при секретаре Недоступовой И. А.,
с участием прокурора Прокуратуры Республики Адыгея - Лактионовой М. А., представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея - Сунько С. И. (по доверенности N 268 от 10.04.2007 года),
представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу - Гармоза С. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Адыгея от 06 января 2004 года N 200 "О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Адыгея", установил:
Прокурор Республики Адыгея обратился в суд с заявлением в государственных интересах и интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий частей 3, 6 статьи 3, статьи 4, частей 2 - 4 статьи 5, статей 6 - 8 Закона Республики Адыгея от 06 января 2004 года N 200 (далее - Закон РА) "О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Адыгея". В обоснование заявления указал, что частью 3 статьи 3 оспариваемого Закона РА устанавливается, что земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок либо в течение года со дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований статьи 2 данного Закона. Это положение противоречит части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Кроме этого, часть 6 статьи 3 оспариваемого Закона устанавливает процедуру отчуждения земельного участка при отсутствии лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, что не соответствует процедуре, предусмотренной частью 3 статьи 5 Федерального закона ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статья 4, устанавливающая процедуру принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, части 2 - 4 статьи 5 о купле-продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, статьи 6 - 8 (совершение сделок с долями в праве собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, выдел земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и порядок признания собственности на неиспользуемую часть земельного участка, находящегося в долевой собственности) оспариваемого Закона также противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея - Сунько С. И. в судебном заседании признал заявление прокурора обоснованным, но ходатайствовал об объявлении перерыва в судебном заседании до 26 мая 2007 года в связи с тем, что на рассмотрении в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея находится проект закона Республики Адыгея "О регулировании земельных отношений в Республики # Адыгея", внесенный Кабинетом Министров Республики Адыгея 21 февраля 2007 года, в котором предусмотрено признание утратившим силу Закона Республики Адыгея от 06 февраля 2004 года N 200 "О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения Республики Адыгея".
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу Гармоза С. В. заявление прокурора поддержала, указав, что Закон Республики Адыгея от 06 января 2004 года N 200 противоречит федеральному законодательству. Данные обстоятельства выявились давно и были отражены в экспертном заключении, которое было направлено в Государственный Совет - Хасэ РА еще 02.06.2006. Однако до настоящего времени изменения в Закон РА внесены не были.
Представитель Президента Республики Адыгея Непочатова Т. В. на судебное заседание не явилась. В своем отзыве на заявление Прокурора Республики Адыгея просила рассмотреть дело без ее участия, считает доводы Прокурора Республики Адыгея обоснованными, поскольку оспариваемые нормы указанного Закона Республики Адыгея противоречат Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции федеральных законов от 07 марта 2005 года N 10-ФЗ, от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ, от 05 февраля 2007 года N 11-ФЗ.
Представитель Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея Дауров М. А. на судебное заседание не явился. В отзыве на заявление прокурора считает, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Выслушав доводы прокурора и представителей, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц и приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 3 оспариваемого Закона РА земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок либо в течении года со дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований статьи 2 Закона Республики Адыгея от 06 января 2004 года N 200 "О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республики Адыгея".
Это положение противоречит части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", устанавливающей, что земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.
Часть 6 статьи 3 Закона устанавливает процедуру отчуждения земельного участка при отсутствии лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. В указанной норме установлено, что в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, эти земельный участок или долю должна приобрести Республика Адыгея по начальной цене предмета торгов, если размер земельного участка составляет пятьдесят и более гектаров, или муниципальное образование, если размер земельного участка составляет менее пятидесяти гектаров, при условии, что указанная цена не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в данной местности. В случае, если установленная собственником начальная цена предмета торгов превышает рыночную стоимость, Республика Адыгея, если размер земельного участка составляет пятьдесят и более гектаров, или муниципальное образование, если земельный участок составляет менее пятидесяти гектаров, приобретают земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок по рыночной цене.
Данная процедура не соответствует порядку, предусмотренному частью 3 статьи 5 Федерального закона ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", устанавливающему, что, в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации, либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
Статья 4 оспариваемого Закона предусматривает принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке, если его размер составляет пятьдесят и более гектаров, что противоречит федеральному законодательству, в соответствии с которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.
Согласно частям 2 - 4 статьи 5 оспариваемого Закона РА, продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Кабинет Министров Республики Адыгея - в случае продажи земельного участка размером пятьдесят и более гектаров или орган местного самоуправления - в случае продажи земельного участка размером менее пятидесяти гектаров о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условии договора.
В ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлен порядок, согласно которому продавец земельного участка обязан выполнить указанные действия независимо от размеров участка.
Статьи 6 - 8 Закона РА предусматривают, что при совершении сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, при выделе земель в счет долей в праве общей собственности и при признании собственности на неиспользуемую часть земельного участка, находящегося в долевой собственности, собственник обязан уведомить в письменной форме остальных участников долевой собственности об этом или опубликовать сообщение в источнике официального опубликования. В соответствии с новой редакцией федерального закона данные требования исключены.
Суд учитывает, что данное противоречие образовалось в связи с изменением федерального закона, и что проект нового закона Республики Адыгея, полностью соответствующий произошедшим изменениям федерального законодательства, внесен на рассмотрение в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея.
Прокурор, обратившись в суд с рассматриваемым заявлением, действовал в пределах своей компетенции. Суд же в судебном разбирательстве, установив согласно части 2 статьи 253 Гражданско-процессуального кодекса РФ, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени и принимает решение об удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ст.ст. 252, 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление Прокурора Республики Адыгея удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления настоящего решения в законную силу части 3, 6 статьи 3, статью 4, части 2 - 4 статьи 5, статьи 6 - 8 Закона Республики Адыгея от 06.01.2004 г. N 200 "О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Адыгея".
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение подлежит опубликованию в республиканской газете "Советская Адыгея" в течение 15 дней со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея |
А. Р. Сиюхов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 18 апреля 2007 г. N 3-6/2007
Текст решения опубликован в газете "Советская Адыгея", N 93 от 17 мая 2007 г.