Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Федотовой Е.В, Осиповой С.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-544/2021 (2-6979/2020) по иску Карабуты Ольги Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Карабута О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Оренбурге (далее - УПФР в г..Оренбурге, пенсионный орган) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, мотивируя следующим. Обратилась в УПФР в г..Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в г..Оренбурге от 10 июля 2020 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. Не согласившись с данным решением ответчика, уточнив в ходе рассмотрения дела свои исковые требования, Карабута О.А. просила: признать решение УПФР в г..Оренбурге от 10 июля 2020 года незаконным в части отказа во включении ей в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы: с 1 августа 1989 года по 1 октября 1995 года, с 28 октября 1995 года по 8 марта 1999 года, с 5 апреля 1999 года по 28 декабря 2003 года, с 11 июля 2005 года по 3 октября 2005 года, с 7 октября 2005 года по 21 марта 2006 года, с 19 апреля 2006 года по 17 апреля 2011 года, с 20 мая 2011 года по 31 декабря 2012 года - лаборантом Клинической лаборатории, с 1 марта 1993 года - фельдшером-лаборантом в городской инфекционной больнице г..Оренбурга, с 1 февраля 1995 года ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с 30 ноября 2011 года МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница"; периоды с 2 по 27 октября 1995 года, с 9 марта по 4 апреля 1999 года, с 22 марта по 18 апреля 2006 года, с 18 апреля по 19 мая 2011 года - нахождения на курсах повышения квалификации.
Также просила обязать УПФР в г..Оренбурге включить ей в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 1 августа 1989 года по 1 октября 1995 года, с 28 октября 1995 года по 8 марта 1999 года, с 5 апреля 1999 года по 28 декабря 2003 года, с 11 июля 2005 года по 3 октября 2005 года, с 7 октября 2005 года по 21 марта 2006 года, с 19 апреля 2006 года по 17 апреля 2011 года, с 20 мая 2011 года по 31 декабря 2012 года - лаборантом Клинической лаборатории; с 2 по 27 октября 1995 года, с 9 марта по 4 апреля 1999 года, с 22 марта по 18 апреля 2006 года, с 18 апреля по 19 мая 2011 года - нахождения на курсах повышения квалификации и назначить и выплачивать ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с 8 июня 2020 года. Взыскать с УПФР в г..Оренбурге 20 000 рублей в возмещение судебных расходов на оплату юридических услуг.
Решением Ленинского районного суда г..Оренбурга от 25 января 2021 года исковые требования Карабута О.А. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение УПФР в г..Оренбурге от 10 июля 2020 года в части не включения Карабута О.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы: с 1 августа 1989 года по 1 октября 1995 года, с 28 октября 1995 года по 8 марта 1999 года, с 5 апреля 1999 года по 28 декабря 2003 года, с 11 июля 2005 года по 3 октября 2005 года, с 7 октября 2005 года по 21 марта 2006 года, с 19 апреля 2006 года по 17 апреля 2011 года, с 20 мая 2011 года по 31 декабря 2012 года - лаборантом Клинической лаборатории, с 1 марта 1993 года - фельдшером - лаборантом в городской инфекционной больнице г..Оренбурга, с 1 февраля 1995 года ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с 30 ноября 2011 года МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница"; периоды с 2 по 27 октября 1995 года, с 9 марта по 4 апреля 1999 года, с 22 марта по 18 апреля 2006 года, с 18 апреля по 19 мая 2011 года - нахождения на курсах повышения квалификации; возложил на УПФР в г..Оренбурге обязанность включить Карабута О.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 1 августа 1989 года по 1 октября 1995 года, с 28 октября 1995 года по 8 марта 1999 года, с 5 апреля 1999 года по 28 декабря 2003 года, с И июля 2005 года по 3 октября 2005 года, с 7 октября 2005 года по 21 марта 2006 года, с 19 апреля 2006 года по 17 апреля 2011 года, с 20 мая 2011 года по 31 декабря 2012 года - лаборантом Клинической лаборатории, с 1 марта 1993 года - фельдшером- лаборантом в городской инфекционной больнице г..Оренбурга, с 1 февраля 1995 года ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с 30 ноября 2011 года МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница";
периоды с 2 по 27 октября 1995 года, с 9 марта по 4 апреля 1999 года, с 22 марта по 18 апреля 2006 года, с 18 апреля по 19 мая 2011 года - нахождения на курсах повышения квалификации; обязал УПФР в г..Оренбурге назначить Карабута О.А. досрочную страховую пенсию по старости с 8 июня 2020 года в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 апреля 2021 года решение суда оставлено без изменения.
УПФР в г. Оренбурге обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что 8 мая 2020 года Карабута О.А. обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Оренбурге от 10 июля 2020 года Карабута О.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. По подсчетам пенсионного органа продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 0 лет, 0 месяцев, 0 дней, а продолжительность страхового стажа составила 30 лет 05 месяцев 1 день. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Карабута О.А. не были включены периоды работы: с 1 августа 1989 года по 1 октября 1995 года, с 28 октября 1995 года по 8 марта 1999 года, с 5 апреля 1999 года по 28 декабря 2003 года, с 11 июля 2005 года по 3 октября 2005 года, с 7 октября 2005 года по 21 марта 2006 года, с 19 апреля 2006 года по 17 апреля 2011 года, с 20 мая 2011 года по 31 декабря 2012 года - лаборантом Клинической лаборатории, с 1 марта 1993 года - фельдшером-лаборантом в городской инфекционной больнице г. Оренбурга, с 1 февраля 1995 года ММУ "Муниципальная городская Клиническая инфекционная больница", с 30 ноября 2011 года МБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница"; а также с 2 по 27 октября 1995 года, с 9 марта по 4 апреля 1999 года, с 22 марта по 18 апреля 2006 года, с 18 апреля по 19 мая 2011 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Из справки от 8 мая 2020 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения пенсии по старости, выданной ГБУЗ "Городская клиническая инфекционная больница" усматривается, что Карабута О.А. с 1 августа 1989 года по 28 февраля 1993 года работала на 1, 0 ставку в качестве лаборанта по непосредственному обслуживанию инфекционных больных; с 1 марта 1993 года по 31 декабря 2012 года работала на 1, 0 ставку в качестве фельдшера-лаборанта по непосредственному обслуживанию инфекционных больных. Данная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", должность предусмотрена Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел 24, код позиции 2260000-а. В период работы имели место курсы повышения квалификации с 2 по 27 октября 1995 года, с 9 марта по 4 апреля 1999 года, с 22 марта по 18 апреля 2006 года, с 18 апреля по 19 мая 2011 года, с отчислением в Пенсионный фонд. Основания выдачи справки: приказы по личному составу за 1989-2012 годы, лицевые счета за 1989-2012 годы, личная карточка Т-2, должностная инструкция фельдшера-лаборанта, штатное расписание с 1989-2012 годы.
Согласно должностной инструкции фельдшера-лаборанта и лаборанта клинико-диагностической лаборатории ММУЗ МГКИБ, фельдшер-лаборант и лаборант ежедневно осуществляют забор биологического материала (крови, мокроты, мочи, спинно-мозговой и плевральной жидкости, кала, гнойного отделяемого из ран, зева и носа) у инфекционных больных в отделениях для проведения исследований согласно назначению врачей.
Положением о Клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ "Оренбургской областной клинической инфекционной больницы", утвержденным 16 мая 2013 года N 88-п, подтверждается, что Клинико- диагностическая лаборатория является диагностическим подразделением лечебно-профилактического учреждения, основными задачами Клинико- диагностической лаборатории являются проведение клинических лабораторных исследований в соответствие с профилем ЛПУ (общеклинических, гематологических, иммунологических, биохимических, микробиологических и ПЦР-исследований имеющих высокую аналитическую и диагностическую надежность) в объеме согласно заявленной номенклатуре исследований при аккредитации КДЛ в соответствие с лицензией ЛПУ.
Как следует из карты аттестации рабочего места N 120 от 16 апреля 2007 года, должность фельдшера-лаборанта диагностического отделения предусматривает льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", код позиции 2260000-а.
Карабута О.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 2 февраля 1999 года.
Индивидуальные сведения за спорные периоды работы представлены работодателем с льготным кодом N
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание представленные в материалы дела доказательства, учел, что расхождений между представленными доказательствами и индивидуальными сведениями не имеется, страхователем сведения представлены с указанием соответствующего льготного кода, пришел к выводу, что работая в должности лаборанта Клинической лаборатории, с 1 марта 1993 года работая в должности фельдшера-лаборанта (средний медицинский персонал), непосредственно обслуживая инфекционных больных, Карабута О.А. выполняла работу, предусмотренную Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суды правильно применили нормы материального права, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Указаниями Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, другими нормативные правовыми актами, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что Карабута О.А. не осуществляла непосредственное обслуживание инфекционных больных не менее 80% рабочего времени в течении полного рабочего дня, в связи с чем спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж. Судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Согласно Указаниям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств", непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебноохранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи, кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. Данные указания содержат и примерный перечень деятельности и должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка, содержащейся в Приложении N 2. Так, среди видов деятельности среднего медицинского персонала, относящихся к непосредственному обслуживанию больных, поименованы, в частности: производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования (Приложение 1).
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как усматривается из выписки из индивидуального лицевого чета застрахованного лица, индивидуальные сведения за спорные периоды работы Карабута О.А. представлены работодателем с льготным кодом.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды, когда работник находился на курсах повышения квалификации не осуществляется работа, в связи с чем, льготное исчисление стажа не применяется, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку в спорные периоды сохранялась средняя заработная плата, а также производилось отчисление взносов в Пенсионный фонд, эти периоды должны быть зачтены в специальный стаж на льготных условиях.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Е.В. Федотова
С.В. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.