Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.
судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н.
при секретаре Таран И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета депутатов рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области от 29 марта 2012 года N 142 "Об утверждении Генерального плана рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области" (в редакции 24 декабря 2014 года)
по апелляционной жалобе главы рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 19 мая 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением двадцать пятой сессии Совета депутатов рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области от 29 марта 2012 года N 142, опубликованным в печатном издании "Краснозерские ведомости" от 30 марта 2012 года N 8, утвержден Генеральный план рабочего поселка Краснозерское (далее также - Генеральный план).
Решением пятьдесят восьмой сессии Совета депутатов рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области от 24 декабря 2014 года N 288 "Об утверждении изменений в Генеральный план рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области", опубликованным в печатном издании "Краснозерские ведомости" от 30 декабря 2014 года N 30, утверждены изменения в Генеральный план рабочего поселка Краснозерское.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия решения Совета депутатов рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области от 29 марта 2012 года N 142 "Об утверждении Генерального плана рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области" (в редакции от 24 декабря 2014 года) в части включения в границы р.п. Краснозерское, входящего в границы муниципального образования рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: "адрес" общей площадью "данные изъяты"
В обоснование заявленных требований указывает, что решение Совета депутатов р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области от 29 марта 2012 г. N 142 "Об утверждении Генерального плана рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области" (в редакции от 24 декабря 2014 года) в оспариваемой части не соответствует требованиям статей 7, 8, 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку утвержденным Генеральным планом в границы муниципального образования рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района включены вышеперечисленные лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, что подтверждается выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" картографическим наложением материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана. Перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. Оспариваемое решение препятствует осуществлению собственником - Российской Федерацией функций по управлению землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передачи указанных земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Новосибирского областного суда от 19 мая 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе глава р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области со ссылкой на неправильное применение судом норм материального и процессуального права просит постановленный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что на дату утверждения Генерального плана р.п. Краснозерское действовал Порядок рассмотрения проектов документов территориального планирования, представленных в администрацию Новосибирской области, пунктом 2 которого предусматривалось, что организацию рассмотрения проектов территориального планирования обеспечивает департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области. Кроме того, действующий на момент принятия оспариваемого решения Порядок согласования проектов документов территориальных муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориальных муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69, предусматривал согласование проекта Генерального плана и решений о внесении в него изменений путем размещения уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Полагает, что суд первой инстанции, необоснованно отказав административному ответчику в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, постановилобжалуемое решение без сбора и оценки необходимых для правильного рассмотрения дела доказательств, лишив также возможности их предоставления самого ответчика.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором прокуратуры Новосибирской области представлены возражения, в которых он со ссылкой на ошибочное толкование административным ответчиком норм материального права, просит решение Новосибирского областного суда оставить без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и в надлежащей форме.
Судом апелляционной инстанции административное дело рассмотрено в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены законного и обоснованного решения Новосибирского областного суда.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Федеральным агентством лесного хозяйства административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Совета депутатов р.п. Краснозерское, принято уполномоченным органом, однако с нарушением порядка его принятия, установленного нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Данный вывод суда, с которым судебная коллегия соглашается, основан на законе, является верным.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которые распространяются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемого акта особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую предусматривались положениями Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ (в редакции от 19 июля 2011 года) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо представить согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (пункт 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ).
Частью 5 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ устанавливалось, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (подпункт 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ (в редакции от 06 декабря 2011 года, действующей на дату принятия оспариваемого акта) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, согласно пункту 4 которого к полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
На дату принятия оспариваемого решения (29 марта 2012 года) указанное постановление Правительства Российской Федерации N 736 действовало в редакции Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2011 года N 804 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства" (начало действия редакции 18 октября 2011 года, окончание действия редакции - 02 апреля 2012 года), пунктом 4 которого срок реализации предусмотренного в числе полномочий Федерального агентства лесного хозяйства согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключения земельных участков из границ населенных пунктов и включения их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), было ограничено периодом - до 1 января 2012 года.
Реализация названных полномочий в последующий период (до 1 января 2015 года) была предоставлена Федеральному агентству лесного хозяйства Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года N 671, вступившим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 09 июля 2012 года), т.е. с 17 июля 2012 года.
Таким образом, в период с 1 января 2012 года по 16 июля 2012 года Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) не осуществлял полномочия по согласованию проектов генеральных планов муниципальных образований в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований в указанный период (в том числе на дату принятия оспариваемого решения) регламентировался приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" (далее также - приказ Минрегиона России N 69).
В соответствии с пунктом 1.1. приказа Минрегиона N 69 названный порядок определял правила согласования проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, а также состав и порядок деятельности согласительной комиссии при согласовании указанных документов
Пунктом 3 приказа Минрегиона N 69 устанавливалось, что результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение). В случае неполучения органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, заключения проект документа территориального планирования считается согласованным.
Подпунктом "а" пункта 2.1. приказа Минрегиона N 69 для органа местного самоуправления, уполномоченного на подготовку документа территориального планирования, в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ, предусматривалась обязанность направления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, установленный частью 1 статьи 25 ГрК РФ порядок принятия генерального плана муниципального образования, предусматривающего включение в соответствии с указанным проектом в границы населенного пункта входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, в период с 1 января 2012 года по 16 июля 2012 года предусматривал согласование проекта такого нормативного правового акта с возможностью получения положительного об этом заключения с Министерством регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства является органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), по управлению государственным имуществом в области лесных отношений, а также осуществляет рассмотрение в установленном законом порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий и рассмотрение проектов генеральных планов поселений, а также подготовку заключений в пределах своей компетенции, в связи с чем оно вправе обратиться в суд с названным административным иском.
Судом установлено, что муниципальное образование рабочий поселок Краснозерское, в состав территории которого входит населенный пункт рабочий поселок Краснозерское, в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона Новосибирской области от 2 июня 2004 года N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области" наделен статусом городского поселения.
Представительным органом рабочего поселка Краснозерское является Совет депутатов рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (статья 2 Устава Краснозерского района Новосибирской области).
Из материалов дела также следует, что по результатам выполненного Федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежом Генерального плана р.п. Краснозерское, выявлены пересечения границы населенного пункта р.п. Краснозерское с лесными участками, расположенными на землях лесного фонда и находящимися в федеральной собственности: "адрес" общей площадью "данные изъяты".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, данное обстоятельство установлено судом на основании исследованных по правилам статьи 84 КАС РФ доказательств и сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывает.
При рассмотрении административного дела обстоятельств, свидетельствующих об обращении Совета депутатов р.п. Краснозерское в Минрегиона в период с 1 января 2012 года по 29 марта 2012 года для согласования проекта Генерального плана р.п. Краснозерское не установлено; заявлений о совершении указанных действий стороной административного ответчика при рассмотрении дела сделано не было. На обстоятельства обращения по вопросу согласования проекта Генерального плана р.п. Краснозерское до 1 января 2012 года в Рослесхоз административные ответчики при рассмотрении дела также не ссылаются.
Несмотря на то, что материалами административного дела не подтверждается факт того, что что выявленные пересечения границы населенного пункта р.п. Краснозерское с лесными участками, расположенными на землях лесного фонда, явились результатом принятого 24 декабря 2014 года Советом депутатов р.п. Краснозерское решения N 288 "Об утверждении изменений в Генеральный план рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области", судебная коллегия находит возможным отметить, что и в том случае, если бы указанное обстоятельство было достоверно установлено, соответствующий проект решения об этом (о внесении изменений в генеральный план поселения) безусловно бы требовал соответствующего согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, которое по состоянию на 24 декабря 2014 года являлось органом, уполномоченным на совершение названного действия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 (в редакции Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2014 года N 1173) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы главы Совета депутатов р.п. Краснозерское о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права являются несостоятельными.
Также не имеется оснований для признания заслуживающим внимания довода апелляционной жалобы о размещении 16 декабря 2015 года Генерального плана р.п. Краснозерское (в редакции от 24 декабря 2014 года) на сайте Минэкономразвития, поскольку на указанную дату уполномоченным на согласование проекта генерального плана поселения являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, а действующий в к этому времени порядок согласования проекта генерального плана не допускал размещение такого нормативного правового акта на сайте Минэкономразвития в качестве условия соблюдения порядка согласования нормативного правового акта и подтверждения получения согласования по умолчанию.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции также не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.
Заявленное административным ответчиком ходатайство об отложении судебного разбирательства в целях предоставления ему времени для предоставления дополнительных доказательств судом разрешено в соответствии с требованиями статьи 154 КАС РФ и обоснованно отклонено, исходя из имеющихся в материалах административного дела достаточных для правильного разрешения административно-правового спора доказательств, учитывая установленную частью 7 статьи 213 КАС РФ для суда обязанность выяснять все обстоятельства, имеющие значение для дела, независимо от доводов сторон административно-правового спора.
Кроме того судебная коллегия отмечает, что административным ответчиком в суд апелляционной инстанции доказательств, подтверждающих соблюдение Советом депутатов р.п. Краснозерское предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ на дату принятия оспариваемого акта условия о согласовании проекта Генерального плана р.п. Краснозерское с уполномоченным органом, также не представлено.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истолкованы и применены нормы материального права, подлежащие применению в спорном правоотношении, решение суда является законным и обоснованным. Оснований, влекущих отмену или изменение решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 19 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 (шести) месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационных жалобы, представления через Новосибирский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.