Решение Верховного суда Республики Адыгея
от 19 декабря 2006 г. N 3-32/2006
город Майкоп
19 декабря 2006 года
Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Митусова В. М. при секретаре Абреговой С. О.
с участием прокурора Лактионовой М. А. представителей (по доверенностям):
- Президента Республики Адыгея - Михненко Л. В.
- Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея - Шадже Т. Р. и Скабала Л. А.
- Отдела законодательства и федерального регистра в Республике Адыгея Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по ЮФО - Казаковой Т. А.
- Министерства образования и науки Республики Адыгея - Самоквитовой Л. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Прокурора Республики Адыгея о признании части 5 статьи 6 Закона Республики Адыгея "Об образовании" от 6 января 2000 года N 156 (с последующими редакционными изменениями) в части ущемления и ограничении прав граждан по признакам национальной и языковой принадлежности, противоречащим федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу, установил:
заместитель Прокурора Республики Адыгея обратился в Верховный Суд Республики Адыгея в государственных интересах с вышеназванным заявлением, сославшись в своем обращении на то, что:
- частью 5 статьи 6 Закона Республики Адыгея N 156 от 6 января 2000 года "Об образовании", опубликованного в республиканской газете "Советская Адыгея", установлено, что в образовательных учреждениях (общеобразовательных школах с первого класса, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования), обучение в которых ведется на русском языке, для обучающихся адыгейцев вводится адыгейский язык в качестве обязательного учебного предмета.
Однако данная норма противоречит частям 1 и 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", устанавливающих право граждан России свободного выбора языка воспитания и обучения. Граждане Российской Федерации имеют реальное, установленное Конституцией РФ, право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Аналогичные принципы определения языка обучения и воспитания установлены в части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Действительно, законодатель Республики Адыгея в соответствии с федеральным законодательством вправе предусмотреть изучение адыгейского языка как государственного языка Республики Адыгея при получении общего образования. Однако требованию об изучении адыгейского языка для обучающихся адыгейцев и введении адыгейского языка в качестве обязательного учебного предмета нельзя придавать императивный характер, так как это ведет к нарушению гарантированных Конституцией РФ принципов равенства прав и свобод человека и гражданина и несения гражданами России равных обязанностей на всей ее территории, в том числе и применительно к реализации права на образование, и языковых прав и свобод.
Согласно части 4 статьи 2 Закона РФ "О языках народов Российской Федерации", части 1 статьи 5 Закона РФ "Об образовании" не допускается какое-либо ущемление и ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, создание препятствий в свободном выборе языка общения, воспитания, обучения и творчества, устанавливать ограничения и привилегии при использовании того или иного языка (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Протест прокуратуры РА законодательному органу Адыгеи о принятии мер к приведению законодательства РА по вышеназванным фактам в соответствие с федеральным законодательством остался без должного реагирования.
В судебном заседании прокурор, участвующая в деле, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители Президента РА и Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с требованиями прокурора не согласны, полагая, что действия законодательного органа - Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея правомерны и не нарушают чьих-либо прав.
Представители Министерства образования и науки Республики Адыгея и Отдела законодательства федерального регистра в Республике Адыгея Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу с доводами заявления полностью согласны и фактических обстоятельств не оспаривали, считают, что оспариваемые прокурором нормы закона республики об образовании вступили в противоречие с федеральным законодательством.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими полному удовлетворению, а также других лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд считает заявление, предъявленное прокурором в суд в интересах государства, в части признания пункта 5 статьи 6 Закона Республики Адыгея N 156 "Об образовании" от 6 января 2000 года (с последующими изменениями) противоречащим федеральному законодательству, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 6 Закона Республики Адыгея N 156 от 6 января 2000 года "Об образовании" (с последующими изменениями) императивно установлено, что в образовательных учреждениях (общеобразовательных школах с первого класса, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования), обучение в которых ведется на русском языке, для обучающихся адыгейцев введен адыгейский язык в качестве обязательного учебного предмета.
Как указано в ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральные законы издаются не только по предметам ведения РФ, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По этим предметам, в отличие от предметов исключительного ведения РФ, могут издаваться также законы и иные нормативные правовые акты ее субъектов. Акты субъектов Федерации должны соответствовать федеральным законам, регулирующим вопросы данной сферы. В сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов закон Федерации обладает верховенством, имеет приоритет. Так, закон об образовании, принятый субъектом Федерации - Республикой Адыгея, должен соответствовать федеральным законам по этому вопросу.
В соответствии со ст. ст. 2, 9 Закона РФ N 1807-1 от 25 октября 1991 года "О языках народов Российской Федерации" (с последующими изменениями) Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, право каждому на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Граждане РФ имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения, на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, и никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка.
Статьями 3, 5 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с последующими изменениями) установлено, что субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования.
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости, принадлежности к общественным организациям (объединениям).
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Статьей 2 Закона Республики Адыгея от 21 марта 1994 года N 74-1 "О языках народов Республики Адыгея" предписано, что на территории Республики Адыгея в соответствии с настоящим законом, другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Адыгея гарантируется и охраняется языковой суверенитет личности и языковой суверенитет каждого народа. Никто не вправе навязывать человеку изучение того или иного языка помимо его воли, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из оспариваемой нормы, то есть пункта 5 статьи 6 Закона РА от 6 января 2000 года N 156 "Об образовании" (с последующими изменениями), законодатель Республики Адыгея - Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея в нарушение вышеназванных норм федерального и республиканского законодательства в образовательных учреждениях (общеобразовательных школах с первого класса, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования), обучение в которых ведется на русском языке, для обучающихся адыгейцев императивно ввел адыгейский язык в качестве обязательного учебного предмета. То есть ввел не предусмотренную федеральным законодательством и в нарушение своего же законодательства об образовании обязанность изучения адыгейского языка обучающимися адыгейцами, то есть допустил ущемление и ограничение прав граждан по их языковой и национальной принадлежности.
С учетом анализа действующего законодательства суд считает, что требования прокурора в указанной выше части являются обоснованными, поэтому пункт 5 статьи 6 Закона Республики Адыгея N 156 от 6 января 2000 года "Об образовании" (с последующими изменениями) как противоречащий федеральному законодательству подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При этом решение суда после вступления в законную силу подлежит опубликованию в республиканской газете "Советская Адыгея".
С Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 2 (двух) тысяч рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 192 - 194, 196, 197, 198, 251, 252, ч. ч. 2, 3 ст. 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Адыгея решил:
заявление заместителя прокурора Республики Адыгея удовлетворить. Признать п. 5 ст. 6 Закона Республики Адыгея N 156 от 6 января 2000 года "Об образовании" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея государственную пошлину в доход государства в размере 2 (двух) тысяч рублей.
На основании ч. З ст. 253 ГПК РФ и статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение подлежит опубликованию в республиканской газете "Советская Адыгея" в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения через Верховный Суд Республики Адыгея.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея |
Митусов В. М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 19 декабря 2006 г. N 3-32/2006
Текст решения опубликован в газете "Советская Адыгея", N 11 от 23 января 2007 г.