Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета народных депутатов
муниципального образования "Город Майкоп"
от 28 января 2005 г. N 537
Программа
реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса
муниципального образования "Город Майкоп" на 2005 - 2010 год
Паспорт Программы
Наименование Программы:
Программа реформирования и модернизации
жилищно-коммунального комплекса муниципального
образования "Город Майкоп" на 2005 - 2010 год
Основание для разработки Программы:
Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея
от 16.04.2003 г. N 97 "О республиканской целевой
программе "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса. Республики Адыгея"
Основные разработчики Программы:
Отдел жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства администрации муниципального
образования "Город Майкоп", муниципальные
предприятия жилищно-коммунального хозяйства
Цели и задачи программы:
Основными целями программы являются повышение
эффективности, устойчивости и надежности
функционирования жилищно-коммунальных систем
жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций
в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества
жилищно-коммунальных услуг с одновременным
снижением нерациональных затрат, адресная
социальная защита населения при оплате
жилищно-коммунальных услуг.
Основные задачи программы:
Финансовое оздоровление жилищно-коммунальных
предприятий путем реструктуризации и ликвидации
их задолженности и доведение тарифов на
жилищно-коммунальные услуги для населения и других
потребителей до экономически обоснованного уровня,
жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты
услуг населением, перехода от дотирования
жилищно-коммунальных предприятий и предоставления
категориальных льгот к субсидированию
малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного
субсидирования тарифов; снижение издержек и
повышение качества и доступности
жилищно-коммунальных услуг; формирование
инвестиционной привлекательности
жилищно-коммунального комплекса путем развития
конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг;
обеспечение государственной поддержки процесса
модернизации жилищно-коммунального комплекса на
основе современных технологий и материалов путем
предоставления бюджетных средств и государственных
гарантий по привлекаемым инвестициям.
Сроки реализации программы:
2005 - 2010 годы:
1-й этап - 2005 годы;
2-й этап - 2006 - 2010 годы.
На первом этапе предполагается реализовать следующие
первоочередные мероприятия, рассчитанные на
немедленное получение следующих результатов:
инвентаризация, реструктуризация и ликвидация
задолженности бюджета, бюджетных организаций и
других потребителей (в том числе населения) перед
предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
прекращение практики перекрестного субсидирования
тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
ликвидация дотационности жилищно-коммунального
комплекса;
переход на реальные договорные отношения в
жилищно-коммунальном комплексе;
совершенствование механизмов социальной защиты
населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
формирование необходимой нормативной правовой базы,
проведение углубленного анализа технического
состояния объектов жилищно-коммунального комплекса,
комплексной экспертизе издержек и независимый аудит
жилищно-коммунальных предприятий.
На втором этапе предполагается обеспечить:
развитие конкурентных отношений в жилищном
хозяйстве;
переход к профессиональному управлению жилищным
фондом, создание системы регулирования естественных
локальных монополий;
развитие концессионных механизмов;
полномасштабный переход к системе
персонифицированных социальных счетов граждан.
реализацию стратегических мероприятий, направленных
на обеспечение устойчивого функционирования
жилищно-коммунального комплекса на основе
привлечения частных инвестиций, привлечение
инвестиций в форме банковских кредитов и
облигационных займов, реализацию комплекса мер по
снижению рисков кредитования путем предоставления
государственных и муниципальных гарантий.
Мероприятия программы:
инвентаризация, реструктуризация и ликвидация
дебиторской и кредиторской задолженности предприятий
жилищно-коммунального комплекса;
обеспечение социальной защиты семей с низкими
доходами при переходе на полную оплату
жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование экономических механизмов в
жилищно-коммунальной сфере; формирование
благоприятных условий для привлечения инвестиций в
жилищно-коммунальный комплекс;
создание механизмов участия органов местного
самоуправления в привлечении предприятиями
жилищно-коммунального комплекса внебюджетных
долгосрочных заемных средств.
Источники финансирования программы:
средства городского бюджета, собственные средства
муниципальных предприятий жилищно-коммунального
комплекса, заемные средства
Размеры финансирования по годам (тыс. руб,)
/------------------------------------------------\
|2005 г.|2006 г.|2007 г.|2008 г. |2009 г.|2010 г.|
|-------+-------+-------+--------+-------+-------|
|35596,0|39155,6|43071,2|47378,28|52116,1|57327,7|
\------------------------------------------------/
Исполнители программы:
отдел жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства администрации МО "Город Майкоп",
муниципальные предприятия жилищно-коммунального
комплекса, комитет по труду и социальной защите
населения администрации МО "Город Майкоп"
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
повышение эффективности, качества
жилищно-коммунального обслуживания, надежности
работы инженерных систем жизнеобеспечения,
комфортности и безопасности условий проживания,
социальная защита населения при оплате
жилищно-коммунальных услуг, финансовое оздоровление
предприятий жилищно-коммунального комплекса,
демонополизация и развитие конкурентных отношений,
совершенствование договорных отношений и тарифного
регулирования естественных локальных монополий,
государственная поддержка модернизации
жилищно-коммунального комплекса.
Экономическая модель реформирования жилищно-коммунального
комплекса:
основной целью экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств при ликвидации существующего разделения направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства , объединении в рамках системы персонифицированных социальных счетов всех видов финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы) и создании для потребителей услуг возможности контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным.
Основными принципами экономических отношений являются:
1. самоорганизация граждан в жилищной сфере, появление стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усиление контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитие рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом;
2. ликвидация системы перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий.
3. повышение эффективности жилищно-коммунального комплекса, обеспечение общего снижения расходов на его содержание и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации.
4. перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве.
5. переход на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;
6. проведение конкурсного отбора управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;
7. энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);
8. стабилизация финансовых потоков для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
1. Организационно-управленческие и финансовые механизмы
программы г. Майкопа
В целях реализации программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса, направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса.
Программа включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-технических решений, утверждаемых ежегодно при формировании городского бюджета на очередной финансовый год, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий.
Эти мероприятия предусматривают:
обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;
формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
муниципальную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.
Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности в том числе населения, приведя ее в соответствие с международной практикой. Стабильное и достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг будет достигнуто за счет:
перехода на полную оплату потребителями (в том числе населением) жилищно-коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный ремонт, с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;
упорядочения механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
переориентации нерациональных расходов предприятий, выявленных в ходе аудита и экспертиз тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры;
создания прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль и т. п.) на модернизацию и развитие;
обеспечения уровня собираемости платежей населения в размере 95 - 97 процентов;
установления тарифа для конечного потребителя как суммы затрат всех участников процесса предоставления услуг;
дифференциации оплаты жилищно-коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде на основе установления платы за наем в зависимости от благоустройства, качества и местоположения жилья;
предоставления коммунальных услуг любым потребителям (включая бюджетные организации) на основе договорных отношений.
2. Механизмы функционирования жилищного хозяйства
Одна из основных задач реализации программы - создание конкурентной среды в жилищной сфере.
Для этого необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями.
При этом орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:
соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
необходимый уровень финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;
заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов (энергосервиса);
систематический контроль за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Управляющая компания должна обеспечить:
поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг (или выполнение этих функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление жилищном фонде;
заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;
осуществление контроля за выполнением договоров;
организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Основным требованием при формировании или выборе управляющей компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.
Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе и для частного капитала (со становлением в этом секторе экономики реальных договорных взаимоотношений), а затраты на предоставление услуг должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Источником обеспечения средств, инвестируемых в модернизацию жилищного фонда, может стать увеличение платы за жилье в связи с улучшением условий проживания. Источником средств на проведение капитального ремонта является включение в оплату жилья отчислений на проведение капитального ремонта жилищного фонда.
Целесообразно отказаться от введения системы прямых платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающим предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, поскольку такой порядок платежей никогда не позволит реализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде.
При демонополизации жилищной сферы целесообразно проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).
Организатором конкурсов должны выступать управляющие компании на основании положения, закрепленного в договоре на управление, заключаемом с органом местного самоуправления.
Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стать акционирование. До 2006 года предлагается завершить акционирование и приватизацию муниципальных унитарных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда. Большую часть муниципальных предприятий, выполняющих работы по управлению муниципальным жилищным фондом, предполагается акционировать в течение срока реализации подпрограммы.
Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения. Управляющая компания будет иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения.
Специализация расчетно-кассового центра должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. При наличии специализированной информационно-вычислительной базы. При нескольких управляющих компаниях, функции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированному расчетно-кассовому центру, который собирает всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.
Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.
Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
3. Развитие экономических отношений в области тепло-, электро-,
водоснабжения и водоотведения
Эффективное регулирование деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства должно основываться на системе, состоящей из трех частей. Первая часть - определение целей деятельности этих предприятий (формирование их производственной и инвестиционной программ), вторая часть - решение вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ и третья часть - проведение мониторинга предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Эти три компонента в совокупности обеспечивают органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами.
Определение целей предприятий жилищно-коммунального хозяйства должно основываться на разработанных перспективных схемах развития систем теплоснабжения и водоснабжения города. Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в том числе:
стимулировать предприятия жилищно-коммунального хозяйства к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;
способствовать привлечению инвестиций в предприятия жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечивать предприятиям жилищно-коммунального хозяйства формирование необходимого объема финансовых ресурсов;
учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства;
При принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включая проведение независимых экспертиз и проверок (за счет бюджетных средств).
Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.
Система тарифного регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования тарифов, устанавливаемых на федеральном (газ) и региональном (электроэнергия) уровнях.
Установление срока действия тарифа должно дополняться в условиях нестабильной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету тарифа или изменению производственной программы предприятия.
Как минимальное требование, тарифы на коммунальные услуги должны быть фиксированными в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тарифов, должен закладываться в параметры бюджетов всех уровней в рамках бюджетного процесса.
Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность системы должна обеспечить необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу.
Следует обеспечить раздельный учет постоянных и переменных затрат с целью формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду. Это позволит снизить сезонные колебания в платежах, уменьшит оборотные средства предприятий теплоснабжения, повысит их финансовую устойчивость.
По мере установления индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг необходимо осуществлять переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета.
4. Приватизация и концессия в жилищно-коммунальном комплексе
В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры необходимо провести поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организационно-правовых форм равных конкурентных условий в борьбе за рынок управления коммунальной инфраструктурой и жилищным фондом. Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.
В состав акционерного капитала ресурсоснабжающих организаций могут включаться производственные сооружения, системы диспетчерского управления, устройства, оборудование и приборы, складские помещения. Объекты сетевой коммунальной инфраструктуры необходимо сохранить в муниципальной собственности.
Переход на использование новых норм хозяйственных отношений между муниципалитетом и управляющими компаниями, предусмотренных действующим законодательством и учитывающих особенности рыночных взаимоотношений, будет способствовать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость муниципалитетов в отношениях с концессионерами.
5. Роль органов местного самоуправления в формировании
условий для привлечения инвестиций
в жилищно-коммунальный комплекс
Возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени огромным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс.
Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости предоставления и потребления коммунальных услуг. Модернизация коммунальной инфраструктуры приведет к существенному сокращению себестоимости коммунальных услуг, а модернизация жилищного фонда - к сокращению потребления энергетических и материальных ресурсов и, следовательно, к получению значительного экономического эффекта от инвестиций.
Органы местного самоуправления должны создать условия для привлечения в жилищно-коммунальный комплекс инвестиционных ресурсов коммерческих банков или иных источников заемных средств в первую очередь путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, обеспечения прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления этими предприятиями, снижения рисков инвестирования и отработки механизмов привлечения заемных средств.
Собственник имущества муниципальных предприятий имеет все необходимые полномочия для проведения преобразований, результатом которых будет снижение риска инвестирования в эти предприятия и повышение их кредитоспособности (тарифное регулирование, договорные отношения и т.д.). Регулирующие органы имеют полномочия (с помощью проведения независимых аудиторских проверок и установления нормативных требований) добиться большей прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
6. Основные направления технической политики в сфере
жилищно-коммунальных услуг города
Приоритетными направлениями технической политики являются:
замена котлов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия;
использование в большем объеме тепловой энергии ТЭЦ для теплоснабжения города;
регулирование температуры теплоносителя в межсезонный период;
использование новых технологий и материалов при выполнении ремонтных работ;
внедрение газотурбинных установок и газопоршневых агрегатов;
внедрение АСКУЭ на предприятии городских электрических сетей;
использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;
использование модульных и блочных котельных;
использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах тепло- и водоснабжения.
Наряду с указанными инженерными мероприятиями на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры требуется проведение следующих работ по модернизации жилищного фонда:
ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
установка в домах приборов учета потребления и регулирования ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества;
ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;
улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
повышение эффективности работы лифтового оборудования;
использование экономичных приборов освещения и санитарно-технического оборудования;
внедрение новых способов сбора т# утилизации твердых бытовых отходов, модернизация и реконструкция очистных сооружений города.
Модернизация жилищного фонда, внедрение альтернативных локальных источников тепловой энергии приведут к снижению потребности в тепловой энергии и снизят потребность в ремонте и модернизации некоторых котельных и тепловых сетей.
Модернизация жилищно-коммунального комплекса в основном ориентирована на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).
7. Организация управления и контроля реализации программы
Организация управления и контроль за реализацией программы возлагаются на отдел жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Город Майкоп", осуществляющий свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями жилищно-коммунального комплекса и населения.
Оценка реализации программы производится по итогам года.
Руководитель управления Аппарата
Совета народных депутатов
МО "Город Майкоп" |
З. Н. Бацюн |
Руководитель отдела жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства администрации
МО "Город Майкоп" |
Н. Н. Куликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.