Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 24 апреля 2008 г. N 176-р
Концепция
демографической политики в Республике Адыгея до 2025 года
21 ноября 2016 г.
Концепция демографической политики в Республике Адыгея до 2025 года (далее - Концепция) разработана на основе Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", и направлена на решение вопросов, касающихся роста рождаемости, оказания поддержки семье, сохранения и укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности жизни населения, миграции и иных аспектов демографического развития.
Концепция представляет собой систему задач, принципов и приоритетных направлений политики Республики Адыгея в области регулирования демографического развития Республики Адыгея на период до 2025 года.
I. Современная демографическая ситуация в Республике Адыгея
В последние десятилетия наблюдается стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости.
Численность постоянного населения Республики Адыгея на 1 января 2008 года составила 441,1 тысячи человек, по состоянию на 1 января 2007 год численность постоянного населения составляла 441,2 тысячи человек.
Естественная убыль населения в январе-декабре 2007 года уменьшилась по сравнению с январем-декабрем 2006 года на 729 человек. Миграционный прирост компенсировал численные потери населения на 92%.
В 2007 году показатель младенческой смертности снизился на 18,5% по сравнению с 2005 годом и составил 8,8 на 1000 родившихся живыми (в 2006 году - 8,0; в 2005 году - 10,8).
Ведущими причинами младенческой смертности являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (54,3%), врожденные аномалии (17,4%), прочие (13,0%).
В 2007 году заболеваемость новорожденных по сравнению с 2005 годом снизилась на 32,2%. Общая заболеваемость у детей до 14 лет в 2007 году снизилась на 0,6% по сравнению с 2006 годом и составила 1613,9 на 1000 человек детского населения соответствующего возраста (в 2006 году - 1624,6).
Особого внимания требуют дети, подвергшиеся радиационному воздействию. По состоянию на начало 2008 года в Республике Адыгея общая численность детей в возрасте до 17 лет, подвергшихся радиационному воздействию, высокого риска по возможному развитию радиационно-индуцированной патологии составила 130 человек. Из них: 7 детей, эвакуированных из зон отчуждения и отселения, 123 ребенка, родившихся от одного или обоих родителей-ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
В сложившейся ситуации важнейшими направлениями в снижении заболеваемости, детской инвалидности и младенческой смертности являются разработка и претворение в жизнь целой системы мер по внедрению новых перинатальных технологий в акушерско-гинекологических учреждениях, совершенствование перинатальной охраны плода и новорожденного, улучшение качества перинатальной диагностики патологии со стороны плода.
За последние годы отмечается рост заболеваемости детей по тем классам и группам болезней, формирование которых зависит от алиментарного фактора. Недостаток кальция, йода, фтора и других минералов приводит к снижению защитных функций, остеопорозу, гипотиреозу, кариесу и другим заболеваниям.
В Республике Адыгея принимаются следующие меры в сфере демографического развития:
1) реализуются законы Республики Адыгея, регулирующие вопросы охраны здоровья населения, социальной защиты, материнства, детства, образования;
2) действуют целевые программы и мероприятия по профилактике социально-обусловленных, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, противодействию наркомании, дорожно-транспортному травматизму, по обеспечению жильем, улучшению условий и охраны труда, содействию занятости населения, организации отдыха и оздоровления детей;
3) реализуются приоритетные национальные проекты;
4) оказываются различные виды государственной поддержки гражданам, имеющим детей. Их виды и размеры значительно расширены в 2007 году.
Вместе с тем для дальнейшей стабилизации ситуации и создания предпосылок демографического роста необходим переход к более эффективным и финансово обеспеченным действиям.
II. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является стабилизация численности населения в Республике Адыгея и формирование предпосылок к последующему демографическому росту путем повышения рождаемости и снижения смертности.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи.
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:
1) увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
2) укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
3) улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
4) снижение младенческой и материнской смертности;
5) увеличение продолжительности активной жизни, создание условий для ведения здорового образа жизни и снижение уровня заболеваемости населения.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
1) создание предпосылок для повышения рождаемости;
2) всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
3) создание условий для самореализации молодежи и ее подготовка к семейной жизни;
4) обеспечение условий для всестороннего развития семьи, ее демографических, экономических, социально-культурных, духовно-нравственных функций, приоритетная поддержка многодетных семей;
5) повышение жизненного уровня населения Республики Адыгея на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособных граждан, роста доходов семей, позволяющих реализовать их репродуктивный потенциал, и установленных законодательством социальных гарантий;
6) укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
7) обеспечение правовой и финансовой поддержки оздоровления демографических процессов.
Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством, включает в себя:
1) содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
2) создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.
III. Основные принципы реализации Концепции
В основу реализации Концепции положены следующие принципы:
1) комплексность решения демографических задач;
2) концентрация на приоритетах, выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
3) своевременное реагирование на демографические тенденции;
4) учет республиканских особенностей и дифференцированный подход к разработке и реализации республиканских программ в сфере демографического развития;
5) координация действий исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления в сфере демографического развития.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 ноября 2016 г. N 249-р в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Основные направления реализации Концепции
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:
1) обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея;
2) развитие охраны здоровья женщин и детей, снижение материнской смертности, младенческой смертности и инвалидизации детей;
3) охрана здоровья работающих, предупреждение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте, снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
4) борьба с социально-значимыми заболеваниями (сахарный диабет, злокачественные новообразования, туберкулез, ВИЧ/СПИД, заболевания, передаваемые половым путем, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, психические расстройства и расстройства поведения);
5) создание системы экономической заинтересованности медицинских учреждений в проведении профилактических мероприятий;
6) осуществление структурных преобразований в системе здравоохранения Республики Адыгея с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений и использования коечного фонда с реструктуризацией коечной сети в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса, выделением коек медико-социальной помощи, постепенное перераспределение объемов медицинской помощи из стационарной в амбулаторно-поликлиническую сеть, приоритетное развитие амбулаторно-поликлинических учреждений; дальнейшее развитие сети дневных стационаров; совершенствование участковой службы; проведение работы по созданию службы врача общей практики;
7) совершенствование работы по медицинской профилактике и пропаганде здорового образа жизни;
8) обеспечение организации и совершенствование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи;
9) проведение пропаганды здорового образа жизни и возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке средств массовой информации;
10) снижение перинатальной смертности, совершенствование перинатальной диагностики патологии со стороны плода, расширение обследований новорожденных на адреногенитальный синдром, галактоземию и муковисцедоз;
11) проведение диспансеризации детского населения в 3 этапа: 1 этап - скрининг-тестирование детей, 2 этап - педиатрический, 3 этап - специализированный, последующее дообследование детей с выявленной патологией, с использованием современных методов диагностики, формирование групп детей повышенного риска развития заболевания, а также разработка и проведение в рамках II этапа диспансеризации детей комплекса лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий;
12) организация качественного горячего питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
13) укрепление материально-технической базы травматологических поликлиник, травматологических пунктов, травматологических отделений стационаров, оснащение их современным лечебно-диагностическим оборудованием, дальнейшее развитие службы крови;
14) разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, осуществление в образовательных организациях профилактических мер, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
15) принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, психологов, психотерапевтов и социальных работников;
16) совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации и государственных программ Республики Адыгея;
17) дальнейшее развитие и укрепление государственных учреждений здравоохранения Республики Адыгея, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных городских, районных больниц;
18) повышение роли первичной медико-санитарной помощи, развитие стационарозамещающих технологий;
19) проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ, а также иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа;
20) реализация мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний;
21) обеспечение ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развитие новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни;
22) совершенствование работы по профилактике абортов;
23) дальнейшее развитие сети организаций социального обслуживания, деятельность которых будет направлена на предупреждение социального сиротства, реабилитацию, социально-правовую охрану и социальную защиту дезадаптированных несовершеннолетних.
Для осуществления указанных направлений реализации Концепции необходимо организовать эффективное использование денежных средств, выделяемых Республике Адыгея в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", и средств республиканского бюджета Республики Адыгея, предусмотренных на реализацию республиканских целевых программ.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
1) принятие целенаправленных мер по стимулированию рождаемости через увеличение расходов на финансирование семьи, материнства и детства, поддержку малоимущих семей и последующих детей;
2) пропаганда семейного законодательства, защита прав и интересов семьи, организация правового просвещения молодежи;
3) абзац двадцать девятый утратил силу;
4) привлечение представителей духовенства к пропаганде против абортов, в том числе в средствах массовой информации;
5) проведение мероприятий информационно-просветительского характера (конференций, круглых столов, бесед, тренингов), пропаганда семейных ценностей, повышение статуса родительства, формирование в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей;
6) сохранение и развитие сети дошкольных образовательных организаций;
7) абзац тридцать третий утратил силу;
8) абзац тридцать четвертый утратил силу;
9) профилактика на ранней стадии семейного неблагополучия и сохранение ребенка в семье, улучшение межведомственного взаимодействия служб, осуществляющих выявление, социальный патронаж, медицинскую и социальную реабилитацию семей, находящихся в социально опасном положении;
10) организация комплексной системы мониторинга и контроля за пребыванием детей в приемных семьях;
11) абзац тридцать седьмой утратил силу;
12) создание центров по оказанию информационной, психологической, педагогической, юридической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
13) абзац тридцать девятого утратил силу;
14) увеличение размера денежного содержания приемных родителей;
15) организация психолого-педагогического сопровождения приемных семей и подготовка кандидатов в приемные родители;
16) организация подготовки и переподготовки специалистов для работы с опекунами (попечителями) и приемными родителями;
17) создание механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, имеющих детей-инвалидов;
18) создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь, для молодых семей с детьми и многодетных семей;
19) обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, обеспечение реабилитационных учреждений для лиц с ограниченными возможностями реабилитационным, медицинским оборудованием и автотранспортом;
20) создание эффективной системы профилактики социального сиротства;
21) абзац сорок седьмого утратил силу;
22) усиление стимулирующих дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;
23) проведение торжественных регистрации рождения детей, чествований юбиляров семейной жизни, вечеров, встреч поколений семей и других мероприятий, направленных на укрепление института семьи и брака, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
24) поддержка создания консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях для получения родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающими получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, без взимания платы;
25) обеспечение 100% охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет;
26) увеличение охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
В области миграции в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством:
1) проведение эффективной миграционной политики;
2) создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом;
3) абзац пятьдесят второй утратил силу;
4) определение наиболее сложных участков в плане демографической ситуации и возможности для расселения прибывших переселенцев;
5) определение необходимой, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации.
V. Информационное обеспечение реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает использование статистических и ведомственных данных текущего учета населения, обеспечение регулярного освещения в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи.
Особое внимание должно быть уделено информированию населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.
VI. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
1) объединение и координацию совместных действий исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Республики Адыгея;
2) разработку нормативных правовых актов, направленных на улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея;
3) эффективное использование средств, выделяемых на реализацию целевых программ, в том числе и на выполнение мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов.
VII. Заключительные положения
Результатом проведенной работы по реализации Концепции должно стать снижение смертности и естественной убыли населения, рост рождаемости, дальнейшее снижение младенческой смертности, увеличение продолжительности жизни населения Республики Адыгея. Выполнение мероприятий по реализации Концепции должно привести к духовно-нравственному оздоровлению общества, что положительно скажется не только на здоровье населения, но и на стимулировании рождаемости.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 апреля 2008 г. N 176-р "О Концепции демографической политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.