Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 25 сентября 2008 г. N 158
Основные направления бюджетной и налоговой политики
Республики Адыгея на 2009 год и на плановый период 2010
и 2011 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея".
I. Итоги бюджетной и налоговой политики за 2007 и 2008 годы
В рамках реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея в 2007 и 2008 годах были достигнуты следующие положительные итоги:
1) сохранена тенденция роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Адыгея;
2) в 2007 году в полном объеме реализованы запланированные бюджетные обязательства и мероприятия республиканского бюджета Республики Адыгея. Обеспечена выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализованы социальные гарантии льготным категориям граждан, оказаны услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта;
3) сохранена социальная направленность расходной части консолидированного бюджета Республики Адыгея;
4) в процессе исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея в 2007 году обеспечено снижение уровня планового дефицита с предельного значения 14,9% до 11,4%;
5) объем инвестиций в основной капитал в 2007 году вырос в 2,2 раза и составил более 9,9 миллиарда рублей, хотя инвестиции на душу населения по-прежнему отстают от средних по Южному федеральному округу (далее - ЮФО) в 1,2 раза;
6) в рамках совершенствования законодательства Республики Адыгея в области промышленной политики:
а) постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 августа 2006 года N 133 "О Концепции промышленной политики в Республике Адыгея" утверждена Концепция промышленной политики в Республике Адыгея;
б) принят Закон Республики Адыгея "Об инновационной деятельности в Республике Адыгея";
в) принят Закон Республики Адыгея "О промышленной политике";
7) принят Закон Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея";
8) разрабатывается проект Программы развития промышленного комплекса Республики Адыгея на 2009-2012 годы. Основной целью данной Программы является формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности промышленного комплекса Республики Адыгея за счет улучшения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, что позволит обеспечить рост объемов производства, а также создать новые рабочие места и увеличить наполняемость республиканского бюджета Республики Адыгея;
9) выполнена Республиканская инвестиционная программа на 2007 год, введены 22 объекта в эксплуатацию;
10) увеличились расходы республиканского бюджета Республики Адыгея на реализацию республиканских целевых программ;
11) реализация в Республике Адыгея мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов позволила повысить уровень заработной платы медицинских работников и работников образования, повысить оснащенность учреждений образования и здравоохранения современным оборудованием, улучшить социальные условия жизни сельского населения и финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий;
12) распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 октября 2007 года N 386-р "О среднесрочном финансовом плане Республики Адыгея на 2008-2010 годы" утвержден среднесрочный финансовый план Республики Адыгея на 2008-2010 годы, проведена работа по формированию республиканского бюджета Республики Адыгея на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов;
13) в 2008 году внедрены отдельные механизмы бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР), осуществлено пилотное внедрение элементов БОР и их практическая апробация. В качестве эксперимента внедрено программно-целевое планирование для исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики. При этом подготовленные доклады о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНДы) не влияют на бюджетные проектировки формируемого республиканского бюджета Республики Адыгея, а разрабатываются для изучения готовности субъектов бюджетного планирования к переходу от сложившейся системы управления финансами к БОР;
14) при формировании республиканского бюджета Республики Адыгея на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов рассмотрены и учтены ведомственные целевые программы, сформированные субъектами бюджетного планирования в соответствии с их предметами ведения и полномочиями, которые содержат задачи и план мероприятий для достижения целей, обоснование финансового обеспечения, показатели достижения поставленных целей и их мониторинг;
15) подготовлен пакет документов для участия в 2008 году в конкурсе на получение субсидий из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов;
16) по результатам комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 1 января 2008 года Республика Адыгея вошла в число пяти субъектов Российской Федерации, лучше всего управляющих региональными бюджетами. Республикой Адыгея не нарушен ни один из 11 критериев оценки качества управления бюджетами.
Тем не менее в Республике Адыгея сохраняется целый ряд проблем:
1) по показателю валового регионального продукта на душу населения Республика Адыгея отстает от средних показателей по ЮФО в полтора раза, а по Российской Федерации почти в три раза. По этому основному комплексному показателю Республика Адыгея находится на 10 месте среди 13 субъектов ЮФО;
2) сохраняется налоговая задолженность в консолидированный бюджет Республики Адыгея;
3) отмечается слабость экономической базы большинства местных бюджетов, дефицит квалифицированных кадров и недостаточность материально-технических ресурсов для обеспечения бюджетного процесса;
4) практически прекратили свою производственную деятельность предприятия лесозаготовки и алкогольной отрасли, консервной и кондитерской промышленности. В пищевой и перерабатывающей промышленности практически сведены к минимуму производственные мощности и утрачен внутренний и внешний рынок сбыта продовольственной продукции, что отрицательно влияет на работу промышленного сектора экономики Республики Адыгея;
5) сохраняется значительный объем "теневых" доходов работающего населения, что ведет к недопоступлению налога на доходы физических лиц, который является основным источником наполнения республиканского бюджета Республики Адыгея. Основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, являются строительство, оптовая и розничная торговля;
6) собираемость налога на имущество физических лиц по некоторым муниципальным образованиям составляет менее 60%;
7) низка эффективность государственного сектора экономики, государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - предприятия) в основном убыточны, снижаются отчисления доли прибыли прибыльных предприятий в республиканский бюджет Республики Адыгея и местные бюджеты;
8) рост расходов республиканского бюджета Республики Адыгея опережает рост доходов, что ведет к увеличению и сохранению значительного объема дефицита бюджета. Республиканский бюджет Республики Адыгея на 2008 год принят с предельным уровнем дефицита;
9) сохраняется кредиторская задолженность государственных учреждений Республики Адыгея;
10) главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов, бюджетные учреждения Республики Адыгея не ориентированы на повышение качества оказываемых ими услуг.
II. Основные направления бюджетной и налоговой политики
Республики Адыгея в области формирования доходов
Проведение налоговых реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики, неизбежно требует внесения изменений в действующее налоговое законодательство. Налоговая политика в Республике Адыгея на среднесрочную перспективу формируется в соответствии с приоритетами Правительства Российской Федерации в этой области. Политика в сфере доходов на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов будет строиться в Республике Адыгея с учетом изменений федерального законодательства при активизации действий органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления по увеличению собственных доходов республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов.
Основополагающим элементом для развития внутреннего налогового потенциала Республики Адыгея является привлечение инвестиций, обеспечивающих условия для дальнейшего экономического роста Республики Адыгея.
В этой связи необходимо обеспечить разработку и реализацию мер, направленных на создание условий и стимулов для привлечения инвестиций, поддержки предпринимательской активности, развития малого и среднего бизнеса, обеспечения в целом устойчивого экономического роста, что позволит постепенно снизить зависимость республиканского бюджета Республики Адыгея от федерального бюджета.
Для увеличения объема доходов республиканского бюджета Республики Адыгея необходимо:
1) продолжить работу, направленную на развитие экономической базы Республики Адыгея, увеличение собираемости платежей в бюджеты всех уровней и взаимодействие со всеми участниками бюджетного процесса, включающего взаимодействие с крупными налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Адыгея;
2) осуществлять поддержку субъектов инвестиционной деятельности, имеющих инвестиционные проекты, признанные экономически и социально значимыми для Республики Адыгея, в соответствии с действующим законодательством;
3) рассматривать возможность предоставления новых налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков при условии, что в результате их применения республиканский бюджет Республики Адыгея сможет получить экономический эффект;
4) провести работу по улучшению ситуации в сфере производства и реализации алкогольной продукции;
5) в условиях динамичного роста количества автотранспортных средств продолжить работу по своевременной корректировке размеров ставок транспортного налога с сохранением льгот по уплате транспортного налога;
6) усилить контроль за своевременностью и полнотой внесения арендной платы за землю, повысить эффективность использования государственного имущества, продолжить работу по приближению ставок арендной платы за использование земельных участков к рыночным условиям;
7) органам местного самоуправления принять меры по проведению полной инвентаризации земель на территории муниципальных образований с целью выявления правообладателей и пользователей земельных участков, определения и подтверждения целевого использования ими земельных участков, а также случаев самовольного землепользования без оформления документов, что позволит увеличить объемы поступлений доходов в местные бюджеты;
8) в целях выполнения требований трудового законодательства в части своевременности и полноты выплаты заработной платы реализовать меры, направленные на предотвращение фактов выплаты заработной платы ниже МРОТ, на исключение случаев сокрытия доходов граждан, в первую очередь - занятых в сфере малого и среднего бизнеса;
9) обеспечить взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея в части обмена оперативной информацией по платежам в республиканский бюджет Республики Адыгея, изменениям налогооблагаемой базы плательщиков, обеспечению безусловного исполнения платежных обязательств перед бюджетами всех уровней;
10) оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках, установленных законодательством, что, в свою очередь, будет стимулировать рост числа зарегистрированных предпринимателей и повышение занятости населения, особенно в сельской местности. Создать систему мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленную на повышение прозрачности этого сектора экономики;
11) реорганизовать либо ликвидировать убыточные государственные унитарные предприятия Республики Адыгея;
12) обеспечить эффективное использование природных ресурсов, прежде всего - общераспространенных полезных ископаемых. Администрациям муниципальных образований провести инвентаризацию стихийных карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых с целью выявления недропользователей, осуществляющих самовольную добычу общераспространенных полезных ископаемых. Исключить случаи сокрытия предприятиями, ведущими их добычу на территории Республики Адыгея, объемов и стоимости реализуемой продукции, приводящие к занижению суммы налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
13) обеспечить максимальное использование возможностей налогового и бюджетного законодательства в рамках предоставленных полномочий.
III. Основные направления бюджетной и налоговой политики
Республики Адыгея в области формирования расходов
Бюджетная политика в области расходов на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов направлена на повышение качества жизни населения, дальнейшее развитие экономики, обеспечение исполнения в полном объеме всех действующих расходных обязательств республиканского бюджета Республики Адыгея и повышение качества использования бюджетных средств. В основу расходов бюджета Республики Адыгея должно ставиться достижение конкретного результата, а не сумма потраченных денег.
В рамках достижения целей бюджетной и налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов необходимо реализовать следующие задачи:
1) на основе республиканского бюджета Республики Адыгея, разработанного в соответствии с бюджетным законодательством на трехлетний период, обеспечить:
а) закрепление основных параметров республиканского бюджета Республики Адыгея и приоритетов бюджетной политики на три года, что немаловажно в условиях ограниченности собственных доходов;
б) разделение расходных обязательств на действующие (зарплата, социальные выплаты, действующие программы) и принимаемые (новые законы, новые проекты), которое сделает республиканский бюджет Республики Адыгея долгосрочным гарантом социальной стабильности в Республике Адыгея;
в) определенность в части объемов межбюджетных трансфертов на три года как поступающих в республиканский бюджет Республики Адыгея из федерального бюджета, так и направляемых в местные бюджеты из республиканского бюджета Республики Адыгея;
г) возможность заключения долгосрочных контрактов, что важно в инвестиционном развитии Республики Адыгея;
2) увеличить заработную плату работников бюджетной сферы с учетом изменений федерального законодательства;
3) формировать позитивный имидж Республики Адыгея.
4) сохраняя социальную направленность республиканского бюджета Республики Адыгея, предусматривать и ежегодно увеличивать средства на мероприятия, обеспечивающие стимулирование экономического роста, в том числе поддержку инвестиционной деятельности, развитие конкурентоспособности, развитие дорожной и транспортной отрасли, развитие агропромышленного комплекса и инфраструктуры;
5) внедрить в бюджетный процесс принципы БОР, для чего необходимы:
а) проведение инвентаризации услуг, предоставляемых за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея;
б) установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг;
в) утверждение нормативов финансовых затрат (стоимости) бюджетных услуг;
г) переход на формирование бюджетным учреждениям Республики Адыгея государственного задания на оказание услуг, в том числе платны
<< Назад |
||
Содержание Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 сентября 2008 г. N 158 "Об основных направлениях бюджетной и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.