город Майкоп |
27 ноября 2008 года |
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Н.А.Хазешук, судей: В.А.Купина, А.М.Шадже,
с участием стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Республики Адыгея, А.Я. Осокина - депутата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея; представителя стороны, издавшей оспариваемый акт, Л.А. Скабалы - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея; приглашенного представителя Президента Республики Адыгея М.В. Гильдельбаум - ведущего консультанта Правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея,
руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 3, частями 2 и 3 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьями 36, 82, 83, 84 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 4 статьи 100 Регламента Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос депутата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея А.Я. Осокина .
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Адыгея оспариваемые заявителем положения Регламента Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.А.Хазешук, объяснения представителей сторон, выступление приглашенного в заседание, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. Согласно пункту 4 статьи 100 Регламента Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, утвержденного Постановлением Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея от 26 июля 2006 года N 135-ГС, в случае принятия законопроекта в первом чтении и при наличии предложения головного комитета или субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, о принятии закона (в двух чтениях), председательствующий ставит на голосование указанное предложение, если в заключении Правового управления Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея о правовой и лингвистической экспертизе указывается на возможность принятия закона (в двух чтениях). Если имеются возражающие против этого предложения, председательствующий предоставляет каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель головного комитета и субъекта права законодательной инициативы вправе высказаться по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона. По окончании обсуждения, если головным комитетом или субъектом права законодательной инициативы не снято предложение о принятии закона, председательствующий ставит на голосование предложение головного комитета или субъекта права законодательной инициативы о принятии закона. Закон Республики Адыгея считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном настоящим Регламентом порядке.
По мнению заявителя, названная норма нарушает право законодательной инициативы субъектов, уполномоченных на его осуществление Конституцией Республики Адыгея, а именно, депутатов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, Президента Республики Адыгея, Кабинета Министров Республики Адыгея, представительных органов местного самоуправления и других, что не соответствует пункту 1 статьи 71 и пункту 4 статьи 72 Конституции Республики Адыгея.
2. В Республике Адыгея государственную власть осуществляют учрежденные Конституцией Республики Адыгея органы, в частности, согласно статье 7 (пункт 4) Конституции Республики Адыгея законодательную власть осуществляет Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея путем принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Из статей 63, 67 Конституции Республики Адыгея следует, что Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Адыгея, принимает решения коллегиально в пленарных заседаниях, согласно статье 69 (пункт 2) Конституции Республики Адыгея принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Этим вызвана необходимость нормативно-правового закрепления в Регламенте Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея соответствующих процедур принятия решений, в том числе порядок принятия законов.
Согласно статье 72 Конституции Республики Адыгея и статье 7 (часть 4) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" рассмотрение Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея законопроектов осуществляется не менее чем в двух чтениях. По смыслу положений указанных статьей - каждое из чтений является самостоятельной стадией в едином нормотворческом процессе, имеет собственное процедурное предназначение, обуславливает поэтапность, последовательность и вместе с тем целевое единство законотворческой процедуры.
Установление, исходя из требований Конституции Республики Адыгея, процедуры принятия решений Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея, в том числе ее закрепление в Регламенте Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, а также соблюдение такой процедуры является существенным элементом надлежащего, основанного на Конституции Республики Адыгея порядка принятия законопроектов, и гарантирует соответствие их содержания реальному волеизъявлению представительного органа. Несоблюдение вытекающих из Конституции Республики Адыгея процедурных правил, имеющих существенное значение и влияющих на принятие актов, позволяет констатировать противоречие этого решения Конституции Республики Адыгея. Следовательно, соблюдение тех процедурных правил (рассмотрения законопроекта не менее чем в двух чтениях), которые непосредственно вытекают из предписаний статьи 72 (пункт 4) Конституции Республики Адыгея, - безусловная обязанность Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.
3. Согласно статье 98 Регламента Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея рассмотрение законопроектов осуществляется не менее чем в двух чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством и настоящим Регламентом. В первом чтении обсуждаются основные положения (концепция) законопроекта, дается общая оценка и необходимость его принятия (статья 99 Регламента).
Во втором чтении законопроекта головной комитет Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея изучает и обобщает поправки к законопроекту, поступившие от субъектов права законодательной инициативы, составляет таблицу поправок N 1, рекомендованных к принятию, таблицу поправок N 2, рекомендованных к отклонению, и таблицу поправок N 3, по которым головным комитетом не принято решений (статья 102 Регламента). Второе чтение законопроекта по конструкции законодательного процесса является решающим в Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея, поскольку в подготовке законопроекта ко второму чтению, как правило, принимают участие не только сам Парламент, но и иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, обладающие правом законодательной инициативы (статья 71 Конституции Республики Адыгея). Принятие законопроекта последовательно в каждом из двух чтений - при их различном назначении в едином нормотворческом процессе - является гарантией учета позиций субъектов законодательной инициативы в законодательном процессе. Следовательно, оспариваемое положение пункта 4 статьи 100 Регламента Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея о возможности голосования о принятии законопроекта в целом на одном заседании Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея при наличии возражающих субъектов права законодательной инициативы не соответствует пункту 1 статьи 71 Конституции Республики Адыгея, поскольку оно допускает возможность принятия законопроекта во втором чтении без рассмотрения поправок субъектов права законодательной инициативы, поданных или подлежащих подаче к проекту закона, принятому в первом чтении.
Согласно Конституции Республики Адыгея (пункт 3 статьи 6) законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Адыгея, не должны противоречить Конституции Республики Адыгея. Из смысла данной нормы следует, что Регламентные нормы должны соответствовать Конституции Республики Адыгея и не могут содержать нормативные положения, ограничивающие конституционное право субъектов законодательной инициативы подавать поправки к проекту закона, принятому в первом чтении. Несоблюдение обязательной процедуры рассмотрения проекта закона во втором чтении приводит к искажению как собственного волеизъявления законодателя, так и в конечном итоге волеизъявления населения республики (статья 2 Конституции Республики Адыгея).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 71, статьями 72, 72.1, 73, 75, 77, 85 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея постановил:
1. Признать не соответствующим Конституции Республики Адыгея, ее статьям 71 (пункт 1), 72 (пункт 4) нормативное положение, содержащееся в пункте 4 статьи 100 Регламента Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, утвержденного Постановлением Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея от 26 июля 2006 года N 135-ГС и согласно которому допускается возможность принятия проекта закона во втором чтении на одном заседании Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея при наличии возражающих субъектов права законодательной инициативы.
2. Согласно пункту 1 статьи 77 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 76 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти: в газетах "Советская Адыгея", "Адыгэ макъ", а также в "Собрании законодательства Республики Адыгея", "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Конституционный Суд Республики Адыгея
N 2-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 27 ноября 2008 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 100 Регламента Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в связи с запросом депутата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Осокина А. Я."
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Республики Адыгея", N 11, ноябрь 2008 г.