Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 9 октября 2010 г. N 180 в название настоящего приложения внесены изменения
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 16 марта 2009 г. N 44
Республиканская целевая программа
"Юг России (2009 - 2013 годы) по Республике Адыгея"
5 августа 2009 г., 9 октября 2010 г., 10 октября 2011 г., 16 апреля, 12 ноября, 12 декабря 2012 г., 30 мая, 12 декабря 2013 г.
г. Майкоп, 2009 год
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 декабря 2013 г. N 303 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Юг России (2009 - 2013 годы) по Республике Адыгея"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Юг России (2009 - 2013 годы) по Республике Адыгея" |
Основание Программы |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации |
Государственный заказчик Программы |
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея |
Основной разработчик Программы |
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея |
Цели и задачи Программы |
основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения Республики Адыгея, обеспечивающее сокращение отставания от среднероссийского уровня. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач: 1) снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики Республики Адыгея; 2) развитие стратегически приоритетных направлений на территории Республики Адыгея (туристско-рекреационный, промышленный и агропромышленный комплексы), обеспечивающих высокие темпы экономического роста, увеличение доходов населения; 3) повышение доступности и качества социальной инфраструктуры; 4) повышение занятости населения |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1) размер денежных доходов на душу населения; 2) размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы; 3) объем валового республиканского продукта; 4) прирост промышленного производства; 5) прирост объема производства мяса и птицы; 6) размер доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея на душу населения; 7) объем инвестиций в основной капитал; 8) уровень безработицы; 9) численность населения с денежными дохода ми ниже прожиточного минимума (в процентах от численности всего населения); 10) количество отдыхающих; 11) строительство и реконструкция учреждений здравоохранения; 12) строительство и реконструкция образовательных учреждений; 13) строительство газопроводов; 14) строительство и реконструкция объектов водоснабжения; 15) строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений; 16) прирост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами; 17) прирост объемов производства скота и птицы на убой (в убойном весе); 18) строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения; 19) строительство линий электропередачи |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
объем финансирования на 2009 - 2013 годы за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 905,52 миллиона рублей. Для реализации Программы предполагается привлечение софинансирования: 1) за счет субсидии из федерального бюджета - 2833,32 миллиона рублей; 2) за счет внебюджетных источников - 0,54 миллиона рублей; 3) за счет внебюджетных источников - 6160,98 миллиона рублей"; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
1) сокращение отставания Республики Адыгея по основным макроэкономическим показателям от среднероссийского уровня; повышение финансового самообеспечения Республики Адыгея и уровня жизни населения; 2) снижение социальной напряженности. Реализация Программы позволит: 1) сократить уровень бедности; 2) приблизить уровень доходов населения к среднероссийскому уровню; 3) увеличить денежные доходы населения к 2013 году в 2,1 раза по сравнению с уровнем 2006 года; 4) повысить уровень занятости населения. В результате реализации Программы уровень безработицы уменьшится на 1,6 %; 5) увеличить объем валового регионального продукта в 1,4 раза по сравнению с объемом валового регионального продукта в 2006 году; 6) увеличить уровень бюджетной обеспеченности Республики Адыгея; 7) повысить налоговую базу муниципальных бюджетов; 8) сократить уровень дотирования бюджетов. Уровень доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея на душу населения к 2013 году увеличится в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2006 года; 9) обеспечить рост инвестиций в основной капитал к 2013 году в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2006 года |
Контроль за исполнением Программы |
осуществляет Кабинет Министров Республики Адыгея |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа
1.1. Анализ социально-экономического развития Республики Адыгея
Республика Адыгея расположена в центральной части Северо-Западного Кавказа, в бассейнах рек Кубани, Лабы и Белой. Территория -7 791,8 квадратных километра. Длина границ составляет более 900 километров, одна треть приходится на водные: по Краснодарскому водохранилищу, рекам Кубань, Лаба, Белая. Республика Адыгея на севере граничит с городом Краснодаром, Усть-Лабинским, Курганинским, Динским, Красноармейским районами; на востоке - с Курганинским, Лабинским, Мостовским районами; на юге - с Адлерским, Лазаревским и Хостинским районами города Сочи; на западе - с Северским, Белореченским и Апшеронским районами Краснодарского края и с территорией, подчиненной администрации города Горячий Ключ.
Адыгея входит в состав Северо-Кавказского экономического района и Южного федерального округа (далее - ЮФО). Численность населения на 1 января 2008 года составила 441,18 тысячи человек. В состав Республики Адыгея входят 9 муниципальных образований, из них 7 районов: Гиагинский, Кошехабльский, Красногвардейский, Майкопский, Тахтамукайский, Теучежский и Шовгеновский, 2 города город Адыгейск и город Майкоп. Республиканский центр - город Майкоп.
Территория Республики Адыгея расположена в трех климатических провинциях: степной, влажной предгорной и горной. Климат Республики Адыгея умеренно-теплый и мягкий.
Общая площадь земель, используемых Республикой Адыгея, составляет 779,18 тысячи гектаров. Распределение земель по категориям показывает, что большая часть территории Республики Адыгея занята землями сельскохозяйственного назначения (44,2%) и землями лесного фонда (30,5%). Равнинная часть Республики Адыгея обладает плодородными черноземами, что благоприятно влияет на потенциал развития сельского хозяйства. На долю земель особо охраняемых территорий приходится 11,8%, земли поселений занимают 5,3%, земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения - 1,9%, земли водного фонда 6,2%, земли запаса - 0,2% земельного фонда Республики Адыгея.
Республика Адыгея располагает большими запасами водных ресурсов, которые складываются из рек, озер, водохранилищ, ледников и подземных вод. Территорию Адыгеи пересекает около 5 тысяч рек и речушек. Около 95% общего числа рек приходится на долю малых водотоков.
На 1 января 2006 года площадь земель лесного фонда составила 237,5 тысячи гектаров, или 30,5% земельного фонда Республики Адыгея. В состав лесного фонда не включены леса, учтенные в других категориях. В частности, площадь земель особо охраняемых территорий и объектов составляет 53,7 тысячи гектаров, земель обороны - 6,1 тысячи гектаров, земель сельскохозяйственного значения - 1,2 тысячи гектаров. В целом землями под лесами, включенными в состав других категорий, занято 61,9 тысячи гектаров.
На территории Республики Адыгея выделяются три геолого-экономические зоны широтного направления (с севера на юг): равнинная, предгорная и горная.
Территория Республики Адыгея богата следующими видами минерального сырья:
1) топливно-энергетическими ресурсами, представленными углеводородным сырьем (природный газ, нефть и газовый конденсат). В настоящее время эксплуатируются два нефтегазоконденсатных месторождения: Майкопское и Кошехабльское;
2) рудными полезными ископаемыми, представленными проявлениями цветных, черных и благородных металлов, с незначительными ресурсами. Это проявления рудной минерализации молибдена, вольфрама, полиметаллов (свинец, цинк, медь) и марганцевых руд карбонатного и окисленного типов;
3) нерудными полезными ископаемыми, занимающими наибольший удельный вес (около 70%) и представленными большим разнообразием видов;
4) минеральными водами различного назначения и состава, лечебными глинами;
5) пресными подземными водами для хозяйственно-питьевого назначения и промышленного розлива.
Особенности геологического строения и развития территории Республики Адыгея предопределили повышенную степень напряженности глубинного теплового режима и тем самым высокие потенциальные возможности практического использования геотермальной энергии для создания и развития объектов нетрадиционной энергетики.
Географическое положение Республики Адыгея обеспечивает благоприятные условия для ее хозяйственного развития. Железные и автомобильные дороги связывают Республику Адыгея со многими районами Краснодарского края. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием Республики Адыгея составляет 1584,0 километра. Плотность автомобильных дорог общего пользования на конец 2007 года составляет 203 километра на 1000 квадратных километров территории (в ЮФО - 135, в Российской Федерации - 35 километров на 1000 квадратных километров территории).
По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) Республика Адыгея занимает 11 место в ЮФО. За последние 2 года его объем вырос на 67,5%, что выше, чем средний темп роста по ЮФО (54,5%).
По показателю ВРП на душу населения по итогам 2006 года Республика Адыгея занимает 8 место, и за 2005-2006 годы данный показатель увеличился на 68,8%, что также выше среднего темпа роста по ЮФО (47,2%).
С 2004 по 2006 год в структуре ВРП росла доля торговли (с 14,6% до 19,6%) и расходов, связанных с государственным управлением, обеспечением военной обязанности и обязательным социальным обеспечением (рост доли составил с 8,4% до 11%).
Доминирующими видами экономической деятельности в экономике Республики Адыгея являются торговля, сельское хозяйство, обрабатывающие производства, на долю которых приходится 47% ВРП.
Большинство базовых секторов экономики Республики Адыгея демонстрирует относительно низкий уровень производительности труда. Наиболее высокий уровень производительности труда (выработки продукции на одного сотрудника) в 2007 году был обеспечен в производстве пищевых продуктов (1439,3 тысячи рублей в год), добыче полезных ископаемых (852,4 тысячи рублей), производстве машин и оборудования (843,9 тысячи рублей). В последние годы значительный рост производительности труда был обеспечен в оптовой и розничной торговле, целлюлозно-бумажном производстве и полиграфии, а также в производстве электроэнергии, газа и воды. При этом уровень производительности труда в таких секторах, как транспорт и связь, гостиничный бизнес, сельское хозяйство, легкая промышленность, остается очень низким - в диапазоне от 100,0 до 400,0 тысячи рублей.
По объему промышленного производства Республика Адыгея занимает 10 место среди субъектов ЮФО. Доля промышленности в ВРП составляет 17,6%. Объем отгруженных товаров собственного производства по итогам 2007 года составил 10 796,5 миллиона рублей. Индекс промышленного производства по итогам 2007 года составил 120,9%. При этом:
обрабатывающие производства - индекс производства 123,4%;
добыча полезных ископаемых - индекс производства 112,4%;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды индекс производства 98,9%.
Одной из крупнейших сфер экономики Республики Адыгея является сельское хозяйство, на долю которого приходится производство 14% ВРП, доля занятых - 4,6% от общей численности занятых в экономике. На развитие сельского хозяйства должны оказывать влияние благоприятные климатические условия, однако это наименее эффективная отрасль экономики по доходности, рентабельности и налоговым платежам.
Доля сельхозпредприятий в общем количестве предприятий и организаций Республики Адыгея на 1 января 2008 года составляет 13,4% (998 единиц), что является третьим по величине показателем после торговли (1818 организаций, или 24,3% от общего количества) и промышленности (1014 предприятий, или 13,6%). Основная доля приходится на частную собственность (91,0%), доля государственных и муниципальных предприятий составляет 5,1%.
Темпы роста номинальных денежных доходов населения за период 2000-2007 годов значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации и ЮФО. Это приводит к усилению межрегиональной дифференциации по доходам населения и относительному снижению уровня жизни в Республике Адыгея. При этом разрыв в показателях среднедушевого дохода по сравнению с Российской Федерацией и ЮФО с каждым годом возрастает. Так, в 2000 году разрыв составлял 3,1 % с ЮФО и 39,3% с Российской Федерацией, в 2006 году - 30,8% с ЮФО и 53,8% с Российской Федерацией.
В 2007 году в Республике Адыгея сохраняются сильные межотраслевые диспропорции по зарплате: от 22 723 рублей в финансовой деятельности до 3 907 рублей в гостиничной и ресторанной.
Число жителей с доходами ниже прожиточного минимума составляет 29,6% от общей численности населения, что более чем в 2 раза превышает среднероссийские показатели.
Средние денежные доходы населения в месяц превышают прожиточный минимум лишь в 1,76 раза при необходимом минимальном соотношении - 2 раза.
1.2. Проблемы социально-экономического развития
Республики Адыгея
Несмотря на положительные результаты, достигнутые за последние годы, в Республике Адыгея сохраняется ряд проблем, отражающих специфику социально-экономического развития и требующих решения программными методами.
Наиболее актуальными социальными проблемами являются:
1) низкий уровень обеспеченности населения сельской местности основными элементами социальных объектов. Эта ситуация осложняется высокой степенью территориальной дифференциации обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и благоустройства жилищного фонда, численность которого составляет около 50%;
2) несоответствие сети сельских школ и дошкольных образовательных учреждений реальным потребностям;
3) невысокий уровень обеспеченности жилья отдельными видами благоустройства;
4) несоответствие воды, потребляемой значительной долей населения (до 22,5%), стандартам качества;
5) неблагоприятная демографическая ситуация;
6) высокий уровень заболеваемости "болезнями социального неблагополучия";
7) высокий уровень смертности лиц в трудоспособном возрасте;
8) территориальная диспропорция в возможности получения квалифицированной медицинской помощи;
9) рост и высокий уровень коэффициента совмещения штатных должностей врачей (1,59 в 2001году и 1,72 в 2007 году);
10) высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - 29,6 % (при 13,3%о в среднем по Российской Федерации);
11) низкая доля заработной платы в общей структуре денежных доходов населения по сравнению с Российской Федерацией (34,2%> против 64,9%);
12) несоответствие структуры профессионального образования современным потребностям реального сектора экономики;
13) низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы (в образовании 59,4%> от средней заработной платы в экономике Республики Адыгея).
Проблемы в экономической сфере:
1) высокий уровень безработицы;
2) высокая дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности;
3) значительный уровень теневой экономики;
4) низкий уровень самообеспечения электроэнергией (16,1 %);
5) высокая доля убыточных предприятий (35,2%>-60,0%> от общего количества организаций в базовых отраслях экономики);
6) значительная степень физического и морального износа основных средств объектов производственной сферы (40,0%);
7) низкий уровень финансового обеспечения деятельности предприятий, в частности, сельхозпроизводителей;
8) низкий удельный вес наиболее прогрессивных, наукоемких производств в структуре промышленного комплекса;
9) низкий технический и технологический уровень базовых секторов экономики (агропромышленного комплекса);
10) недостаток современных мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья;
11) высокий уровень влияния посредников на рынке сельскохозяйственной продукции, что снижает доходность производителей и формирует высокие цены для потребителей;
12) слабое развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса, следствием чего являются большие потери сельхозпродукции;
13) недостаточно развитая инфраструктура рекреационных ресурсов для активной организации туристического бизнеса и санаторно-оздоровительных услуг;
14) низкий уровень развития банковских услуг на единицу населения в сравнении со средними значениями по Российской Федерации;
15) неразвитость инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы);
16) низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий (доля затрат на исследования и разработки в 2006 году составила 0,4% от общих затрат в ЮФО);
17) нерациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов;
18) доля привлеченных внебюджетных источников финансирования в регионе ниже среднероссийских показателей, что является индикатором слабой инвестиционной привлекательности Республики Адыгея;
19) низкая доля добавленной стоимости в продукции, вывозимой за пределы Республики Адыгея, преимущественно сырьевая ориентация экономики.
Проблемы межотраслевого характера:
1) слабая подготовка специалистов органов государственной власти Республики Адыгея в области инновационного менеджмента;
2) низкий уровень вовлечения предприятий в процесс стратегического планирования;
3) недостаточность собираемой статистической информации потребностям стратегического планирования и управления, в частности, учета статистической информации в туристической деятельности;
4) отсутствие единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Адыгея;
5) отсутствие информационного портала государственного управления для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Республики Адыгея;
6) отсутствие кластерных технологий в организации органов государственной власти Республики Адыгея;
7) отсутствие институциональной и законодательной базы для межрегионального сотрудничества.
II. Пути решения проблем
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, направленных в 2007 году на решение проблем социально-экономического развития Республики Адыгея, составил 10,4 миллиарда рублей, темп роста 2,4 раза. В 2008 году инвестиции в основной капитал, по предварительной оценке, составили 11,2 миллиарда рублей, или 85,5% к предыдущему году.
В 2008 году на территории Республики Адыгея действовало 7 федеральных целевых программ и подпрограмм. Кроме того, вопросы развития Республики Адыгея решаются в рамках финансирования за счет непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития.
Мероприятия, осуществление которых планируется в рамках указанных программ, не обеспечивают в Республике Адыгея реализацию ключевых проектов по формированию инфраструктуры, способной создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций.
Настоящая Программа разработана для координации государственных усилий по обеспечению экономического роста и решению острых социальных проблем Республики Адыгея.
Программа формируется на основе следующих принципов:
1) концентрация ресурсов на экономически эффективных инфраструктурных объектах, обеспечивающих рост производства в регионе;
2) софинансирование из федерального бюджета инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;
3) развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов;
4) выбор инвестиционных проектов с учетом экологической эффективности.
В рамках Программы будут реализованы значимые капиталоемкие проекты, увязанные с задачами развития государственно-частного партнерства, направленные на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса и социальной сферы. Решение данного вопроса на республиканском уровне ограничивается высоким уровнем дотационности республиканского бюджета Республики Адыгея. Привлечение инвестиций к финансированию данных проектов в настоящее время ограничивается низкой инвестиционной привлекательностью Республики Адыгея.
Мероприятия в рамках Программы направлены на реализацию приоритетных направлений на юге России - обеспечение занятости населения, развитие туристско-рекреационного, промышленного и агропромышленного комплексов.
Основные направления реализации задач Программы:
1) создание и развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий в Республике Адыгея. В рамках решения этой задачи предполагается выделение средств федерального бюджета на создание инженерной инфраструктуры, обеспечивающей условия для создания промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Посредством строительства инженерной инфраструктуры создаются благоприятные условия привлечения частных инвестиций в развитие промышленных и агропромышленных предприятий. Снятие инфраструктурных ограничений за счет средств федерального бюджета обеспечит привлечение на 1 рубль федеральных средств около 8 рублей частных инвестиций;
2) развитие туристско-рекреационного комплекса. Развитие туристско-рекреационного комплекса обеспечит создание новых рабочих мест, повысит уровень жизни населения, будет способствовать развитию медицинского обслуживания населения. Развитие туристско-рекреационного комплекса будет способствовать развитию таких смежных отраслей, как транспортный и агропромышленный комплексы, сфера услуг;
3) развитие социальной и инженерной инфраструктур. В Республике Адыгея сложилась сложная ситуация с обеспечением населения социальной инфраструктурой и услугами жилищно-коммунального хозяйства. Значительная часть учреждений образования и здравоохранения по уровню материально-технического обеспечения существенно отстает от среднероссийского уровня.
Неразвитость и высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения, канализационных систем, объектов энергетики и газоснабжения сдерживают развитие промышленности, туристско-рекреационного комплекса и малого бизнеса. Объекты жилищно-коммунального хозяйства характеризуются пониженным уровнем надежности и нуждаются в реконструкции.
Для модернизации и ремонта основных фондов в сфере жилищно-коммунального хозяйства нужны значительные капитальные вложения. Восстановление за счет софинансирования из федерального бюджета систем водо-, газо- и электроснабжения, канализационных сетей и очистных сооружений будет способствовать привлечению частных инвесторов в сферу коммунального хозяйства.
Основные вопросы, направленные на повышение обеспеченности населения социальной инфраструктурой, в настоящее время решаются в рамках реализуемых национальных проектов "Образование" и "Здравоохранение", а также в рамках таких федеральных целевых программ, как Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", "Дети России" на 2007 - 2010 годы, и других.
Реализация указанных мероприятий позволит снизить заболеваемость населения, увеличить уровень газификации, водоснабжения, уменьшить количество обучающихся во вторую смену.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 декабря 2013 г. N 303 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели
Основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения Республики Адыгея, обеспечивающее сокращение отставания от среднероссийского уровня.
Достижение соответствующего уровня качества жизни населения возможно только при условии создания динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей необходимый уровень его доходов.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1) снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики Республики Адыгея;
2) развитие стратегически приоритетных направлений на территории Республики Адыгея (туристско-рекреационный и агропромышленный комплексы), обеспечивающих высокие темпы экономического роста, увеличение доходов населения;
3) повышение доступности и качества социальной инфраструктуры;
4) повышение занятости населения.
Перечисленные цели и задачи Программы являются составной частью общенациональной системы целей и задач, направленных на ускорение темпов социально-экономического развития страны.
Для оценки эффективности реализации Программы в целом используются следующие показатели:
1) размер денежных доходов на душу населения - тысяч рублей;
2) размер средней номинальной начисленной заработной платы - рублей в месяц;
3) объем валового регионального продукта - миллиардов рублей;
4) прирост промышленного производства - миллиардов рублей;
5) прирост объема производства мяса и птицы - тысяч тонн;
6) размер доходов консолидированного бюджета на душу населения - тысяч рублей;
7) объем инвестиций в основной капитал - миллионов рублей;
8) уровень безработицы - процентов;
9) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума - процентов численности всего населения;
10) количество отдыхающих - тысяч человек;
11) строительство и реконструкция учреждений здравоохранения - койко-мест;
12) строительство и реконструкция образовательных учреждений - ученических мест;
13) строительство газопроводов - километров;
14) строительство и реконструкция объектов водоснабжения километров, тысяч кубометров/сутки;
15) строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений - километров, тысяч кубометров/сутки;
16) прирост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;
17) прирост объемов производства скота и птицы на убой (в убойном весе);
18) строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения;
19) строительство линий электропередачи.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы представлены в приложении N 1.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 ноября 2012 г. N 236 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Система программных мероприятий
Программные мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:
- снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;
- развитие туристско-рекреационного комплекса;
- развитие сельскохозяйственного производства, рыбохозяйственного комплекса и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
- мероприятия, направленные на решение острых проблем в социальной сфере в отдельных районах и муниципальных образованиях;
- мероприятия регионального значения по развитию систем жизнеобеспечения населения.
Во второй раздел включены мероприятия, связанные с развитием туристско-рекреационного комплекса.
В третий раздел включены мероприятия по развитию социальных услуг в сфере образования и здравоохранения.
Система мероприятий, объемы и источники финансирования по направлениям Программы представлены в приложении N 2 к Программе.
1. Мероприятия, направленные на устранение инфраструктурных
ограничений развития экономики
Снятие инфраструктурных ограничений экономического роста является основной задачей Программы. Низкий уровень обеспеченности инженерной инфраструктурой создает препятствия для притока частных инвестиций в капиталоемкие проекты в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, электроэнергетики. Реализация включенных в Программу инвестиционных проектов по данному направлению позволит в расчете на 1 рубль, выделенный из федерального бюджета, привлечь в экономику Республики Адыгея около 18 рублей частных инвестиций.
Развитие инженерной инфраструктуры Майкопского района предполагается осуществить за счет средств:
1) республиканского бюджета Республики Адыгея - 26,2 миллиона рублей;
2) федерального бюджета (предполагаемый объем субсидии - 103,09 миллиона рублей);
3) внебюджетных источников - 1901,6 миллиона рублей. Создание инженерной инфраструктуры позволит привлечь более 1901,6 миллиона рублей из внебюджетных источников (частных инвестиций) для строительства предприятий по производству строительных материалов. Спрос на продукцию создаваемых предприятий имеется в строительном комплексе ЮФО.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 декабря 2013 г. N 303 в подраздел 2 раздела IV настоящего приложения внесены изменения
2. Развитие туристско-рекреационного комплекса
Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки туристско-рекреационного комплекса, создание условий для его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках. С учетом имеющихся природно-климатических условий и сложившейся специализации рекреационного комплекса основными направлениями являются спортивный и оздоровительный туризм.
Развитие туристско-рекреационного комплекса будет способствовать развитию транспорта, сферы услуг, агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. На развитие туристско-рекреационного комплекса за счет всех источников финансирования предусматривается направление 3156,83 миллиона рублей, в том числе за счет средств:
1) республиканского бюджета Республики Адыгея - 363,04 миллиона рублей;
2) федерального бюджета (предполагаемый объем субсидии 1297,59 миллиона рублей);
3) внебюджетных источников (предполагаемый объем средств 1496,2 миллиона рублей).
Программой предусмотрено развитие района Лаго-Накского нагорья в Майкопском районе Республики Адыгея, строительство туристических комплексов "Хаджох", "Партизанский", "Свято-Михайловский" и "Оштен". Предусмотренное в проекте строительство автодороги поселок Гузерипль - Лаго-Наки соединит существующие тупиковые автодороги "Майкоп - Гузерипль" и "Майкоп - плато Лаго-Наки", что создаст возможность кольцевого проезда.
Планируется строительство высоковольтной линии электропередачи напряжением 1100 кВ протяженностью 25,18 километра, которая будет снабжать электроэнергией весь горный район Республики Адыгея.
3. Развитие сельскохозяйственного производства, рыбохозяйственного
комплекса и инженерной инфраструктуры сельских территорий
в отдельных районах и муниципальных образованиях
Включенные в Программу проекты направлены на комплексное, рациональное и эффективное использование уникального природно-климатического потенциала Республики Адыгея, в частности, на развитие мясного животноводства и птицеводства. Реализация этих проектов позволит обеспечить рост производства продукции, отвечающей современным требованиям качества и пользующейся повышенным спросом на внутреннем рынке.
Развитие агропромышленного комплекса Республики Адыгея предусматривает строительство за счет внебюджетных средств свиноводческого комплекса. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят более 500 миллионов рублей, будет создано 200 рабочих мест.
Создание инженерной инфраструктуры предполагается осуществить за счет средств:
1) республиканского бюджета Республики Адыгея - 13,0 миллиона рублей;
2) федерального бюджета (предполагаемый объем субсидии 102,0 миллиона рублей);
3) внебюджетных источников (предполагаемый объем средств 2763,18 миллиона рублей).
4. Мероприятия, направленные на решение острых проблем
в социальной сфере
Для обеспечения качественной медицинской помощи в Республике Адыгея предусматривается реконструировать центральную городскую больницу в городе Адыгейске, осуществить строительство пристройки к терапевтическому корпусу больницы в поселке Тульском (Майкопский район) и строительство диагностического центра Адыгейской республиканской детской клинической больницы, что позволит значительно повысить уровень и качество диагностики, обеспечить детей доступной диагностической помощью на догоспитальном этапе.
Для улучшения качества обучения предполагается осуществить строительство школ в городе Адыгейске и в Красногвардейском районе, в городе Майкопе планируется построить школу-интернат для слепых и слабовидящих детей.
Для ликвидации негативного воздействия Краснодарского водохранилища предусмотрена реконструкция очистных сооружений и систем канализации в городе Адыгейске и ауле Хатукай (Красногвардейский район).
Строительство объектов социальной сферы предполагается осуществить за счет средств:
1) республиканского бюджета Республики Адыгея - 246,28 миллиона рублей;
2) федерального бюджета (предполагаемый объем субсидии 646,14 миллиона рублей);
3) местных бюджетов - 0,54 миллиона рублей.
5. Мероприятия регионального значения по развитию систем
жизнеобеспечения населения
В целях обеспечения населения питьевой водой, а также улучшения ее качества в Республике Адыгея предусматривается осуществление реконструкции систем водоснабжения и водоотведения в городе Адыгейске, строительство водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района.
Финансирование указанных мероприятий предполагается осуществить за счет средств:
1) республиканского бюджета Республики Адыгея - 257,0 миллиона рублей;
2) федерального бюджета (предполагаемый объем субсидии 684,5 миллиона рублей).
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 декабря 2013 г. N 303 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 9846,68 миллиона рублей, в том числе:
1) 905,52 миллиона рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея;
2) 2833,32 миллиона рублей - предполагаемый объем субсидии за счет средств федерального бюджета;
3) 6160,98 миллиона рублей - за счет средства внебюджетных источников;
4) 0,54 миллиона рублей - за счет средств местных бюджетов.
Привлечение средств местных бюджетов будет осуществляться в соответствии с разделом VII Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 апреля 2009 года N 85 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 4).
Предполагаемое привлечение средств федерального бюджета, направляемых в виде субсидии республиканскому бюджету Республики Адыгея на реализацию программных мероприятий, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
Основой достижения целей Программы является участие частного капитала в создании экономического потенциала Республики Адыгея.
Привлечение внебюджетных инвестиций в предусмотренных Программой объемах обеспечивается путем реализации механизмов государственно-частного партнерства. Базовым принципом привлечения внебюджетных инвестиций является четкое разделение инвестиционных проектов на две составляющие - строительство объектов производственной и туристско-рекреационной сфер, осуществляемое за счет средств частных инвесторов, и создание обеспечивающих эти объекты инженерной и социальной инфраструктур. Привлечение внебюджетных инвестиций осуществляется на основе соглашений о намерениях, заключенных Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея с потенциальными инвесторами. Инфраструктурные объекты по мере их ввода в эксплуатацию включаются в состав государственной собственности Республики Адыгея и муниципальной собственности. Строительство этих объектов осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея при планируемой финансовой поддержке из федерального бюджета.
В целях обеспечения притока частных инвестиций в Республику Адыгея предполагается осуществление софинансирования за счет средств федерального бюджета объектов инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов, что значительно повышает доходность проектов и снижает сроки их окупаемости. На финансирование проектов в сфере промышленного производства, агропромышленного и туристско-рекреационного комплексов предусмотрено направить более 80% общего объема финансирования Программы. Реализация указанного механизма позволит привлечь на 1 рубль средств республиканского бюджета Республики Адыгея около 6,3 рубля частных инвестиций.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 9 октября 2010 г. N 180 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея.
Реализация и финансирование мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея.
Важнейшим условием эффективности Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга и корректировки Программы. В связи с этим ход реализации Программы ежеквартально анализируется на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения ее целевых индикаторов.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы контроля на всех ее стадиях.
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея:
1) осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу рационального использования средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Адыгея и средств внебюджетных источников;
2) организует текущее управление реализацией Программы;
3) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
4) подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
5) организует мониторинг хода реализации Программы;
6) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию.
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея организует экспертные проверки хода реализации Программы:
1) утверждает титульные списки начинаемых строек и объектов и титульные списки переходящих строек и объектов, находящихся в государственной собственности Республики Адыгея;
2) ежеквартально обобщает и анализирует отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации;
организуют внедрение информационных технологий управления реализацией Программы, а также осуществление контроля за ходом выполнения мероприятий.
Государственный заказчик заключают с инвесторами договоры о софинансировании инвестиционных проектов Программы, по которым за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея и средств предполагаемой субсидии из федерального бюджета осуществляется финансирование развития инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации включенных в Программу инвестиционных проектов.
К договорам о софинансировании прилагаются перечни строек и объектов Программы, являющихся государственной собственностью Республики Адыгея или собственностью муниципальных образований, графики их финансирования, решения собственников (будущих собственников) данных объектов о начале их строительства (реконструкции). Указанные договоры заключаются на весь период реализации Программы и устанавливают условия финансирования мероприятий Программы.
Стройки и объекты Программы, находящиеся в собственности инвесторов, включаются в их инвестиционные программы.
Приостановление предоставления средств или сокращение объемов финансирования может быть осуществлено в случаях:
1) нецелевого использования выделенных бюджетных средств;
2) непредставления в сроки, предусмотренные договорами о софинансировании, отчетов о проведении мероприятий Программы.
Предоставление субсидий местному бюджету осуществляется на основании заключенного между Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея и муниципальным образованием соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий, предусматривающего:
1) сведения об объеме субсидий;
2) целевое назначение субсидий;
3) обязательство муниципального образования о предоставлении отчетов об исполнении им обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о расходах местного бюджета на реализацию мероприятий муниципальных целевых программ;
4) порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения;
5) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
Расчет объема субсидий, предоставляемых местным бюджетам, определяется по формуле:
,
где:
S - объем субсидии местному бюджету муниципального образования;
С - общий размер средств, предусмотренный на реализацию мероприятия Программы;
- средства, предусмотренные муниципальной целевой программой на реализацию мероприятия Программы, которые должны составлять не менее 1% от объема общих средств, предусмотренных республиканским бюджетом Республики Адыгея и местным бюджетом на финансирование мероприятия Программы.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 ноября 2012 г. N 236 раздел VII настоящего приложения изложен в новой редакции
VII. Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит обеспечить создание экономических условий для устойчивого развития Республики Адыгея, сокращение уровня бедности и приближение доходов населения к среднероссийскому уровню.
Реализация наиболее эффективных и быстроокупаемых мероприятий Программы позволит добиться интенсивного роста собственного инвестиционного потенциала Республики Адыгея, сохранения и развития сопутствующих и технологически связанных производств, обеспечить рост доходной части бюджетов всех уровней, а также направить часть полученных средств на реализацию последующих мероприятий Программы. Достижение в Республике Адыгея целей и задач Программы обеспечивается путем развития туристско-рекреационного комплекса и ликвидации инфраструктурных ограничений развития промышленного и сельскохозяйственного комплексов.
Туристско-рекреационный комплекс "Хаджох" предполагает обслуживание 5 тысяч отдыхающих. При этом объем налоговых платежей составит 150 миллионов рублей, а также будет создано около 300 рабочих мест. Горнолыжный комплекс "Оштен" вместимостью 1500 человек позволит создать 500 рабочих мест, обеспечить прирост налоговых платежей в республиканский бюджет Республики Адыгея в объеме 180 миллионов рублей.
В целом развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея позволит дополнительно создать более 1000 рабочих мест, увеличить объем предоставляемых услуг, обеспечить прирост налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Адыгея в размере 250 миллионов рублей.
Строительство завода по производству строительных материалов в Майкопском районе обеспечит производство строительных материалов в объеме 840 миллионов рублей, при этом платежи в республиканский бюджет Республики Адыгея составят более 300 миллионов рублей и будет создано 200 рабочих мест.
Строительство корпусов свиноводческого комплекса в Теучежском районе позволит дополнительно получить более 3 тысяч тонн свинины в год (ежегодный прирост производства свинины составит более 16%). Переработка произведенной свинины обеспечит увеличение объемов мясной продукции до 400 миллионов рублей, при этом рост платежей в республиканский бюджет Республики Адыгея составит 60 миллионов рублей, будет создано 150 рабочих мест.
Спрос на сельскохозяйственную продукцию будет обеспечен в результате развития туристического комплекса.
Мероприятия социальной сферы направлены на решение проблем в области образования и здравоохранения, в том числе в районах, пострадавших от негативного влияния Краснодарского водохранилища.
В построенных школах будет введено 2126 ученических мест, в учреждениях здравоохранения - 148 коек и 150 посещений в смену.
В результате реализации мероприятий Программы в Республике Адыгея:
1) уровень денежных доходов на душу населения превысит 18330,2 рубля, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата достигнет более 16,04 тысячи рублей, доходы консолидированного бюджета на душу населения составят более 27,95 тысячи рублей;
2) объем валового регионального продукта увеличится и составит более 66,07 миллиарда рублей;
3) объем инвестиций в основной капитал увеличится и составит более 20,6 миллиарда рублей;
4) развитие туристско-рекреационного комплекса, промышленного и сельскохозяйственного производства обеспечит создание более 1500 рабочих мест, увеличение объемов производства составит более 3,0 миллиарда рублей, налоговые поступления в республиканский бюджет Республики Адыгея составят более 500 миллионов рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.