Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Республики Адыгея
от 30 марта 2009 г. N 230
Положение по организации оказания платных медицинских услуг
в государственных учреждениях здравоохранения Республики Адыгея
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует отношения между исполнителями и потребителями платных медицинских услуг, определяет порядок и условия, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора по оказанию платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения Республики Адыгея.
1.2. Основные термины, используемые в настоящем Положении:
- платная медицинская услуга - действие или совокупность необходимых, достаточных, профессиональных действий, направленных на удовлетворение потребностей потребителя в профилактике, диагностике, лечении болезней, реабилитации, а также при родах и искусственном прерывании беременности, помощи при планировании семьи и репродукции человека, протезировании, медико-психологических услугах, оказываемых за плату;
- потребитель платных медицинских услуг (физическое лицо) - гражданин, приобретающий или использующий медицинские услуги;
- исполнитель - государственное учреждение здравоохранения;
- заказчик - физическое дееспособное лицо, являющееся стороной по договору на оказание платных медицинских услуг, действующее в своих интересах или в интересах третьего лица и осуществляющее платежи по договору.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации:
- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей";
- Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации";
- Приказом Минздрава Российской Федерации от 25 ноября 1993 года N 280 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам СНГ, другим гражданам бывшего СССР и гражданам дальнего зарубежья".
1.4. Платные медицинские услуги населению предоставляются государственными учреждениями здравоохранения Республики Адыгея в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной и зубопротезной помощи, другие виды услуг (бытовые и сервисные услуги, судебно-медицинская экспертиза, транспортные услуги, не связанные с экстренной, неотложной медицинской помощью, ритуальные услуги и т.д.).
Оказание платных медицинских услуг не должно приводить к ухудшению медицинской помощи по видам, финансируемым из бюджета или средств обязательного медицинского страхования.
Недопустимо искусственное создание очередей с целью вынуждения пациентов обратиться за платной медицинской помощью.
1.5. Платные медицинские услуги гражданам оказываются по их инициативе (при отсутствии противопоказаний) на основании заключенных договоров с государственными учреждениями здравоохранения.
1.6. Государственные учреждения здравоохранения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
1.7. Деятельность государственных учреждений здравоохранения по оказанию платных медицинских услуг физическим лицам, по договорам с хозяйствующими субъектами любой формы собственности и по договорам в интересах третьих лиц относится к коммерческой деятельности и экономические показатели от этой работы регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
1.8. Государственные учреждения здравоохранения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставления платных медицинских услуг населению раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам, составлять требуемую отчетность и предоставлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
1.9. Организационные вопросы при оказании платных услуг государственными учреждениями здравоохранения Республики Адыгея регламентируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и настоящим Положением.
1.10. Отношения между исполнителем и потребителем в части, не урегулированной настоящим Положением, регламентируются гражданским законодательством Российской Федерации.
1.11. Цены на платные медицинские услуги, предоставляемые государственными учреждениями здравоохранения, утверждаются главным врачом и согласовываются с Министерством здравоохранения Республики Адыгея.
1.12. Формирование цен на платные медицинские услуги, оказываемые физическим лицам, осуществляется в соответствии с Методикой формирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения, формирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения Республики Адыгея.
1.13. Цены на платные медицинские услуги, предоставляемые по договорам с организациями, учреждениями и предприятиями, определяются в соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 1) и ст. 40 Налогового кодекса РФ (ч. 1) по соглашению сторон.
1.14. Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляет главный врач государственного учреждения здравоохранения, а также в пределах своей компетенции Министерство здравоохранения Республики Адыгея.
1.15. Перечень медицинских услуг, предоставляемых государственными учреждениями здравоохранения населению в качестве платных, утверждается Министерством здравоохранения Республики Адыгея (приложение к разрешению).
Регламент деятельности работников учреждения, занятых выполнением платных услуг, должностные лица, ответственные за организацию предоставления платных медицинских услуг, их качество, статистический, бухгалтерский учет и отчетность утверждаются приказом главного врача государственного учреждения здравоохранения.
1.16. Доход, полученный государственным учреждением здравоохранения от предоставления населению платных медицинских услуг, распределяется в соответствии со сметой доходов и расходов учреждения по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденной в установленном порядке.
Использование прибыли, полученной от оказания платных услуг, производится в соответствии с Порядком использования средств, поступивших от оказания платных медицинских услуг на основании сметы, утвержденной главным врачом учреждения.
1.17. Расходование средств на заработную плату и премирование основного, вспомогательного и прочего персонала осуществляется в соответствии с разработанным и утвержденным учреждением Положением об оплате труда из средств, полученных от предпринимательской деятельности, согласованным с профсоюзным органом.
1.18. Не допускается двойная оплата одной и той же медицинской услуги из средств обязательного медицинского страхования (или бюджетных средств) и за счет средств потребителя платной услуги.
2. Условия предоставления платных медицинских услуг
2.1. Государственные учреждения здравоохранения Республики Адыгея могут предоставлять за плату все виды плановой, консультативной, диагностической и лечебной помощи при условии выполнения объемов медицинской помощи, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея.
2.2. Государственные учреждения здравоохранения не вправе оказывать за плату скорую медицинскую помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений и других состояниях и заболеваниях).
2.3. Государственные учреждения здравоохранения вправе предоставлять физическим лицам виды медицинских услуг, предусмотренные лицензией. Предоставление платной медицинской помощи осуществляется на основании заключенных договоров.
2.4. Государственные учреждения здравоохранения оказывают платные медицинские услуги физическим лицам по специальному разрешению Министерства здравоохранения Республики Адыгея.
2.5. Государственные учреждения здравоохранения, оказывающие платную медицинскую помощь, обязаны соблюдать приоритетность выполнения объемов бесплатной медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея (в соответствии с подписанным главным врачом гарантийным обязательством).
3. Информация об исполнителе и оказываемых услугах
3.1. Государственное учреждение здравоохранения обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), наименовании учреждения, режиме работы, наличии лицензии, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также адреса и телефоны организации по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если таковая имеется, и органа управления здравоохранением, осуществляющего контроль деятельности государственного учреждения здравоохранения.
Указанная информация должна размещаться в доступном для обозрения месте в наглядной и доступной форме.
3.2. В случае временного приостановления деятельности государственного учреждения здравоохранения для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий исполнитель обязан информировать потребителя о дате приостановления и дате возобновления оказания платных медицинских услуг, а также о возможности получения платных медицинских услуг в другом учреждении здравоохранения.
3.3. Исполнитель обязан своевременно, до заключения договора, предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
4. Порядок заключения договоров, предоставления платных
медицинских услуг и их оплаты
4.1. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, гарантии качества, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
4.2. Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления образцы договоров (других документов) об оказании медицинских услуг.
4.3. Договор на предоставление платных медицинских услуг заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
- наименование и местонахождение (юридический адрес) государственного учреждения здравоохранения (исполнителя);
- фамилия, имя, отчество, телефон и адрес заказчика;
- предмет договора (наименование и перечень оказываемых услуг);
- стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты;
- сроки оказания услуг;
- должность, фамилия, имя, отчество законного представителя исполнителя, его подпись, а также подпись заказчика;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у заказчика.
4.4. Заказчик вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведения о квалификации и сертификации специалистов, о расчете стоимости оказанной услуги.
4.5. Исполнитель обязан оказывать медицинскую услугу, определенную договором, с использованием собственных лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, если иное не предусмотрено договором.
4.6. Исполнитель не вправе без согласия заказчика оказывать дополнительные услуги за плату, а также обуславливать оказание одних услуг обязательным исполнением других.
4.7. Заказчик вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг, а если они уже оплачены - потребовать возврата уплаченных за них сумм.
4.8. Заказчик обязан оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги, а также выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
4.9. Заказчик имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации у других специалистов. По требованию пациента (или его законного представителя) ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
По требованию заказчика исполнитель обязан предоставить справку об оказанной услуге и ее стоимости.
4.10. Информация, содержащаяся в медицинских документах пациента (о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении), составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия пациента только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
4.11. Если оказание медицинских услуг пациенту требует производства и (или) применения лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, исполнитель по требованию заказчика обязан предоставить ему сведения о необходимых и используемых при оказании данных услуг лекарственных средствах, расходных материалах, изделиях медицинского назначения, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках).
4.12. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются государственными учреждениями здравоохранения с применением контрольно-кассовых машин или квитанций (бланков, являющихся документами строгой отчетности, утвержденных в установленном порядке).
Государственные учреждения здравоохранения обязаны выдать потребителю кассовый чек или второй экземпляр квитанции (бланка строгой отчетности), подтверждающие прием наличных денег.
5. Ответственность исполнителя платных медицинских услуг
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные учреждения здравоохранения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
5.2. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае применения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
5.3. При несоблюдении государственным учреждением здравоохранения обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
- назначить новый срок исполнения услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых законодательством Российской Федерации.
По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.
5.4. Претензии и споры, возникшие между потребителем и государственным учреждением здравоохранения, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке и размере, определяемых законодательством Российской Федерации.
5.5. Государственное учреждение здравоохранения освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
5.6. За невыполнение настоящего Положения государственное учреждение здравоохранения в порядке, установленном действующим законодательством, может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.