Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Совета народных депутатов
муниципального образования "Город Майкоп"
от 26.05.2009 г. N 333
Информация о состоянии экономики муниципального образования
"Город Майкоп" за 1 квартал 2009 года
В городе имеются негативные тенденции, вызванные последствиями кризиса. Однако, в связи с тем, что экономика города является многоотраслевой и от кризиса различные отрасли страдают по-разному, то и последствия не столь значительные, как в городах с моноотраслевой экономикой. Наиболее существенно последствия кризиса затронули машиностроение и металлообработку, в меньшей степени - пищевую и перерабатывающую отрасли, аграрный сектор.
Начиная с октября 2008 года комитетом по экономике еженедельно ведется мониторинг работы и состояния 27 экономически наиболее значимых бюджетообразующих предприятий города, что позволяет отслеживать и прогнозировать складывающуюся ситуацию в различных отраслях экономики.
Состояние экономики, а также отдельно взятых предприятий и организаций влияют на наполняемость муниципального бюджета. Поэтому показатели, которые характеризуют экономику в целом и состояние отдельных предприятий и от которых зависит начисление налогов, постоянно отслеживается. Это объемы отгруженной продукции, прибыль, дебиторская и кредиторская задолженность, занятость и фонд оплаты труда, объем инвестиций и др.
Индикатором состояния экономики города является бюджет, его наполняемость. Городской бюджет за 1 квартал в части поступления налоговых и неналоговых доходов выполнен на 105,8%. В структуре доходов налоговые поступления составили 85%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост налогов и сборов сложился в объеме 16,3 млн. руб., темп роста составил 109,9%.
Из всех налоговых доходов не выполнен налог на доходы физических лиц. Недопоступление этого налога в 1 квартале составило 6,8 млн. руб. Основой для начисления этого налога является фонд оплаты труда.
По данным Госкомстата за 2 месяца текущего года фонд оплаты труда по городу составил 1 млрд. 117 млн. руб., что к соответствующему периоду прошлого года составило 115,4%. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий сложилась в сумме 12782 руб. и превышает среднемесячную заработную плату за 2008 год на 5,3%. По-прежнему самая высокая заработная плата:
- в финансовой сфере -34089 руб.,
- государственном управлении и обеспечении военной безопасности и социальном страховании - 17941 руб.
- строительстве - 15334 руб. -#
- в сфере оптовой и розничной торговли -13090 руб.
- в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды -12988 руб.
Ниже средней по городу заработная плата по видам экономической деятельности:
- транспорт и связь - 11316 руб.
- операции с недвижимым имуществом - 10826 руб.
- в сельском хозяйстве - 10052 руб.
- в образовании - 9502 руб.
- в здравоохранении - 9486 руб.
- предоставление прочих услуг - 9235 руб.
- гостиницы и рестораны - 5771 руб.
В 2008 году расчет налога на доходы физических лиц при формировании доходной части бюджета МО "Город Майкоп" на 2009 год производился с учетом прогнозируемого роста фонда оплаты труда к 2008 году в 121,7 %.
Однако, учитывая складывающуюся экономическую ситуацию в условиях спада производства, высвобождения численности работников предприятий и организаций, снижения уровня оплаты труда (уменьшение или исключение из системы оплаты труда стимулирующих выплат в виде премий по результатам производственно-финансовой деятельности), темп роста ФОТ за 2 месяца 2009 года к уровню 2008 года составил всего 115%.
В том числе темпы роста ФОТ за 2 месяца 2009 года к аналогичному периоду 2008 года составили:
- обрабатывающие производства - 81,5%;
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 98,1%;
- гостиницы и рестораны - 104,2%
- финансовая деятельность - 104,6%
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 106,7%
Более высокими темпами по сравнению с 2008 годом выросла заработная плата в Следующих отраслях:
- бюджетной сфере (госуправление, обеспечение военной безопасности, образование, здравоохранение) - 122,8%;
- сфере оптовой и розничной торговли - 131,6 %;
- по операциям с недвижимым имуществом - 142,2%.
Такой рост обусловлен установлением в законодательном порядке повышающего размера МРОТ с 1 января 2009 года и переходом учреждений и организаций бюджетной сферы федерального уровня на новые отраслевые системы оплаты труда.
На основании анализа, проведенного в соответствии с мониторингом расходов на оплату труда по предприятиям, имеющим наибольший ФОТ, установлено, что затраты на оплату труда в отраслях материальной сферы снизятся и составят 92% к уровню 2008 года.
Значительное снижение уровня оплаты труда в 2009 году прогнозируется на предприятиях:
- ОАО "Майкопский редукторный завод" (54% к уровню 2008 года);
- ОАО "Майкопский машиностроительный завод" (71% к уровню 2008 года);
- ГУЛ РА ДСУ N3 (59% к уровню 2008 года);
- ООО "Сапиев" (29% к уровню 2008 года);
- ОАО "Майкоппромсвязь" (26% к уровню 2008 года);
- ЗАО Шпагатная фабрика "Майкопская" (31 % к уровню 2008 года).
В результате проведенного анализа считаем, что рост ФОТ по сравнению с 2008 годом составит не 121,7%, как прогнозировалось в прошлом году, а 111,7%. Поэтому оценку объема фонда оплаты труда на 2009 год необходимо уменьшить на 791,2 млн. руб., что повлечет корректировку налога на доходы физических лиц в сторону уменьшения.
Комитетом по экономике осуществляется ежемесячный мониторинг задолженности по заработной плате предприятиями и организациями всех форм собственности. По данным Госкомстата по РА задолженность по заработной плате на предприятиях и организациях, расположенных на территории МО "Город Майкоп" по состоянию на 1 апреля 2009 года составила 9,1 млн. руб., большая часть из которых - 6,3 млн. руб. - задолженность ОАО "Авиационные линии Адыгеи", причем эта задолженность ежемесячно растет. В 2009 году также возникла задолженность по зарплате на ЗАО ПКФ "Родниковская" - 0,3 млн. руб. и ООО "Капитал-М" - 2,5 млн. руб.
Кроме того, имеется задолженность по зарплате с декабря 2008 года на ликвидирующемся муниципальном предприятии "Ремстройсервис" в сумме 283,3 тыс. руб.
Одним из важнейших секторов экономики является промышленность. Эта отрасль в большой степени определяет доходную часть городского бюджета и занятость населения - около 10 тыс. городских жителей.
В соответствии с разработанным в мае прошлого года прогнозом социально - экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" на 2009-2011 годы, объем отгруженных товаров, работ и услуг по полному кругу предприятий промышленных видов деятельности (крупных, средних, малых и подсобных производств) на 2009 год прогнозировался по двум вариантам:
- первому - пессимистичному - варианту в сумме 12,7 млрд. руб. с темпом роста 104,2%, в т.ч. по крупным и средним предприятиям - 11,6 млрд. руб. с темпом 104,4%.
- по второму - оптимистичному - варианту объем отгрузки по полному кругу - 12,9 млрд. руб. с темпом роста 107,3%, в т.ч. по крупным и средним предприятиям -11,8 млрд. руб. с темпом 107,5%.
Кризис внес свои коррективы. Его влияние в виде снижения спроса на продукцию почувствовали все предприятия и в первую очередь - завязанные на межрегиональных рынках сбыта. Это, прежде всего, бюджетообразующие предприятия: ОАО "Машзавод", ОАО "Редукторный завод", ЗАО "Шпагатная фабрика".
В результате сокращены объемы производства и отгрузки продукции в 1 квартале на 12 крупных и средних предприятиях из 24 имеющихся, на отдельных предприятиях - значительно. За 1 квартал этого года уровень производства к соответствующему периоду прошлого года на Машзаводе составил всего 5,5%, на Редукторном заводе - 42,5%, в Майкоппромсвязи - 44,9%.
Остальные предприятия сработали с увеличением объемов. Среди них такие ведущие предприятия города, как ЗАО "Картонтара", ЗАО Молкомбинат "Адыгейский", ООО фирма "Комплекс Агро", ООО ПКФ ОСБ, ООО "Фишер Паркет Марка", ООО "Питейный дом", наращивает объемы ООО МПК Пивзавод "Майкопский". Но рост объемов этих предприятий не может перекрыть спад вышеперечисленных. Ведь только в результате снижения объемов на 3 предприятиях - ОАО "Редукторный", ОАО "Машзавод", и ЗАО "Майкопский Птицекомбинат" в 1 квартале город потерял по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более 360 млн. руб.
Всего же фактический объем отгрузки продукции, работ и услуг по полному кругу предприятий за 3 месяца текущего года составил 2111,8 млн. руб. при прогнозе 3130,4 млн. руб. Прогноз выполнен на 67,5%. Темп роста в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года составил 80,6%, т.е. падение составило 19,4%. (По данным Росстата, падение промышленного производства по России в первом квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом 2008 года составило 14,3%).
Крупными и средними промышленными предприятиями отгружено продукции на 1892,3 млн. руб. при прогнозе 2883,8 млн. руб., прогноз выполнен на 65,6%. Уровень производства к прошлому году составил 80,4%.
Проблемы в большой экономике неизбежно привели к падению спроса на товары и услуги малых предприятий. По данным выборочного наблюдения, которое ведется ежемесячно Госкомстатом по 23 малым предприятиям, только 48% малого бизнеса работают стабильно. У 43% отмечается снижение производства, а 9 % - временно приостановили производство из-за резкого снижения спроса и затоваривания готовой продукцией.
В настоящее время комитетом по экономике проводится корректировка прогнозных объемов отгрузки промышленной продукции на 2009 год. По данным, представленным основными предприятия города, не просматривается значительное улучшение ситуации, в том числе на Машзаводе уровень производства к прошлому году прогнозируется в 7,8%, на Редукторном заводе -51,3%. Майкоппромсвязь все надежды связывает с получением государственного заказа, который предприятие выполнял на протяжении последних лет и без которого предприятию в нынешних условиях не выжить.
Строительный блок муниципального образования "Город Майкоп" включает более 250 хозяйствующих субъектов с численностью занятых около 2,0 тыс. чел.
За 1 квартал объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составил 437,2 млн. руб., что превышает уровень соответствующего периода прошлого года в 2,5 раза.
В финансирование из бюджетов всех уровней на 2009 год включены жизненно важные и стратегически необходимые объекты муниципального образования "Город Майкоп". Выделение средств по этим объектам позволит обеспечить занятость строительного комплекса и решит вопрос обеспечения города жизненно важными объектами инфраструктуры.
Объем финансирования объектов г. Майкопа в 2009 году за счет всех источников финансирования, тыс. руб.
|
Наименование объекта |
Лимиты финансирования на 2009 год |
|||
п/п |
|
ФБ (ФАИП) |
РБ (Программа развития РА на 2004-2009 г. и Респуб. Адресная инвест. Программа) |
Кап-вложения из МБ |
Всего |
1. |
Реконструкция очистных сооружений в г. Майкопе с увеличением производительности до 200 тыс.м3 в сутки ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы (2-й этап). Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" |
34608,3 |
34608,3 |
69216,5 13537 (переход, с 2008 г.) |
138433,1 13537 (переход с 2008 г.) |
2. |
Расширение системы газораспределения х. Веселого ст. Ханской, распределительный газопровод низкого давления ФЦП "Социальное развитие села до 2012 г." |
3500 |
1000 |
500 |
5000 |
3. |
Строительство наружного водопровода начальной образовательной школы N26 и ДОУ N49 ст. Ханской г. Майкопа ФЦП "Социальное развитие села до 2012 г." |
1984,5 |
567 |
283,5 |
2835 |
4. |
Строительство водозабора и магистрального водопровода к населенным пунктам Майкопского района и г. Майкопа |
224800 |
4800 |
|
229600 |
5. |
Строительство диагностического центра с хозкорпусом Адыгейской республиканской детской клинической больницы ФЦП "Юг России (2008-2012г.)" |
53000 |
10900 |
|
63900 |
6. |
Строительство школы-интерната для слепых и слабовидящих детей на 51 место ФЦП "Юг России (2008-2012г.)" |
30100 |
21900 |
|
52000 |
7. |
Реконструкция Адыгейского республиканского стадиона в г. Майкопе |
60000 |
17600 |
- |
77600 |
8. |
Строительство многофункционального спортивного комплекса в г. Майкопе ПИР и строительство |
|
34567 |
|
34567 |
9. |
Строительство Адыгейского регионального центра подготовки молодых футболистов в г. Майкопе |
|
35000 |
|
35000 |
10. |
Водоснабжение х. Гавердовский (по ул. Строительной, Шевченко, Пятницкой, Садовой, Полевой) |
|
6000 |
|
6000 |
11. |
Реконструкция здания Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ) |
|
15000 |
|
15000 |
12. |
Пристройка к существующему зданию Майкопского городского суда по ул. Первомайской, 199 |
8085,2 |
|
|
8085,2 |
13. |
РТПЦ Республики Адыгея |
20000 |
- |
- |
20000 |
14. |
Реконструкция территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Адыгея |
3058,8 |
|
|
3058,8 |
15. |
Реконструкция и развитие аэродрома |
236500 |
- |
- |
236500 |
16. |
ГОУ ВПО "АГУ". Учебный комплекс |
15000 |
- |
- |
15000 |
17. |
Реконструкция здания Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в РА". |
40000 |
|
|
40000 |
18. |
Строительство ПС 220кВ "Черемушки-1" с заходами ВЛ 220 кВ (срок строительства 2008-2009 г.) - Внебюджетные средства |
|
|
|
1100000 |
|
Реконструкция ПС 110/35/6-10 кВ "Черемушки" - Внебюджетные средства |
|
|
|
29000 |
|
Всего бюджетных средств: |
730636,8 |
181942,3 |
70000 |
982579,1 |
|
Внебюджетные средства |
|
|
|
1129000 |
|
остатки целевых средств 2008 г. |
|
|
13537 |
13537 |
|
Итого средств за счет всех источников финансирования |
|
|
|
2125116,1 |
Анализ финансового состояния отраслей экономики (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций, а также организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения) за 2 месяца 2009 года свидетельствует об ухудшении финансового состояния в целом.
По данным Госкомстата в городе получен положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в сумме 51,5 млн. руб. (по РА-30,3 млн. руб., у 3-х районов этот показатель отрицательный), что на 18% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. 63% предприятий получили прибыль в сумме 100,2 млн. руб. (в прошлом году - 63,9% - 113,1 млн. руб.).
За 2 месяца 37% предприятий получили убыток в сумме 48,7млн. руб., что на 3,6% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Возросла сумма прибыли по следующим видам экономической деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды - в 1,8 раза (с 29,6 млн. руб. в 2008 г. до 52,2 млн. руб. в 2009 г.), в оптовой и розничной торговли - с убытка в 2008 г. в сумме 6,4 млн. руб. до прибыли 3,5 млн. руб. в 2009 году.
При этом прибыль в обрабатывающих отраслях сократилась почти в 2 раза: с 37,5 млн. руб. в 2008 г. до 19,3 млн. руб. в 2009 г. Ухудшается платежное состояние предприятий и отраслей.
Кредиторская задолженность основных отраслей экономики и непроизводственной сферы на 01.03.2009 г. составила 3,2 млрд. руб., что на 25,7% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и на 8,9% превышает этот показатель на начало текущего года
Дебиторская задолженность сложилась в объеме 2,9 млрд. руб., что на 24,0% превышает уровень прошлого года и на 3,3% превышает этот же показатель на начало этого года.
Превышение кредиторской задолженности над дебиторской по состоянию на 01.03.09 г. составляет + 11,8%, что свидетельствует о недостатке оборотных средств у предприятий. По информации Национального банка РА кредитные учреждения имеют ресурсы и могут выполнить все заявки по кредитам под 22-26% годовых, а предприятиям необходимы кредиты под 8-12%, которые смогут окупиться. На практике нет льготных кредитов для крупных и средних предприятий, о которых так много говорится на уровне Правительства РФ.
Для оперативного влияния на складывающуюся ситуацию и смягчение напряженности на рынке труда и выработки практических решений, комитетом по экономике совместно с Центром занятости населения г. Майкопа ведется постоянный мониторинг ситуации на рынке труда.
Состояние рынка труда характеризуется следующими данными: На 1 октября уровень безработицы в городе составлял 1,2% к общему числу трудоспособного населения. На учете в Центре занятости состояло 1042 безработных. Одновременно банк вакансий насчитывал 2150 предложений. За период с октября по апрель количество безработных возросло до 2126. Уровень безработицы возрос более чем в 2 раза и составил 2,5%. Основная масса вакансий заявителями была отозвана и вакансии составляют 1135. В настоящее время тенденция увеличения количества безработных есть, но она не массовая. Тотальных сокращений в ближайшее время не ожидается.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1089 от 31.12.2008 г. "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", в городе разработана Программа антикризисных мероприятий по стабилизации ситуации на рынке труда и поддержке занятости, которая вошла составной частью в аналогичную республиканскую программу на 2009 год.
Стоимость республиканской программы 51,7 млн. руб., в том числе муниципального образования 13,7 млн. руб.
Всего по муниципальному образованию предполагается задействовать в данной программе 1590 человек, в том числе по направлениям:
- общественные работы - 950 чел.
- опережающее профессиональное переобучение - 550 чел.
- содействие развитию малого предпринимательства - 90 чел.
В настоящее время Центром занятости населения г. Майкопа заключено 26 договоров с предприятиями и организациями по проведению общественных работ, на которых задействовано 505 человек безработных и работников предприятий, временно находящихся в неоплачиваемых трудовых отпусках в связи с приостановкой деятельности предприятий.
В 2009 году введен строгий режим в части расходов бюджетных средств, жестко контролируется целесообразность каждого мероприятия. В целях разработки мероприятий по повышению эффективности расходования бюджетных средств принято постановление главы муниципального образования "Город Майкоп" от 27.03.2009г. N 201 "О создании Комиссии по вопросам оптимизации бюджетных расходов администрации муниципального образования "Город Майкоп".
В то же время будут сохранены все виды адресной помощи малоимущим.
Муниципальная целевая программа "Адресная социальная помощь малоимущим гражданам муниципального образования "Город Майкоп" и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации" дополнена подпрограммой "Развитие общественных работ как мера снижения напряженности на рынке труда города Майкопа в 2009 году".
Еще одним направлением поддержки социально незащищенных жителей города, в том числе пенсионеров, многодетных и малообеспеченных жителей города является реализация программы "Народный хлеб", действующей в муниципальном образовании с декабря 2008 года. Согласно этой программе производители поставляют хлеб и хлебобулочные изделия на территории всех ТОСов по отпускным ценам, а это на 10-15% дешевле, чем в торговой сети.
Муниципальное образование "Город Майкоп" в рамках своих полномочий выработало конкретные меры и предложения по минимизации влияния негативных процессов, вызванных финансово-экономическим кризисом на территории муниципального образования, создан антикризисный Штаб сформирована рабочая группа Штаба. Однако действия его ограничиваются прежде всего рамками полномочий муниципалитета, а также недостатком бюджетных средств.
Через систему антикризисных мер будут минимизированы негативные последствия, а также будут приниматься меры, чтобы их не допустить, насколько это возможно в складывающейся ситуации.
В городе сформирован список из 27 бюджетообразующих предприятий, который направлен в Кабинет Министров РА для оказания необходимой государственной поддержки. Три предприятия, а именно ОАО "Редукторный завод "ЗАРЕМ", ЗАО "Картонтара" и ОАО "Машзавод" вошли в список предприятий от Республики Адыгея для поддержки на федеральном уровне, но к большому сожалению этой помощи пока не видно и сроки ее предоставления неясны. Значение этих предприятий сверхважно для муниципального образования, но у муниципального образования нет возможности влиять на этот вопрос.
Одной из действенных мер считаем поддержку малого бизнеса. Сегодня в городе работает более 10 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе 1388 малых предприятий и 9,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. Всего же в этом секторе занято около 20% трудоспособного населения.
Администрация стремится создать благоприятные условия для их деятельности. Не первый год продуктивно работает муниципальная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Майкоп". В 2009 году на поддержку малого и среднего предпринимательства будут направлены более 10 млн. руб. В связи с тем, что главной проблемой малого бизнеса остается доступ к кредитным ресурсам, средства будут направляться в основном на микрокредитование и предоставление грантов начинающим субъектам малого бизнеса.
В связи с кризисными явлениями в 2009 году заморожена на уровне 2008 года стоимость арендной платы за использование муниципального имущества.
Установлены льготы по аренде предпринимателям муниципальных помещений. Более 4 тыс. кв.м. муниципальной собственности с дано в аренду по ставке 5 руб. за 1 кв.м при средней стоимости аренды аналогичного имущества до 150 руб. за 1 кв.м.
С целью усиления поддержки малого бизнеса пересмотрен в сторону существенного уменьшения (от 15 до 50% в зависимости от видов деятельности) коэффициент К2, который повлиял на уменьшение размера единого налога на вмененный доход. А ведь этот вид налога уплачивают более 70% субъектов малого бизнеса в городе.
Также в городском бюджете 2009 года предусмотрено более 1 млн. руб. на субсидии личным подсобным хозяйствам в виде дотаций на молоко, мясо, приобретение сельхозживотных.
Одной из мер поддержки как местных товаропроизводителей, так и наименее обеспеченных жителей, являются регулярно проводимые на территории муниципального образования ярмарки выходного дня, на которых производители могут напрямую, минуя посредников, сбыть свою продукцию, а жители без торговой наценки приобрести необходимые им товары.
Выполнение возложенных на органы местного самоуправления полномочий требует радикальных мер по поиску дополнительных источников доходов. Среди них - увеличение налогооблагаемой базы: выявление имущества, земельных участков, с которых не платятся налоги.
В этой связи по инициативе администрации подписан контракт с ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ о проведении инвентаризации объектов недвижимого имущества всех форм собственности, расположенных на территории города. Обследование только 4% от общего количества строений принесло увеличение налогооблагаемой базы на 102,7 млн. руб. Работа в этом направлении продолжается.
Большим резервом мобилизации доходов городского бюджета является сокращение задолженности по налогам. Недоимка, сложившаяся за предыдущие годы по предприятиям - должникам, на 01.01.2009 год составила 43,4 млн. руб. В результате проведенных двух заседаний Координационной комиссии по вопросам сокращения и ликвидации недоимки по налогам и сборам, на которые приглашено 12 предприятий, организаций, субъектов индивидуального предпринимательства, имеющих задолженность по налогам в городской бюджет свыше 50 тыс. руб., сумма недоимки в городской бюджет сократилась на 2,6 млн. руб. и по состоянию на 01.04.2009г. составила 40,8 млн. руб.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 26 мая 2009 г. N 333 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.