Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 марта 2009 г. N 43 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 15 января 2009 г. N 2
Республиканская целевая программа
"Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея"
на 2009 год
16 марта 2009 г.
Паспорт
Республиканской целевой программы "Снижение напряженности
на рынке труда Республики Адыгея" на 2009 год
Государственный Кабинет Министров Республики Адыгея
заказчик Программы
Разработчик Программы Управление государственной службы занятости
населения Республики Адыгея
Цель и задачи Программы целью Программы является снижение
напряженности на рынке труда Республики
Адыгея.
Задачи Программы:
1) поддержка занятости населения, в том
числе граждан, увольняемых или находящихся
под риском увольнения;
2) сохранение рабочих мест и стимулирование
их создания, в том числе в рамках
организации общественных работ на социально
значимых объектах;
3) сохранение кадрового потенциала
организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм
собственности (далее - организации);
4) повышение качества рабочей силы и
конкурентоспособности граждан на рынке
труда;
5) стимулирование активного поиска работы
гражданами;
6) создание условий, сдерживающих рост
численности увольняемых работников и
безработных граждан;
7) поддержка развития малого
предпринимательства и самозанятости
безработных граждан
Сроки реализации 2009 год
Программы
Объемы и источники общий объем финансирования Программы с
финансирования учетом предполагаемого привлечения
Программы софинансирования из федерального бюджета
составляет 51764,23 тысячи рублей.
Объем финансирования за счет средств
республиканского бюджета Республики Адыгея
-2650,0 тысячи рублей.
Для реализации Программы предполагается
привлечение софинансирования за счет
субсидии из федерального бюджета на
реализацию дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности на
рынке труда, в размере 49114,226 тысячи
рублей и средств местных бюджетов
Перечень основных 1) организация опережающего
мероприятий Программы профессионального обучения работников в
случае угрозы массового увольнения;
2) организация общественных работ;
3) содействие развитию малого
предпринимательства и самозанятости
безработных граждан
Ожидаемые конечные реализация Программы позволит снизить
результаты реализации напряженность на рынке труда Республики
Программы Адыгея вследствие:
1) охвата опережающим профессиональным
обучением 1300 работников в случае угрозы
массового увольнения, в том числе за счет
средств федерального бюджета 988 человек;
2) привлечения к общественным работам 1909
человек, в том числе за счет средств
федерального бюджета 1845 человек;
3) привлечения до 400 человек к малому
предпринимательству и самозанятости
безработных граждан, в том числе за счет
средств федерального бюджета 400 человек;
4) сдерживания уровня регистрируемой
безработицы до 6,0 %
Контроль за исполнением осуществляет Кабинет Министров Республики
Программы Адыгея
I. Анализ исходного состояния проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Под воздействием мирового финансового кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики Республики Адыгея. Низкие темпы развития влекут за собой ухудшение социально-экономического положения Республики Адыгея, высокий уровень безработицы.
Самая крупная сфера экономики Республики Адыгея - сельское хозяйство. На сельскохозяйственное производство приходится почти 21% занятого населения, за счет него формируется более четверти валового регионального продукта. Круг динамично работающих организаций незначителен и включает в себя открытое акционерное общество "Майкопский редукторный завод "Зарем", закрытое акционерное общество "Шпагатная фабрика "Майкопская", закрытое акционерное общество "Птицевод", закрытое акционерное общество "Нерудстройком", открытое акционерное общество "Адыгеянеруд", открытое акционерное общество "Молочный завод "Гиагинский", производственно-торговое потребительское общество "Хлебокомбинат "Тульский".
Валовый региональный продукт в ценах соответствующего периода составил в 2006 году 20937,8 миллиона рублей, в 2007 году - 25415,51 миллиона рублей, в 2008 году - 30366,27 миллиона рублей.
Индекс физического объема валового регионального продукта в 2006 году составил 107,0%, в 2007 году - 107,9%, в 2008 году 107,0%, по оценке в 2009 году предполагается два сценарных варианта: 1 вариант -100,0%, 2 вариант - 100,6%.
Индекс - дефлятор валового регионального продукта в процентах к предыдущему году в 2006 году составил 114,9%, в 2007 году - 112,5%, в 2008 году-111,0%.
Численность постоянного населения Республики Адыгея на 1 января 2009 года составила 441176 человек. Демографическая ситуация в Республике Адыгея характеризуется сокращением рождаемости при относительно высоком уровне смертности. Численность экономически активного населения в Республике Адыгея составляет 211000 человек.
Численность трудоспособного населения Республики Адыгея составляет 268022 человек, что значительно превышает количество рабочих мест. Более чем в 60 населенных пунктах Республики Адыгея отсутствуют работодатели, что является одной из причин трудовой миграции. Среднегодовая численность граждан, которые классифицируются в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ) как безработные, насчитывает 15457 человек, или 7,3%.
В январе-сентябре 2008 года происходило устойчивое снижение всех основных показателей, характеризующих уровень безработицы в Республике Адыгея. Начиная с октября 2008 года ситуация кардинально изменилась, уровень регистрируемой безработицы увеличился с 2,5% экономически активного населения до 3,1% на 1 января 2009 года, а численность зарегистрированных безработных возросла соответственно с 5280 до 6492 граждан. Уровень безработицы по городам и районам Республики Адыгея дифференцирован. Наиболее высокий уровень безработицы в Шовгеновском районе - 7,5%.
В течение 2008 года в органы службы занятости населения по вопросу трудоустройства обратилось 22883 человека. Увеличение численности официально зарегистрированных безработных произошло как за счет перехода скрытой безработицы в регистрируемую, так и за счет регистрации граждан, уволенных в связи с сокращением численности штата или ликвидацией организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата активизировались с декабря 2008 года. Такие организации, как открытое акционерное общество "Майкопский машиностроительный завод", открытое акционерное общество "Майкопский редукторный завод "Зарем", закрытое акционерное общество "Картонтара", закрытое акционерное общество "Шпагатная фабрика "Майкопская" и другие, на фоне возникших проблем с реализацией готовой продукции, нехваткой оборотных средств на приобретение сырья, ростом дебиторской задолженности вынуждены снижать объемы производства, осуществлять временную остановку производства, направлять работников в вынужденные отпуска, сокращать численность штата.
Всего в I полугодии 2009 года ожидается сокращение 3740 человек, в вынужденных отпусках находятся 4500 человек.
Значительны категории граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда: доля женщин в численности зарегистрированных безработных составила 65%, молодежи - 36,6%, инвалидов - 2,0%.
В среднем в Республике Адыгея на одну вакансию приходится 3 человека из числа ищущих работу граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения.
Значительно снизилось число свободных рабочих мест в организациях, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости вакансии.
Потребность организаций в рабочей силе по данным, представленным в органы службы занятости населения, по состоянию на конец 2008 года составила 2138 вакансий.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает, что наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения.
В 2008 году на основе конкурсного отбора для организации профессионального обучения безработных граждан была сформирована учебно-производственная база из 18 образовательных учреждений. Обучение проводилось по 41 специальности и профессии. Для организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан по новым профессиям планируется привлечение еще 9 образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение в рамках дополнительного профессионального образования по 15 профессиям и специальностям.
В 2009 году на опережающее профессиональное обучение будет дополнительно направлено 1,3 тысячи граждан. Около 400 безработных граждан будут осваивать профессии, которые позволят им заняться предпринимательской деятельностью или надомным трудом.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и законодательством Республики Адыгея.
II. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) поддержка занятости населения, в том числе граждан, увольняемых или находящихся под риском увольнения;
2) сохранение рабочих мест и стимулирование их создания, в том числе в рамках организации общественных работ на социально значимых объектах;
3) сохранение кадрового потенциала организаций;
4) повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда;
5) стимулирование активного поиска работы гражданами;
6) создание условий, сдерживающих рост численности увольняемых работников и безработных граждан;
7) поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Программа является краткосрочной и реализуется в течение 2009 года. 20% программных мероприятий реализуется в течение II квартала 2009 года, 40% - в течение III квартала, 40% - в течение IV квартала.
III. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 51764,23 тысячи рублей. Объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея составляет 2650,0 тысячи рублей.
Для реализации Программы предполагается привлечение субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в размере 49114,226 тысячи рублей.
Финансово-экономическое обоснование дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея в рамках реализации Программы, приведено в приложении N 8 к Программе.
IV. Система мероприятий Программы
N п/п | Наименование мероприятия | Срок испол- нения |
Ответственные исполнители |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения |
|||
1.1. | Организация опережающего професси- онального обучения работников, нахо- дящихся под угрозой увольнения |
в течение 2009 года |
Управление государствен- ной службы занятости на- селения (да- лее - УГСЗН), подведомс- твенные УГСЗН государствен- ные учрежде- ния Республи- ки Адыгея (далее - ГУ ЦЗН), Минис- терство обра- зования и на- уки Республи- ки Адыгея |
1.2. | Оценка общей потребности в опережа- ющем профессиональном обучении, объ- емов затрат на опережающее професси- ональное обучение исходя из ситуации на рынке труда и сведений предпри- ятий о предстоящих высвобождениях работников |
I квартал 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
1.3. | Проведение совместно с работодателя- ми анкетирования среди работников, находящихся под угрозой увольнения, для определения численности и про- фессионально-квалификационного со- става работников, нуждающихся в со- ответствующем профессиональном обу- чении для трудоустройства на свобод- ные рабочие места |
в течение 2009 года |
ГУ ЦЗН |
1.4. | Формирование перечня профессий (спе- циальностей), по которым необходимо организовать опережающее професси- ональное обучение работников, нахо- дящихся под угрозой увольнения |
I квартал 2009 года |
УГСЗН |
1.5. | Формирование республиканского банка учреждений профессионального образо- вания для организации на их базе опережающего профессионального обу- чения |
I квартал 2009 года |
УГСЗН, Минис- терство обра- зования и на- уки Республи- ки Адыгея |
1.6. | Разработка нормативных документов для организации опережающего профес- сионального обучения работников, на- ходящихся под угрозой увольнения |
март 2009 года |
УГСЗН |
1.7. | Заключение договоров, регламентиру- ющих совместную деятельность органов службы занятости и работодателей в области организации опережающего профессионального обучения работни- ков, находящихся под угрозой уволь- нения |
в течение 2009 года |
ГУЦЗН |
1.8. | Организация конкурса на оказание услуг по профессиональной подготов- ке, переподготовке и повышению ква- лификации работников, находящихся под угрозой увольнения (1300 чело- век) |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН, Минис- терство фи- нансов Ре- спублики Ады- гея |
1.9. | Консультационное и профориентацион- ное сопровождение опережающего про- фессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения |
в течение 2009 года |
ГУЦЗН |
1.10. | Консультирование руководителей кад- ровых служб предприятий по вопросам организации опережающего професси- онального обучения работников, нахо- дящихся под риском увольнения |
в течение 2009 года |
ГУЦЗН |
1.11. | Проведение групповых и индивидуаль- ных консультаций работников, находя- щихся под угрозой увольнения, по во- просам, связанным с их обучением и последующим трудоустройством |
в течение 2009 года |
ГУЦЗН |
1.12. | Профессиональное консультирование работников, находящихся под угрозой увольнения, нуждающихся в опережа- ющем профессиональном обучении, по выбору профессии (специальности), видов и форм обучения, необходимых сроков обучения |
в течение 2009 года |
ГУЦЗН |
1.13. | Оказание работникам, находящимся под угрозой увольнения, имеющим высшее и среднее профессиональное образова- ние, услуг по профессиональной пере- ориентации по переобучению на рабо- чие профессии для трудоустройства на свободные рабочие места |
в течение 2009 года |
ГУЦЗН |
1.14. | Информационное сопровождение органи- зации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения |
в течение 2009 года - |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
1.15. | Информирование работодателей, осуще- ствляющих организацию опережающего профессионального обучения работни- ков, находящихся под угрозой уволь- нения, об изменении условий органи- зации опережающего профессионального обучения и гарантиях государства |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
1.16. | Информирование работников, находя- щихся под угрозой увольнения, о си- туации на рынке труда, профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда, в конкретной организа- ции, об условиях и возможностях про- хождения опережающего профессиональ- ного обучения, возможностях трудо- устройства после завершения опережа- ющего профессионального обучения (1300 человек) |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
1.17. | Организация в средствах массовой ин- формации информирования широких масс населения по вопросам гарантий госу- дарства работникам, находящимся под угрозой увольнения, в том числе по вопросам опережающего профессиональ- ного обучения |
в течение 2009 года |
УГСЗН |
Задача 2. Организация общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан |
|||
2.1. | Определение потребности в организа- ции общественных работ, временном трудоустройстве граждан, ищущих ра- боту, и числа работников в случае угрозы массового увольнения |
I квартал 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
2.2. | Заключение с работодателями Соглаше- ния о взаимодействии в области обес- печения временной занятости работни- ков, находящихся под угрозой уволь- нения |
I квартал 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
2.3. | Оценка общей потребности численности участников мероприятий, видов и объ- емов общественных работ (в том числе для работников, находящихся под угрозой увольнения), источников фи- нансирования исходя из ситуации на рынке труда и мониторинга рынка тру- да |
I квартал 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
2.4. | Разработка образцов договоров об ор- ганизации общественных и временных работ, в том числе для работников, находящихся под угрозой увольнения |
март 2009 года |
УГСЗН |
2.5. | Формирование республиканского банка данных общественных и временных ра- бот в разрезе городов и районов Ре- спублики Адыгея для временного тру- доустройства 1909 человек |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
2.6. | Заключение договоров на организацию общественных работ, временное трудо- устройство, стажировку в целях при- обретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими ра- боту, а также работниками в случаях угрозы массового увольнения |
в течение 2009 года |
ГУЦЗН |
2.7. | Проведение обучающих семинаров по организации общественных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения |
I полугодие 2009 года |
УГСЗН |
2.8. | Осуществление мероприятий по трудо- устройству на общественные и времен- ные работы, в том числе работников, находящихся под угрозой увольнения |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
2.9. | Информационное обеспечение организа- ции общественных работ, временного трудоустройства, стажировки |
в течение 2009 года |
УГСЗН |
2.10. | Обобщение опыта работы ГУ ЦЗН по ор- ганизации общественных работ, вре- менного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, ра- ботников, подлежащих увольнению |
декабрь 2009 года |
УГСЗН |
2.11. | Подготовка и публикация в средствах массовой информации материалов по организации общественных работ, вре- менного трудоустройства |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
Задача 3. Организация содействия предпринимательству и самозанятости безработных граждан |
|||
3.1. | Подготовка и издание справочно-ин- формационных материалов для информи- рования о возможностях организации предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан |
в течение 2009 года |
ГУ ЦЗН |
3.2. | Предоставление безработным гражда- нам, желающим организовать предпри- нимательскую деятельность и самосто- ятельную занятость, информации по вопросам подготовки технико-экономи- ческого обоснования проекта (бизнес- плана) |
в течение 2009 года |
ГУ ЦЗН |
3.3. | Содействие организации предпринима- тельской деятельности и самозанято- сти безработных граждан |
в течение 2009 года |
ГУ ЦЗН |
3.4. | Содействие предпринимательской де- ятельности и самозанятости безработ- ных граждан путем предоставления субсидий |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН, |
3.5. | Обобщение опыта работы центров заня- тости по организации содействия предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан |
декабрь 2009 года |
УГСЗН |
4. Общепрограммные мероприятия | |||
4.1. | Ведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с лик- видацией организаций Республики Ады- гея либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
4.2. | Анализ данных мониторинга, подготов- ка прогнозных расчетов по дальнейшей реализации Программы |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
4.3. | Организация трудоустройства выпус- кников учреждений профессионального образования |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
4.4. | Развитие кадрового потенциала учреж- дений образования за счет подготовки высвобождаемых работников из других сфер деятельности |
в течение 2009 года |
УГСЗН, ГУ ЦЗН |
4.5. | Мероприятия по снижению потребности в привлечении иностранной рабочей силы |
в течение 2009 года |
УГСЗН |
4.6. | Информирование населения о государс- твенных услугах, предоставляемых ор- ганами службы занятости, и дополни- тельных мерах по снижению напряжен- ности на рынке труда Республики Ады- гея |
в течение 2009 года |
УГСЗН |
V. Механизм реализации Программы
Реализацию Программы осуществляет УГСЗН непосредственно через ГУ ЦЗН. При реализации Программы УГСЗН и ГУ ЦЗН взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями, иными заинтересованными структурами.
Реализация Программы осуществляется на основе соглашений, договоров, заключаемых УГСЗН и ГУ ЦЗН с работодателями, учебными заведениями, другими организациями, а также на основе Соглашения между Кабинетом Министров Республики Адыгея, Федерацией профсоюзов Реcпублики Адыгея и объединением работодателей Республики Адыгея на 2008 - 2010 годы.
В рамках самозанятости выделение субсидий безработным гражданам осуществляется на основании договоров между центрами занятости и безработными гражданами, которые заключаются при условии положительных результатов экспертизы бизнес-плана.
В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, обеспечивается выполнение требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства получателей поддержки. Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющей исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
Организации, участвующие в реализации мероприятий Программы, представляют отчеты о ходе ее реализации в УГСЗН в согласованные с ним сроки.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Адыгея по осуществлению взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости является УГСЗН, которое осуществляет управление реализацией Программы и координацию действий ее исполнителей от имени Кабинета Министров Республики Адыгея, готовит заявку на предоставление субсидии из федерального бюджета для финансирования Программы и направляет ее в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После рассмотрения заявки и принятия положительного решения субсидия предоставляется на основании соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея в 2009 году, заключенного между Федеральной службой по труду и занятости и Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея, в том числе средства на возмещение части расходов по организации программных мероприятий, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Адыгея, предоставляются ГУ ЦЗН, которые предоставляют их юридическим лицам (предпринимателям, физическим лицам).
Субсидия перечисляется в установленном порядке в республиканский бюджет Республики Адыгея на счет территориального органа федерального казначейства.
На реализацию Программы могут негативно повлиять факторы, определяющие ситуацию на рынке труда: экономическая ситуация в Республике Адыгея, финансовое состояние организаций, социальные, демографические, образовательные и иные причины, влияющие на качественный состав безработных граждан.
VI. Оценка эффективности осуществления Программы
Реализация Программы позволит снизить напряженность на рынке труда Республики Адыгея за счет:
1) охвата опережающим профессиональным обучением 1300 работников в случае угрозы массового увольнения;
2) привлечения к общественным работам 1909 человек;
3) привлечения до 400 человек к малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан.
Источниками сбора информации для оценки эффективности Программы являются отчеты участников Программы о ходе ее реализации.
Социально значимый эффект реализации Программы будет определен исходя из обеспечения защиты населения от безработицы и содействия в трудоустройстве населения в целях повышения уровня благосостояния и достижения высоких стандартов качества жизни. При этом индикаторами достижения целей Программы являются:
1) недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 6,0%;
2) недопущение роста напряженности на рынке труда - не выше трех не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию.
VII. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Кабинет Министров Республики Адыгея.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.