Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Совета народных депутатов
муниципального образования "Город Майкоп"
от 22.10.2009 г. N 442
Информация
об организации внеклассной и внешкольной работы с детьми
и молодежью муниципального учреждения
"Центр развития творчества детей и юношества"
МЦРТДиЮ - это государственное учреждение дополнительного образования, открытое для всех детей в возрасте от 3 до 18 лет, желающих посещать его творческие объединения. Не подменяя школу и учреждения культуры, Центр творчества является связующим звеном взаимодействия детей и подростков с социальным окружением в едином воспитательном пространстве города.
Центр творчества сегодня - это 5125 воспитанников, из них 170 дошкольников, которые с удовольствием посещают занятия в студии "Малышок".
В образовательную структуру Центра входят следующие отделы:
1. Художественное воспитание;
2. Декоративно-прикладное творчество;
3. Туристско-краеведческая работа;
4. Социальное творчество;
5. Методическая работа;
6. Организация инновационной деятельности.
Содержание деятельности Центра направлено на развитие потребностей и природных задатков детей, их способности к самопознанию, социальному и индивидуальному творчеству на основе приобщения к традициям отечественной культуры, региональным культурным традициям.
С учетом интересов и потребностей детей образовательная деятельность реализуется по 6 направлениям:
- художественно-эстетическому (вокально-хоровые коллективы "Радуга", "7 нот", "Ровесники", "Соловейко"; детский театр балета "Вдохновение", театральные коллективы; хореографические ансамбли "Сюрприз", "Фантазия", "Жемчужинки", "Калинка"; изостудии, кружки декоративно-прикладного творчества) - всего 3440 учащихся;
- культурологическому (кружки страноведения, где дети изучают культуру, обычаи и язык - адыгейский, английский) - 375 учащихся;
- социльно-педагогическому# (школа раннего эстетического развития "Малышок", детская общественная организация "Единение", клуб "Юный патриот") - 396 учащихся;
- туристско-краеведческому (кружки: "Пешеходный туризм", "Спортивное ориентирование", "Юный краевед") - 211 учащихся;
- эколого-биологическому (кружки "Юный эколог", "Юный биолог") - 79 учащихся;
- спортивно-техническому (секции: "Спортивная борьба", "Рукопашный бой", "Шахматы", "Настольный теннис", "Спортивное скалолазание", кружки информатики) - 624 учащихся.
Сфера деятельности МЦРТДиЮ охватывает школы, лицеи, гимназии, дошкольные образовательные учреждения города. Обучение базируется на 63 образовательных программах, которые отличаются вариативностью как по видам деятельности, так и по уровню сложности и срокам реализации.
Помимо обучающих программ, по направлениям деятельности реализуются культурно-досуговые, массовые и социальные программы: "Восхождение к истокам", "Вместе дружная семья", "Внимание, подросток", "Играйте вместе с нами", "Ступени" и др.
Содержание дополнительного образования распределяется по 4 уровням творческого развития ребенка - досуговый, репродуктивный, эвристический, креативный. Деятельность МЦРТДиЮ осуществляется по таким направлениям, как работа с 5-6-летними детьми в школе раннего эстетического развития "Малышок", одаренными детьми, детьми-инвалидами, детьми "группы риска"; организация летнего отдыха детей; проведение массовых мероприятий с учащимися разных возрастных категорий.
Большой процент охвата детей развивающей кружковой и студийной работой МЦРТДиЮ определяется в большей степени многоаспектной образовательной деятельностью с учетом индивидуальных интересов и потребностью детей в образовании. Приоритетным направлением в спектре духовных интересов во всех возрастных группах являются художественное творчество, прикладное творчество, спорт и туризм.
Особое значение в организации досуговой деятельности детей и подростков придается воспитанию толерантности, построению межкультурных и межэтнических отношений.
В Центре творчества обучаются дети многих национальностей, и все его воспитательные возможности используются для создания культурной образовательной среды, способствующей становлению социально-активной творческой личности с опорой на духовные, национальные истоки культуры нашего региона.
И сегодня буквально все: и образовательный процесс, и досуговые развивающие мероприятия строятся, исходя из задач формирования толерантности как условия выполнения культурологической миссии Центра.
Диалог культур для дополнительного образования - это прежде всего внесение в содержание таких дисциплин, как декоративно-прикладное и художественное творчество (хореография, вокально-хоровое пение, театральное искусство, изодеятельность и тд.) тематических разделов о жизни, культуре, традициях, быте народов, населяющих нашу республику; об основных технологиях изготовления изделий народных промыслов.
За последние годы значительно возрос интерес учащихся разных национальностей к изучению родного языка (адыгейского, татарского, армянского). На занятиях учащиеся также осваивают этнокультурные традиции своего народа.
Наши культурно-досуговые мероприятия опираются на духовные национальные истоки культуры нашего региона. Мы празднуем памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей культуры, литературы, науки разных народов. Наиболее популярны традиционные конкурсы: "Казак-Джигит", "Кубаночка-Горяночка", "В поисках Золотого Руна", "У адыгов обычай такой"; фестивали "Расцветает Адыгея юными талантами", "Шире круг"; соревнования по национальным видам спорта и играм "Сила богатырская"; Неделя игры и игрушки и др. Проводим дни национального героя, фольклорные праздники: "Масленица", "Рождественские колядки"; воспитанники творческих объединений участвуют во всероссийских фестивалях народного творчества.
Замечательными формами полиэтнического образования являются детский театр и ансамбль народного танца. Подготавливаясь к постановке того или иного спектакля или танца, дети изучают историю костюма, хореографический рисунок народного танца, музыку и песни разных народов. На этом поприще наши дети достигли немалых успехов. Детские художественные ансамбли - постоянные участники республиканских и всероссийских фестивалей народного творчества и таким образом являются проводниками этнической культуры народов Кавказа.
Во всех кружках и студиях реализуется программа "Восхождение к истокам", которая предусматривает следующие направления деятельности:
- знакомство детей с историей, культурой, бытом, традициями народов, населяющих республику,
- воспитание на принципах народной педагогики,
- участие в фольклорных праздниках, конкурсах и фестивалях.
Майкопский центр развития творчества детей и юношества как учреждение дополнительного образования является связующим звеном взаимодействия детей и подростков с социальным окружением центром единого воспитательного пространства в условиях открытого социума.
Приоритетным направлением воспитательного процесса Центра творчества является социально-педагогическое. В его содержание входят следующие виды деятельности:
- развитие социально-активной личности через участие в социальных акциях и в работе городской общественной организации учащихся "Единение";
- гражданско-патриотическое воспитание и культурно-творческая деятельность;
- организация социально-педагогической работы с родителями: консультации психолога, "Школа для родителей", родительские собрания, творческие встречи и семейные праздники;
- приобщение подростков к здоровому образу жизни;
- участие в городских акциях - "Мы вместе разукрасим мир!", посвященная Всемирному Дню ребенка, "Щедрое сердце", "От всей души", "Весенняя неделя добра".
Основным направлением деятельности отдела по развитию социальной активности детей является воспитание творчески развитой, социально-ориентированной личности с активной жизненной позицией.
Для организации и проведения досуговой деятельности, реабилитации и социальной адаптации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, профилактике наркозависимости, табакокурения и алкоголизма в среде подростков методистами Центра творчества разработана программа культурно-досуговых мероприятий. Программа включает организацию бесед с учащимися, проведение молодежных вечеров, интеллектуальных игр и многое другое. В качестве альтернативного досуга детям и подросткам девиантного поведения Центр творчества предоставляет современные формы проведения мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции и здорового образа жизни.
В совместных делах подростки приобретают опыт позитивного взросления и социальной ответственности, усвоения духовно-нравственных ценностей.
Подростки получают возможность проявить инициативу, приобрести новые навыки личного досуга, участвуя в культурно-досуговых мероприятиях:
- "Мисс Осень", "Ее величество Игра", "День святого Валентина", "Этическая грамматика", "Веселое Новогодье";
- вечер, посвященный годовщине вывода советских войск из Афганистана;
- интеллектуально-познавательная игра в 4 этапа "Шпага и роза";
- "Экологическая тропа".
Профилактике табакокурения способствует городская акция "Новое поколение говорит "Нет" курению". В рамках акции с учащимися школ города подготавливаются и проводятся:
- анкетирование "Что значит быть здоровым?";
- беседы по теме "Курение - враг или друг?";
- конкурс рисунков "Нет курению!";
- познавательная игра "Мы против вредных привычек".
Предмет особых забот Центра творчества - разработка и проведение различных видов и форм досуговых мероприятий, основанных на интересе детей разного возраста и мобилизирующих их творческие и интеллектуальные способности.
Досуговая деятельность осуществляется через праздники, игровые программы, концерты, вечера, акции. Известные в городе мероприятия для учащихся, организуемые специалистами Центра, носят развивающий и воспитательный характер. Это фестивали ("Театральные подмостки", "Хрустальный башмачок"), конкурсы ("Солдатская песня", "Пой, молодой Майкоп"), социальные акции ("От всей души", "Рождественская радость", "Весенняя неделя добра", "Новое поколение говорит: "Нет курению") и т.п.
Следует отметить, что МЦРТДиЮ - единственное образовательное учреждение в городе, в котором большие усилия методической службы направлены на обучение педагогов технологиям проведения досуговых мероприятий и праздников. Такие семинары проводятся регулярно на базе МЦРТДиЮ, и учителям школ также предоставляется возможность обучения игровым формам работы с учащимися разного возраста.
Проведение городских мероприятий для учащихся школ в каникулярное и внеучебное время, а также кружковые занятия, организованные на базе школ, способствуют созданию благоприятных условий для воспитания юных граждан нашего города.
Ежегодно проводится более 100 представлений для воспитанников Центра, родителей, педагогов и учащихся школ города.
Одна из главнейших задач дополнительного образования - растить патриота Родины. Поэтому в программу деятельности каждого отдела Центра обязательно входит патриотическое направление.
Направления патриотического воспитания:
- краеведческое - освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, изучение народных обычаев, традиций, ремесел;
- литературно-музыкальное - привитие художественного вкуса, изучение основ славянской, адыгской, казачьей культуры, популяризация произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры;
- экскурсионно-туристическое - воспитание потребности в изучении истории родного края (экскурсии по историческим местам и археологическим памятникам г. Майкопа и Республики Адыгея, проведение познавательных игр цикла "Я на этой земле родился");
- физкультурно-оздоровительная - возрождение и развитие народных спортивных игр, приобщение к здоровому образу жизни ("Дни здоровья", спортивные праздники и олимпиады);
- экологическое - воспитание любви к природе, изучение природы родного края ("Экологическая тропа", акции "Зеленый город", "Чистый город");
- семейное - духовно-нравственное воспитание, повышение воспитательного потенциала семьи, изучение родословной семьи (семейные праздники "Папа, мама, я - дружная семья", "День семьи");
- досуговое - разработка и проведение эмоционально насыщенных праздников гражданско-патриотической направленности, использование наиболее эффективных педагогических средств, формируя у учащихся уважение к государственным символам (концерты, посвященные Дню Победы, Дню защитника Отечества, познавательные игры: "Салют, Победа", "Я и мой город"; акция "Ветеран живет рядом", конкурсы "Солдатская песня", "Овеянные славой герб наш и флаг", торжественное вручение паспортов).
Наш опыт работы по нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию широко пропагандируется средствами массовой информации: репортажи о республиканских и городских праздниках и мероприятиях по радио и телевидению, статьи в муниципальных и республиканских газетах.
В МЦРТДиЮ работают 210 педагогов, из них 51 человек имеет высшую и I квалификационные категории; среди них 4 заслуженных работника культуры, 2 почетных работника отрасли, 3 отличника народного образования.
О высоком уровне профессионализма специалистов Центра свидетельствуют образовательные результаты детей. 17 творческих коллективов Центра (225 воспитанников) являются лауреатами, дипломантами, призерами соревнований и конкурсов различного уровня.
В их числе 5 образцовых художественных коллективов:
- вокально-эстрадная студия "Радуга" (рук. Щербак Е.В.) - лауреат всероссийского конкурса детского художественного творчества "Орлята России", дипломант международного фестиваля "Хрустальная магнолия", г. Сочи;
- детский театр балета "Вдохновение" (рук. Абеленцева М. Н., Кононова О.Н.) - дипломант всероссийского конкурса детского художественного творчества "Орлята России" - 2009 г.;
- хореографический ансамбль "Сюрприз" (рук. Тупчая Л.К.) - дипломант всероссийских фестивалей "Русский берег" г. Геленджик, "Тихвинский Лель";
- хореографический ансамбль народного танца "Салам" (рук. Теучеж А.Ш., Четыз С.Е.) - неоднократный лауреат городского конкурса "Хрустальный башмачок";
- вокально-хоровая студия "7 нот" (рук. Телик С.В.) - лауреат городского фестиваля хоров "Пой, молодой Майкоп" и конкурса "Солдатская песня".
Секция "Спортивное скалолазание" (рук. Долгов Г.В.) - победитель всероссийских соревнований "Интерралли Белая - 2009"; "Первенство Краснодарского края по скалолазанию", "Чемпионат Ростовской области по стендовому скалолазанию". Воспитанники кружков декоративно-прикладного отдела являются победителями традиционных городских выставок, посвященных Дню города.
11 выпускников Центра творчества выбрали профессии педагога, музыканта, хореографа и обучаются по соответствующему профилю в вузах и колледже искусств.
Выпускники творческих объединений являются сегодня безусловными общественными лидерами в студенческих коллективах. А концерты с участием творческих художественных ансамблей Центра собирают полные залы.
Но главный результат - не звания, не награды, а реальная возможность для каждого ребенка найти любимое дело, понять свои собственные возможности, узнать свой край, родную культуру и историю, разумно пользоваться самостоятельностью и строить свою жизнь по законам Добра, Любви и Справедливости.
Все названные количественные и качественные характеристики программной деятельности МЦРТДиЮ определяют социальную значимость учреждения в образовательной структуре города, его перспективные возможности продуктивного участия в создании адаптивной среды, культурного и профессионального самоопределения каждому ребенку и подростку.
Но вместе с тем, имея такие воспитательные возможности и высокий потенциал, Центр творчества не полностью оправдывает надежды родителей детей, общественности, так как не доступен всем детям города. Из-за своей отдаленности МЦРТДиЮ предоставляет образовательные услуги только тем детям, которые проживают в районе Черемушки.
В современных условиях работа на высокий результат предполагает, прежде всего, нахождение детского учреждения дополнительного образования в центре города. Необходимость в этом назрела еще из-за того, что Центр детского творчества вынужден тесниться на двух этажах корпуса здания, арендованного у лицея N35.
В нашем городе уже стало естественным рассматривать профилактику негативных явлений в детской и подростковой среде именно как привлечение ребят в объединения, студии, клубы по интересам. Но очевидно, что даже самые замечательные идеи не могут осуществляться без финансовой поддержки, улучшения материально-технической базы кружков по таким жизненно важным для подростков направлениям, как техника, спорт, туризм.
Технических, туристско-спортивных кружков катастрофически не хватает для проведения воспитательной и профориентационной работы с подростками.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 22 октября 2009 г. N 442... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.