Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Совета народных депутатов
муниципального образования "Город Майкоп"
от 19.11.2009 г. N 189-рс
Основание для разработки программы
Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития, создания благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и физического существования и развития ребенка. Образовательное пространство школы ограждает обучающихся от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противостояния им. Оно является средой для свободного выбора действий, оценок, отношений, обеспечивает обучающимся чувство защищенности. В нем они не просто адаптируются к жизни, к социальной среде, а являются творцами своей жизни, преобразуя и самореализуя себя.
Поэтому одной из важных задач современного образования должно стать усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", представленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в малоимущих семьях и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По данным социологических исследований, в 2009 году в г. Майкопе выявлено 49 семей, находящихся в социально опасном положении, которые требуют к себе повышенного внимания, нуждаются в педагогической, психологической и социальной помощи. В этих семьях проживает 106 учащихся общеобразовательных учреждений. Из них 44 семьи - крайне неблагополучные, где 85 детей не получают надлежащего контроля и ухода со стороны родителей, испытывают материальные трудности. Решению данных проблем во многом могут способствовать мероприятия, направленные на оказание помощи таким подросткам, предоставление им возможности получения дополнительного заработка в трудовых бригадах.
В настоящее время актуальной остается и проблема сохранения здоровья детей, снижения нагрузки школьников в обучении. Проблемы физического здоровья детей тесно связаны с вопросами их психического здоровья. Часто болеющие дети слабо адаптированы в коллективе: они не пользуются уважением одноклассников, как правило, имеют низкую успеваемость и в связи с этим высокую тревожность в процессе учебы.
Сегодня каждый второй ребенок испытывает проблемы в общении со сверстниками. Треть детей испытывают неуверенность в достижении успеха. До 60% обучающихся младшего школьного возраста имеют высокий уровень нарушений адаптационных систем организма, иммунная система 70% детей функционирует в режиме перенапряжения и дезадаптации.
В общей сложности в общеобразовательных учреждениях города около 60 % детей имеют проблемы в обучении и адаптации в жизни. В первую очередь это касается учащихся с отклонениями в развитии.
Основной целью коррекционных классов (на сегодня в городе 50 классов данного вида, 471 ребенок, 3,1 % от общего числа обучающихся) общеобразовательных учреждений является обеспечение полноценного образования на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи обучающимся с различными нарушениями здоровья.
В настоящее время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе г. Майкопа обучается 108 учащихся, из них 89 имеют статус инвалида, т.е. это дети с особыми образовательными потребностями, со сложной структурой дефекта, имеющие эмоциональные, поведенческие отклонения.
От учителя, работающего с такими детьми, требуется умение решать одновременно с учебно-воспитательными и психотерапевтические задачи. Эффективность решения этих задач зависит от наличия в школе адаптивно-развивающей среды, укрепления ее материальной базы.
Так как в СКОШ обучаются дети-инвалиды, у которых легкая умственная отсталость является следствием перенесенных и имеющихся соматических заболеваний, им нужна не только высокопрофессиональная педагогическая коррекция, но и квалифицированная медицинская помощь, специально оборудованный физиокабинет, сенсорная комната и кабинет социально-бытовой ориентировки для подготовки детей к жизни в социуме. Основные задачи школы - оказание помощи учащимся в достижении уровня, позволяющего им адаптироваться к современным условиям жизни и получить профессию, соответствующую их интересам и способностям. Школа требует и новых учителей, являющихся профессионалами в различных областях деятельности, способных помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Для системного решения проблем адаптации данной категории учащихся, создания безбарьерной среды жизнедеятельности для них необходим комплекс последовательных действий, изыскание финансовых средств, определение психолого-педагогических мероприятий. Теоретическая база и образовательные средства, стимулирующие воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, материально-техническое оснащение организации профилактической работы с данными несовершеннолетними в общеобразовательных учреждениях находятся на удовлетворительном уровне.
Для адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями, находящихся в сложной жизненной ситуации, в жизнь общества важными являются следующие действия:
- регулярный мониторинг потребности обучающихся в мерах социальной поддержки и реабилитации;
- разработка механизма контроля за реализацией правовых норм обеспечения доступности объектов городской инфраструктуры для лиц с ограничениями здоровья, включения их в полноценную жизнь общества;
- развитие реабилитационного пространства, а также адаптационных возможностей подрастающего поколения, имеющего трудности в образовании и социализации;
- повышение квалификации и переподготовки специалистов по таким направлениям, как психология инвалидности, реабилитация инвалидов и защита их прав, а также по другим актуальным направлениям данной деятельности;
- концентрация ресурсов образовательной среды для обеспечения комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из социально незащищенных семей для полноценной интеграции сначала в образовательную среду, а затем в жизнь города.
Основными задачами реализации программы должны стать:
- внедрение современных форм обучения и психолого-педагогического сопровождения особых категорий учащихся и воспитанников в практику каждого образовательного учреждения;
- обеспечение участия детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в современных социальных, общественных, образовательных проектах;
- повышение ответственности психологической службы за реализацию личностно-ориентированного подхода, формирование профессионального самоопределения детей и подростков;
- создание комфортной образовательной среды для детей, нуждающихся в различных формах дополнительного педагогического сопровождения;
- совершенствование механизма взаимодействия системы образования с социальными партнерами, родителями, средствами массовой информации для обсуждения и решения проблем обучения и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программа направлена на поддержку учащихся:
- из малообеспеченных, неполных семей;
- из семей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах;
- имеющих ограничения жизнедеятельности, инвалидов;
- специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, имеющих затруднения в обучении.
Цель данной программы:
- предоставить возможности для получения заработка учащимся, которым это необходимо;
- расширить возможности для развития трудовых навыков учащихся СКОШ, их эффективной социализации и профессиональной адаптации в условиях современной бизнес-среды;
- обеспечить возможность получения детьми-инвалидами образования и социализации в условиях общеобразовательного учреждения.
<< Назад |
Приложение >> N 2. Программные действия |
|
Содержание Решение Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 19 ноября 2009 г. N 189-рс/466... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.