город Майкоп |
13 сентября 2001 года |
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Беретаря Т. А., судей КулинченкоО. М., Купина В. А.,
с участием Родионовой А. В. - старшего помощника Прокурора Республики Адыгея - представителя Прокурора Республики Адыгея, обратившегося с запросом в Конституционный Суд Республики Адыгея, Сунько С.И. - начальника отдела правового обеспечения законопроектной деятельности Правового управления Аппарата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Петрусенко А.Г. - начальника отдела правовой и финансовой экспертизы Секретариата Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Гармозы П.В. - и.о. начальника правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея,
руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьями 82, 83, 84, 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности некоторых статей Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" от 2 августа 2001 года N 31.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Прокурора Республики Адыгея о проверке некоторых статей Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Адыгея оспариваемые в запросе нормы.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Т. А. Беретаря, объяснения представителей сторон, выступление приглашенного в заседание представителя Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея - заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея Хут Ю. А., исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. В запросе Прокурора Республики Адыгея оспаривается конституционность следующих положений статей Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея":
- часть 1 статьи 33, согласно которой кандидатом в Президенты Республики Адыгея может выдвинуться только гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Республики Адыгея;
- часть 5 статьи 33 и часть 12 статьи 34 и приложение N 3 к вышеназванному Закону о том, что кандидат на должность Президента Республики Адыгея обязан сообщить сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера, принадлежащих ему, супругу и детям;
- часть 4 статьи 48 о том, что на негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, не подпадающих под действие пунктов 1 - 3 части 1 статьи 47 Закона, распространяется обязанность уведомления Центральной избирательной комиссии о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам на должность Президента Республики Адыгея эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации;
- часть 1 статьи 56, согласно которой кандидат обязан открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда не с момента уведомления Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея о начале сбора подписей, а с момента регистрации уполномоченных представителей выдвинувших его избирательного объединения, инициативной группы избирателей и непредоставления кандидату, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения, права уведомлять Центральную избирательную комиссию.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют таким основам конституционного строя, как верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, положениям Конституции Республики Адыгея о том, что законы Республики Адыгея не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, нарушают равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.
2. Конституция Республики Адыгея (статья 18 пункт 1) гарантирует на территории Республики Адыгея осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Адыгея, Всеобщей декларацией прав человека и иными международными правовыми актами. При этом в соответствии со статьей 20 (пункт 2) Конституции Республики Адыгея государство гарантирует такое равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип равенства в полной мере относится и к регулированию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти (активное и пассивное избирательное право), предусмотренного статьей 31 (пункт 1) Конституции Республики Адыгея. Закрепление в законах субъектов Российской Федерации иных условий приобретения гражданами пассивного избирательного права, чем это установлено в Конституции Российской Федерации, является нарушением этого принципа.
Согласно Конституции Республики Адыгея (статья 76 пункт 1 - в редакции от 24 июля 2001 года) Президентом Республики Адыгея может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и обладающий избирательным правом.
Частью 1 статьи 33 Закона Республики Адыгея установлено, что каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Республики Адыгея, обладающие активным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Республики Адыгея могут образовать инициативную группу для выдвижения, самостоятельно выдвинуть кандидата или выдвинуться в порядке самовыдвижения. Из содержания этой нормы вытекает, что право выдвинуть кандидата на должность Президента Республики Адыгея принадлежит гражданину (гражданам) Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающему на территории Республики Адыгея и обладающему активным избирательным правом. При этом кандидатом на должность Президента Республики Адыгея может быть выдвинут любой гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, проживающий на территории Российской Федерации и обладающий избирательным правом. Данное положение части 1 статьи 33 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" соответствует Конституции Республики Адыгея и Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", его статье 28, согласно которому кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа. Принадлежность избирателя соответствующему избирательному округу связана с постоянным или преимущественным проживанием на соответствующей территории, где проводятся выборы.
Однако конструкция оспариваемой нормы изложена законодателем таким образом, что выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения связывается с требованием постоянного или преимущественного проживания на территории Республики Адыгея, что противоречит Конституции Республики Адыгея. Некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании рассматриваемого положения части 1 статьи 33 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея", затрудняет уяснение его действительного смысла и дает основание оценивать его конкретное содержание неоднозначно. Законодатель должен был разграничить право гражданина (граждан) Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающего на территории Республики Адыгея, выдвинуть кандидата на должность Президента Республики Адыгея и право выдвинуть свою кандидатуру гражданину Российской Федерации, обладающему избирательным правом, не связывая самовыдвижение с постоянным или преимущественным проживанием на территории Республики Адыгея. Устанавливаемые законодателем правила выдвижения кандидата на должность Президента Республики Адыгея непосредственно избирателями не должны искажать существо этого права, создавать необоснованные препятствия для его реализации.
Пассивное избирательное право, как оно закреплено в Конституции Республики Адыгея, относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса. Поэтому установление Законом Республики Адыгея требования постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Адыгея в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.
Как следует из статьи 6 (пункт 3) Конституции Республики Адыгея, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Адыгея, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законами и иными актами Республики Адыгея действует федеральный закон. Это конституционное требование обращено как к законодательному органу, так и ко всем правоприменительным органам.
Следовательно, положение части 1 статьи 33 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея", допускающее требование постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Адыгея для выдвижения своей кандидатуры в порядке самовыдвижения, нарушает статьи 6 (пункт 3), 18 (пункт 1), 20 (пункт 2), 76 (пункт 1) Конституции Республики Адыгея.
3. Согласно части 5 статьи 33 и части 12 статьи 34 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" к уведомлению о регистрации инициативной группы избирателей, избирателя, кандидата, выдвинувшегося в порядке самовыдвижения, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея сведения о доходах и об имуществе кандидата в соответствии с Федеральным законом по форме, установленной в приложении N 3 к настоящему Закону. В приложении N 3 установлена форма, согласно которой кандидат на должность Президента Республики Адыгея представляет сведения об имуществе, принадлежащем не только ему, но и супругу и детям, и обязательствах имущественного характера. Данное положение о необходимости представления сведений об имуществе супруга и детей кандидата, обязательствах имущественного характера кандидата, как противоречащее Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 30 марта 1999 года), нарушает статью 6 (часть 3) Конституции Республики Адыгея.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 названного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Эти сведения представляются по форме, установленной в приложении к настоящему Федеральному закону. Представление сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и детей кандидата Федеральным законом и в приложении к нему не предусмотрено, а также не предусмотрено представление кандидатом сведений об обязательствах имущественного характера, указанных в пунктах 3, 4, 4.1, 4.2, 5, 5.1, 5.2 приложения N 3 к Закону Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея".
Следовательно, Закон Республики Адыгея не может содержать иное требование для кандидата на должность Президента Республики Адыгея, чем предусмотрено Федеральным законом.
Кроме того, в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вообще не содержится положение о необходимости представления сведений об имуществе и доходах кандидата на стадии выдвижения кандидатов и регистрации инициативной группы избирателей, избирателя, кандидата, выдвинувшегося в порядке самовыдвижения, уполномоченных избирательным объединением, избирательным блоком.
4. В запросе Прокурора Республики Адыгея оспаривается часть 4 статьи 48 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея", согласно которой негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пунктов 1 - 3 части 1 статьи 47 Закона, должны представить уведомление в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время и печатную площадь для предвыборной агитации.
По мнению заявителя, негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия предвыборной агитации, а поэтому не должны уведомлять Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время и печатную площадь для предвыборной агитации.
При оценке конституционности части 4 статьи 48 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" необходимо учитывать положения статей 47 и 48 Закона во взаимосвязи, поскольку действительный смысл части 4 статьи 48 Закона не может быть понят в отрыве от других положений указанных статей. В части 1 статьи 47 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" перечислены организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, услугами которых могут пользоваться зарегистрированные кандидаты для проведения предвыборной агитации на выборах Президента Республики Адыгея. В этот перечень входят негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных печатных изданий, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 47 названного Закона.
Согласно части 2 статьи 48 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" обязанность обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации, представление избирателям предвыборных программ зарегистрированных кандидатов возложена на государственные (республиканские, городские, районные) и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных (республиканских, городских, районных) и муниципальных периодических изданий.
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий вправе предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь за плату. В случае предоставления эфирного времени, печатной площади размер и условия их оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, которым предоставлено эфирное время, печатная площадь (часть 3 статьи 48 Закона).
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий самостоятельно решают вопрос о предоставлении или не предоставлении услуг зарегистрированным кандидатам в период предвыборной агитации. В случае положительного решения о предоставлении зарегистрированным кандидатам эфирного времени и печатной площади за плату организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий в соответствии с частью 4 статьи 48 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" должны публиковать сведения о размере и об условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, поскольку они должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, и уведомить Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея о своей готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь.
Следовательно, положение оспариваемой нормы об уведомлении Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации действует для негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий при условии выполнения требования части 3 статьи 48 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея".
Из сопоставления указанных норм вытекает, что оспариваемая норма части 4 статьи 48 Закона не противоречит статьям 39, 40 и 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следовательно соответствует Конституции Республики Адыгея.
5. Согласно части 1 статьи 56 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" кандидат обязан открыть специальный счет своего избирательного фонда не позднее пяти дней после регистрации Центральной избирательной комиссией Республики Адыгея уполномоченных представителей выдвинувших его избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей.
Данное положение, по мнению Прокурора Республики Адыгея, противоречит пункту 1 статьи 28, пункту 1 статьи 29, пункту 1 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а поэтому не соответствует Конституции Республики Адыгея, ее статье 6.
Согласно Конституции Республики Адыгея Президентом Республики Адыгея может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и обладающий избирательным правом. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" право выдвинуть свою кандидатуру принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему избирательным правом.
Следовательно, обязанность создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании, после уведомления Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея о выдвижении и начале сбора подписей избирателей, возложена на всех кандидатов, выдвинутых как избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой, так и в порядке самовыдвижения.
Таким образом, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда после письменного уведомления в Центральную избирательную комиссию. В оспариваемой норме Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" (часть 1 статьи 56) не предусмотрено положение об обязанности кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда, что не соответствует пункту 1 статьи 47 названного Федерального закона, а поэтому нарушает пункт 3 статьи 6 Конституции Республики Адыгея.
Согласно части 1 статьи 56 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" кандидат обязан открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда не позднее пяти дней после регистрации Центральной избирательной комиссией Республики Адыгея уполномоченных представителей выдвинувших его избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей.
Данная норма не соответствует пункту 1 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяющему единые общие правила для создания собственных избирательных фондов после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и начале сбора подписей избирателей.
По смыслу пункта 2 статьи 28 названного Федерального закона инициатор (инициаторы) выдвижения кандидата в письменной форме уведомляет (уведомляют) соответствующую избирательную комиссию о своей инициативе и представляет (представляют) соответствующие сведения, в том числе уведомления о начале сбора подписей.
Следовательно, правило об обязанности кандидата открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда наступает после уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении данного кандидата, а не после регистрации уполномоченных представителей выдвинувших его избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей. Следует подчеркнуть, что республиканский законодатель придерживался таких же правил в принятых ранее Законах Республики Адыгея: "О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея", "О выборах главы администрации города, района".
Таким образом, общие единые правила, регламентирующие основание и процедуру открытия специальных избирательных счетов кандидатами, установленные в Федеральном законе, были изменены в республиканском законе.
По своему содержанию и конституционно-правовому смыслу положения части 1 статьи 56 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" расходятся с положениями Федерального закона, что недопустимо, поскольку нарушается Конституция Республики Адыгея, ее статья 6 (пункт 3).
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 43, частями 1, 2 статьи 71, статьями 72, 73, частью 1 статьи 84, статьей 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея постановил:
1. Признать не соответствующими Конституции Республики Адыгея, ее статьям 6 (пункт 3), 18 (пункт 1), 20 (пункт 2) и 76 (пункт 1) положения части 1 статьи 33 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" в той мере, в какой они не предусматривают возможность выдвинуться в порядке самовыдвижения гражданину Российской Федерации, обладающему избирательным правом и проживающему на территории Российской Федерации.
2. Признать не соответствующими Конституции Республики Адыгея, ее статье 6 (пункт 3) положения части 5 статьи 33, части 12 статьи 34 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" и приложение N 3 к указанному Закону, поскольку они предусматривают на стадии выдвижения кандидата представление сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и детей.
3. Признать не соответствующим Конституции Республики Адыгея, ее статье 6 (пункт 3) положение части 1 статьи 56 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея", предусматривающее обязанность кандидата открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда после регистрации Центральной избирательной комиссией Республики Адыгея уполномоченных представителей выдвинувших его избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы, и как не обеспечивающее кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, открыть такой счет.
4. Признать не противоречащей Конституции Республики Адыгея часть 4 статьи 48 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" о распространении на негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, не подпадающих под действие пунктов 1 - 3 части 1 этого же Закона, обязанности уведомления Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, поскольку такое требование возникает у них в случае выполнения положений части 3 статьи 48 указанного Закона.
Конституционно - правовой смысл положения части 4 статьи 48 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея", выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его толкование в правоприменительной практике.
5. Руководствуясь пунктом 12 части 1 статьи 73 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", определить следующий порядок исполнения настоящего Постановления:
1) до внесения республиканским законодателем нового урегулирования статей Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея", признанных не соответствующими Конституции Республики Адыгея, подлежат непосредственному применению положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
2) право выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения на должность Президента Республики Адыгея принадлежит каждому гражданину РФ, проживающему на территории РФ и обладающему избирательным правом;
3) для регистрации кандидатов в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея представляются сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, по форме, установленной в приложении к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание Законодательства РФ N 14 от 5 апреля 1999 года);
4) кандидат (в том числе выдвинутый в порядке самовыдвижения) обязан открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда после письменного уведомления Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея о выдвижении данного кандидата.
6. Положения части 1 статьи 33, части 5 статьи 33, части 12 статьи 34, приложения N 3, части 1 статьи 56 Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея", признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Республики Адыгея, утрачивают силу с момента провозглашения данного Постановления.
7. Согласно частям 1 и 2 статьи 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
8. В соответствии со статьей 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ". Постановление должно быть также опубликовано в "Собрании законодательства Республики Адыгея" и в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Конституционный Суд Республики Адыгея
N 6-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 13 сентября 2001 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности некоторых статей Закона Республики Адыгея "О выборах Президента Республики Адыгея" от 2 августа 2001 года N 31"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", 2001 г. N 1