город Майкоп
24 июня 2002 года
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Беретаря Т.А., судей Кулинченко О.М., Купина В.А., заслушав в заседании заключение судьи Беретаря Т.А., проводившего на основании статьи 41 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" предварительное изучение запроса Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея установил:
1. Совет Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея обратился в Конституционный Суд Республики Адыгея с запросом о толковании пункта 5 статьи 64 Конституции Республики Адыгея, ссылаясь на неопределенность в его понимании. Согласно этому конституционному положению число депутатов каждой из палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается палатами Государственного Совета - Хасэ самостоятельно.
Совет Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея просит разъяснить, может ли одна из палат Государственного Совета - Хасэ повлиять на решение другой палаты, определившей какое количество депутатов будет осуществлять депутатские полномочия на профессиональной постоянной основе. Совет Представителей полагает, что каждый депутат, изъявивший желание работать в палате на профессиональной постоянной основе, имеет на это право. При этом каждая палата сама определяет число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.
2. Согласно Конституции Республики Адыгея законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Адыгея является Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея в целом, то есть обе его палаты. Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея общей численностью 54 депутата состоит из двух палат - Совета Представителей и Совета Республики. Статус депутатов каждой из палат одинаков. Это подчеркивается в пункте 1 статьи 64 Конституции. Конституция Республики Адыгея закрепляет выборность депутатов обеих палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Депутаты Совета Представителей и Совета Республики получают свой мандат на основе всенародного голосования.
Конституция Республики Адыгея, устанавливая общие принципы статуса депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, закрепляет условия осуществления депутатом депутатской деятельности как на профессиональной постоянной основе, так без отрыва от основной деятельности. Данное положение закреплено в пункте 4 статьи 64 Конституции Республики Адыгея. Таким образом, Конституция Республики Адыгея не устанавливает точное число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, но прямо относит решение этого вопроса к прерогативе палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Согласно пункту 5 статьи 64 Конституции Республики Адыгея число депутатов каждой из палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается палатами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея самостоятельно.
Правовая логика данной нормы заключается в том, что в условиях, когда Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея состоит из двух палат, Конституция Республики Адыгея подчеркивает невозможность и недопустимость лишения какой-либо из палат самостоятельно определять число депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Право каждой из палат самостоятельно определять, какое число депутатов будет работать на постоянной основе, является исключительной прерогативой самой палаты.
Таким образом, Конституция Республики Адыгея, не ограничивая данное право, позволяет каждой палате самой определять конкретное число депутатов, работающих на постоянной основе, без вмешательства другой палаты и иных органов. При этом палаты исходят из своего видения организации деятельности, которая наиболее целесообразна для выполнения стоящих перед ними задач с учетом масштаба республики, объема законодательной работы, профессиональных знаний и опыта депутатов, экономических возможностей для содержания депутатов, работающих на постоянной основе, необходимости обеспечения постоянности функционирования палаты и непрерывности осуществления своих полномочий. Иное свидетельствует не только о различном статусе, но и о неравном положении депутатов, что означает неравенство представляемых ими избирателей от административно-территориальных и территориальных округов, то есть препятствует осуществлению действительного народного представительства. Положение о том, что каждая палата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея самостоятельно определяет число депутатов, работающих на постоянной основе, является одной из конституционных гарантий деятельности палат.
Каждый депутат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея может выдвинуть свою кандидатуру для выполнения депутатских полномочий на профессиональной постоянной основе. При этом решение о том, кто конкретно из депутатов будет осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе принимает каждая палата самостоятельно путем голосования в порядке, предусмотренном Регламентом палаты.
3. Цель толкования Конституции Республики Адыгея, осуществляемого в соответствии с ее статьей 101 (пункт 3) Конституционным Судом Республики Адыгея, заключается в том, чтобы, устранив неопределенность в понимании конституционных положений, обеспечить надлежащее их применение, соблюдение, исполнение и использование. В данном случае Конституционный Суд Республики Адыгея, проведя предварительное изучение запроса, констатирует отсутствие неопределенности в понимании конституционных положений, наличие которой, согласно части 2 статьи 36 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" служит необходимым основанием к рассмотрению дела и вынесению по нему итогового решения в форме постановления. Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Республики Адыгея каждая палата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея сама определяет число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе самостоятельно, что каждый депутат Государственного Совета -Хасэ Республики Адыгея вправе претендовать на работу на профессиональной постоянной основе.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 36, пунктом 2 части 1 статьи 43, частями 1 и 4 статьи 71, статьями 72, 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея о толковании пункта 5 статьи 64 Конституции Республики Адыгея в связи с отсутствием неопределенности в его понимании, поскольку в соответствии с ним каждая палата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея сама определяет число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.
2. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Республики Адыгея", газетах "Советская Адыгея", "Адыгэ макъ" и "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Конституционный Суд Республики Адыгея
N 7-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 24 июня 2002 г. N 7-О "О толковании пункта 5 статьи 64 Конституции Республики Адыгея"
Текст определения опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008 Том. 6", в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", 2002 г. N 1