город Майкоп |
2 июля 2002 года |
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Т.А. Беретаря, судей О.М. Кулинченко, В.А. Купина, с участием депутата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Безрукова А.С. - стороны, обратившейся с запросом; представителя Президента Республики Адыгея, начальника правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея Хаджимовой С.Ш. - стороны, издавшей оспариваемый акт; приглашенных: заместителя Прокурора Республики Адыгея Шебзухова М.Х. - представителя Прокуратуры Республики Адыгея, начальника отдела правовой экспертизы Полина В.А. - представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьями 82, 83, 84, 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений Указа Президента Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 127 "О некоторых мерах по изменению внутренней структуры органов исполнительной власти Республики Адыгея".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос депутата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Безрукова А.С. о проверке конституционности пункта 2 и подпункта 1 пункта 8 Указа Президента Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 127 "О некоторых мерах по изменению внутренней структуры органов исполнительной власти Республики Адыгея" в части, касающейся деятельности структурных подразделений администраций городов и районов Республики Адыгея.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Адыгея оспариваемые в Указе Президента Республики Адыгея нормативные предписания.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Купина В.А., объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. Указом Президента Республики Адыгея от 27 мая 2002 года за N 127 "О некоторых мерах по изменению внутренней структуры органов исполнительной власти Республики Адыгея" установлено, что формирование структурных подразделений в органах исполнительной власти Республики Адыгея осуществляется в пределах утвержденного лимита штатной численности и фонда оплаты труда с соблюдением нормативов по численности государственных служащих Республики Адыгея в структурных подразделениях органов исполнительной власти Республики Адыгея, а также в органах и структурных подразделениях администраций городов и районов (пункт 2 Указа). Подпунктом 1 пункта 8 данного Указа предписывается Кабинету Министров Республики Адыгея в трехдневный срок с момента издания Указа утвердить нормативы по численности государственных служащих Республики Адыгея как в структурных подразделениях органов исполнительной власти Республики Адыгея, так и в органах и структурных подразделениях администраций городов и районов Республики Адыгея.
Заявитель считает, что пункт 2, подпункт 1 пункта 8 названного Указа в части правовых предписаний об установлении минимальных нормативов по численности служащих в органах и структурных подразделениях администраций городов и районов Республики Адыгея противоречат пунктам 3 и 4 статьи 94 Конституции Республики Адыгея, которые устанавливают, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, а порядок формирования, организации, деятельности и полномочия органов местного самоуправления определяются федеральными законами, законами Республики Адыгея и уставом муниципального образования.
2. В соответствии с частью 2 статьи 43, статьей 68 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен к началу рассмотрения дела Конституционным Судом, производство по делу может быть прекращено за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
В заседании Конституционного Суда Республики Адыгея представитель Президента Республики Адыгея представил Указ Президента Республики Адыгея от 1 июля 2002 года N 158 "О внесении изменения в Указ Президента Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 127 "О некоторых мерах по изменению внутренней структуры органов исполнительной власти Республики Адыгея", которым оспариваемые положения пункта 2 и подпункта 1 пункта 8 Указа Президента Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 127 "О некоторых мерах по изменению внутренней структуры органов исполнительной власти Республики Адыгея" в редакции "... а также в органах и структурных подразделениях администраций городов и районов Республики Адыгея" исключены.
Из этого следует, что Президент Республики Адыгея устранил имеющиеся ранее в Указе правовые противоречия с Конституцией Республики Адыгея и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данное решение Президента Республики Адыгея соответствует положениям пункта 2 статьи 4 Европейской хартии "О местном самоуправлении", ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, а также правовой позиции в вопросах организации местного самоуправления, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях: от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти Республики Коми", а также в постановлениях Конституционного Суда Республики Адыгея от 16 января 1998 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея "О временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея", от 15 июня 2001 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" и от 2 июля 2001 года по делу о разрешении спора о компетенции между Советом народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа и Советом народных депутатов Красногвардейского района по вопросу формирования бюджета муниципальных образований.
Таким образом, уже в период рассмотрения дела оспариваемые пункт 2 и подпункт 1 пункта 8 Указа Президента Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 127 "О некоторых мерах по изменению внутренней структуры органов исполнительной власти Республики Адыгея" в части, устанавливающей правовые предписания для администраций городов и районов, отменены, в связи с чем исчезло основание допустимости запроса, предусмотренной частью 1 статьи 83 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", согласно которой запрос в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативного акта или отдельных его положений допустим, если заявитель считает нормативный акт или отдельные его положения не подлежащими действию из-за их неконституционности.
Следовательно, дело о проверке соответствия Конституции Республики Адыгея отдельных положений Указа Президента Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 127 "О некоторых мерах по изменению внутренней структуры органов исполнительной власти Республики Адыгея" подлежит прекращению ввиду отмены оспариваемых норм. При этом Конституционный Суд Республики Адыгея не располагает сведениями о том, что действиями пункта 2 и подпункта 1 пункта 8 оспариваемого Указа были нарушены конституционные права и свободы граждан.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 43, статьей 68, частью 1 статьи 72 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке соответствия Конституции Республики Адыгея отдельных положений Указа Президента Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 127 "О некоторых мерах по изменению внутренней структуры органов исполнительной власти Республики Адыгея" в связи с тем, что оспариваемые нормы (пункт 2 и подпункт 1 пункта 8 Указа) в части, устанавливающей нормативные предписания об установлении лимита штатной численности и нормативов по численности служащих в органах и структурных подразделениях администраций городов и районов, отменены Указом Президента Республики Адыгея от 1 июля 2002 года N 158.
2. Согласно части 1 статьи 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее определение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Данное определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Республики Адыгея", "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", республиканских газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ".
Конституционный Суд Республики Адыгея
N 6-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 2 июля 2002 г. N 6-О "О проверке конституционности отдельных положений Указа Президента Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 127 "О некоторых мерах по изменению внутренней структуры органов исполнительной власти Республики Адыгея"
Текст определения опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008 Том. 6", в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", 2002 г. N 1