город Майкоп
от 11 июля 202 года
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Т.А. Беретаря, судей О.М. Кулинченко, В.А. Купина, с участием представителя Совета Представителей - председателя комитета Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по вопросам законодательства, законности, органов государственной власти и местного самоуправления В.Д. Бекуха - стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Республики Адыгея; начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Скабалы Л.А. - представителя Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея; начальника правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея Хаджимовой С.Ш. - представителя Президента Республики Адыгея, руководствуясь пунктом 3 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, пунктом 4 части 1 статьи 3, пунктом 2 части 2 статьи 22, статьями 36, 72 и 99 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта 3 статьи 70, пункта 2 статьи 72.3 Конституции Республики Адыгея.
Поводом к рассмотрению дела стал запрос Совета Представителей о толковании пункта 3 статьи 70, пункта 2 статьи 72.3 Конституции Республики Адыгея
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея, связанных с понятием "решения по вопросам совместного ведения Совета Представителей и Совета Республики оформляются постановлениями Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и принимаются путем раздельного голосования большинством голосов от числа избранных депутатов каждой из палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея"; а также в понимании положений пункта 2 статьи 72.3 Конституции Республики Адыгея, согласно которому конституционный закон Республики Адыгея считается принятым (одобренным), если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Совета Республики и Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Заслушав сообщение судьи-докладчика О.М. Кулинченко, объяснения представителей сторон и приглашенных, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. Конституция Республики Адыгея (пункт 1 статьи 70) определяет перечень вопросов, которые находятся в совместном ведении Совета Представителей и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея решения по вопросам совместного ведения Совета Представителей и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея оформляются постановлениями Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и принимаются путем раздельного голосования большинством голосов от числа избранных депутатов каждой из палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Совет Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, усматривая неопределенность в понимании положений пункта 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея, просит Конституционный Суд Республики Адыгея разъяснить, вытекает ли из смысла данной конституционной нормы право Совета Республики повторно рассматривать проект постановления по вопросам совместного ведения обеих палат, принятый Совет Республики, в случае непринятия его Советом Представителей, а также разъяснить процедуру (порядок очередности) принятия постановления в каждой палате и количество голосов, необходимых для принятия постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея при его повторном рассмотрении Советом Республики.
Позиция заявителя состоит в том, что в случае непринятия Советом Представителей соответствующего проекта постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Совет Республики не вправе повторно рассматривать и принимать его. Соответствующий проект постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея должен быть снят с рассмотрения с целью урегулирования возникших разногласий и лишь после этого вновь вынесен на рассмотрение палат.
Совет Представителей также просит Конституционный Суд Республики Адыгея дать толкование используемого в пункте 2 статьи 72.3 Конституции Республики Адыгея понятия "конституционный закон Республики Адыгея считается принятым (одобренным), если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Совета Республики и Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея".
Заявитель просит разъяснить, вправе ли Совет Республики, исходя из природы конституционного закона, повторно рассмотреть конституционный закон Республики Адыгея, не одобренный Советом Представителей, в случае несогласия Совета Республики с решением Совета Представителей; а при возможности повторного его рассмотрения Советом Республики, каким образом определяется порядок подсчета голосов.
2. Целью толкования Конституции Республики Адыгея, которое Конституционный Суд Республики Адыгея осуществляет в соответствии с ее пунктом 3 статьи 101, является устранение неопределенности в понимании смысла конституционной нормы и обеспечение единообразного ее применения всеми субъектами конституционно-правовых отношений.
Исследуя конституционный смысл пункта 3 статьи 70, пункта 2 статьи 72.3 Конституции Республики Адыгея, Конституционный Суд Республики Адыгея исходит из правовой природы понятий "двухпалатный парламент", "совместное ведение", "конституционный закон" и рассматривает их в системной связи с другими положениями Конституции Республики Адыгея, регламентирующими совместную компетенцию обеих палат и законодательный процесс.
3. Из смысла пункта 2 статьи 70 Конституции Республики Адыгея вытекает, что решение вопросов совместного ведения может быть принято только в том случае, если на то получено согласие обеих палат.
Таким образом, правовая логика данной правовой нормы и смысл понятия "совместное ведение" означают, что вопрос, отнесенный Конституцией Республики Адыгея к совместной компетенции палат, не может быть разрешен иначе как при участии обеих палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Причем это участие должно быть совместным, то есть одна палата без другой не может принять решение от имени Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Конституция Республики Адыгея (пункт 3 статьи 70) закрепила положение о том, что решения по вопросам совместного ведения обеих палат оформляются постановлениями Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Этим конституционным установлением законодатель подчеркивает единую природу двухпалатного парламента, невозможность существования одной палаты в отрыве от другой, а также то, что разрешение вопросов совместной компетенции может быть осуществлено только путем выражения общей воли депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, что соответствует конституционному принципу единства Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея как высшего представительного и законодательного органа государственной власти Республики Адыгея.
Конституция Республики Адыгея (статья 70), определяя вопросы совместного ведения обеих палат, не ограничивает их в праве принимать решения по любому из указанных вопросов. Однако правовая природа данной статьи предполагает, что если вопрос решается только лишь одной палатой, это решение не будет решением Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Кроме того, Конституция Республики Адыгея не наделяет Совет Республики полномочиями по преодолению решения Совета Представителей по вопросам совместного ведения и в силу этого его компетенция не может быть произвольно расширена самой палатой.
Правовая природа понятия "совместное ведение" не может трактоваться иначе как совместное участие обеих палат в выработке согласованного решения.
Таким образом, конституционно-правовой смысл пункта 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея заключается в том, что постановление Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея приобретает юридическую силу только после рассмотрения и одобрения его каждой из палат, при этом любая палата вправе повторно рассмотреть проект постановления по вопросам совместного ведения, но в любом случае постановление приобретает юридическую силу после выражения воли обеих палат в форме принятия постановления соответствующей палаты.
4. При рассмотрении запроса о толковании пункта 2 статьи 72.3 Конституции Республики Адыгея Конституционный Суд Республики Адыгея исходит из того, что по общему правилу, определяющему место и роль Конституции Республики Адыгея в иерархии нормативных правовых актов Республики Адыгея, акты, вносящие изменения в текст Конституции, обладают большей юридической силой по сравнению с актами, принятыми на основе Конституции.
Исходя из этого, положения, регламентирующие порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию Республики Адыгея, а также механизм разрешения разногласий между палатами по вопросу принятия конституционных законов (о поправках в Конституцию Республики Адыгея), должны быть урегулированы в самой Конституции либо в отдельном законе Республики Адыгея.
Вместе с тем Конституция Республики Адыгея не предусматривает способы преодоления возможных разногласий между палатами при рассмотрении конституционных законов о поправках в Конституцию Республики Адыгея, что свидетельствует о наличии пробела в Конституции Республики Адыгея. Конституция Республики Адыгея не предусматривает возможности ни для одной из палат по своему усмотрению решать вопрос о порядке принятия конституционных законов о поправках в Конституцию Республики Адыгея.
Из статьи 7 Конституции Республики Адыгея во взаимосвязи с ее статьями 63, 64, определяющими место Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в системе государственной власти, следует необходимость согласованных действий палат в ходе реализации своих полномочий по принятию конституционных законов о поправках в Конституцию Республики Адыгея.
При этом должны быть использованы такие согласительные процедуры, которые предполагали бы поиск согласия между ними с целью устранения возникающих противоречий, что возможно на основе предусмотренных Конституцией Республики Адыгея или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе законотворческой деятельности палат.
В соответствии со статьями 69, 71 (п. 1), 72, 72.2 Конституции Республики Адыгея в осуществлении законодательной функции республики участвуют обе палаты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. При этом из принципа верховенства Конституции Республики Адыгея и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (пункт 3 статьи 6 Конституции Республики Адыгея) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса, в том числе и каждой палаты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, соблюдать установленную Конституцией Республики Адыгея процедуру законотворчества.
Конституционный закон, в силу его особой значимости, принимается в специальном усложненном порядке, предусмотренном Конституцией Республики Адыгея, который, в качестве обязательного этапа законотворческой процедуры, требует участия Совета Представителей в его принятии (статья 72.2 Конституции Республики Адыгея).
Установив последовательное принятие конституционных законов обеими палатами, Конституция Республики Адыгея тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательной функции и обеспечивает единство органа законодательной власти республики, а также равный статус депутатов обеих палат, избранных от административно-территориальных единиц избирательных округов.
Кроме того, провозглашенная в преамбуле Конституции Республики цель утверждения гражданского мира и согласия обуславливает необходимость согласованного функционирования и взаимодействия обеих палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Иное не отвечает конституционному предназначению государственной власти и ставит под угрозу стабильность конституционного строя республики.
6. Конституция Республики Адыгея (статья 72), регламентируя законодательный процесс, установила, что проекты законов Республики Адыгея вносятся в Совет Республики, законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Совета Республики и считаются одобренными Советом Представителей, если за них проголосовало большинство от общего числа депутатов Совета Представителей или если в течение четырнадцати дней они не были рассмотрены Советом Представителей, за исключением тех законов, обязательное рассмотрение которых Советом Представителей прямо предусмотрено статьей 72.2 Конституции Республики Адыгея.
Статья 72.3 Конституции Республики Адыгея устанавливает порядок принятия конституционных законов Республики Адыгея, согласно которому конституционный закон принимается Советом Республики по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Адыгея, не менее чем в двух чтениях. Конституционный закон считается принятым (одобренным), если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Совета Республики и Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Конституционный закон Республики Адыгея после его принятия направляется Президенту Республики Адыгея для его подписания и обнародования.
Из смысла этих конституционных норм следует, что в случае не одобрения Советом Представителей конституционного закона о поправках в Конституцию Республики Адыгея, он может быть принят путем использования согласительных процедур.
Конституционные поправки - это поправки в Конституцию, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия конституционного закона, большинством голосов не менее чем двумя третями от общего числа депутатов каждой из палат.
Для того, чтобы законодательный процесс не оказался заблокированным, законодатель должен использоваться согласительные процедуры для преодоления разногласий, возникающих между палатами при принятии конституционных законов, вносящих поправки в Конституцию Республики Адыгея. Другое явилось бы повторным принятием Советом Республики конституционного закона, что не предусмотрено Конституцией Республики Адыгея.
Таким образом, исходя из конституционно-правовой природы двухпалатного парламента и конституционно закрепленного положения об обязательном рассмотрении Советом Представителей конституционных законов, принятых Советом Республики, под принятым конституционным законом Республики Адыгея понимается закон Республики Адыгея, принятый Советом Республики и одобренный Советом Представителей, с соблюдением установленных Конституцией Республики Адыгея правил и предусмотренных ею процедур.
Иного порядка принятия конституционных законов Конституция Республики Адыгея не предусматривает. Из этого следует, что пока механизм преодоления неодобрения Совета Представителей не будет урегулирован законодателем, палаты обязаны использовать согласительные процедуры, а Совет Республики в одностороннем порядке не вправе без учета мнения согласительной комиссии повторно принимать конституционные законы, не одобренные Советом Представителей, и направлять их Президенту Республики Адыгея для подписания и обнародования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 68, 72, 72.1, 75 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея постановил:
1. Смысл пункта 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея, согласно которому решения по вопросам совместного ведения Совета Представителей и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея оформляются постановлениями Государственного Совета и принимаются путем раздельного голосования большинством голосов от числа избранных депутатов каждой из палат Государственного Совета, означает, что вопросы совместной компетенции обе палаты могут решать только путем единого согласованного мнения, выраженного в форме постановления. Постановление Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по вопросам совместного ведения приобретает силу только после его рассмотрения и принятия положительного решения каждой из его палат. При этом по вопросам совместного ведения повторное рассмотрение Советом Республики в одностороннем порядке постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, не принятого Советом Представителей, Конституцией Республики Адыгея не предусмотрено.
2. Под принятым (одобренным) конституционным законом Республики Адыгея по смыслу пункта 2 статьи 72.3 Конституции Республики Адыгея понимается закон, за который проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Совета Республики и не менее двух третей от общего числа депутатов Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Иного порядка принятия конституционных законов данная конституционная норма не допускает.
До законодательного урегулирования порядка преодоления разногласий между палатами, возникающих при принятии конституционных законов, Совет Республики не вправе повторно принимать конституционный закон, который не был одобрен Советом Представителей, и направлять его Президенту Республики Адыгея для подписания и обнародования без использования согласительных процедур между палатами.
3. Согласно статье 100 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" конституционно-правовой смысл пункта 3 статьи 70, пункта 2 статьи 72.2 Конституции Республики Адыгея, выявленный в настоящем Постановлении, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Адыгея, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, их объединений и исключает любое иное истолкование правоприменителем.
Пункт 2 настоящего Постановления не ставит под сомнение легитимность ранее принятых конституционных законов.
4. Согласно статье 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
5. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Советская Адыгея", "Адыгэ макъ". Данное постановление должно быть также опубликовано в "Собрании законодательства Республики Адыгея", "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Особое мнение судьи Конституционного Суда Республики Адыгея
Купина В.А.
Статья 70 Конституции Республики Адыгея определяет перечень вопросов, которые находятся в совместном ведении Совета Представителей и Совета Республики. К таким вопросам, в частности, отнесены: дача согласия на назначение на должность Премьер-министра Республики Адыгея, членов Кабинета Министров, ведающих вопросами финансов, внутренних дел, межрегиональных отношений, социальной защиты и сельского хозяйства (подпункт "а"); утверждение соглашений об изменении границ Республики Адыгея (подпункт "б"); принятие решения о недоверии (доверии) Президенту Республики Адыгея в соответствии с конституционным законом Республики Адыгея (подпункт "в"); дача согласия совместно с Президентом Республики Адыгея на назначение Прокурора Республики Адыгея (подпункт "г"); принятие решения о недоверии (доверии) Премьер-министру Республики Адыгея, членам Кабинета Министров Республики Адыгея (подпункт "д"); дача согласия на назначение судей федеральных судов (подпункт "е"); назначение половины членов Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея, комиссии по проведению референдума (подпункт "ж"); осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации (подпункт "з"); межпарламентское сотрудничество (подпункт "и"); иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Адыгея и законами Республики Адыгея (подпункт "к").
В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея решения по вопросам совместного ведения Совета Представителей и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея оформляются постановлениями Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и принимаются путем раздельного голосования большинством голосов от числа избранных депутатов каждой из палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Совет Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея усматривает неопределенность в понимании положений пункта 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея, связанных с определением того, вправе ли Совет Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея повторно рассмотреть проект постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по вопросам совместного ведения в случае непринятия его Советом Представителей, в процедуре (порядке очередности) принятия сначала в Совете Республики, затем в Совете Представителей или наоборот, а также в количестве голосов, необходимых для принятия проекта постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея при его повторном рассмотрении Советом Республики.
Позиция заявителя состоит в том, что в случае непринятия Советом Представителей соответствующего проекта постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Совет Республики не вправе повторно рассматривать его. Соответствующий проект постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея должен быть снят с рассмотрения с целью урегулирования возникших разногласий и лишь после этого вновь внесен на рассмотрение или Совета Представителей или Совета Республики в зависимости от характера рассматриваемого вопроса. Кроме этого, в случае непринятия Советом Представителей постановления при его повторном рассмотрении в Совете Республики оно должно набрать не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Совета Республики.
В части 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея определено, что решения по вопросам совместного ведения Совета Представителей и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея оформляются постановлениями Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и принимаются путем раздельного голосования большинством голосов от общего числа избранных депутатов каждой из палат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Перечень вопросов совместного ведения определен в части 1 статьи 70 Конституции Республики Адыгея. Исходя из юридико-правового содержания указанной статьи, законодатель предполагает, что для принятия решения по указанным вопросам должно быть получено согласие обеих палат. Данное установление не противоречит природе парламента, как законодательному (представительному) органу государственной власти.
Пункт 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея устанавливает форму нормативного акта, которым оформляется совместное решение палат, а также порядок его принятия. Порядок же разрешения разногласий между палатами по вопросам совместного ведения, то есть процедурный вопрос, должен разрешаться в Регламенте по вопросам совместного ведения.
Конституция Республики Адыгея устанавливает, что Совет Республики и Совет Представителей являются структурными подразделениями (палатами) высшего органа представительной и законодательной власти Республики Адыгея, наделяет палаты компетенцией (статьи 70.1 и 70.2 Конституции Республики Адыгея), при этом не ограничивая палаты в праве принимать решения по любому вопросу компетенции высшего представительного и законодательного органа государственной власти Республики Адыгея.
Не устанавливает ограничения в названном праве и статья 70 Конституции Республики Адыгея, однако правовая природа данной статьи предполагает, что в случае рассмотрения вопроса одной из палат, это решение будет решением палаты, но не Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. И правоприменитель не может использовать решение палаты, если по данному вопросу требуется решение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Таким образом, для принятия постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея данная норма устанавливает обязательное согласие обеих палат при раздельном голосовании
Цель толкования Конституции Республики Адыгея, осуществляемого в соответствии с ее статьей 101 (часть 3) Конституционным Судом Республики Адыгея, заключается в том, чтобы устранить неопределенность в понимании конституционных положений, обеспечить надлежащее их применение, соблюдение, исполнение и использование.
В данном же случае в ходе предварительного рассмотрения и в ходе слушания дела, по моему мнению, заявителем не были предоставлены надлежащие документы и убедительные доказательства в непонимании нормативных предписаний пункта 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея.
Сторона, представляющая Совет Представителей, не представила также доказательств, подтверждающих нарушение указанной нормы. Таковым могло выступить любое постановление одной из палат, принятое по вопросам совместного ведения без согласия другой палаты.
Считаю, что заявитель не подтвердил неопределенность в понимании конституционных положений, наличие которой согласно статье 36 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", служит необходимым основанием к рассмотрению дела и вынесения по нему итогового решения в форме постановления.
Поэтому, производство по делу о толковании пункта 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея Конституционный Суд Республики Адыгея должен был прекратить, ввиду отсутствия неопределенности в понимании пункта 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея.
Конституционный Суд
Республики Адыгея
N 8-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 11 июля 2002 г. N 8-П "По делу о толковании пункта 3 статьи 70, пункта 2 статьи 72.3 Конституции Республики Адыгея"
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008 Том. 4", в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", 2002 г. N 1