город Майкоп |
от 16 января 1998 года |
Конституционная Палата Республики Адыгея в составе Председателя Беретаря Т.А., членов Алибердовой Н.А., Кулинченко О.М., Мамия С.С., Маргиева В.И., Мейстер В.М., Митусова В.М., Морозовой В.И., с участием представителя Прокурора Республики Адыгея, заместителя Прокурора Республики Адыгея Шебзухова М.Х., направившего запрос в Конституционную Палату Республики Адыгея, начальника Главного государственно-правового и контрольного управления Президента Республики Адыгея Ахметова Э.Р. - представителя Президента Республики Адыгея как стороны, издавшей оспариваемый акт, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьями 82, 83, 84 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея", рассмотрела в открытом заседании дело о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 23 июля 1997 года N 197 "О временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Прокурора Республики Адыгея, поступивший в Конституционную Палату Республики Адыгея.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Адыгея Указ Президента Республики Адыгея "О Временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея".
Заслушав сообщения члена-докладчика Кулинченко О.М., объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы, Конституционная Палата Республики Адыгея установила:
1. Указом Президента Республики Адыгея от 23 июля 1997 года N 197 "О временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея" определено, что главы администраций городов и районов Республики Адыгея вправе в случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления сельского (поселкового) округа и микрорайона в городе назначать временно исполняющего обязанности главы местного самоуправления до избрания нового главы местного самоуправления в установленном порядке.
Рассматриваемый Указ Президента Республики Адыгея предоставил главе органа исполнительной власти города, района право в случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления сельского (поселкового) округа и микрорайона в городе назначать временно исполняющего обязанности главы местного самоуправления до избрания нового главы местного самоуправления.
2. 24 ноября 1997 года в Конституционную Палату Республики Адыгея поступил запрос Прокурора Республики Адыгея о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 23 июля 1997 года N 197 "О временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея".
Прокурор Республики Адыгея полагает, что Указ Президента Республики Адыгея N 197 противоречит пункту 3 статьи 8, статьям 78, 79 Конституции Республики Адыгея, поскольку к ведению Президента Республики Адыгея не отнесено законодательное регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления, в том числе порядка досрочного прекращения полномочий выборными должностными лицами этих органов, а полномочия и организация деятельности органов местного самоуправления определяются законами Республики Адыгея. Кроме того, Указ Президента Республики Адыгея N 197 ограничивает право населения на местное самоуправление, нарушает права органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, предусмотренные Конституцией Республики Адыгея.
Представитель Президента Республики Адыгея в обосновании конституционности Указа Президента Республики Адыгея N 197 сослался на то, что Президент Республики Адыгея издал Указ в пределах своих полномочий и представил отзыв.
3. Конституционная Палата Республики Адыгея исходит из того, что в соответствии с пунктом первым статьи 8 Конституции Республики Адыгея в Республике Адыгея признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно пункту первому статьи 96 Конституции Республики Адыгея местное самоуправление в Республике Адыгея осуществляется в форме прямого волеизъявления (собрания, сходы, референдумы), а также через избираемые органы местного самоуправления в порядке и формах, определяемых законом.
Из приведенных конституционных положений следует, что Конституция Республики Адыгея содержит концептуальные установления - гарантированность местного самоуправления со стороны государства; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; осуществление местного самоуправления как населением непосредственно, так и через избираемые органы; организационную обособленность местного самоуправления от системы органов государственной власти. Право населения на самоуправление, формы и средства его реализации, закрепленные в пункте первом статьи 8, пункте первом статьи 96 Конституции Республики Адыгея, не допускают возможности назначения глав местного самоуправления, в том числе в случае досрочного прекращения им своих полномочий на период до проведения выборов в установленном порядке.
Указ Президента Республики Адыгея N 197 не соответствует Конституции Республики Адыгея, так как предоставление государственным должностным лицом права в случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления назначать временно исполняющего обязанности главы местного самоуправления на период до проведения в установленном порядке выборов ущемляет самостоятельность местного самоуправления в вопросах их собственной компетенции.
Для обеспечения необходимости непрерывного функционирования органов местного самоуправления вопрос о порядке замещения должности главы местного самоуправления должен быть решен в порядке, предусмотренном пунктом первым статьи 96 Конституции Республики Адыгея, то есть населением непосредственно на собраниях, сходах, референдуме.
4. Согласно пункту второму статьи 79 Конституции Республики Адыгея указы Президента Республики Адыгея не могут противоречить Конституции Республики Адыгея, имеющей высшую юридическую силу, а также Конституции Российской Федерации. Будучи подзаконными актами, они не должны противоречить федеральным законам и законам Республики Адыгея.
Рассматриваемый Указ Президента Республики Адыгея расширяет круг полномочий глав администраций города, района и вторгается в сферу компетенции органов местного самоуправления. Поскольку согласно статье 5 Закона Республики Адыгея "Об администрации города, района" компетенция администрации города, района не может быть изменена иначе как законом.
5. Принятие законов согласно пункту "б" статьи 70 Конституции Республики Адыгея относится к компетенции Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Полномочия и организация деятельности органов местного самоуправления определяются федеральными законами, устанавливающими общие принципы организации местного самоуправления, и законами Республики Адыгея. Поэтому рассматриваемый Указ Президента Республики Адыгея по своему содержанию не соответствует установленному статьей 7 Конституции Республики Адыгея принципу разделения властей.
6. Часть третья статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Норма части 3 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" носит императивный характер и не дает права выбора варианта поведения субъекту, применяющему данную правовую норму.
Положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" конкретизируют институту местного самоуправления, предусмотренный Конституцией Республики Адыгея, Конституцией Российской Федерации, и оцениваются Конституционной Палатой Республики Адыгея с точки зрения установленной пунктом вторым статьи 79 Конституции Республики Адыгея формулы о том, что указы Президента Республики Адыгея не должны противоречить не только Конституции Республики Адыгея, но и федеральным законам и законам Республики Адыгея.
7. Обосновывая конституционность Указа Президента N 197, применяя аналогию права, представитель Президента Республики Адыгея в заседании Конституционной Палаты Республики Адыгея пояснил, что в Российской Федерации действует Указ Президента Российской Федерации от 21 ноября 1994 года N 2093 "О некоторых вопросах досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления".
Данный Указ предоставил право главам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (кроме республик) в случае невозможности исполнения полномочий главой местного самоуправления в течение длительного периода (более четырех месяцев подряд) назначать исполняющего обязанности главы местного самоуправления и решать вопрос о проведении досрочных выборов главы местного самоуправления.
Указ Президента Российской Федерации N 2093 касается случаев, когда глава местного самоуправления в течение длительного времени (более четырех месяцев подряд) не может исполнять свои полномочия. Кроме того, Указ издан в 1994 году до Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятого Государственной Думой 12 августа 1995 года, согласно которому нормативные правовые акты применяются в Российской Федерации до приведения их в соответствие с названным Федеральным законом, в части, не противоречащей этому Федеральному закону.
На основании изложенного и руководствуясь частью второй статьи 43, частями первой, второй статьи 71, статьями 72, 73, частью первой статьи 84 и статьей 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея", Конституционная Палата Республики Адыгея постановила:
1. Признать Указ Президента Республики Адыгея от 23 июля 1997 года N 197 "О временном порядке обеспечения деятельности органов местного самоуправления в Республике Адыгея" не соответствующим пунктам первому и второму статьи 7, пунктам первому и третьему статьи 8, пункту второму статьи 79, пункту первому статьи 96 Конституции Республики Адыгея.
2. Согласно частям первой и второй статьи 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея" настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Адыгея, городов, районов Республики Адыгея.
Конституционная Палата
Республики Адыгея
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционной Палаты Республики Адыгея от 16 января 1998 г. "По делу о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 23 июля 1997 года N 197 "О временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея"
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008 Том. 6"