город Майкоп
от 15 сентября 1999 года
Конституционная Палата Республики Адыгея в составе Председателя Беретаря Т.А., членов Алибердовой Н.А., Кулинченко О.М., Мамия С.С., Маргиева В.И., Мейстер В.М., Морозовой В.И., Эльдарова М.И., с участием представителя Прокурора Республики Адыгея - прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Адыгея Родионовой А.В., представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея - заместителя начальника правового управления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Черкесовой С.Ш., представителя Президента Республики Адыгея - начальника правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея Киряшевой Р.А., приглашенных представителей: Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея - заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея Хут Ю.А., ассоциации органов местного самоуправления - главы местного самоуправления Хакуринохабльского сельского округа Даурова А.С., Министерства по вопросам местного государственного управления Республики Адыгея - консультанта министерства Мирошниченко Т.Н., руководствуясь статьей 101 (подпункт "а" пункта 2) Конституции Республики Адыгея, подпунктом "а" пункта первого части первой статьи 3, подпунктом первым части второй статьи 22, статьями 36, 82 - 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея", рассмотрела в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея от 30 июня 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении").
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Прокурора Республики Адыгея о проверке конституционности отдельных положений названного Закона.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем нормы Закона Конституции Республики Адыгея.
Заслушав сообщение Беретаря Т.А., объяснения представителей сторон, приглашенных, исследовав имеющиеся документы, Конституционная Палата Республики Адыгея установила:
1. Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея от 30 июня 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении"), его части шестая, седьмая, восьмая, девятая статьи 23 предусматривают, что глава муниципального образования избирается представительным органом местного самоуправления при участии главы администрации города, района. Кандидатура на должность главы муниципального образования вносится главой администрации города, района. Если кандидатура, предложенная главой администрации города, района Республики Адыгея, не набрала необходимого для избрания количества голосов, глава муниципального образования избирается путем голосования по кандидатурам, предлагаемым главой администрации города, района и депутатами представительного органа местного самоуправления. Данный Закон (часть 3 статьи 24) также предусматривает, что главе муниципального образования решением главы администрации города, района может быть передана часть функций государственного управления с передачей финансовых ресурсов, необходимых для осуществления переданных функций.
По мнению Прокурора Республики Адыгея указанные выше положения Закона Республики Адыгея противоречат закрепленному в статье 8 Конституции Республики Адыгея принципу самостоятельности органов местного самоуправления, независимости их от органов государственной власти и нарушают конституционные права граждан на местное самоуправление. Заявитель считает, что часть третья статьи 24 Закона также противоречит части второй статьи 96 Конституции Республики Адыгея.
2. В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Конституции Республики Адыгея в Республике Адыгея признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Конституция Республики Адыгея (пункт 1 статьи 96) определяет пути осуществления местного самоуправления. Это - прямое народное волеизъявление (собрания, сходы, референдум), а так же через избираемые органы местного самоуправления Конституция закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий и не вхождения их в систему органов государственной власти означает, что органы государственной власти и их должностные лица не могут ущемлять самостоятельность местного самоуправления, его органов и вторгаться в сферу их компетенции.
3. Глава администрации руководит деятельностью администрации района, города, которая является исполнительным органом государственной власти, соответствующей административно-территориальной единицы (статьи 92, 95 Конституции Республики Адыгея).
Избрание главы муниципального образования по предложению главы администрации города, района депутатами представительного органа местного самоуправления ограничивает реализацию гарантированного Конституцией Республики Адыгея права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, осуществлять местное самоуправление самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц. Избранный в таком порядке глава муниципального образования не может считаться легитимным независимым самостоятельным представителем органа местного самоуправления, поскольку ни представительная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя.
Таким образом, республиканский законодатель, определив в оспариваемых положениях статьи 23 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении" особый порядок избрания главы муниципального образования, являющегося одновременно председателем Совета депутатов местного самоуправления, по предложению главы администрации города, района, нарушил Конституцию Республики Адыгея, поскольку такой порядок избрания главы муниципального образования ущемляет самостоятельность местного самоуправления и его органов в вопросах их собственной компетенции, ограничивает конституционные права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Депутаты представительного органа местного самоуправления лишаются права по своему усмотрению предлагать кандидатуру на должность главы муниципального образования и свободно выражать свою волю по избранию должностного лица органа муниципального образования. Избрание главы муниципального образования - исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления и она должна избираться только лишь из кандидатур, предложенных самими депутатами.
4. Положение части третьей статьи 24 оспариваемого Закона о том, что главе муниципального образования решением главы администрации города, района может быть передана часть функций государственного управления с передачей финансовых ресурсов, необходимых для осуществления переданных функций, не соответствует пункту второму статьи 96 Конституции Республики Адыгея, поскольку наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств может осуществлять только законодательный орган и только одним актом - законом, а не решениями главы администрации города, района.
Таким образом, часть третья статьи 24 оспариваемого Закона по форме и содержанию не соответствует Конституции Республики Адыгея.
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, частями первой, второй, пятой статьи 72, статьями 75 и 85 Конституционного закона "О Конституционной Палате Республики Адыгея" Конституционная Палата Республики Адыгея постановила:
1. Признать положения части шестой статьи 23 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея "О внесении изменений и дополнений в Закон "О местном самоуправлении") в части, что глава муниципального образования избирается при участии главы администрации города, района Республики Адыгея, а также положения частей 7, 8, 9 статьи 23 данного закона не соответствующими пункту первому статьи 8 Конституции Республики Адыгея.
2. Признать часть третью статьи 24 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении" не соответствующей Конституции Республики Адыгея, ее статье 96 (пункт 2) по форме и содержанию.
3. Нормы Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении"), признанные настоящим Постановлением неконституционными, утрачивают силу.
4. Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея с учетом положений настоящего Постановления необходимо внести соответствующие изменения в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении".
5. Согласно частям первой и второй статьи 77 Конституционного закона "О Конституционной Палате Республики Адыгея" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
6. Согласно статье 76 Конституционного закона "О Конституционной Палате Республики Адыгея" данное Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Республики Адыгея", газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ", а также в официальных изданиях органов государственной власти городов и районов Республики Адыгея. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционной Палаты Республики Адыгея".
Особое мнение члена Конституционной Палаты Республики Адыгея В.И. Маргиева
по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона
Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (с изменениями
и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики
Адыгея "О местном самоуправлении")
Будучи несогласным с постановлением Конституционной Палаты Республики Адыгея от 15 сентября 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея "О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении"), руководствуясь статьей 74 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционной Палате Республики Адыгея" и статьей 32 Регламента Конституционной Палаты Республики Адыгея, считаю целесообразным высказать свое особое мнение по делу.
В своем постановлении Конституционная Палата Республики Адыгея признала неконституционными положения пунктов 6 - 9 статьи 23, части третьей статьи 24 оспариваемого Закона на том основании, что они противоречат закрепленному в статье 8 Конституции Республики Адыгея принципу самостоятельности органов местного самоуправления, независимости их от органов государственной власти и нарушают конституционные права граждан на местное самоуправление. По мнению Конституционной Палаты Республики Адыгея не соответствует Конституции Республики Адыгея также положение части третьей статьи 24 указанного Закона о том, что главе муниципального образования решением главы администрации города, района может быть передана часть функций управления с передачей финансовых ресурсов, необходимых для осуществления переданных функций.
На мой взгляд, в постановлении Конституционной Палаты Республики Адыгея дается неверное толкование принципов местного самоуправления, закрепленных в статье 8 Конституции Республики Адыгея. Самостоятельность местного самоуправления, его независимость от органов государственной власти не носит абсолютного характера, она относительна. Согласно статье 10 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" органы государственной власти Республики Адыгея создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, таким образом, взаимосвязаны и взаимозависимы как элементы единой политической системы Республики Адыгея. Об этом свидетельствует и тот факт, что местное самоуправление и местное управление в Конституции Республики Адыгея объединены в одной главе.
Пункты 6 - 9 оспариваемого Закона не ограничивают права органов местного самоуправления. Они не ущемляют ни активного, ни пассивного избирательного права депутатов представительного органа муниципального образования, ибо они, войдя в состав этого органа, уже реализовали свои избирательные права, предусмотренные Конституцией Республики Адыгея. Участие главы администрации города, района Республики Адыгея в выборах главы муниципального образования с правом выдвигать кандидатуру - это, скорее всего, оказание организационной помощи депутатам избирать из своей среды главу муниципального образования. Он не назначает главу муниципального образования, а только предлагает его кандидатуру из числа уже избранных всеобщим голосованием депутатов. Депутаты при этом сохраняют за собой право отвергать кандидатуру главы администрации города, района Республики Адыгея, выдвигать свои кандидатуры (в том числе и себя) и голосовать. Об ограничении волеизъявления депутатов в данном случае не может быть и речи, ибо выборы проходят путем тайного голосования.
В постановлении Конституционной Палаты Республики Адыгея дается неверное толкование также части второй статьи 96 Конституции Республики Адыгея. Нет сомнения, что передача отдельных полномочий органов государственной власти Республики Адыгея возможна только на основании закона. Процесс передачи, на мой взгляд, охватывает два этапа: принятие закона, допускающего передачу отдельных полномочий органов государственной власти Республики Адыгея органам местного самоуправления, и принятие акта органа исполнительной власти о передаче конкретного полномочия конкретному органу муниципального образования во исполнение уже принятого закона с соответствующими материальными и финансовыми средствами. Часть третья статьи 24 оспариваемого Закона конкретизирует положения статей 8 и 96 Конституции Республики Адыгея и статьи 10 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" по отношению к местным органам исполнительной власти и, следовательно, не может противоречить соответствующим положениям Конституции Республики Адыгея.
На основании изложенного полагаю, что пункты 6 - 9 статьи 23 и часть третья статьи 24 оспариваемого Закона не противоречат Конституции Республики Адыгея.
Конституционная Палата
Республики Адыгея
N 8-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционной Палаты Республики Адыгея от 15 сентября 1999 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Адыгея "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении")
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008 Том. 6"