Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 11 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 февраля 2021 года по административному делу N 2а-587/2020 по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Прионежского муниципального района о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее также - Министерство) была проведена "проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой на территориях общего пользования в с. Заозерье Прионежского муниципального района Республики Карелия выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Данное обстоятельство нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Министерство просило суд обязать администрацию Прионежского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку.
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 11 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 февраля 2021 года, иск удовлетворен.
На вступившие в законную силу судебные постановления администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела, Министерством в ходе рассмотрения обращения ООО "Автоспецтранс" от 22.06.2020 по вопросу несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории, прилегающей к контейнерной площадке, расположенной вблизи "адрес" муниципального района Республики Карелия, зафиксирован факт ликвидации указанной в обращении несанкционированной свалки. Вместе с тем на территории, прилегающей к контейнерной площадке по указанному адресу, были обнаружены новые места несанкционированного размещения отходов.
В ходе осмотра установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", находится в центральной части кадастрового квартала N и является смежным с земельным участком с кадастровым номером N собственность на который не разграничена.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию Прионежского муниципального района, суд первой инстанции исходил из наличия установленной законом компетенции указанного органа местного самоуправления по охране окружающей среды путем ликвидации несанкционированных свалок.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия признала выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и
иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пунктам 9 и 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктами 10 и 13 части 1 статьи 4 Устава Прионежского муниципального района, принятого решением Совета Прионежского муниципального района от 22.12.2005, к вопросам местного значения Прионежского муниципального района отнесены организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Прионежского муниципального района.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 N 258-0, действующее правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. "Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), согласно которому такие свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как следует из материалов дела, собственник отходов, размещенных на указанной несанкционированной свалке, не установлен.
Таким образом, на администрацию Прионежского муниципального района в силу положений пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от
10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, а также пунктов 10 и 13 части 1 статьи 4 Устава Прионежского муниципального района правомерно возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях общего пользования в границах муниципального района.
Доводы кассационной жалобы о необходимости возложения обязанности по ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия основан на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, Законом Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на органы государственной власти Республики Карелия.
Вместе с тем данное перераспределение полномочий не освобождает администрацию Прионежского муниципального района в силу указанных выше правовых норм от обязанности по решению вопросов ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях общего пользования в границах муниципального района. Указанная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2020 N 75-КАД20-КЗ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Министерство вправе было обратиться в суд с требованием о возложении на администрацию Прионежского муниципального района обязанности ликвидировать несанкционированные свалки.
Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 10 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-П, Министерство при реализации возложенных на него функций в установленном порядке обращается в суд с исками о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, лесам, недрам, водным объектам, и иными исками.
Ссылки на недоказанность наличия несанкционированной свалки не могут служить основанием к отмене решения суда.
В силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу повторяют возражения администрации Прионежского муниципального района на иск в суде первой инстанции и содержание апелляционной жалобы. Они получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 11 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Прионежского муниципального района о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
Решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 11 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 февраля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 31 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.