Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-6556/2020 по иску Котлярова Сергея Васильевича к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Котлярова С.В, представителя ответчика Гриб О.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Котляров С.В. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда" с 06 марта 2020 года.
В обоснование требований указал, что является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации, ему назначена пенсия по выслуге лет. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 04 месяца 07 дней, страховой стаж 39 лет 02 месяца 28 дней. Имеет ведомственные награды Министерства внутренних дел Российской Федерации - медаль "За отличие в службе" 1 степени и как следствие, имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах". Между тем, в присвоении вышеуказанного звания ему было отказано в связи с тем, что представленные награды не отвечают требованиям, предъявляемым ведомственным знакам отличия в труде.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 15 декабря 2020 года исковые требования Котлярова С.В. удовлетворены. Возложена на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность по присвоению Котлярову С.В. звания "Ветеран труда" с 06 марта 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 мая 2021 года решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Котляров С.В. проходил службу в органах внутренних дел с 12 ноября 1979 года по 26 марта 1981 года и с 25 августа 1981 года по 18 августа 1998 года, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой N N от 06 ноября 2020 года. За добросовестную службу на основании приказа начальника ГУВД МВД России по Челябинской области N 524 л/с от 06 ноября 1993 года Котляров С.В. награжден медалью МВД России "За отличие в службе" I степени.
На имя Котлярова С.В. выдано удостоверение к медали МВД России "За отличие в службе".
В настоящее время истец Котляров С.В. состоит на учете в отделе пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области и получает пенсию за выслугу лет по линии МВД России, что подтверждается справкой отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области N N от 06 марта 2020 года.
Из указанной выше справки также следует, что страховой стаж Котлярова С.В. составляет 39 лет 02 месяца 28 дней, в том числе периоды военной службы или другой приравненной к ней службы составляют 18 лет 04 месяца 02 дня.
С целью присвоения звания "Ветеран труда", Котляров С.В. 06 марта 2020 года обратился в Министерство социальных отношений Челябинской области для рассмотрения вопроса о праве на присвоение звания "Ветеран труда".
Письмом от N от 10 апреля 2020 года в присвоении Котлярову С.В. звания "Ветеран труда" отказано.
Мотивом принятия указанного выше решения послужило то обстоятельство, что награждение медалью производилось на основании решений структурного подразделения МВД России, принятых до 01 июля 2016 года, представленная награда, не может быть учтена в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда", в то время как в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда" могут быть рассмотрены только те ведомственные награждения граждан, решения о поощрении которыми приняты на федеральном уровне (министром, его заместителем).
Разрешая исковые требования, установив, что поскольку на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган выслуга истца в органах внутренних дел составила в календарном исчислении 18 лет 02 месяца 02 дня и общий страховой стаж 39 лет 02 месяца 28 дней, что является достаточным для назначения ему пенсии за выслугу лет, истец был награжден медалью "За отличие в службе" I степени, относящейся к ведомственным знакам отличия, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или РФ, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные почетными грамотами Президента РФ или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 названного Федерального закона (статья 7 дополнена п. 1.1. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", вступившим в силу 01 июля 2016 года) порядок упреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения заказанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При этом частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Приказом МВД России от 24 августа 2016 года N 481, изданным в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в качестве ведомственных знаков отличия МВД России, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", установлены нагрудный знак МВД России "Почетный сотрудник МВД", медали "За трудовую доблесть", "За безупречную службу в МВД", "За отличие в службе" I и II степеней. Награждение знаками отличия МВД России приказано осуществлять в порядке, установленном Приказом МВД России от 31 октября 2012 года N 989 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Приказом МВД России от 31 октября 2012 года N 989 установлено, что право награждения медалью МВД России "За отличие в службе" Министром внутренних дел России делегируется заместителям Министра внутренних дел России, руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Челябинской области порядок присвоения звания "Ветеран труда" регламентирован соответствующим Положением, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N111 (далее Положение).
Из подпункта 1 пункта 2 Положения следует, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения для лиц, указанных в части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", документами, подтверждающими право на присвоение звания "Ветеран труда", являются: документы к ведомственным знакам отличия в труде.
К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный долголетний труд награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные заслуженные звания), решение, о награждении которыми граждан принято Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР.
Таким образом, на присвоение звания "Ветеран труда" вправе претендовать сотрудники МВД России, награжденные ведомственным знаком отличия - медалью "За отличие в службе" I и 2 степеней, решение о награждении которых принято руководителем территориального органа МВД России при наличии других обязательных условий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе ежемесячную денежную выплату (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
В Челябинской области механизм и условия предоставления социальной поддержки ветеранов Челябинской области предусмотрены Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" к числу лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся постоянно проживающие на территории Челябинской области: ветераны труда из числа лиц: имеющих удостоверение "Ветеран труда".
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой Министерство социальных отношений Челябинской области выражает несогласие с судебными актами в части определения даты присвоения звания "Ветеран труда" с 06 марта 2020 года, указывает, что на территории Челябинской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определены постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111 "Об утверждении Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области. Согласно п. 5 Положения учет лиц, обратившихся в органы социальной защиты для присвоения звания "Ветеран труда", производится в отдельной книге обращений, форма которой устанавливается Министерством. Решение о присвоении звания "Ветеран труда" оформляется путем включения гражданина в ведомость на присвоение звания "Ветеран труда", которая подписывается Министром социальных отношений Челябинской области и утверждается первым заместителем Губернатора Челябинской области. Для этих целей в Министерстве, помимо книги учета ветеранов труда в письменной форме, онлайн ведется и электронная база учета, при этом, включение ветеранов труда в эту базу осуществляется на дату с учетом принятия положительного решения Министерством и утверждения первым заместителем Губернатора Челябинской области соответствующего списка. Данный механизм предусмотрен пунктом 9 Положения о присвоении звания "Ветеран труда", лицам, которым в соответствии с настоящим Положением присвоено звание "Ветеран труда", выдается удостоверение "Ветеран труда", то есть присвоение звания и выдача соответствующего удостоверения осуществляется в хронологическом порядке и невозможна предшествующей датой. Таким образом, с учетом вынесенного решения суда, выдача удостоверения "Ветеран труда" и предоставление мер социальной - поддержки истцу возможны с момента его обращения с заявлением и судебным актом, вступившим в законную силу, в Министерство или орган социальной защиты по месту жительства.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции ответчика в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе ответчика о несогласии в части присвоения звания "Ветеран труда" истцу с 06 марта 2020 года, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 7 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111, Министерство социальных отношений в течение 20 рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения рассматривает вопрос о праве граждан на присвоение звания "Ветеран труда".
Учитывая, что на момент обращения с заявлением 06 марта 2020 года о присвоении звания "Ветеран труда" Котляров С.В. имел соответствующий стаж, и ведомственную награду, необходимые для присвоения данного звания, суды определили дату присвоения истцу указанного выше звания с момента обращения, учитывая, что судом признан незаконным отказ в присвоении звания истцу "Ветеран труда". При этом, судами отмечено, что признание права истца на присвоение звания "Ветеран труда" по решению суда по истечении сроков принятия решения, установленных "Положением о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области", утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111, явилось следствием действий Министерства социальных отношений Челябинской области, необоснованно отказавшего в удовлетворении заявления истца о присвоении указанного звания, и нарушившего права Котлярова С.В. на своевременное присвоение указанного звания и на получение мер социальной поддержки в указанный период.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену судебных постановлений, не допущено.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам дела, и примененным нормам права.
В целом доводы кассационной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции и не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.