Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирюхиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-39/2021 по административным исковым заявлениям Новгородского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", Черепановой Ксении Федоровны об оспаривании постановления Избирательной комиссии Новгородской области от 6 сентября 2021 года N 157/1-6 "О внесении изменений в текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу", постановления Московской окружной избирательной комиссии N 10 от 7 сентября 2021 года N 16 "О внесении изменений в текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва по Московскому одномандатному избирательному округу N 10", по апелляционным жалобам Новгородского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", Черепановой Ксении Федоровны на решение Новгородского областного суда от 14 сентября 2021 года, которым административные исковые заявления оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Новгородской областной Думы от 18 июня 2021 года N 1261-ОД "О назначении выборов депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва. Названное постановление опубликовано 21 июня 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 23 июня 2021 года в печатном издании "Новгородские ведомости" N 24.
Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области (далее также - Избирательная комиссия) от 23 июля 2021 года N 148/1-6 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Новгородской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Новгородское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по единому избирательному округу", зарегистрирован список кандидатов в депутаты Новгородской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Новгородское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее также - Региональное отделение) по единому избирательному округу, в количестве 28 человек, где кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы седьмого созыва является, в том числе, Черепанова К.Ф. (N 1, Центральная региональная группа N 6).
Постановлением Московской окружной избирательной комиссии N 10 (далее - МОИК N 10) от 26 июля 2021 года N 5 "О регистрации Черепановой Ксении Федоровны кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы седьмого созыва по Московскому одномандатному избирательному округу N 10" Черепанова К.Ф. зарегистрирована кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы седьмого созыва, выдвинутым Региональным отделением по Московскому одномандатному избирательному округу N 10.
20 августа 2021 года постановлением Избирательной комиссии N 155/2-6 "О тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу" и 25 августа 2021 года постановлением N 14 МОИК N 10 утверждены тексты избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу и по Московскому одномандатному избирательному округу N 10, в том числе, для голосования с использованием технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017.
6 сентября 2021 года в Избирательную комиссию из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области поступили сведения о том, что кандидат в депутаты Новгородской областной Думы седьмого созыва Черепанова К.Ф. до ДД.ММ.ГГГГ являлась председателем Новгородского регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос", которое внесено в Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.
В этот же день Избирательная комиссия приняла постановление N 157/1-6 "О внесении изменений в текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу" (далее - постановление N 157/1-6).
Указанным постановлением в текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу, в том числе, для голосования с использованием технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017, внесены следующие изменения:
в тексте избирательных бюллетеней по Центральной региональной группе N 6 в части сведений о политической партии "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" после слов "Черепанова Ксения Федоровна" дополнить словами "кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом, ";
в тексте избирательных бюллетеней по Старорусской региональной группе N 1, Крестецкой региональной группе N 2, Санкт-Петербургской региональной группе N 3, Псковской региональной группе N 4, Западной региональной группе N 5, Маловишерской региональной группе N 7, Валдайской региональной группе N 8, Любытинской региональной группе N 9, Боровичской региональной группе N 10 сведения о политической партии "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" дополнить словами: "В составе списка кандидатов по единому избирательному округу также выдвинут кандидат, который является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом".
Этим же постановлением указано - изготовить избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу с учетом внесенных изменений.
7 сентября 2021 года МОИК N 10 приняла постановление N 16 "О внесении изменений в текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва по Московскому одномандатному избирательному округу N 10" (далее - постановление N 16), аналогичное по содержанию постановлению N 157/1-6, которым внесла в текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах в депутаты Новгородской областной Думы седьмого созыва по Московскому одномандатному избирательному округу N 10, в том числе, для голосования с использованием технических средств подсчета голосов, следующее изменение - "в тексте избирательного бюллетеня сведения о кандидате Черепановой Ксении Федоровне после слов "член Регионального Совета Новгородского регионального отделения Партии "ЯБЛОКО" дополнить словами ", кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом"; постановлено изготовить избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва по Московскому одномандатному округу N 10 с учетом изменений, внесенных данным постановлением.
Региональное отделение и Черепанова К.Ф. обратились в Новгородский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными постановлений N 157/1-6 и N 16, ссылаясь на то, что Новгородское региональное отделение общественного движения в защиту прав избирателей "Голос" не признавалось иностранным агентом, не получало финансирования (в том числе иностранного), является самостоятельным лицом, ввиду чего отсутствуют основания для того, чтобы считать Черепанову К.Ф. аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Изготовление избирательных бюллетеней с данной информацией будет означать распространение избирательными комиссиями сведений о кандидате в депутаты и, соответственно, о Региональном отделении, не соответствующих действительности, вводящих избирателей в заблуждение относительно личности кандидата в депутаты Черепановой К.Ф.
Полагали, что избирательными комиссиями допущено нарушение процедуры принятия решений о внесении изменений в избирательные бюллетени, поскольку Черепанова К.Ф. и Региональное отделение не были оповещены о поступившей информации, что лишило их возможности реализовать право на дачу объяснений по существу представленной информации.
Кроме того, указывали, что внесение изменений в бюллетени для голосования проведено с нарушением сроков их изготовления, установленных частью 4 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Определением судьи Новгородского областного суда от 10 сентября 2021 года административные дела по административным исковым заявлениям Регионального отделения и Черепановой К.Ф. объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен N 3а-39/2021.
Решением Новгородского областного суда от 14 сентября 2021 года административные исковые заявления оставлены без удовлетворения.
В апелляционных жалобах административные ответчики просят решение суда отменить в полном объеме, удовлетворив заявленные требования.
Указывают, что судом неверно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в частности пункт 35.1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, дана неправильная оценка имеющимся в деле доказательствам, в частности, что Черепанова К.Ф. приостановила свою деятельность в качестве председателя Новгородского регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос" с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как такая деятельность была ею приостановлена еще в 2019 году. Указанные нарушения привели к ограничению конституционного права на свободу выборов, закрепленного в статьях 3 и 5 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Суд не учел, что в нарушение положений Федерального закона N 67-ФЗ избирательные комиссии приняли оспариваемые постановления с нарушением процедуры их принятия, поскольку не оповестили административных истцов о наличии информации, поступившей из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области, с тем чтобы они могли дать свои пояснения относительно нее.
Указали, что при даче заключения прокурор выступал не в защиту общественных интересов, а в защиту административных ответчиков, фактически повторяя их позицию, чем нарушил права административных истцов на справедливое разбирательство дела на основе равенства и состязательности сторон, что является нарушением их прав, гарантированных параграфом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Относительно доводов апелляционных жалоб административным ответчиком - Избирательной комиссией Новгородской области и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвовавшие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вступившим в силу 20 апреля 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 2 Федерального закона N 67-ФЗ дополнена подпунктом 35.1, определяющим понятие кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, - кандидат, который не является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, и который в период, составляющий два года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, и (или) в период избирательной кампании на соответствующих выборах:
входит (входил) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) является (являлся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
входит (входил) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) является (являлся) его учредителем, членом, участником, руководителем;
входит (входил) в состав органов управления и (или) является (являлся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
осуществляет (осуществлял) политическую деятельность и получает (получал) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. Под политической деятельностью понимается деятельность в том значении, в каком она определена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Этим же законом статья 63 Федерального закона N 67-ФЗ, устанавливающая требования к бюллетеням, дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: "Если зарегистрированный кандидат, внесенный в избирательный бюллетень, является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. В случае, если такой кандидат (такие кандидаты) включен (включены) в состав списка кандидатов и сведения о нем (о них) не внесены в избирательный бюллетень в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в избирательном бюллетене указывается, что в составе списка кандидатов выдвинут (выдвинуты) такой кандидат (такие кандидаты)".
Аналогичные положения закреплены в части 10.1 статьи 59 Областного закона от 2 июля 2007 года N 122-ОЗ "О выборах депутатов Новгородской областной Думы", введенной в действие Областным законом Новгородской области от 31 мая 2021 года N 728-ОЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения указанных статей Федерального закона N 67-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу приведенного Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Черепанова К.Ф. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы седьмого созыва, выдвинутым Новгородским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по единому избирательному округу (N 1, Центральная региональная группа N 6), а также по Московскому одномандатному избирательному округу N 10.
ДД.ММ.ГГГГ из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области в Избирательную комиссию поступили сведения, что Черепанова К.Ф. является председателем регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос", ее деятельность в качестве председателя приостановлена ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичная информация о деятельности Черепановой К.Ф. в качестве руководителя Новгородского регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос" содержится в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" golosinfo.org/blogs354, http://www.facebook.com/ksenia.cherepanova.14), а также не отрицалось Черепановой К.Ф, указавшей в суде первой инстанции, что председателем названной организации она избрана в 2018 году. Деятельность в качестве председателя ею приостанавливалась в период проведения избирательных компаний - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей "Голос", осуществляющее свою деятельность, в том числе, в "адрес", состоит в Реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, который ведется Управлением Министерства юстиции Российской Федерации, на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1313 от 13 октября 2004 года.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применив вышеприведенные положения Федерального закона N 67-ФЗ, положения статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пришел к верному выводу, что поскольку деятельность Черепановой К.Ф. в качестве председателя Новгородского регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос" осуществлялась ею в период, составляющий менее чем два года до дня официального опубликования 21 июня 2021 года решения о назначении выборов Депутатов Новгородский городской Думы седьмого созыва на 19 сентября 2021 года, она является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о законности постановления N 157/1-6 Избирательной комиссии и постановления N 16 МОИК N 10, вопреки доводам апелляционных жалоб, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, правильно применёнными судом первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии надлежащих доказательств прекращения Черепановой К.Ф. деятельности в качестве председателя Новгородского регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос" с ДД.ММ.ГГГГ, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку в оспариваемом решении, подробно изложив.
Не может судебная коллегия согласиться и с доводами о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений пункта 35.1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ ввиду того, что Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей "Голос" признано выполняющим функции иностранного агента лишь в августе 2021 года, то есть после их принятия и назначения даты выборов, так как они основаны на ошибочном толковании статьи 4 Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу которой пункт 35.1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона, в том числе, как правильно указал суд первой инстанции, в связи с проведением выборов депутатов Новгородской областной Думы седьмого созыва, назначенных Новгородской областной Думой 18 июня 2021 года на 19 сентября 2021 года.
Доводы апелляционных жалоб о нарушении Избирательной комиссией и МОИК N 10 процедуры принятия оспариваемых постановлений ввиду не извещения Черепановой К.Ф. и Регионального отделения о наличии информации, поступившей из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области, судебная коллегия находит не состоятельными, основанными на ошибочном толковании положений пункта 5.1 статьи 20, абзаца 2 пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, части 6 статьи 13 Областного закона от 2 июля 2007 года N 122-ОЗ "О выборах депутатов Новгородской областной Думы", правильно примененных судом первой инстанции, указавшего что данная информация не является обращением, получена Избирательной комиссией в рамках проводимых проверочных мероприятий по достоверности сведений, указанных кандидатами при их выдвижении.
Ссылка в апелляционных жалобах на нарушение судом норм международного права ввиду участия в деле на стороне административных ответчиков прокурора ошибочна. Прокурор принимал участие в рассмотрении настоящего дела не на стороне административных ответчиков, а как участник процесса, названный в части 7 статьи 39 и части 4 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Прокурор не участвовал в процессе на стороне каких-либо лиц, а давал заключение по делу, которое для суда не является обязательным.
Настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции с соблюдением положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, судом допущено не было.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, и соответствуют обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новгородского областного суда от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Новгородского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", Черепановой Ксении Федоровны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.