Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Милютинского района Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании включить в списки участников ведомственной программы на 2021 год, обязании выдать государственный жилищный сертификат в 2021 году, по кассационной жалобе ФИО1, поступившей с делом 25 июня 2021 г, на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 21 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам Администрации Милютинского района Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании включить его в списки участников ведомственной программы на 2021 год и обязании выдать государственный жилищный сертификат в 2021 году.
Решением Морозовского районного суда Ростовской области от 21 октября 2020 г. исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 марта 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит суд отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов указывает на неправильное применение судами норм материального права, ссылается на отсутствие умысла по отчуждению жилых помещений с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Полагает, что установление того, в связи с какими обстоятельствами и с каким намерением совершены сделки дарения, совершены ли они с целью ухудшения жилищных условий и с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях либо по иным жизненным обстоятельствам истца и его родственников, является юридическим значимым обстоятельством при разрешении настоящего спора. Указанные юридически значимые обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций не устанавливали, юридической оценки им не давали.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты, скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами при разрешении настоящего спора.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основным условием, дающим гражданам, относящимся к указанной категории, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 14 указанного выше Закона, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий гарантируются обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок получения гражданами государственных жилищных сертификатов определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - ведомственная целевая программа) государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Участие граждан в ведомственной целевой программе добровольное и носит заявительный характер.
Согласно статье 57 пункт 8 Жилищного кодекса РФ, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Федеральное законодательство изначально предоставляет приоритет законодательству субъекта РФ при определении периода учета упомянутых гражданско-правовых сделок, предшествующего выдаче сертификата. В случае отсутствия законодательного регулирования на уровне субъекта РФ применяется минимальный пятилетний срок.
В соответствии со статьей 1 пункта 12 вступившего в действие с 28 октября 2005 г. Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 г. N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско- правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 18 данного Закона, настоящий Областной закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 марта 2005 г.
Порядок получения гражданами государственных жилищных сертификатов определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - ведомственная целевая программа) государственной программы Российской Федерации Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 16.2 Правил в случае совершения гражданином, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из совокупности действующего федерального и областного законодательства Ростовской области следует, что существенным обстоятельством по спорным правоотношениям является установление необходимости применения 5 или 15-летнего периода для учета упомянутых гражданско-правовых сделок, предшествующего выдаче сертификата. Из смысла данных норм законодательства также следует, что отправной точкой течения срока (периода) является начальный момент действия или дата совершения гражданско-правовой сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные действия и сделки должны быть совершены именно лицами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Время, дата признания лица нуждающимся в жилом помещении не являются значимыми и не влияют на необходимость соблюдения и применения у установленных указанными действующими актами сроков. При этом учет минимального 5-ти, а не 15-летнего срока, может иметь место до начального периода, на который распространено действие Закона Ростовской области ХЗбЗ-ЗС, если сделка (действие) произведены до 1 марта 2005 г.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец ФИО1 и его супруга ФИО5 постановлением от 10 апреля 2019 г. N 251 Администрации Милютинского района Ростовской области включены в число участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в список граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие аварий и катастроф, имеющих право на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета (л. д. 19).
ФИО1, являясь инвалидом 2 группы бессрочно, в связи с заболеваниями, полученными в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л. д. 9, 14) составом семьи 2 человека состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации Милютинского района Ростовской области.
Судом также установлено, что 29 сентября 2012 г. истец ФИО1 оформил договор дарения детям ФИО6 и ФИО9 земельного участка, площадью 4 038 кв.м, с кадастровым номером N и размещенного на нем жилого дома в границах кадастрового плана земельного участка, находящиеся по адресу: ул. Тверская, д. 7 х. Борисов Милютинского района Ростовской области (л. д. 45- 48).
9 сентября 2010 г. супругой истца ФИО5, являющейся членом семьи лица, имеющего право претендовать на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, оформлен договор дарения квартиры, расположенной по адресу: ул. Лермонтовская, д. 125 кв. 52 в г. Ростове-на-Дону на дочь ФИО9 (л. д. 69).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" и исходил из того, что с учетом произведенного отчуждения, принадлежащего ФИО1 и его супруге недвижимого имущества, обеспечение истца ФИО1 жилым помещением правомерно по истечении установленного пятнадцатилетнего срока с момента отчуждения принадлежащего ему и членам его семьи жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требования истца о признании за ним права на включение в список участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", суд указал, что данное право истца уже реализовано, поскольку постановлением Администрации Милютинского района Ростовской области от 10 апреля 2019 г. N251 он уже включен в число участников этой программы с составом семьи два человека - истца ФИО1 и жены ФИО5 (л.д. 19).
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суд согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Вопреки доводам истца, причины отчуждения вышеуказанных жилых помещений не являются юридически значимыми обстоятельствами при разрешении надлежащего спора, а потому приняты во внимание судебной коллегией быть не могут.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судов первой и апелляционной инстанций или опровергали бы выводы судебных актов.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Морозовского районного суда Ростовской области от 21 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.