Кассационное определение Верховного Суда Республики Адыгея
от 19 февраля 2010 г. N 33-145
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Ткаченко В. В.
судей - Хапачевой Р. А. и Мейстер В. М.
при секретаре - (...).
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца О.Т.И. на решение Тахтамукайского районного суда от 24 декабря 2009 года, которым постановлено:
- в удовлетворении искового заявления О.Т.И. к администрации МО "Яблоновское городское поселение", администрации МО "Тахтамукайский район", Министерству финансов Республики Адыгея об обязании администрации МО "Яблоновское городское поселение", администрации МО "Тахтамукайский район" выплатить ей безвозмездную субвенцию (субсидию) на улучшение жилищных условий согласно нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на всех членов ее семьи исходя из норматива средней рыночной стоимости 1 кв. м. жилья в Республике Адыгея, отказать.
Заслушав доклад судьи Мейстер В. М., объяснения представителя Министерства финансов РФ по доверенности Г.Е.И., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия установила:
О.Т.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение", администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" и просила обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение площадью, не ниже установленных законом размеров площади за счет государственных субвенций или выделить денежные средства на улучшение жилищных условий исходя из норматива стоимости 1 кв. м. в Республике Адыгея, установленного Минрегионразвитием Российской Федерации.
30 октября 2009 года истица изменила исковые требования и просила обязать администрацию муниципального образования "Яблоновское городское поселение", администрацию муниципального образования "Тахтамукайский район" выплатить ей безвозмездную субвенцию на улучшение жилищных условий согласно нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на всех членов семьи исходя из норматива средней рыночной стоимости 1 кв. м. жилья в Республике Адыгея.
В обоснование требований указала, что не имеет своего жилого помещения, проживает в домовладении, площадью 36,8 кв. м., принадлежащем ее бабушке Е.Н.Ф., и расположенном в п. (...), ул. (...), 20. Проживает в данном жилом помещении с бабушкой, своей матерью, мужем и тремя несовершеннолетними детьми. Существующие условия проживания крайне неудобны и недопустимы. Считает, что в соответствии со справкой МО "Южный округ" от 09.09.2008 года ее семья из 7-ми человек признана малоимущей. Согласно акту проверки жилищных условий от 20.02.2009 года, составленным администрацией МО "Яблоновское сельское поселение" по месту ее пребывания, она признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Поскольку до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением по договору социального найма, считает, что ответчиками нарушаются ее права. Кроме того полагает, что имеет право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку жилое помещение, занимаемое ею в настоящее время, по своим техническим характеристикам непригодно для проживания.
В письменных возражения на иск ответчик - администрация МО "Тахтамукайский район" просит отказать в удовлетворении иска в части требований к администрации МО "Тахтамукайский район", ссылаясь на то, что администрация надлежащим ответчиком по делу не является.
В письменных возражениях на иск ответчик - Министерство финансов РА просит в удовлетворении иска отказать, указав, что социальная поддержка многодетных семей осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Предоставление многодетным семьям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма названным Указом не предусмотрено. Кроме того считал, что правовых оснований для привлечения Министерства финансов РА в качестве соответчика не имеется.
В судебном заседании истица поддержала измененные исковые требования и просила их удовлетворить.
Суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе истица О.Т.И. просит решение Тахтамукайского районного суда от 24 декабря 2009 года отменить и принять новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы указала, что имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Считает, что суд принял незаконное решение ввиду того, что ненадлежаще истолковал нормы материального права и не принял во внимание Закон Республики Адыгея от 03.03.2006 года N 405 "О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма", Приказ Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 года N 17 "Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению порядка граждан малоимущими в целях постановки на учет малоимущим гражданам, признанных нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма", а также Указ Президента РФ от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", которым Правительству РФ поручено осуществлять мероприятия по оказанию необходимой социальной поддержке многодетным семьям.
В возражениях на кассационную жалобу ответчики: муниципальное образование "Яблоновское сельское поселение" и муниципальное образование "Тахтамукайский район" просят решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на ее необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Судом установлено, что распоряжением главы администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" от 06 марта 2009 года N 130 О.Т.И. признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 16.02.2009 года под номером 70.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Таким образом, жилые помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются строго в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет, кроме определенных категорий, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым жилье предоставляется вне очереди.
Довод кассационной жалобы о том, что безвозмездная субсидия на приобретение жилья должна быть предоставлена О.Т.И. во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку собственного жилья она не имеет, проживает в летней кухне, не являющейся жилым помещением и непригодной для проживания, является несостоятельным.
В силу ст. 87 ЖКРФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, суд сделал верный вывод о том, что признание жилого дома непригодным для проживания может иметь правовые последствия в виде предоставления другого благоустроенного жилья по договору социального найма в случае, если он был предоставлен из муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что О.Т.И. проживает в жилом помещении по адресу: п. (...), ул. (...), принадлежащем ее бабушке Е.Н.Ф., которое не относится к муниципальному жилищному фонду. Следовательно, права на предоставление субсидии на приобретение жилья во внеочередном порядке, истица не имеет и положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на нее не распространяются.
То есть оснований для внеочередного предоставления жилья истице не имеется и судом обоснованно отказано в удовлетворении требований истицы обязании ответчиков предоставлении ей жилья вне очереди.
Довод кассационной жалобы о том, что ответчиками незаконно не оказывается необходимая социальная поддержка многодетной семье и не исполняются требования Указа Президента РФ от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" по оказанию такой поддержке многодетным семьям, несостоятелен.
Судом установлено, что на данный момент в Тахтамукайском районе отсутствует свободный муниципальный жилищный фонд, предоставляемый нуждающимся гражданам в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. В бюджете муниципального образования не предусмотрено расходов на цели предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе использовать бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Предоставление субсидий, как следует из содержания названного пункта, является не единственным способом обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище.
Суд надлежаще образом исследовал вопрос о наличии или отсутствии у истицы права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья вне очереди, и пришел к верному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований в полном объеме.
Поскольку оспариваемое решение постановлено судом первой инстанции в соответствии с нормами материального права и при строгом соблюдении норм процессуального права, то оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для его отмены в кассационном порядке, не имеется.
Доводы кассационной жалобы как несостоятельные подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Тахтамукайского районного суда от 24 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - |
В. В. Ткаченко |
Судьи - |
Р. А. Хапачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Верховного Суда Республики Адыгея от 19 февраля 2010 г. N 33-145
Текст определения размещен на сайте Верховного суда Республики Адыгея в Internet (www.vs.adg.sudrf.ru)