Прокуратурой Республики Адыгея на основании полномочий предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" проводиться работа по приведению законодательства Республики Адыгея в соответствии с федеральным законодательством. Кроме того, осуществляется надзор за соблюдением федерального и республиканского законодательства министерствами и ведомствами Республики Адыгея.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Однако, со стороны некоторых министерств осуществляется противодействие законным требованиям прокурора, что вынуждает прокуратуру обращаться в судебные органы для восстановления законности. Законность требований прокурора неоднократно подтверждалась судебными решениями вступившими в силу. Указанная позиция государственных служащих влечет затягивание вопросов приведения законодательства республики в соответствие с федеральным, а также существенные затраты бюджетных денежных средств на урегулирование данных споров в судебном порядке.
Так, прокуратурой республики было рассмотрено обращение руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея о нарушениях законодательства органами исполнительной власти Республики Адыгея, регламентирующего направление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея копий нормативных правовых актов для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов и проведения юридической экспертизы.
В ходе проверки, проведенной по указанному обращению установлено, что Министерством финансов Республики Адыгея в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея не был направлен Приказ от 9 ноября 2009 года N 202-А "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов Министерства финансов Республики Адыгея".
Вместе с тем, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) поручено обеспечивать направление в Министерство юстиции Российской Федерации копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, для включения этих актов в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Президентом Республики Адыгея издан Указ от 30 апреля 2002 года N 111 "О некоторых мерах по включению нормативных правовых актов Республики Адыгея в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым копии нормативных правовых актов Президента Республики Адыгея, Кабинета Министров Республики Адыгея, а также органов исполнительной власти Республики Адыгея, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, подлежат направлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея для включения в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы в 7-дневный срок после их принятия.
В связи с тем, что данный нормативный правовой акт не был направлен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея, он не был включен в федеральный регистр нормативных правовых актов Республики Адыгея и его юридическая экспертиза не была проведена. Кроме того, прокуратурой республики заключение о законности указанного нормативного правового акта также не составлялось, поскольку прокуратурой используются данные федерального регистра нормативных правовых актов.
По результатам указанной проверки прокуратурой республики 26.07.2010 г. в Министерство финансов Республики Адыгея было внесено представление с предложением принять меры к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, т.е. направить Приказ от 9 ноября 2009 года N 202-А "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов Министерства финансов Республики Адыгея" в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея.
Однако, в своем ответе от 17.08.2010 г. Министр финансов Республики Адыгея сообщил, что отказывает в удовлетворении представления, поскольку Приказ от 9 ноября 2009 года N 202-А "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов Министерства финансов Республики Адыгея" не носит нормативный правовой характер и не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Посчитав указанную правовую позицию Министра финансов Республики Адыгея незаконной и необоснованной, прокурор республики обратился с заявлением в суд об оспаривании действий (бездействия) Министерства финансов Республики Адыгея.
В обосновании заявления было указано, что Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" закрепляет основные принципы организации антикоррупционной экспертизы, в том числе принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
При этом в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Приказ от 9 ноября 2009 года N 202-А "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов Министерства финансов Республики Адыгея" является нормативным правовым актом в силу прямого указания в федеральном законе, поскольку он определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органа государственной власти Республики Адыгея.
Необходимо также отметить, что Приказ от 9 ноября 2009 года N 202-А "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов Министерства финансов Республики Адыгея" до настоящего времени не опубликован в печатных средствах массовой информации, что также незаконно и является дополнительным основанием для признания противоречащими федеральному законодательству действий (бездействия) Министерства финансов Республики Адыгея.
Участвующая в предварительном судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Адыгея Гиш Е.И. заявила о том, что считает Приказ от 9 ноября 2009 года N 202-А "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов Министерства финансов Республики Адыгея" ненормативным правовым актом и отказывается представить его в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея. Однако, уже в судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Адыгея сообщила о том, что требования прокурора удовлетворены и Приказ от 9 ноября 2009 года N 202-А "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов Министерства финансов Республики Адыгея" направлен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея.
По результатам рассмотрения заявления прокурора 08.10.2010 г. Майкопским городским судом было принято решение признать противоречащими федеральному законодательству действия (бездействие) Министерства финансов Республики Адыгея по не направлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея Приказа от 9 ноября 2009 года N 202-А "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов Министерства финансов Республики Адыгея".
В настоящее время решение суда вступило в законную силу.
Аналогичная ситуация при которой для восстановления законности прокурору потребовалось обращаться в судебные инстанции сложилась при опротестовании Приказа Министерства труда и социального развития Республики Адыгея 29 апреля 2010 года N 120 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение и выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения за особые заслуги перед Республикой Адыгея".
В ходе проверки было установлено, что Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея 29 апреля 2010 года N 120 противоречит федеральному законодательству и Указу Президента Республики Адыгея N 130 от 11.11.2009 г.
На указанный Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея прокуратурой республики 21.06.2010 г. был принесен протест, в котором предлагалось в целях устранения выявленных нарушений действующего законодательства и коррупциогенных факторов внести изменения в раздел III Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 29 апреля 2010 года N 120 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение и выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения за особые заслуги перед Республикой Адыгея".
Однако в удовлетворении протеста прокурора было необоснованно отказано письмом за подписью Министра труда и социального развития Республики Адыгея от 14.07.2010 г. N 7/8-1871, в котором она сообщила о том, что считает опротестованный приказ законным и обоснованным.
Прокурором республики 30.07.2010 г. в Верховный Суд Республики Адыгея было подано заявление с просьбой признать Административный регламент, утвержденный Приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 29 апреля 2010 года N 120 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение и выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения за особые заслуги перед Республикой Адыгея" противоречащим федеральному законодательству, недействующим, не порождающим правовых последствий.
Однако, в судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития Республики Адыгея сообщил, что в оспариваемый нормативный правовой акт 29.07.2010 г. внесены изменения приказом N 228. В связи с тем, что оспариваемый правовой акт был изменен, производство по делу было прекращено.
Таким образом, юридические службы Министерства финансов Республики Адыгея и Министерства труда и социального развития Республики Адыгея готовили незаконные и необоснованные ответы на акты прокурорского реагирования, что повлекло затягивание вопросов приведения законодательства республики в соответствие с федеральным, а также существенные затраты бюджетных денежных средств на урегулирование данных споров в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры. Принять меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих.
2. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц виновных в нарушении законодательства, а именно Министра финансов Республики Адыгея и Министра труда и социального развития Республики Адыгея и руководителей соответствующих юридических служб.
3. О результатах рассмотрения представления прошу сообщить в прокуратуру республики в установленный законом месячный срок.
И.о. прокурора республики |
Э. З. Джандар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.