Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Президента
Республики Адыгея
от 30 декабря 2010 года N 163-рп
Пояснительная записка
к Плану мероприятий по развитию информационного общества
и формированию электронного правительства
в Республике Адыгея на 2010 - 2012 годы
1. Общие положения
План мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Адыгея на 2010 - 2012 годы (далее - Региональный план) разработан в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N Пр-212. Региональный план это системная основа осуществления координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (далее - органы власти) по построению информационного общества в Республике Адыгея.
Региональный план подготовлен в целях выполнения пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, утвержденного от 26 декабря 2009 года N Пр-3492.
Региональный план является средством реализации государственной политики в области развития информационного общества и формирования электронного правительства в Республике Адыгея и предназначен для обеспечения единства приоритетов в области внедрения информационно-коммуникационных технологий и проведения скоординированной технической политики, концентрации финансовых средств и усилий органов власти и органов местного самоуправления.
Региональный план направлен на повышение качества жизни граждан, эффективность государственного управления и местного самоуправления, повышение качества услуг, оказываемых в электронном виде, ускорение социально-экономического развития Республики Адыгея.
Региональный план разрабатывается сроком на три года. При этом мероприятия, объемы их финансирования и целевые индикаторы ежегодно уточняются.
При подготовке Регионального плана были использованы следующие документы:
1) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N Пр-212;
2) План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденный Президентом Российской Федерации 13 февраля 2010 года N Пр-357;
3) Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 871-р;
4) Правила разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 947 "Об утверждении Правил разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации";
5) Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р;
6) Федеральный закон от 17 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Кроме того, при подготовке регионального плана использовались основные принципы формирования электронного правительства, ключевые приоритеты административной реформы по совершенствованию системы государственного и муниципального управления.
2. Анализ состояния развития информационного общества
и формирования электронного правительства в Республике Адыгея
При подготовке Регионального плана на первом этапе была проведена оценка достигнутого уровня развития информационного общества и формирования электронного правительства в Республике Адыгея.
В Республике Адыгея практически все органы власти обеспечены современными компьютерами и подключены к сети Интернет. В тоже время не во всех органах власти и органах местного самоуправления сформированы полноценные базы данных. Внутренний документооборот ведется на бумажных носителях.
По данным Института развития информационного общества и Федеральной службы государственной статистики, в 2008 году по использованию Интернета органами государственной власти субъектов Российской Федерации Республика Адыгея находилась на 80 месте. При общероссийском показателе 90,3%, в Республике Адыгея этот показатель 63%. Использование локальных вычислительных сетей (далее - ЛВС) в органах местного самоуправления вдвое ниже чем в органах власти.
Граждане в Республике Адыгея не в полной мере имеют возможность отправить с личного компьютера заявление или проследить за прохождением своей бумаги в том или ином органе, получить справку по системе электронного единого окна. До настоящего времени в Республике Адыгея не функционирует в полной мере информационный ресурс "Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Адыгея" и Портал государственных и муниципальных услуг.
С точки зрения обеспеченности персональными компьютерами муниципальный уровень управления заметно отстает от регионального. В органах местного самоуправления в среднем по Республике Адыгея приходится 65 компьютеров на 100 занятых, в том числе 21 компьютер с подключением к Интернету на 100 занятых.
Невысока доля организаций разных уровней управления Республики Адыгея, имеющих собственный веб-сайт. Для органов власти их доля составила 34,5%, для органов местного самоуправления - 12%.
В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню внедрения электронного правительства на 1 марта 2010 года, проведенного электронным журналом "Госменеджмент", Республика Адыгея занимает 66 место.
В Республике Адыгея в 2009 году отсутствовали межведомственные системы электронного документооборота.
В 2009 году всем образовательным учреждениям Республики Адыгея был обеспечен широкополосный круглосуточный доступ к сети Интернет. Это позволило обучающимся и их педагогам участвовать в различных дистанционных образовательных проектах: конкурсах, олимпиадах, методических объединениях, курсах повышения квалификации.
Вместе с тем не во всех образовательных учреждениях пока организованы локальные вычислительные сети, что ограничивает доступ учащихся к ресурсам сети Интернет. Всего в образовательных учреждениях Республики Адыгея 2112 единиц компьютеров, из них в составе локальных вычислительных сетей - 1005 единиц компьютеров или 47,6%.
В декабре 2009 года завершился поэтапный переход с федерального на региональное финансирование услуг доступа к сети Интернет общеобразовательных учреждений.
Показатель "Среднее количество школьников на 1 компьютер" в целом по Республике Адыгея ежегодно увеличивается: 2007 год - 26 единиц; 2008 год - 23 единицы; 2009 год - 21 единица.
В целях упорядочения использования ресурсов сети Интернет во всех общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея установлена система контентной фильтрации, исключающая доступ несовершеннолетних к Интернет-ресурсам, несовместимым с целями и задачами образования и воспитания.
В 2009 году в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" все образовательные учреждения Республики Адыгея получили комплект "Первая помощь 2.0", который включает в себя продление лицензий на проприетарное программное обеспечение до 2011 года, а также пакет свободного программного обеспечения.
Для информационного сопровождения деятельности системы образования Республики Адыгея функционируют Интернет-сайты и веб-страницы: Министерства образования и науки Республики Адыгея, органов управления образованием муниципальных районов и городских округов (100% от общего количества органов управления), государственных и муниципальных образовательных учреждений (37% от общего количества образовательных учреждений).
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействиям угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Республики Адыгея. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации, начиная с 2008 года, назначен номер "112".
В 2009 году на территории Республики Адыгея начаты работы по созданию вышеназванной системы. Основной целью создания системы является сокращение времени взаимного оповещения экстренных оперативных служб для реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия, поступающие по номеру "112", позволяющего решать оптимизированно задачи по распределению сил и средств привлекаемых служб и эффективного межведомственного взаимодействия.
В сфере здравоохранения большая часть средств вычислительной техники применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медицинских учреждений, в то время как для автоматизации собственно лечебно-диагностического процесса используется менее 20% компьютерного парка.
Сегодня в среднем на 10 работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер. При этом лишь 7,7% лечебно-профилактических учреждений используют в своей деятельности системы ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт.
Вопреки относительной обеспеченности органов и организаций системы здравоохранения компьютерной техникой, используемые прикладные системы не позволяют в полной мере обеспечить поддержку решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области непосредственного оказания населению медицинской помощи. Отмечается низкий уровень нормативного и методического обеспечения процессами информатизации здравоохранения.
В сфере управления здравоохранением в Республике Адыгея на сегодняшний момент наиболее значимыми являются проблемы информационного обеспечения в области:
1) планирования обоснованности затрат на оказание гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии со стандартами качества;
2) контроля за расходованием бюджетных средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения, за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
3) получения врачебных консультаций лицами, не имеющими возможности посещения медицинских организаций;
4) упрощения административных процедур, связанных с получением гражданами полисов обязательного медицинского страхования и иных документов, подтверждающих право на получение бесплатной или льготной медицинской помощи.
Перечисленные проблемы во многом являются следствием слабого развития информационно-телекоммуникационных технологий в медицине, ориентированности на решение локальных и частных задач.
В рамках управления здравоохранением реализованы в основном процессы обобщения и предоставления на вышестоящий уровень агрегированной информации. При этом отсутствует возможность, во-первых, проверить такую информацию на предмет достоверности, а во-вторых, оперативно изменить состав и форму представления агрегированной информации в зависимости от характера решаемых управленческих задач.
Целями внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры являются обеспечение равного доступа граждан в Республике Адыгея к информации и реализация конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям.
Особое внимание к состоянию компьютеризации и информатизации учреждений культуры, создания культурного контента и предоставления пользователям доступа к нему становится насущной необходимостью.
С целью оснащенности библиотек, музеев и архивов средствами информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в Республике Адыгея на постоянной основе проводятся закупки компьютерной техники. В среднем библиотеки Республики Адыгея оснащены компьютерами на 18%, что ниже общероссийского показателя на 11%.
Число компьютеров в библиотеках на 100 занятых в целом по Республике Адыгея в 2008 году составило 12 единиц. Максимальное значение показателя в городе Москве - 134,9 единицы, минимальное значение показателя в Республике Дагестан - 4,5 единицы.
Основными направлениям в деятельности музеев в сфере ИКТ являются создание электронных каталогов музейных коллекций и электронная фотофиксация музейных экспонатов. Использование специальных программных средств и автоматизированных музейных информационных систем (КАМИС, АИС "Музей" и другие) повышает эффективность данной работы. Однако все это возможно лишь при достаточном уровне оснащенности музеев современной компьютерной техникой.
В целом по Республике Адыгея в 2008 году на 100 сотрудников в музеях приходилось 18 компьютеров, что ниже общероссийского показателя на 12,1 пункта. Максимальное значение показателя в Ямало-Ненецком автономном округе - 61,3 единицы, минимальное значение показателя в Республике Северная Осетия - Алания - 2,9 единицы.
В Республике Адыгея информационно-коммуникационные технологии сегодня применяются во всех направлениях архивной деятельности, хотя и в разной степени. Наиболее полно и результативно ИКТ используются в научно-справочном аппарате и в учете, началось продвижение в области комплектования. Определенные шаги сделаны в обеспечении сохранности архивных документов, прежде всего, с информацией о состоянии документов. Оснащенность архивной отрасли Республики Адыгея в последние года заметно увеличилась. В государственном архиве Республики Адыгея оснащенность компьютерами - 71%, в муниципальных архивах она составила 27 %.
В среднем по Республике Адыгея в 2009 году доступ в Интернет имели 8% библиотек, 12% музеев и 16% архивов.
Одним из главных факторов, определяющих готовность к использованию домохозяйствами информационных технологий, онлайновых ресурсов и услуг, является наличие в домохозяйствах соответствующего оборудования. Трудно обеспечить развитие информационного общества в Республике Адыгея без достижения высокого уровня оснащенности населения ИКТ.
Как свидетельствуют данные исследований Федеральной службы государственной статистики, в 2008 году доля домохозяйств, оборудованных телефоном сети общего пользования, в Республике Адыгея составила 37,4%, в то время как общероссийский показатель составил 72,3%. По уровню оснащенности домохозяйств фиксированной связью в 2008 году лидировала Москва - 99%. Минимальное значение данного показателя отмечено в Республике Дагестан - 24,3%.
В настоящее время Интернет располагает значительными информационными ресурсами во многих важных областях жизни: образовании, медицине, культуре. Важную роль занимает Интернет и во взаимодействии органов власти и населения.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2008 году в Республике Адыгея доля домохозяйств, имеющих доступ к Интернету, составляла 12%. Лидером по оснащенности домохозяйств Интернетом в 2008 году являлся Ханты-Мансийский автономный округ - 59,6%. Наиболее низкий уровень доступа домохозяйств к Интернету в 2008 году отмечен в Республике Ингушетия - 0,2%.
Для того чтобы в полной мере использовать возможности, предоставляемые Интернетом, необходимы высокоскоростные каналы доступа к сети Интернет. Для Республики Адыгея в целом характерно пока еще довольно ограниченное проникновение высокоскоростного доступа в Интернет в домохозяйства.
В основном на уровень проникновения широкополосного Интернета в домохозяйства оказывает стоимость услуг по предоставлению Интернета. Проанализировав уровень тарифов на доступ к широкополосному Интернету в 2009 - 2010 годах в разных субъектах Российской Федерации, получены следующие данные:
1) стоимость тарифа безлимитного доступа в Интернет со скоростью до 512 Кбит/с для физических лиц: в Республике Адыгея составляет 599 рублей в месяц; в городе Новосибирске - 200 рублей;
2) стоимость тарифа безлимитного доступа в Интернет со скоростью до 1024 Кбит/с для физических лиц: в Республике Адыгея составляет 900 рублей в месяц; в городе Ростове-на-Дону - 500 рублей; в городе Екатеринбурге - 399 рублей;
3) стоимость тарифа безлимитного доступа в Интернет со скоростью до 1024 Кбит/с для юридических лиц: в Республике Адыгея составляет 12700 рублей в месяц; в городе Ростове-на-Дону - 7500 рублей; в городе Екатеринбурге - 2000 рублей; в городе Москве 4000 рублей; в городе Новосибирске - 2700 рублей.
По данным Института по развитию информационного общества и Федеральной службы государственной статистики России, в 2008 году доля предприятий, использующих Интернет с целью осуществления электронных расчетов с потребителями в Республике Адыгея, составила 5,5% при среднем российском показателе - 19,9%. Республика Адыгея занимает 79 место в списке субъектов Российской Федерации.
Таким образом, практически во всех сферах жизнедеятельности и направлениях электронного развития в Республики Адыгея наблюдается относительное отставание от общероссийских показателей развития.
3. Основные цели и задачи Регионального плана, сроки,
этапы, ожидаемые результаты и показатели его реализации
Основными целями реализации Регионального плана в Республике Адыгея являются:
1) повышение эффективности системы государственного управления, содействие проведению административной реформы на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
2) расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав и повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям в Республике Адыгея на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
3) повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики Республики Адыгея на основе развития и использования информационных и коммуникационных технологий;
4) обеспечение безопасности жизнедеятельности населения на основе развития и использования информационных и коммуникационных технологий;
5) повышение качества жизни населения за счет широкомасштабного использования информационных и коммуникационных технологий.
При реализации Регионального плана Республики Адыгея предполагается решить следующие задачи:
1) создание и развитие инфраструктуры электронного правительства Республики Адыгея для повышения эффективности функционирования системы государственного управления и местного самоуправления;
2) повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг на основе использования информационных и коммуникационных технологий, создание условий для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
3) повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;
4) создание условий для развития информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление государственных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам вне зависимости от места их проживания;
5) повышение уровня использования информационных и коммуникационных технологий в ключевых сферах социально-экономического развития Республики Адыгея (образование, здравоохранение и медицина, культура, социальное обслуживание населения);
6) повышение уровня доступа к информационным и коммуникационным технологиям населения, прежде всего, в сельской местности, малых городах и труднодоступных местах;
7) формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное внедрение и использование информационных технологий в системе государственного управления и местного самоуправления, в деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка информационных и коммуникационных технологий в Республике Адыгея.
Сроки реализации Регионального плана - 2010 - 2012 годы. Вследствие того, что республиканский бюджет Республики Адыгея на 2010 год сформирован и утвержден, основное финансирование этапов реализации мероприятий Регионального плана предполагается осуществлять в 2011 - 2012 году.
В результате реализации основных направлений и мероприятий Регионального плана к 2013 году в Республике Адыгея должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:
1) место Республики Адыгея в общероссийских рейтингах в области развития информационного общества - в числе сорока ведущих регионов страны;
2) место Республики Адыгея в общероссийских рейтингах по уровню доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже сорокового в числе регионов страны;
3) уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;
4) рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в экономике Республики Адыгея по сравнению с 2007 годом - не менее чем в 3 раза;
5) уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий к 2013 году - 15 линий;
6) наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет - не менее чем в 50% домашних хозяйств;
7) доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 50%;
8) доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 100%;
9) доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов - 100%;
10) доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%;
11) доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 30%, в том числе библиотечных каталогов - 100%;
12) доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100%.
4. Ресурсное обеспечение Регионального плана
Финансирование мероприятий Регионального плана будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов, а также средств из федерального бюджета (межбюджетные трансферты).
Финансирование мероприятий Регионального плана планируется осуществлять за счет средств, выделяемых органам власти и органам местного самоуправления в рамках их текущего содержания, целевых межбюджетных трансфертов, государственных, федеральных, региональных, муниципальных и ведомственных целевых программ.
Реализация мероприятий Регионального плана, предусматривающих бюджетное финансирование, осуществляется органами власти и органами местного самоуправления на основании заключения соответствующих государственных и муниципальных контрактов на закупку и поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг, заключаемых с исполнителями по результатам размещения государственного заказа.
Всего в проект Плана включено 55 мероприятий в различных сферах жизнедеятельности граждан в Республике Адыгея. Общий объем финансирования предложенных мероприятий в отношении к общему объему республиканского бюджета Республики Адыгея предполагается следующий: в 2010 году - 0,18%; в 2011 году - 1,5%; в 2012 году 1,6%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.