Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 11 мая 2011 г. N 79
Долгосрочная целевая программа
Республики Адыгея "Чистая вода" на 2011 - 2015 годы
Паспорт
долгосрочной целевой программы Республики Адыгея
"Чистая вода" на 2011 - 2015 годы
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея |
Основной разработчик Программы |
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея |
Цель Программы |
обеспечение населения Республики Адыгея питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами |
Задача Программы |
модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2015 годы |
Основные мероприятия Программы |
1) строительство и реконструкция объектов водоснабжения; 2) строительство и реконструкция объектов водоотведения и очистки сточных вод; 3) строительство объекта по сбору и очистке поверхностного стока селитебных территорий |
Основной исполнитель Программы |
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 897,744 миллиона рублей, в том числе: 1) за счет средств федерального бюджета - 578,315 миллиона рублей; 2) за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 49,605 миллиона рублей; 3) за счет средств местных бюджетов - 206,175 миллиона рублей; 4) за счет внебюджетных средств - 63,649 миллиона рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1) увеличение доли населения Республики Адыгея, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности; 2) увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения |
Организация контроля за выполнением Программы |
осуществляется Кабинетом Министров Республики Адыгея |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития Российской Федерации.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы.
Проблема обеспечения населения питьевой водой относится к числу приоритетных, поскольку она влияет на состояние здоровья населения, а также в целом на эпидемиологическую безопасность в Республике Адыгея.
На сегодняшний день система централизованного водоснабжения Республики Адыгея включает в себя около 2,66 тысячи километров водопроводных сетей, 371 артезианскую скважину общей мощностью 242,8 тысячи кубических метров и Майкопский групповой водопровод мощностью 140 тысяч кубических метров в сутки. Водоснабжением охвачено 76,7% населения# в том числе 92% городского и только 55% сельского населения. Население 108 населенных пунктов использует для питьевых нужд воду из шахтных колодцев.
Степень износа системы водоснабжения на некоторых объектах достигает 95%. На сегодняшний день нуждаются в замене 58,2% водопроводных сетей. В ряде населенных пунктов жители испытывают нехватку питьевой воды.
Существующие мощности водозаборных сооружений не обеспечивают население питьевой водой в достаточном количестве и не дают возможности развития сетей водоснабжения, вследствие перегруженности данных мощностей. Техническое состояние водозаборных сооружений обуславливает их низкую санитарную надежность, которая подтверждается данными о качестве питьевой воды. Предприятия за счет собственных средств не в состоянии обеспечить реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения.
Объем утечек и неучтенный расход воды составляет около 32 тысяч кубических метров в сутки или 30% от общего объема воды, поданной в сеть. Число аварий на сетях в год составляет порядка 450 случаев, которые приводят к перебоям в подаче воды населению и вторичному загрязнению питьевой воды.
Кроме того, проведенные радиологические исследования проб воды из артезианских источников питьевого водоснабжения поселка Каменномостского Майкопского района выявили значительно повышенный уровень суммарной радиоактивности.
Данные о состоянии источников централизованных систем питьевого водоснабжения и качества воды в месте забора приведены в таблице 1.
Таблица 1
Годы |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Количество источников |
384 |
386 |
385 |
385 |
Из них отвечающих санитарным нормам и правилам (процентов) |
7,8 |
7,7 |
7,0 |
7,0 |
Процент проб воды, не соответствующих нормативам по санитарно-химическим показателям |
1,37 |
2,2 |
1,1 |
0,9 |
Процент проб воды, не соответствующих нормативам по микробиологическим показателям |
0,77 |
1,3 |
1,4 |
1,0 |
Наиболее распространенным показателем неудовлетворительного качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения является повышенный уровень общей минерализации, содержание железа и марганца, который обуславливает высокий уровень цветности, мутности, ухудшает органолептические свойства и оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья людей, повышает риск заболевания населения сердечно-сосудистой патологией, мочекаменной болезнью. Воду с повышенным содержанием железа потребляют около 60 тысяч человек. Железо в концентрациях, превышающих предельно допустимую концентрацию в 1 - 3 раза, наиболее часто присутствует в воде централизованных систем питьевого водоснабжения города Майкопа, города Адыгейска, поселка Энем, поселка Яблоновского, станицы Гиагинской, села Красногвардейского, аула Тахтамукай.
На сегодняшний день канализацией обеспечено около 65% жилищного фонда, а централизованной канализацией около - 40%. В сельских населенных пунктах централизованную систему канализации имеют в основном только районные центры (около 10%).
Объекты социальной и жилищной сферы сельских населенных пунктов для сбора и очистки бытовых стоков оснащены простейшими канализационными сооружениями - фильтрующими колодцами, выгребными ямами.
Очистка хозяйственно-бытовых стоков производится на 23 очистных сооружениях общей мощностью 132,4 тысячи кубических метров в сутки, протяженность канализационных сетей составляет 555,7 километра, из них нуждается в замене - 336,3 километра (60,5%).
Очистные сооружения и канализационные сети, строительство которых в основном велось в 1966 - 1970-х годах, физически и морально устарели и не обеспечивают необходимую очистку стоков. Из 27,94 миллиона кубических метров сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, нормативно очищено только 1,1 миллиона кубических метров, что составляет 4% от общего объема стоков.
Характеристика текущего состояния в секторе водоснабжения и водоотведения в Республике Адыгея отражена в таблице 2.
Таблица 2
Показатель |
Единица измерения |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Соотношение показателей 2009 года к показателям 2007 года, процентов |
Характеристика текущего состояния в секторе водоснабжения | |||||
Доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению |
процентов |
65 |
67 |
76,7 |
118 |
Потери воды в сетях централизованного водоснабжения |
тысяч кубических метров |
12351 |
12959 |
11603 |
94 |
Степень износа сетей водоснабжения (доля сетей, нуждающихся в замене) |
процентов |
65,5 |
65,5 |
58,2 |
89 |
Доля расходов на капитальные вложения в структуре расходов организаций, обеспечивающих водоснабжение населения |
процентов |
11 |
15 |
18 |
164 |
Доля российского оборудования и материалов в структуре затрат организаций, осуществляющих водоснабжение населения |
процентов |
96,9 |
92 |
95 |
98 |
Количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных системами доочистки воды |
единиц |
|
|
|
|
Среднедушевой объем потребления водопроводной воды в год |
кубических метров |
130 |
150 |
158 |
122 |
Доля обеспеченности приборами учета |
процентов |
18 |
27 |
32 |
178 |
Характеристика текущего состояния в секторе водоотведения | |||||
Доля жилищного фонда, имеющего доступ к канализационной системе |
процентов |
41,6 |
41,7 |
42,0 |
101 |
Удельный вес сточных вод, пропущенных через очистные сооружения |
процентов |
48,4 |
51,2 |
57,2 |
118 |
Степень износа канализационных сетей (доля сетей, нуждающихся в замене) |
процентов |
63,2 |
59,5 |
60,5 |
96 |
Доля расходов на капитальные вложения в структуре расходов организаций, обеспечивающих водоотведение |
процентов |
10 |
11 |
15 |
136 |
Доля российского оборудования и материалов в структуре затрат организаций, осуществляющих водоотведение |
процентов |
98 |
98 |
99 |
101 |
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года одной из приоритетных задач является совершенствование жилищно-коммунального обслуживания населения, в том числе разработка республиканской целевой программы модернизации объектов водопроводно-канализационного комплекса Республики Адыгея для улучшения обеспечения населения качественной питьевой водой и организации водоотведения.
При подготовке настоящей Программы были проанализированы разные варианты решения проблем в области обеспечения населения питьевой водой, каждый из которых направлен на повышение уровня безопасности и безвредности питьевой воды, но отличается темпами реализации, механизмом государственной поддержки, объемом и структурой финансирования.
Наиболее оптимальным вариантом решения сложившихся проблем в области обеспечения населения питьевой водой является комплексный подход к решению проблемы.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить реализацию государственной политики в сфере обеспечения населения питьевой водой, эффективные механизмы выполнения мероприятий Программы, сконцентрировать финансовые ресурсы на решении задачи Программы.
2. Основная цель и задача Программы с указанием сроков
и этапов ее реализации
Целью Программы является обеспечение населения Республики Адыгея питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Для достижения цели Программы необходимо решить задачу по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2011 - 2015 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Сведения о государственном заказчике мероприятий Программы, исполнителях и получателях субсидий представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
По итогам реализации мероприятий Программы ожидаются следующие результаты:
1) увеличение доли населения Республики Адыгея, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;
2) увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 897,744 миллиона рублей, в том числе:
1) за счет средств федерального бюджета - 578,315 миллиона рублей;
2) за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 49,605 миллиона рублей;
3) за счет средств местных бюджетов - 206,175 миллиона рублей;
4) за счет внебюджетных средств - 63,649 миллиона рублей.
Объемы и источники финансирования Программы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование источника финансирования |
Объём финансирования (миллионов рублей) |
|||||
всего |
в том числе по годам реализации: |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Федеральный бюджет |
578,315 |
33,382 |
350,415 |
194,518 |
- |
- |
Республиканский бюджет Республики Адыгея |
49,605 |
- |
25,037 |
13,898 |
6,835 |
3,835 |
Местные бюджеты |
206,175 |
50,0 |
101,882 |
41,679 |
8,802 |
4,532 |
Внебюджетные источники |
63,649 |
- |
23,244 |
27,789 |
8,803 |
4,533 |
Общий объем финансирования |
897,744 |
83,382 |
500,578 |
277,884 |
23,0 |
12,9 |
Средства федерального бюджета предоставляются в виде субсидий республиканскому бюджету Республики Адыгея в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы" (далее - Правила).
Субсидии предоставляются ежегодно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников будет осуществляться в соответствии с разделом VII Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 апреля 2009 года N 85 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 4).
Объемы финансирования Программы подлежат уточнению по результатам оценки эффективности реализации долгосрочных программ, проводимой Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея в соответствии с Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 апреля 2009 года N 85 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации".
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы позволит улучшить качество питьевой воды и увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения.
Показатели эффективности выполнения Программы представлены в Приложении N 3.
6. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея (далее - Министерство).
Реализация Программы предусматривает взаимодействие Министерства и органов местного самоуправления.
Мероприятиями Программы предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам при условии принятия органами местного самоуправления аналогичных муниципальных целевых программ.
Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Министерством и муниципальным образованием, о предоставлении субсидии, в котором предусматриваются:
1) порядок предоставления субсидии;
2) сведения о размере субсидии;
3) обязательство,# муниципального образования об использовании субсидии в целях, предусмотренных соглашением, и о представлении отчетов об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
4) порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения;
5) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Расчет объема субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы, определяется в соответствии с пунктом 9 Правил по формуле:
,
где:
- уровень софинансирования мероприятий региональной программы i-го субъекта Российской Федерации за счет субсидии;
- уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, определяемый в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";
С - средний уровень софинансирования мероприятий региональных программ за счет субсидии, который равен:
- в случае софинансирования мероприятий, реализуемых в городских поселениях с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения, число жителей которых не превышает 100 тысяч человек, - 50%;
- в случае софинансирования мероприятий, реализуемых в сельском поселении с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения, - 60%.
Расчетный объем субсидии составляет:
на 2011 год:
для городских поселений Уi = 50/0,662 = 75,5%;
для сельских поселений Уi = 60/0,662 = 90,6%;
на 2012 год:
для городских поселений Уi = 50/0,624 - 80,1%;
для сельских поселений Уi = 60/0,624 = 96,1%;
на 2013 год:
для городских поселений Уi = 50/0,593 = 84,3%;
для сельских поселений Уi = 60/0,593 = 101,1%.
В соответствии с пунктом 10 Правил уровень софинансирования мероприятий, предусмотренных региональной программой, реализуемых в городских поселениях, не может быть выше 70% и ниже 30%, в сельском поселении - выше 70% и ниже 40%.
Таким образом, расчетный объем субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы для городских и сельских поселений на 2011 - 2013 годы, составляет 70%.
Расчетный (предельный) объем субсидии, предоставляемой ежегодно в 2012 - 2013 годах, из республиканского бюджета Республики Адыгея местным бюджетам на софинансирование программных мероприятий, составляет 5%, в 2014 - 2015 годах - 30% от суммы финансирования, предусмотренной на год.
Объем софинансирования мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов в 2012 - 2013 годы составляет 15%, в 2014 - 2015 годах - 35% от суммы финансирования, предусмотренной на год.
Объем софинансирования мероприятий Программы из внебюджетных источников в 2012 - 2013 годах составляет 10%)#, в 2014 - 2015 годах - 35% от суммы финансирования, предусмотренной на год.
Важнейшим условием эффективности Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга и корректировки Программы. В связи с этим ход реализации Программы ежегодно анализируется на основании критериев оценки эффективности Программы.
Органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, ежеквартально представляют государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы, в том числе об использовании средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея, предоставленных в виде субсидий.
Прекращение реализации мероприятий Программы или изменения в Программу возможны при условии наличия следующих внешних факторов, негативно влияющих на реализацию Программы:
1) отсутствие финансирования (неполное финансирование) из источников, предусмотренных Программой;
2) изменение федерального законодательства;
3) форс-мажорные обстоятельства.
Мероприятиями по минимизации негативного влияния внешних факторов являются:
1) привлечение в установленном порядке дополнительных источников финансирования;
2) принятие соответствующих нормативных правовых актов Республики Адыгея при изменении федерального законодательства.
Организация контроля за исполнением Программы осуществляется Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.