Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 12 апреля 2011 г. N 113-р
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов Республики Адыгея
на период 2011 - 2012 годов
Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период 2011 - 2012 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а также основными положениями Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 11) (далее - Стратегия).
I. Предпосылки разработки Программы
Приоритетной целью Стратегии является переход Республики Адыгея к устойчивому социально-экономическому развитию. Для достижения поставленной цели задачи экономического и социального развития должны быть сбалансированы с бюджетными ресурсами.
Посткризисное состояние государственных финансов Республики Адыгеи показывает, что недостаточность доходной базы республиканского бюджета Республики Адыгея в условиях сокращения финансовой помощи Республике Адыгея из федерального бюджета и необходимость обеспечения исполнения принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств приводит к росту дефицита и увеличению объема государственного долга Республики Адыгея (таблица 1).
Таблица 1
Наименование показателя (миллионов рублей) |
2008 год |
2009 год |
Процент к 2008 году |
2010 год |
Процент к 2009 году |
Доходы, всего |
9076,2 |
10456,6 |
115,2 |
10334,0 |
98,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
- налоговые и неналоговые доходы |
2367,0 |
2685,9 |
113,5 |
3186,6 |
118,5 |
- дотация на выравнивание |
3161,7 |
4051,8 |
128,2 |
3514,9 |
86,7 |
Расходы, всего |
8490,7 |
11403,8 |
134,3 |
10673,8 |
93,6 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
+585,5 |
-947,2 |
_ |
-339,8 |
35,9 |
Государственный долг |
224,4 |
652,3 |
в 2,9 раза |
1017,9 |
в 1,6 раза |
При этом за 2009 год доля неэффективных расходов, определяемых Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках проводимой оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в общем объеме консолидированного бюджета Республики Адыгея была ниже среднероссийской (5,4% - в Республике Адыгея, 6,6% - в среднем по Российской Федерации).
Несмотря на снижение в Республике Адыгея в течение трех лет объема неэффективных расходов, занимаемое 9-е место Республики Адыгея по динамике эффективности и 21-е - по показателю общего уровня эффективности в рейтинге регионов за 2009 год, проведение оптимизации расходов республиканского бюджета Республики Адыгея, повышение эффективности и результативности использования финансовых ресурсов остается одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Республики Адыгея на ближайшую перспективу.
Без создания устойчивой и эффективно работающей системы управления общественными финансами с внедрением современных инструментов управления, основанных на принципах бюджетирования, ориентированного на результат, без реформирования бюджетной сети, без повышения кадрового потенциала достичь установленных в Стратегии ориентиров невозможно.
Переход к программно-целевому бюджетированию - сложный и длительный процесс, который требует решения целого ряда организационных, технических и психологических задач. Именно от того, каким образом будет организован этот процесс, зависит, насколько эффективно инструменты бюджетирования будут использоваться на практике и не превратится ли их использование в формальную процедуру, не влияющую на процесс принятия решений.
В Республике Адыгея мероприятия по реформированию бюджетного процесса с внедрением инструментов бюджетирования проводятся с 2008 года. С 2008 года по 2010 год созданы правовые основы для внедрения в бюджетный процесс докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - ДРОНДы), долгосрочных целевых программ (далее - ДЦП) и ведомственных целевых программ (далее - ВЦП), государственных заданий, осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию с разделением бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств, сформирован и утвержден перечень государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики Адыгея за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, установлены требования к качеству их оказания, определены процедуры проведения мониторинга потребности услуг и проведения оценки соответствия их качества, проведена подготовительная работа по реорганизации государственных учреждений Республики Адыгея в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В части муниципальных образований в соответствии с Порядком проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами и соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 20 января 2010 года N 5 "О Порядке проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами и соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, N 1, 11), ежеквартально проводится мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства и ежегодно - оценка качества управления муниципальными финансами.
В целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея был разработан План мероприятий по реформированию региональных финансов Республики Адыгея в 2010 - 2012 годах.
В целях минимизации рисков, применения на практике региональной нормативной правовой базы, проработки методологии, накопления практики работа по переходу к программно-целевому бюджетированию велась путем пилотного внедрения с ежегодным расширением числа субъектов бюджетного планирования, переориентирующих свою деятельность на получение конкретных результатов (таблица 2).
Таблица 2
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Число субъектов бюджетного планирования (далее -СБП), представляющих ДРОНДы (единицы) |
4 |
6 |
15 |
Доля СБП в структуре исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, представляющих ДРОНДы (проценты) |
13,3 |
20,0 |
50,0 |
Общее число целевых программ (единицы) |
31 |
43-ДЦП 8-ВЦП |
40-ДЦП 11-ВЦП |
Доля расходов, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Адыгея без учета субвенций (проценты) |
12,0 |
12,9 |
12,1 |
Число государственных учреждений Республики Адыгея, всего |
134 |
135 |
128 |
в том числе автономных учреждений Республики Адыгея |
1 |
3 |
3 |
Число государственных учреждений Республики Адыгея, в отношении деятельности которых утверждены перечни государственных услуг (единицы) |
- |
- |
85 |
Число государственных учреждений Республики Адыгея, для которых утверждены государственные задания (единицы) |
- |
- |
85 |
Анализ пилотного внедрения в Республике Адыгея инструментов программно-целевого бюджетирования в рамках перехода к новой системе управления общественными финансами показал, что это способствует методической, организационной, технической проработке, но эффективность бюджетных расходов остается на низком уровне. В целом в сфере управления общественными финансами в Республике Адыгея сохраняется ряд системных недостатков и проблем.
1. Бюджетное планирование слабо увязано со стратегическим планированием и не ориентировано на достижение конечных результатов.
Несмотря на использование при планировании бюджетных расходов программно-целевых инструментов, формирование республиканского бюджета Республики Адыгея в целом продолжается по сметному принципу путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации Российской Федерации. Бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Адыгея и государственных учреждений Республики Адыгея продолжают планироваться и расходоваться без привязки к результатам деятельности.
2. Применяемые методы программно-целевого планирования носят формальный характер.
Сложившаяся практика использования долгосрочных целевых программ показывает, что зачастую они являются дополнительным источником финансирования мероприятий текущего ведомственного характера. Состав программных мероприятий не всегда тщательно продумывается и просчитывается, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки.
Исполнительные органы государственной власти Республики Адыгея в большинстве случаев не в состоянии разграничить порядок применения программного подхода в виде долгосрочных или ведомственных целевых программ, тем самым не обеспечивается эффективное решение системных проблем в области социально-экономического развития Республики Адыгея.
В ДРОНДах система целей, задач и показателей деятельности субъектами бюджетного планирования подгоняется под существующую деятельность и строится таким образом, что сложно определить объем бюджетных средств, необходимый для их достижения, и оценить в последующем эффективность произведенных расходов. Зачастую подбираются показатели, представляющие деятельность субъекта бюджетного планирования в выгодном свете с замалчиванием существующих проблем.
3. Сохраняется слабая заинтересованность кадров в работе на результат и эффективном управлении финансовыми ресурсами.
Внедрение новых инструментов бюджетирования осуществляется параллельно текущей деятельности государственных гражданских служащих Республики Адыгея и сотрудников государственных учреждений Республики Адыгея, при этом мотивация продолжает быть на низком уровне: все нововведения воспринимаются как дополнительная работа, необходимость которой не очевидна в краткосрочной перспективе и рассматривается как удвоенная нагрузка, что способствует сохранению организационной инерции.
Отсутствие увязки объемов финансирования расходов на содержание аппарата исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея с результатами их деятельности, отсутствие аудита результативности, который позволяет контролировать не только целевой характер осуществляемых государственных расходов, но и оценивать их конечные результаты, отсутствие системы мониторинга качества финансового менеджмента способствует декларативному характеру целей, задач и показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, а также недостаточной взаимосвязи поставленных задач и ожидаемых результатов от их деятельности.
4. Расходование бюджетных средств ориентировано на поддержание бюджетной сети, а не на предоставление услуг.
Несмотря на создание в Республике Адыгея правовых основ для перехода к финансовому обеспечению государственных заданий, финансирование деятельности государственных учреждений Республики Адыгея продолжает происходить вне зависимости от количества и качества оказываемых ими услуг.
Отсутствие конкурсного распределения бюджетных ресурсов на этапе бюджетного планирования и неустановленные меры ответственности за последствия недостижения определенных результатов деятельности как руководителем исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея или государственного учреждения Республики Адыгея, так и конкретным исполнителем способствует нежеланию государственных учреждений Республики Адыгея улучшать качество производимых услуг и оптимизировать имеющиеся в их распоряжении ресурсы.
Отсутствие на федеральном уровне единых подходов к классификации услуг, к оценке стоимости услуг, показателей качества оказания услуг создает условия для манипулирования планируемыми результатами и демонстрации ложной эффективности деятельности.
5. Низкое качество управления муниципальными финансами.
Проведенный в Республике Адыгея по итогам 2009 года мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами и соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства показали, что внедрение новых механизмов в систему планирования и исполнения местного бюджета осуществляется медленно, отсутствует система целеполагания, к нововведениям в системе управления финансами органы местного самоуправления относятся пассивно, расходование бюджетных средств продолжает осуществляться неэффективно.
Перечисленные проблемы и недостатки подтверждают актуальность и необходимость разработки в Республике Адыгея системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов путем повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и перехода от пилотного внедрения инструментов бюджетирования к повсеместности их применения. Именно от совместной комплексной и согласованной работы исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея зависит успешное внедрение принципов бюджетирования в систему управления общественными финансами, эффективное управление бюджетными ресурсами и высокое качество услуг, оказываемых населению Республики Адыгея.
II. Основная цель и задачи Программы
Цель Программы - совершенствование системы управления общественными финансами путем создания условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и качества управления социально-экономическим развитием Республики Адыгея.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
1) обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
2) реструктуризация сети государственных учреждений Республики Адыгея с оптимизацией их численности и расходов на их содержание;
3) совершенствование системы предоставления государственных услуг;
4) оптимизация структуры исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и численности государственных гражданских служащих Республики Адыгея;
5) повышение качества финансового менеджмента и создание системы аудита результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея;
6) повышение энергоэффективности в бюджетном секторе;
7) создание механизмов стимулирования органов местного самоуправления к повышению качества управления муниципальными финансами и организации бюджетного процесса, ориентированного на результат.
Для решения указанных задач в 2011 - 2012 годах необходимо:
1) развитие программно-целевых принципов формирования республиканского бюджета Республики Адыгея, включая подготовку перехода к программному бюджету;
2) повышение эффективности предоставления государственных услуг;
3) оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея;
4) энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе;
5) повышение качества управления муниципальными финансами.
1. Развитие программно-целевых принципов формирования республиканского бюджета Республики Адыгея, включая подготовку перехода к программному бюджету
Осуществляемый в ходе бюджетной реформы переход к управлению бюджетными затратами по результатам предопределил появление программно-целевых технологий как эффективного инструмента разработки и реализации направлений бюджетной политики и достижения целей и задач социально-экономического развития как каждого субъекта, так и Российской Федерации в целом. Основным инструментом бюджетирования, обуславливающим переход к программно-целевому методу планирования, является целевая программа, отражающая основные цели, задачи, мероприятия и показатели для оценки результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
Работа по созданию правовых основ внедрения программно-целевых инструментов в Республике Адыгея началась в 2008 году с удлинения горизонта планирования. С принятием Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года N 161 "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2008, N 4, 7; 2009, N 4, 7, 10; 2010, N 3, 7, 8) законодательно была закреплена норма ежегодного формирования и принятия республиканского бюджета Республики Адыгея на трехлетний период.
В соответствии с принятым порядком подготовки ДРОНДов четырьмя субъектами бюджетного планирования были разработаны первые ДРОНДы, которые не влияли на бюджетные проектировки формируемого республиканского бюджета Республики Адыгея на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а разрабатывались для изучения подготовленности субъектов бюджетного планирования к переходу от сложившейся системы управления финансами к бюджетированию, ориентированному на результат. Ежегодно перечень субъектов бюджетного планирования, представляющих ДРОНДы, расширялся. Внедрение ДРОНДов положило начало работе по внедрению инструментов управления по результатам.
В 2009 году Кабинетом Министров Республики Адыгея был определен порядок разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ и исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея разработаны первые ведомственные целевые программы и долгосрочные целевые программы Республики Адыгея, при этом доля бюджетных расходов, сформированная в рамках целевых программ, составила 12%.
Использование программно-целевых методов бюджетирования требует доработки правовой базы, так как без устранения имеющихся недостатков переход к программной структуре расходов республиканского бюджета Республики Адыгея с 2012 года осуществить будет невозможно. Именно программно-целевое планирование должно стать в ближайшей перспективе основой всего бюджетного планирования.
Целью данного направления Программы является четкая увязка программно-целевых инструментов с бюджетным процессом и их ориентация на обоснование бюджетных расходов в зависимости от запланированных результатов.
Для достижения указанной цели будет проведена работа по следующим направлениям:
1) разработка проекта закона Республики Адыгея "О стратегическом планировании и прогнозировании";
2) проведение оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ и долгосрочных целевых программ Республики Адыгея;
3) максимальный охват целевыми программами расходов, связанных с повышением качества бюджетных услуг и в целом деятельности субъектов бюджетного планирования;
4) совершенствование нормативно-правовой базы Республики Адыгея в части подготовки и использования в системе управления целевых программ и ДРОНДов;
5) совершенствование практики установления показателей результативности и эффективности реализации целевых программ и применение результатов оценки при бюджетном планировании;
6) внесение изменений в законодательство Республики Адыгея в соответствии с изменяющимся федеральным законодательством в части подходов к составлению проекта республиканского бюджета Республики Адыгея с учетом перехода к программной структуре расходов республиканского бюджета Республики Адыгея.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по данному направлению будет заключаться в:
1) налаживании четкой системы планирования республиканского бюджета Республики Адыгея на основе принципов программно-целевого бюджетирования;
2) повышении эффективности бюджетных расходов за счет распределения бюджетных средств в зависимости от достижения конкретных результатов.
2. Повышение эффективности предоставления государственных услуг
Одним из основных направлений повышения эффективности бюджетных расходов является переход к финансированию государственных услуг с созданием системы учета потребности в их предоставлении, установление показателей качества и финансового обеспечения.
В настоящее время в Республике Адыгея создана нормативная правовая база, регламентирующая процесс планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг в соответствии с государственными заданиями.
Утвержден Перечень государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики Адыгея физическим и (или) юридическим лицам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея (далее - Перечень государственных услуг), в котором перечислены государственные услуги, предоставляемые государственными учреждениями Республики Адыгея в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.
В соответствии с Перечнем государственных услуг главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Адыгея на 2010 год сформированы и доведены до подведомственных учреждений государственные задания в порядке и по форме, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 декабря 2009 года N 237 "О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Республики Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 12; 2010, N 5). В целях реализации статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации проекты государственных заданий использовались при составлении проекта республиканского бюджета Республики Адыгея на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
В целях единого подхода к формированию требований по оказанию государственных услуг главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Адыгея разработаны и утверждены требования к качеству оказания государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 декабря 2009 года N 249 "О Порядке разработки требований к качеству оказания государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг юридическим и физическим лицам" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 12; 2010, N 11).
В 2010 году установлены процедуры проведения мониторинга потребности в предоставляемых государственных услугах и проведения оценки соответствия их качества установленным требованиям. Данная работа будет осуществляться в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 мая 2010 года N 95 "О Порядке мониторинга потребности в предоставлении государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг и учета результатов мониторинга при формировании проекта республиканского бюджета Республики Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, N 5) и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 мая 2010 года N 96 "О Порядке оценки соответствия предоставляемых государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг утвержденным требованиям к качеству государственных услуг" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, N 5).
В рамках оказания главным распорядителям средств республиканского бюджета Республики Адыгея методологической помощи Министерством финансов Республики Адыгея утверждены методические рекомендации по формированию государственного задания государственными учреждениями Республики Адыгея и контролю за их выполнением и методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Республики Адыгея.
В связи с тем, что в Республике Адыгея практическая работа по формированию государственных заданий на оказание государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг находится еще на стадии становления и не получены первые результаты ее реализации, организация бюджетирования государственных услуг осложняется несколькими факторами:
1) отсутствием на федеральном уровне единых унифицированных подходов к определению затрат на оказание услуг;
2) устоявшейся практикой финансирования затрат (в виде содержания учреждений), а не результатов (в виде государственных услуг определенного объема и качества);
3) балансировкой между ограниченными средствами республиканского бюджета Республики Адыгея и необходимым уровнем качества предоставляемых государственных услуг.
Дальнейшее финансирование действующей сети государственных учреждений Республики Адыгея исходя из содержания существующих мощностей, а не повышения качества оказываемых государственных услуг способствует отсутствию заинтересованности главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Адыгея и подведомственных им учреждений в оптимизации бюджетных расходов на их содержание и повышению эффективности их деятельности.
Вступление в силу с 1 января 2011 года Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" повлечет необходимость расширения и уточнения перечня государственных услуг исходя из измененного статуса государственных учреждений Республики Адыгея, доработки нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру их оказания, и изменение процесса планирования бюджетных ассигнований на их основе.
Целями данного направления Программы являются:
1) повышение доступности и качества государственных услуг;
2) привлечение и сохранение в бюджетной сфере высококвалифицированных кадров;
3) оптимизация бюджетных расходов на содержание бюджетной сети;
4) улучшение материально-технической базы государственных учреждений Республики Адыгея;
5) внедрение в деятельность государственных учреждений Республики Адыгея элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей будет проведена работа по следующим направлениям:
1) проведение инвентаризации сети государственных учреждений Республики Адыгея и оказываемых ими государственных услуг населению;
2) осуществление перехода бюджетных учреждений Республики Адыгея со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидий на выполнение государственного задания с 1 января 2012 года;
3) планирование и расчет бюджетных ассигнований в рамках подготовки проекта республиканского бюджета Республики Адыгея на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с показателями проектов государственных заданий;
4) обоснование финансового обеспечения государственных услуг за счет установления порядка расчета нормативных затрат на их оказание и содержание имущества;
5) совершенствование практики формирования государственных заданий;
6) доработка нормативных правовых актов Республики Адыгея с учетом требований федерального законодательства.
В целях повышения эффективности работы специалистов и оперативности их взаимодействия, минимизации рисков ошибок при обработке данных работа по формированию, доведению и мониторингу государственных заданий, а также планирование бюджетных ассигнований на их основе должны быть автоматизированы. Процесс автоматизации будет осуществлен в рамках реализации данного направления Программы.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по данному направлению будет заключаться в следующем:
1) повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставляемых государственных услуг в Республике Адыгея за счет установления четких требований к качеству и созданию новых организационно-правовых форм предоставления услуг;
2) оптимизация структуры расходов на финансирование предоставления государственных услуг за счет внедрения нормативов затрат на оказание услуг;
3) повышение мотивации и заинтересованности специалистов государственных учреждений Республики Адыгея к повышению качества и доступности государственных услуг за счет изменения подходов к финансированию государственных учреждений Республики Адыгея.
3. Оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея
Принцип формирования новых механизмов работы государственного управления заложен в концепции административной реформы, проводимой в Российской Федерации.
Основная цель настоящей Программы соответствует основным целям Программы проведения административной реформы в Республике Адыгея в 2009 - 2010 годах, утвержденной Указом Президента Республики Адыгея от 2 февраля 2009 года N 8 "О Программе проведения административной реформы в Республике Адыгея в 2009 - 2010 годах" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 2; 2010, N 7), и взаимосвязана с целями и направлениями.
Программы повышения эффективности бюджетных расходов Правительства Российской Федерации.
К ним относятся следующие цели:
1) оптимизация системы и структуры исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, соответствующих характеру и объему закрепленных за ними государственных полномочий;
2) оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и противодействие коррупции;
3) повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и гражданского общества;
4) повышение качества и доступности государственных услуг в Республике Адыгея;
5) управление по результатам.
В 2009 - 2010 годах в Республике Адыгея активно проводилась работа по повышению эффективности государственного управления в рамках административной реформы, в том числе:
1) созданы государственные информационные системы - Региональный реестр государственных услуг (функций) Республики Адыгея и Региональный портал государственных услуг (функций) Республики Адыгея;
2) разработаны и утверждены административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг в Республике Адыгея, которые размещаются на сайтах исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и на официальном сайте Республики Адыгея www.adygheya.ru;
3) сформирован и ведется реестр контрольных, надзорных и разрешительных функций исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея;
4) принят Закон Республики Адыгея от 27 октября 2009 года N 286 "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 10), а также ряд подзаконных нормативных правовых актов Республики Адыгея в части внедрения механизмов противодействия коррупции;
5) разработан план развития информационного общества и формирования электронного правительства в Республике Адыгея;
6) создано государственное учреждение Республики Адыгея "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Майкопе".
Для достижения целей Программы проведения административной реформы в Республике Адыгея предстоит продолжить подготовку различного рода нормативных и методических материалов, позволяющих своевременно упразднять избыточные и дублирующие функции исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, приводить в действие механизмы, предотвращающие появление новых избыточных или дублирующих функций в исполнительных органах государственной власти Республики Адыгея. В целях своевременного принятия соответствующих управленческих и финансовых решений в практику необходимо внедрить комплексную систему управления, основанную на оценке результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, ввести процедуры мониторинга качества финансового менеджмента, охватывающие все элементы бюджетного процесса, от составления проекта республиканского бюджета Республики Адыгея до его исполнения и внутреннего аудита.
Исходя из сложившейся динамики численности и количества исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (таблица 3) необходимо провести оптимизацию численности государственных гражданских служащих Республики Адыгея и довести их численность до необходимой для реализации государственных функций и государственных услуг, закрепленных за соответствующими исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея.
Таблица 3
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Плановая штатная численность исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (на конец отчетного периода) |
700 |
701 |
716 |
Количество исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (на конец отчетного периода) |
37 |
34 |
36 |
Одним из направлений оптимизации расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на государственное управление является планирование расходов на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея исходя их установленных нормативов потребления материальных ресурсов.
Своевременное развитие информационно-коммуникационных технологий может оказать значительное влияние на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея. Данное направление будет реализовано в рамках долгосрочной целевой программы Республики Адыгея "Информатизация Республики Адыгея" на 2011 - 2013 годы, мероприятия которой будут способствовать:
1) формированию региональной информационно-аналитической системы;
2) созданию информационного портала для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея;
3) внедрению инструментов стратегического планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, в систему муниципального управления.
Важной сферой оптимизации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея является совершенствование практики управления государственной собственностью Республики Адыгея. В этой сфере предполагается реализация мер по следующим направлениям:
1) упорядочение состава государственного имущества Республики Адыгея и обеспечение его учета;
2) инвентаризация объектов государственной собственности Республики Адыгея;
3) оптимизация сети государственных унитарных предприятий Республики Адыгея.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по данному направлению будет заключаться в следующем:
1) оптимизация структуры исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, соответствующих характеру и объему закрепленных за ними государственных полномочий;
2) повышение качества предоставления государственных услуг и их доступности;
3) оптимизация и повышение эффективности расходования бюджетных средств на функционирование исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея;
4) создание и развитие единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Адыгея.
4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе
Одной из составляющих в комплексе мер по повышению эффективности бюджетных расходов является задача энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе.
Ежегодный рост бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг и содержание зданий бюджетного сектора (в среднем на 25 процентов ежегодно) обусловлен не только ростом стоимости коммунальных ресурсов, но и отсутствием у бюджетополучателей каких-либо стимулов к оптимизации данного вида расходов. Это в основном связано с используемым механизмом планирования расходов на коммунальные услуги исходя из ранее достигнутых объемов бюджетного финансирования, ежегодно увеличиваемых на индекс-дефлятор. При этом при планировании бюджетных расходов нормативы, утверждаемые для учреждений бюджетной сферы Республики Адыгея, не отражают реальной картины ресурсопотребления в том или ином учреждении и зачастую предусматриваемые ежегодно объемы финансирования часто оказываются больше необходимого, а для некоторых учреждений они занижены. В структуре оплаты коммунальных услуг государственных учреждений Республики Адыгея доминируют затраты на электроэнергию, отопление и горячее водоснабжение (таблица 4).
Таблица 4
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
Темп роста (%) |
2010 год |
Темп роста (%) |
|||||
в натуральном выражении |
в тысячах рублей |
в натуральном выражении |
в тысячах рублей |
в натуральном выражении |
в тысячах рублей |
в натуральном выражении |
в тысячах рублей |
в натуральном выражении |
в тысячах рублей |
|
Природный газ (тысяч кубических метров) |
3732,1 |
9874,7 |
3331,7 |
10239,0 |
89,3 |
103,7 |
3241,0 |
12544,5 |
97,3 |
122,5 |
Электроэнергия (тысяч кВт/ч) |
15733,5 |
47275,7 |
16418,7 |
58383,3 |
104,4 |
123,5 |
16794,4 |
69260,2 |
102,3 |
118,6 |
Холодное водоснабжение (кубических метров) |
714115,9 |
5716,7 |
703273,6 |
6243,7 |
98,5 |
109,2 |
669020,8 |
7039,5 |
95,1 |
112,7 |
Водоотведение (кубических метров) |
802711,0 |
5320,0 |
789469,1 |
6193,1 |
98,4 |
116,4 |
753495,8 |
7390,0 |
95,4 |
119,3 |
Отопление (гигакалорий) |
29367,5 |
30026,5 |
31346,2 |
37621,9 |
106,7 |
125,3 |
29600,7 |
42426,6 |
94,4 |
112,8 |
Горячее водоснабжение (гигакалорий) |
11111,9 |
15265,3 |
11179,6 |
18111,7 |
100,6 |
118,6 |
12307,8 |
23099,6 |
110,1 |
127,5 |
Утилизация твердых бытовых отходов (кубических метров) |
13953,5 |
2737,6 |
17087,5 |
3859,9 |
122,5 |
141,0 |
17287,0 |
4758,9 |
101,2 |
123,3 |
Для повышения эффективности планирования и управления бюджетными расходами на оплату коммунальных услуг учреждений бюджетного сектора необходимо переориентировать процесс формирования бюджетной потребности с механического лимитирования финансовых ресурсов на учет реальных объемов ресурсопотребления в данных учреждениях, оперативное принятие решений и анализ результатов в области экономии бюджетных средств по этим статьям расходов.
Лучшей практикой решения этой проблемы является проведение энергетических обследований государственных учреждений Республики Адыгея, что позволяет определить фактическое потребление энергетических ресурсов каждого государственного учреждения Республики Адыгея, определить потенциал энергосбережения и наметить мероприятия по реализации этого потенциала в программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственного учреждения Республики Адыгея.
По полученным данным о фактических удельных объемах потребления энергоресурсов государственными учреждениями Республики Адыгея определяется средний уровень потребления по группам учреждений и типам зданий, на основе которого утверждаются временные предельные нормативы расхода условного топлива и энергозатрат для государственных учреждений Республики Адыгея.
Лимиты финансирования энергоресурсов устанавливаются с учетом действующих тарифов, прогнозов их изменения, уровня инфляции и требований статьи 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении, и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о снижении государственным учреждением Республики Адыгея объема потребляемых энергоресурсов в течение пяти лет на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
В настоящее время в Республике Адыгея существуют следующие основные проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:
1) неполное оснащение потребителей энергоресурсов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) отсутствие системы сбора и анализа информации об энергопотреблении в Республике Адыгея;
3) отсутствие мероприятий по энергетическому обследованию;
4) потери энергоресурсов из-за ненадлежащего технического состояния инженерных коммуникаций;
5) незначительная доля использования энергосберегающих осветительных приборов в общем объеме использования осветительных приборов.
В рамках данного направления будут реализованы следующие мероприятия:
1) оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов бюджетной сферы, в том числе установка автоматизированных систем учета потребления энергоресурсов. В первую очередь приборами учета оборудуются объекты с максимальным потреблением энергоресурсов;
2) проведение обязательных энергетических обследований. По результатам обследований проведение энергоэффективного ремонта зданий;
3) утепление зданий и реконструкция инженерных коммуникаций зданий;
4) установка энергосберегающих ламп освещения и датчиков включения-выключения света.
Внедрение системы энергетической эффективности позволит сэкономить до 20% бюджетных средств, предназначенных для оплаты коммунальных услуг, предоставляемых государственным учреждениям Республики Адыгея.
Вышеуказанные мероприятия будут проводиться в рамках реализации Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Адыгея на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 сентября 2010 года N 176 "О долгосрочной целевой программе Республики Адыгея "Программа энергосбережения и энергетической эффективности Республики Адыгея на период до 2020 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, N 9).
5. Повышение качества управления муниципальными финансами
Повышение эффективности бюджетных расходов и повышение качества бюджетного процесса на республиканском уровне без повышения качества управления муниципальными финансами не обеспечат создание дееспособной и эффективно работающей системы управления общественными финансами. Современная система межбюджетных отношений должна не только обеспечивать оптимальный баланс между выравнивающей и стимулирующей функциями, но и содержать стимулы к повышению качества управления муниципальными финансами.
Анализ состояния нормативной базы муниципальных финансов позволяет сделать вывод, что изменения в сфере управления общественными финансами (а именно совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования и внедрение в бюджетный процесс бюджетирования, ориентированного на результат) в муниципальных образованиях происходят недостаточно быстро. Не все муниципальные образования перешли на среднесрочное финансовое планирование, утверждая ежегодно решение о местном бюджете только на очередной финансовый год.
В целях формирования стимулов к повышению уровня организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" в Республике Адыгея было принято постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 20 января 2010 года N 5 "О Порядке проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами и соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, N 1, 11), согласно которому ежеквартально осуществляется мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства, а за отчетный финансовый год проводится оценка качества управления муниципальными финансами по следующим направлениям:
1) соблюдение требований бюджетного законодательства;
2) качество планирования и исполнения местного бюджета;
3) организация и осуществление бюджетного процесса;
4) состояние нормативной правовой базы органа местного самоуправления;
5) долговая нагрузка.
По результатам проведенного мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами формируется рейтинг муниципальных образований, который размещается на официальном сайте Министерства финансов Республики Адыгея.
По итогам проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами за 2009 год постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17 ноября 2010 года N 217 "О внесении изменений в Порядок проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами и соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, N 11) внесены изменения в Порядок проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами и соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства, которыми перечень оцениваемых индикаторов был значительно расширен.
Проведение мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами является одним из направлений стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности расходования бюджетных средств.
Стимулирование проведения преобразований бюджетного процесса на местном уровне и повышения эффективности бюджетных расходов будет осуществляться посредством:
1) оказания консультационной и методологической помощи органам местного самоуправления по разработке и проведению мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами, и рекомендации направлений повышения эффективности и результативности расходования средств местных бюджетов. Консультационная и методологическая помощь может быть оказана также посредством оценки Министерством финансов Республики Адыгея на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период не только муниципальным образованиям, подпадающим под действие статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, но и муниципальным образованиям, представившим необходимые материалы и документы на добровольной основе и заинтересованным в улучшении качества бюджетного процесса и финансового планирования;
2) выделения из республиканского бюджета Республики Адыгея грантов за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления;
3) формирования и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по данному направлению будет заключаться в:
1) стимулировании органов местного самоуправления муниципальных образований к проведению структурных реформ в различных отраслях, позволяющих повысить эффективность и результативность их деятельности;
2) повышении качества управления муниципальными финансами.
III. Организация реализации Программы
Руководство реализацией Программы, а также координацию и контроль за ее реализацией будет осуществлять межведомственная комиссия, создаваемая Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Функции общего координатора деятельности межведомственной комиссии будут возложены на Министерство финансов Республики Адыгея.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках Плана мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Адыгея на период 2011 - 2012 годов согласно приложению к настоящей Программе.
Контроль за реализацией Программы будет осуществляться посредством проведения Министерством финансов Республики Адыгея мониторинга выполнения мероприятий Программы и представления отчетов о ходе и результатах реализации намеченных мероприятий, которые будут рассматриваться на заседаниях межведомственной комиссии.
Прозрачность реализации Программы обеспечивается своевременным размещением информации о ходе ее реализации и принятых нормативных правовых документах на официальном сайте Министерства финансов Республики Адыгея.
Органам местного самоуправления рекомендуется разработать аналогичные муниципальные программы и организовать их реализацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.