Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 4 марта 2003 г. N 40
Основной разработчик Министерство сельского хозяйства
Программы Республики Адыгея
Республиканская целевая программа
"Социальное развитие села в Республике Адыгея на 2003 - 2012 годы"
25 марта, 28 декабря 2009 г.
Постановлением Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 28 декабря 2009 г. N 1334-ГС в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
республиканской целевой программы
"Социальное развитие села в Республике Адыгея на 2003 - 2010 годы"
Государственный Министерство сельского хозяйства
заказчик Программы Республики Адыгея
Основные разработчики Министерство сельского хозяйства
Программы Республики Адыгея, Министерство
образования и науки Республики Адыгея,
Министерство здравоохранения Республики
Адыгея, Министерство культуры
Республики Адыгея
Цели и задачи Программы повышение уровня социального и
инженерного обустройства сельских
муниципальных образований и обеспечение
для сельского населения доступности и
общественно приемлемого качества
базовых социальных благ; сокращение
разрыва в уровне обеспеченности
объектами социальной и инженерной
инфраструктуры между городом и селом,
создание основ для повышения
престижности проживания в сельской
местности и содействия решению
общегосударственных задач в области
миграционной политики; расширение рынка
труда в сельской местности и создание
условий для диверсификации сельской
экономики, позволяющей сельским жителям
за счет роста собственных доходов
обеспечивать более высокий уровень
социального потребления; создание
условий для завершения передачи
объектов социальной сферы и инженерной
инфраструктуры от сельскохозяйственных
предприятий и организаций в ведение
органов местного самоуправления
Сроки и этапы реализации 2003 - 2012 годы.
Программы Первый этап (2003 - 2006 годы)
предусматривает создание условий,
минимально необходимых для реализации
социальных гарантий, установленных
действующим законодательством, решение
первоочередных задач по ликвидации
ветхого и аварийного жилого фонда,
приоритетности направления инвестиций
на строительство объектов социальной
сферы, находящихся в незавершенном
строительстве, повышению качества
строительства и пространственной
доступности объектов сельского
здравоохранения и общего образования,
продолжению работ по газификации и
водоснабжению села, дорожному
строительству и развитию связи в
сельской местности.
Второй этап (2007 - 2008 годы)
предусматривает переход к формированию
в сельских муниципальных образованиях
условий, обеспечивающих более высокий
жизненный стандарт, соответствующий
новым требованиям к качеству рабочей
силы и интенсивности труда, созданию
предпосылок устойчивого развития
сельских территорий
Третий этап (2009 - 2012 годы)
предполагает повышение уровня и
качества жизни сельского населения,
необходимых для улучшения
демографической
ситуации и формирования
высокопрофессиональных трудовых кадров
села, в целях обеспечения
устойчивого развития сельских
территорий и наращивания объемов
сельскохозяйственного производства
Перечень развитие жилищного строительства, обеспечение
основных жильем молодых семей и молодых
мероприятий специалистов на селе;
развитие сети сельских
общеобразовательных учреждений;
развитие сети учреждений
здравоохранения;
развитие культурно-досуговой
деятельности на селе;
газификация сельских населенных
пунктов;
водоснабжение сельских населенных
пунктов; развитие телекоммуникационных
сетей в сельской местности;
совершенствование сети автомобильных
дорог в сельской местности
Объемы и источники объем финансирования на реализацию
финансирования Программы составит:
Программы всего - 1025,7 миллионов рублей (в ценах
2002 года),
в том числе:
федеральный бюджет - 132,7
миллиона рублей,
республиканский бюджет Республики
Адыгея - 480,8 миллиона рублей,
внебюджетные источники (собственные
средства граждан) - 412,2 миллиона
рублей
Ожидаемые конечные повышение уровня социального и
результаты реализации инженерного обустройства сельских
Программы муниципальных образований и обеспечение
для сельского населения доступности и
общественно приемлемого качества
базовых социальных благ путем:
улучшения состояния здоровья сельского
населения за счет повышения доступности
и качества первичной медико-социальной
помощи;
повышения образовательного уровня
сельских учащихся путем расширения
доступности образования, приведения его
качества в соответствие с современными
требованиями, обеспечивающими
конкурентоспособность кадров на рынке
труда и их профессиональную
мобильность;
активизации культурной деятельности,
обеспечения доступности культурных
ценностей широким слоям сельского
населения;
повышения уровня и качества
водогазоснабжения сельских населенных
пунктов, обеспечения их телефонной и
телекоммуникационной связью;
расширения сети и благоустройства
сельских автомобильных дорог с твердым
покрытием;
повышения уровня занятости сельского
населения на основе сохранения и
создания новых рабочих мест в сферах,
охватываемых программными мероприятиями
Контроль за исполнением осуществляет Кабинет Министров
Программы Республики Адыгея
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Из 225 населенных пунктов Республики Адыгея только 23,6 процента жилищного фонда оборудовано и благоустроено полностью.
Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов для финансирования расходов Республики Адыгея и местных расходов привели к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований.
К началу 2002 года в сфере социального и инженерного обустройства села по Республике Адыгея сложилась следующая ситуация.
Жилищные условия
Сельский жилищный фонд составляет 4491,9 тысячи квадратных метров общей площади, из них 93 процента приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств, водопроводом оборудовано 53,5 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 36 процентов, канализацией - 47,2 процента, горячим водоснабжением - 14 процентов.
Обеспеченность сельского населения жильем с полным набором коммунальных услуг составляет 5,2 квадратных метра на человека.
Здравоохранение
Система здравоохранения сельской зоны Республики Адыгея представлена 7 центральными районными больницами, 1 районной поликлиникой, 3 районными больницами, 4 участковыми больницами, 30 амбулаториями, 129 фельдшерско-акушерскими пунктами, которые оказывают медицинскую помощь 264,9 тысячи сельских жителей.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 7 единиц (58 процентов), фельдшерско-акушерских пунктов - на 11 (8 процентов). На 10 тысяч сельского населения приходится только 74,4 врачебных больничных койки, тогда как в городе - 133,5. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тысяч жителей на селе в 2,1 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом в 2,1 раза ниже по сравнению с городским.
Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств. Около 80 процентов диагностического оборудования и медицинского инвентаря морально и физически устарело.
Образование
Сеть образовательных учреждений Республики Адыгея включает в себя все уровни общего и профессионального образования. Общеобразовательных школ в Республике Адыгея 186, из них сельских школ - 131. В них обучается более 51 процента учащихся Республики Адыгея. При этом начальные школы составляют 11 процентов, основные - 13 процентов, средние - 68 процентов. В последние годы уменьшается количество школ, работающих в две смены. Причиной этого является демографическая ситуация.
Сложившаяся к настоящему времени учебно-материальная база не отвечает требованиям современных образовательных технологий. Темпы старения и износа зданий опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов. Только 56 процентов зданий имеют все виды благоустройства (в городе - 90 процентов, в селе - 43 процента), здания пяти сельских школ находятся в аварийном состоянии, 52 процента зданий нуждаются в капитальном ремонте, 41 процент не имеют спортивных залов, 23 процента не имеют столовых и буфетов, 8 процентов сельских школ нуждаются в завершении строительства.
Сельские дети изначально имеют неравные возможности в получении образования, неравный доступ к качественным образовательным услугам. Из-за удаленности сельских поселений от общеобразовательных учреждений и изношенности автобусного парка обострилась проблема доступности общего образования.
Культурно-досуговая деятельность
За последние десять лет количество клубов и домов культуры всех систем и ведомств в Республике Адыгея сократилось на 20,7 процента, киноустановок - на 54 процента, библиотечные фонды уменьшились на 546520 экземпляров (16,2 процента). Из-за отсутствия библиобусов и автоклубов перестала функционировать система обслуживания жителей сельских населенных пунктов передвижными средствами.
Одной из самых сложных проблем учреждений культуры на селе остается слабая материально-техническая база. Более 43 процентов клубных учреждений (в большинстве из них размещаются и библиотеки) требуют капитального ремонта, 6 процентов находятся в аварийном состоянии.
В ряде учреждений культуры пришли в непригодность к эксплуатации котельные и отопительные системы. Нерешенной проблемой остается отсутствие вообще собственных зданий сельских домов культуры в 2 населенных пунктах. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено, отсутствуют новые технические средства. Практически прекращено финансирование культурно-досуговых мероприятий, комплектование книжных фондов библиотек, подписка на периодические издания.
Газификация села
В сельской местности эксплуатируется 1829,6 километра распределительных газовых сетей, газифицировано 54640 домов (квартир), то есть общий уровень газификации по Республике Адыгея равен 46 процентам. Жилой фонд составляет 74321 дом (квартира), из них в 33934 дома поступает природный газ, а в остальные - сжиженный.
Водоснабжение
Проблема обеспечения населения сельской местности питьевой водой относится к числу приоритетных, поскольку она является одним из условий улучшения деятельности, повышения уровня жизни населения, а также влияет на состояние здоровья и эпидемиологическую безопасность Республики Адыгея. Качество питьевой воды и уровень ее потребления остаются неудовлетворительными.
Техническое и санитарное состояние систем водоснабжения неудовлетворительное. В целом по Республике Адыгея из 354 источников централизованного водоснабжения не соответствует санитарным требованиям 42 процента, в том числе в Гиагинском районе - 80 процентов, Кошехабльском и Шовгеновском - 50 процентов, Майкопском - 40 процентов, Тахтамукайском и Теучежском - 35 процентов.
К числу основных недостатков организации обеспечения питьевой водой следует отнести ухудшение состояния водозаборов и водопроводных сетей, медленные темпы строительства систем водоснабжения в сельских населенных пунктах, неудовлетворительное состояние очистных сооружений, применение устаревших технологий водоподготовки, а также ее отсутствие на многих водозаборных сооружениях.
Телекоммуникационная связь
Проблема обеспечения населения сельской местности телефонной связью является важной составной частью улучшения условий жизнедеятельности сельского населения, повышения коммуникационной среды и информационных услуг. Телефонная плотность характеризует не только уровень развития телефонной сети общего пользования, но и уровень предоставления других видов услуг (передача данных по факсу и так далее), поскольку телефонная связь общего пользования является основной транспортной и коммуникационной средой для создания других сетей связи.
Телефонная плотность по Республике Адыгея составляет 16,24 телефона на 100 жителей, из них по городской телефонной сети - 23,14, по сельской телефонной сети - 8,14. В настоящее время в Республике Адыгея не телефонизировано 42 населенных пункта (20 процентов), из них 15 - малонаселенные.
Удельный вес монтированной емкости электронных и квазиэлектронных станций составляет только 6 процентов против 30 процентов в городе.
Строительство
Существующая дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы и тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
Из-за бездорожья многие населенные пункты остаются без автобусного сообщения.
Темпы сокращения капитальных вложений в социальную сферу села значительно опережают соответствующий показатель по экономике в целом.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, что пагубно отражается на перспективах оздоровления и роста экономики.
Исходя из задач социально-экономической политики Республики Адыгея на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации республиканской целевой программы социального развития села обусловлена:
социально-политической остротой проблемы, ее важным общефедеральным и региональным значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;
межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, общественных объединений сельских жителей;
необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации
Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
1) повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
2) сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
3) расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
4) создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
5) расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
1) создание финансовых механизмов, обеспечивающих улучшение жилищных условий сельского населения с учетом их платежеспособности и спроса в пределах установленных социальных стандартов;
2) стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
3) улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности;
4) повышение образовательного уровня сельских учащихся путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда и их профессиональную мобильность;
5) активизацию культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;
6) повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских населенных пунктов, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
7) расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
8) повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
Сроки реализации Программы (2003 - 2012 годы) учитывают ресурсные возможности федерального и регионального уровней обеспечения программных мероприятий. Этот временной период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.
Первый этап (2003 - 2006 годы) предусматривает создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных действующим законодательством, решение первоочередных задач по ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда, направление инвестиций на строительство объектов социальной сферы, находящихся в незавершенном строительстве, повышение качества строительства и пространственной доступности объектов сельского здравоохранения и общего образования, реконструкцию и техническое перевооружение в области электрификации, продолжение работ по газификации и водоснабжению села, дорожному строительству и развитию связи в сельской местности.
Второй этап (2007 - 2008 годы) реализации Программы предусматривает переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Третий этап (2009 - 2012 годы) предполагает повышение уровня и качества жизни сельского населения, необходимых для улучшения демографической ситуации и формирования высокопрофессиональных трудовых кадров села, в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий и наращивания объемов сельскохозяйственного производства.
III. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы представлен в таблицах N 1 - N 9 приложения.
Кроме этого, предполагается, что финансирование строительства и реконструкции спортивных сооружений и площадок, оснащение районных (межпоселенческих) клубов и библиотек передвижными специализированными комплексами (автоклубами) будут осуществляться из федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований. Строительство телекоммуникационных и электрических сетей будет осуществляться за счет бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Постановлением Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 28 декабря 2009 г. N 1334-ГС в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Ресурсное обеспечение Программы
(потребность в финансировании)
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Адыгея и внебюджетных источников (собственных средств населения).
Источники финансирования на весь период Программы:
федеральный бюджет - 132,7 миллиона рублей;
республиканский бюджет Республики Адыгея - 480,8 миллиона рублей;
внебюджетные источники (собственные средства населения) - 412,2 миллиона рублей.
Для ресурсного обеспечения Программы возможно привлечение иных источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства в реализации мероприятий по социальному развитию села.
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея.
Исполнителями Программы являются Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея, Министерство образования и науки Республики Адыгея, Министерство здравоохранения Республики Адыгея, Министерство культуры Республики Адыгея, Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея. Органам местного самоуправления рекомендуется принять участие в реализации мероприятий Программы.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Кабинет Министров Республики Адыгея.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 4 марта 2003 г. N 40 "О республиканской целевой программе "Социальное... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.