Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Круглова Александра Геннадьевича, Сталина Дамира Исламовича, Барановой Натальи Петровны, поданную в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 25 мая 2021 года, на решение Самарского областного суда от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 года по административному делу N 3а-15/2021 по административному исковому заявлению Круглова А.Г, Сталина Д.И, Барановой Н.П. об оспаривании нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административного истца Круглова А.Г. и представителя административных истцов Барановой Н.П, Сталина Д.И, возражения представителей административных ответчиков Трошиной М.В, Карикова В.И, Рязанцева С.А, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
во исполнение положений Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 6 апреля 2005 года N 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 105-ГД).
Согласно части 4 статьи 3 данного закона уведомление регистрируется в Департаменте или в местной администрации муниципального образования в день поступления, о чем делается соответствующая запись в регистрационной книге. Документальное подтверждение получения уведомления осуществляется путем указания на его копии (или втором экземпляре) даты и времени получения уведомления, регистрационного номера, а также должности, фамилии, имени и отчества должностного лица, принявшего уведомление, удостоверенных подписью этого лица. Копия уведомления (или его второй экземпляр) возвращается лицу, подавшему уведомление.
Регистрационная книга предоставляется для обозрения и (или) снятия копий организатору публичного мероприятия (уполномоченному им лицу) немедленно по его требованию.
Департамент или местная администрация муниципального образования обязаны в случае обращения организатора выдать ему на руки копию направленного ему ответа на поданное уведомление о проведении публичного мероприятия.
Частью 5 вышеприведенной статьи предусмотрено, что в случае если несколько организаторов публичных мероприятий подали уведомление о проведении разных публичных мероприятий на одной территории в одно время, право проведения публичного мероприятия на данной территории предоставляется организатору публичного мероприятия, ранее подавшему уведомление, соответствующее требованиям Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Иным организаторам публичных мероприятий направляются предложения об изменении места и (или) времени их проведения, а также предложения об устранении выявленного несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии со статьей 3.2 Закона Самарской области N 105-ГД единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяются Департаментом в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В одном специально отведенном месте в одно время не может быть проведено более одного публичного мероприятия (часть 3 статьи 3.3 Закона Самарской области N 105-ГД).
Места, в которых проведение публичных мероприятий дополнительно запрещается, определены в статье 3.5 Закона Самарской области N 105-ГД.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области от 10 мая 2011 года N 45-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия" статья 3 Закона Самарской области N 105-ГД дополнена оспариваемыми частями 4 и 5.
Кроме того, Законом Самарской области от 20 декабря 2020 года N 132-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" Закон Самарской области N 105-ГД дополнен оспариваемой статьей 3.5.
Приказом департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20 февраля 2013 года N 8-п утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест на территории Самарской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В данный приказ внесены изменения приказом департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20 октября 2017 года N 42-п и приказом названного департамента от 3 мая 2018 года N 8-п.
Административные истцы Круглов А.Г, Баранова Н.П, Сталин Д.И. обратились суд с административным исковым заявлением об оспаривании вышеприведенных положений нормативных правовых актов в связи с существенными нарушениями порядка принятия и вступления в силу оспариваемых положений, их противоречием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Самарского областного суда от 26 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Вступившим в законную силу определением Самарского областного суда от 26 января 2021 года производство в части заявленных требований о признании недействующей со дня принятия части 3 статьи 3.3 Закона Самарской области N 105-ГД прекращено.
В кассационной жалобе административные истцы просят об отмене судебных актов, приводя доводы о неправильном применении судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статьей 8 этого федерального закона предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1). К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (часть 2).
К полномочиям субъекта Российской Федерации этот же федеральный закон отнес определение порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (часть 2 статьи 7), определение исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест, установление законом субъекта Российской Федерации порядка использования специально отведенных мест, норм их предельной заполняемости и предельной численности лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется (часть 1.1 статьи 8), а также определение законом субъекта Российской Федерации в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительных мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 2.2 статьи 8).
При рассмотрении и разрешении административного дела судебные инстанции обоснованно исходили из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты субъектом Российской Федерации в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие; оспариваемые законоположения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также права и свободы административных истцов не нарушают; установленное правовое регулирование объективно обосновано и не препятствует открытому и свободному выражению гражданами своих мнений и выдвижению требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Возможность определения законом субъекта Российской Федерации оспариваемых административными истцами мест в качестве дополнительных мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, предоставлена названным выше федеральным законом, каких-либо норм, имеющих большую юридическую силу и ограничивающих право субъектов Российской Федерации определить оспариваемые по настоящему административному делу места в качестве дополнительных мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, не имеется. В этой связи доводы кассационной жалобы, которые сводятся к необходимости оценки оспариваемых законоположений на предмет их необходимости, пропорциональности и соразмерности, не могут выступать основанием для отмены судебных актов и удовлетворения заявленных требований в рамках производства по настоящему делу.
Остальные доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административных истцов, изложенной в апелляционной жалобе (л.д. 30 - 48, том 6), проверялись судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Круглова А.Г, Сталина Д.И, Барановой Н.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 6 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.