Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Селиверстовой И.В, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи административное дело N 3а-15/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" к Комитету по тарифам и энергетике Псковской области о признании нормативного правового акта недействующим в части
по апелляционной жалобе Комитета по тарифам и энергетике Псковской области на решение Псковского областного суда от 16 июня 2021 года, которым удовлетворено в части административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, пояснения представителей Комитета по тарифам и энергетике Псковской области Фокиной О.Н. и Булатовой Л.С, возражения представителей ПАО "МРСК Северо-Запада" Главацкой А.Н, Нестерчук И.Л, Кузьминой Е.А, Пашкина Д.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
25 декабря 2020 года приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области (далее также - Комитет) N 292-э установлены стандартизированные тарифные ставки, ставки за единицу максимальной мощности и формулы для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории области на 2021 год (далее - Приказ N 292-э).
Указанный нормативный акт Комитета официально опубликован в сетевом издании "Нормативные правовые акты Псковской области" http://pravo.pskov.ru/, 28 декабря 2020 года, а также размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 30 декабря 2020 года.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице Псковского филиала (ПАО "МРСК Северо-Запада", после изменения наименования 23 августа 2021 года - ПАО "Россети Северо-Запад), являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Псковской области с применением стандартизированных тарифных ставок на 2021 год, установленных Приказом N 292-э, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия Приказа N 292-э в части ряда стандартизированных тарифных ставок Сг, Сз, Cs в приложении N 1 и ряда ставок за единицу максимальной мощности С, С в приложении N 2.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что произведенный Комитетом расчет оспариваемых стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности выполнен с нарушением требований статей 6, 20, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктов 10, 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29 августа 2017 года N1135/17 (далее - Методические указания N 1135/17).
Так, заявитель, с учетом уточненных требований, полагал, что при применении формул 29, 30, 32 пункта 27 Методических указаний N1135/17, предусматривающих расчет ставок как среднего арифметического, для случаев, когда данные имеются только за два года или один год, соответственно, Комитету надлежало учитывать не нулевые слагаемые в числителе (в случае отсутствия данных за годовой период), а менять в знаменателе количество годовых периодов в зависимости от наличия, либо отсутствия данных за годовой период. Установленные в заниженном размере стандартизированные тарифные ставки использованы Комитетом для расчета ставок за единицу максимальной мощности.
Кроме того, как считает административный истец, Комитетом не соблюдена форма нормативного правового акта, в нарушение абзаца 12 пункта 87 Основ ценообразования в Приказе N 292-э не отражен размер расходов, связанный с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение.
Общество ссылается на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права сетевой организации, поскольку применение заниженных стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности приводит к заключению дефицитных договоров технологического присоединения и убыточности данной деятельности.
В связи с чем, административный истец просил суд признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Приказ N 292 в части установления на 2021 год стандартизированных тарифных ставок в Приложении N 1 к приказу для территорий городских населенных пунктов в пунктах I.2.3.1.3.2, I.2.3.1.3.3, I.2.3.1.4.1, I.2.3.1.4.2, I.3.1.2.1.1, I.3.1.2.1.2, I.3.1.2.1.3, I.3.1.2.1.4, I.3.1.2.2.1, I.3.1.2.2.2, I.3.1.2.2.3, I.3.1.2.2.4, I.5.1.5, I.5.2.2, I.5.2.3, I.5.2.4, I.5.2.6; для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам, в пунктах: II.2.2.1.4.1, II.2.3.1.3.3, II.2.3.1.4.1, II.3.1.2.1.1, II.3.1.2.1.2, II.3.1.2.1.3, II.3.1.2.2.1, II.3.1.2.2.3, II.3.1.2.2.4, II.5.1.3, II.5.1.4, II.5.1.5, II.5.2.2, II.5.2.3, II.5.2.4, II.5.2.5;
ставок за единицу максимальной мощности в Приложении N 2 к приказу: для территорий городских населенных пунктов в пунктах: I.2.3.1.3.2, I.2.3.1.3.3, I.2.3.1.4.1, I.2.3.1.4.2, I.3.1.2.1.1, I.3.1.2.1.2, I.3.1.2.1.2, I.3.1.2.1.3, I.3.1.2.1.4, I.3.1.2.2.1, I.3.1.2.2.2, I.3.1.2.2.3, I.3.1.2.2.4; для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам, в пунктах: II.2.2.1.4.1, II.2.3.1.3.3, II.2.3.1.4.1, II.3.1.2.1.1, II.3.1.2.1.2, II.3.1.2.1.3, II.3.1.2.2.1, II.3.1.2.2.3. Также Общество просило обязать Комитет по тарифам и энергетике Псковской области в течение месяца принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части Приказ N 292-э.
Решением Псковского областного суда от 16 июня 2021 года требования административного истца удовлетворены. При этом суд пришел к выводу, что не отражение в Приказе N 292-э размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, не свидетельствуют о несоблюдении формы нормативного правового акта и не указывает на нарушение Комитетом требований абзацев 11, 12 пункта 87 Основ ценообразования в связи с в данной части требований административному истцу отказано.
Не согласившись с решением суда, Комитет по тарифам и энергетике Псковской области обратился в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права.
В жалобе приводит доводы, аналогичные доводам, приведенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и полагает, что стандартизованные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности на 2021 год рассчитаны Комитетом в соответствии с пунктами 10, 11 Методических указаний N 1135/17, при этом орган регулирования при расчете стандартизированных тарифных ставок определилэкономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили" на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) на регулируемый период с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) построенных объектов согласно приложению N 1 к Методическим рекомендациям) за три предыдущих года (2019, 2020 и 2021 годы) по каждому мероприятию.
При этом Комитет не согласен с позицией административного истца о необходимости произвольного изменения формул 29-34.1 Методических указаний N 1135/17 в случае, если имеются данные за два года или один год, и возможности учитывать при расчете в знаменателе вместо трех, два или один, поскольку формулы Методических указаний, используемые для расчета стандартизированных тарифных ставок, указывают на постоянную величину "3", а не переменную от одного до трех.
Апеллянт считает, что представленные в материалы дела две противоположные позиции Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) о порядке применения при расчете стандартизированных тарифных ставок формул (29-34.1) пункта 27 Методических указаний N 1135/17 говорят о неоднозначности представленных ФАС России разъяснений, одно из которых между тем положено в основу решения суда.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ПАО "МРСК Северо-Запада" и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Закона об электроэнергетике, и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике).
К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы для территориальных сетевых организаций, входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
Комитет по тарифам и энергетике Псковской области является уполномоченным органом исполнительной власти названного региона в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику, в том числе по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в соответствии с пунктами 1.1, 3.1.1 Положения о Комитете по тарифам и энергетике Псковской области, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 29 марта 2011 года N 110.
Приказом Комитета от 25 декабря 2020 года N 292-э установлены на 2021 год стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций области (приложение N 1); ставки за единицу максимальной мощности, определяющие величину платы за технологические присоединение к электрическим сетям на уровне напряжения 20 кВ и менее и мощности менее 670 кВТ территориальных сетевых организаций области (приложение N 2) и формулы для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории области (приложение N 3).
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме акта, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Разрешая административное дело и удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции со ссылкой на правовую позицию ФАС России, изложенную в письме от 3 июня 2021 года N СП/45249/21, пришел к выводу, что примененный Комитетом подход при определении ставок за единицу максимальной мощности для технологического присоединения энергопринимающих устройств нельзя признать законным и обоснованным, так как он противоречит принципам соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, экономической обоснованности планируемых (расчетных) значений себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
Суд исходил из того, что в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными статьями 6 и 23 Закона об электроэнергетике, при использовании данных за 3 года в знаменателе формулы 29-34.1 Методических указаний N 1135/17 следует использовать значение "3". В случае использования данных за 2 года следует использовать значение "2", при использовании данных за 1 год, использовать значение "1". При этом количество слагаемых в числителе должно быть соответственно 3, 2 или 1.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку они мотивированы, сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в деле доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "а" и "д" - "ж" пункта 18 Правил технологического присоединения (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями N 1135/17.
На основании пункта 10 названных Методических указаний органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных территориальными сетевыми организациями сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, рассчитывают стандартизированные тарифные ставки на период регулирования по мероприятиям, указанным в пункте 16 (за исключением подпункта "б") Методических указаний, и по мероприятиям, указанным в подпункте "б" пункта 16 Методических указаний, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (далее - мероприятия "последней мили"), методом сравнения аналогов в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Согласно пункту 11 Методических указаний N 1135/17 экономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили" на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов согласно приложению N 1 к Методическим указаниям) за три предыдущих года по каждому мероприятию.
В случае если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки, расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам.
В плату за технологическое присоединение включаются экономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили" пропорционально размеру присоединяемой мощности энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Расчет стандартизированной тарифной ставки производится по формуле 29, содержащейся в пункте 27 Методических указаний N 1135/17.
Из материалов административного дела следует, что 30 октября 2020 года Псковский филиал ПАО "МРСК Северо-Запада", являясь территориальной сетевой организацией, обратилось в орган регулирования с заявлением о расчете ставок за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2021 год.
Одновременно в целях установления стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности на 2021 год в Комитет обратились с заявлениями территориальные сетевые организации: "Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ"; филиал "Северо-Западный" АО "Оборонэнерго"; ООО "ЭнергоСети".
Орган регулирования в сформированную для расчета стандартизированных тарифных ставок выборку за каждый год (2017, 2018, 2019) включил расходы территориальных сетевых организаций на строительство объектов электросетевого хозяйства, а также на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности). По данным включенным в выборку в соответствии с пунктом 27 Методических указаний N 1135/17 за каждый год Комитетом определено среднее арифметическое значение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, а также расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности). Расчет стандартизированных тарифных ставок С2, С3, C5 произведен по формулам 29, 30, 32 пункта 27 Методических указаний N 1135/17.
Как следует из представленных в материалы административного дела возражений Комитета, расчет стандартизированных тарифных ставок Комитетом произведен путем деления на три полученного среднего арифметического значения из трех составляющих: расходов за 2017 - 2018 годы (с учетом индекса потребительских цен на соответствующий год) и расходов за 2019 год. При этом по некоторым расходам, направленным на строительство объектов электросетевого хозяйства, данные отсутствовали, в связи с чем приняты Комитетом в нулевом размере.
Так, расчет стандартизированной тарифной ставки на 2021 год для территорий городских населенных пунктов произведен Комитетом исходя из расходов на строительство 1 км воздушных линий на железобетонных опорах изолированным сталеалюминевым проводом сечением от 50 до 100 кв.км включительно следующим образом:
(2289, 70*1, 051*1, 073+12320, 69*1, 073+0)/3*1, 037*1, 039*1000=5 676 697, 54, где "0" - это отсутствующие данные по расходам на 2019 год.
Совокупный анализ положений статей 6, 20 и 23 Закона об электроэнергетике, абзаца 2 пункта 11 Методических указаний N 1135/17, позволяет признать обоснованным вывод суда первой инстанции, что примененный Комитетом по тарифам и энергетике Псковской области подход при определении ставок за единицу максимальной мощности для технологического присоединения энергопринимающих устройств нельзя признать законным и обоснованным, как противоречащий принципам соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
Поскольку в случае, если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки, постольку расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год.
Обоснованность принятой судом первой инстанции позиции подтверждается и разъясняющим письмом ФАС России от 3 июня 2021 года N СП/45249/21, а также сложившейся судебной практикой (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года по делу N 64-АПА19-9).
Ссылка апеллянта на противоречивость позиции ФАС России, выраженной в письмах от 4 сентября 2020 года N ВК/76664/20 и от 3 июня 2021 года N СП/45249/21, судебной коллегией отклоняется.
Изложенная ФАС России, как разработчиком Методических указаний N 1135/17, позиция по порядку применения формул расчета стандартизированных тарифных ставок (формулы 29-34.1, содержащиеся в пункте 27 Методических указаний N 1135/17), каких-либо противоречий не содержит и раскрывает порядок применения данных формул с учетом принципов регулирования, предусмотренных статьями 6 и 23 Закона об электроэнергетике.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского областного суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам и энергетике Псковской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.