Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при ведении протокола помощником судьи Заргарян И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе с дополнениями Тарабриной Н.В.
на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 20 мая 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Тарабриной Н.В. к Управлению социальной защиты населения ЮЗАО гор. Москвы о признании права на предоставление государственной услуги- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Гагаринский районный суд гор. Москвы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, установила:
Тарабрина Н. В. обратилась в суд с иском к УСЗН ЮЗАО г. Москвы, в котором просила признать за ней право на предоставление государственной услуги в постановке на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки как за неработающему пенсионеру, получающему страховую пенсию по старости, и нуждающейся в санаторно-курортном лечении; обязать ответчика поставить истца на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки как неработающего пенсионера, получающего страховую пенсию по старости и нуждающегося в санаторно-курортном лечении; обязать ответчика обеспечить ее бесплатной санаторно-курортной путевкой как неработающего пенсионера, получающего страховую пенсию по старости и нуждающегося в санаторно-курортном лечении, с учетом времени возникновения у нее права на предоставления данной государственной услуги - с 07 мая 2019 года. Требования мотивированы тем, что истец, ************ года рождения, 14 января 2021 года обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги - постановки неработающего пенсионера, получающего страховую пенсию по старости, нуждающегося в санаторно-курортном лечении, на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки. К своему заявлению о предоставлении данной государственной услуги истец приложила справку для получения путевки по форме N *******. 19 января 2021 года ответчик отказал истцу в постановке на учет в связи с недостижением ею возраста 55 лет. Истец считает решение незаконным, поскольку страховая пенсия по старости была назначена ей досрочно по достижению 50 лет в связи с работой в районах Крайнего Севера, соответственно, она приобрела право на соответствующие льготы в более ранние сроки по сравнению с другими пенсионерами, поэтому не может быть ограничена в праве на получение этих льгот.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска по доводам письменных возражений.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы с дополнениями просит истец Тарабрина Н.В.
В заседание судебной коллегии истец, представитель ответчика не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца Тарабрина А.И, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены ли изменения решения суда постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тарабрина Н.В, ******** года рождения, состоит на учете в Отделе социальной защиты населения района Теплый Стан с декабря 2020 года, также с 09 октября 2019 года ей была назначена досрочно страховая пенсия по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан. В состав набора социальных услуг включается, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с Соглашением от 31 декабря 2008 г. N 2065-р между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Москвы полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение переданы Правительству Москвы.
В дополнение к этим полномочиям Правительство Москвы вправе за счет средств городского бюджета увеличивать объем, расширять ассортимент и повышать качество услуг в области санаторно-курортного лечения.
В городе Москве меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", которым определены категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, а также формы реализации мер социальной поддержки. К категориям лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, отнесены, в частности, пенсионеры (не относящиеся к другим льготным категориям) (пп. 7 п. 3 ст. 3).
Согласно ч. 13 ст. 8 Закона г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 неработающим пенсионерам (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) из числа лиц, указанных в пунктах 2- 7 части 3 статьи 3 настоящего Закона, при наличии медицинских показаний предоставляется право на получение бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение через органы социальной защиты населения, а также возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно по указанным путевкам.
Кроме того, Законом города Москвы от 26 сентября 2018 г. N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения" также предусмотрено, что настоящий Закон устанавливает правовые основы предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве (далее - жители города Москвы), в целях сохранения уровня их социальной защищенности и адаптации к новым условиям пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 1 данного Закона жителям города Москвы, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки: обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих граждан бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно по указанным путевкам.
Порядок предоставления санаторно-курортного лечения москвичам, имеющим право на данную меру социальной поддержки, утвержден постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 года N 755-ПП "О порядке предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно", согласно которому, выдача санаторно-курортных путевок гражданам производится по решению комиссий, созданных при отделах социальной защиты населения районов города Москвы с участием представителей общественных организаций ветеранов и инвалидов, в соответствии с медицинскими рекомендациями (сезон, место, профиль лечения) и датой постановки на учет для получения санаторно-курортного лечения.
Согласно п. 1.1 Положения о порядке предоставления бесплатного санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, которым соответствующие меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предусмотрены законами города Москвы (приложение 2) в соответствии с настоящим Положением органами социальной защиты населения города Москвы осуществляется предоставление бесплатного санаторно-курортного лечения, предусмотренного Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", Законом города Москвы от 26 сентября 2018 г. N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения", в частности, неработающим пенсионерам (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не относящимся к другим льготным категориям (п. 1.1.2).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исследовал и оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности и, исходя из установленных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец не относится к категории граждан, поименованных в указанных нормативных актах, предусматривающих право неработающего пенсионера на санаторно-курортное лечение, поскольку обязательным условием для получения данной льготы в г. Москве является достижение определенного возраста - для женщин - 55 лет, которого истец не достигла.
Доводы истца о том, что страховая пенсия по старости была назначена ей по достижению 50 лет в связи с работой на Крайнем Севере, поэтому она так же имеет право на досрочное предоставление санаторно-курортного лечения правильно признаны судом несостоятельными, поскольку закон не связывает предоставление указанной льготы с возрастом выхода гражданина на пенсию, а распространяется на тех неработающих пенсионеров, кто достиг возраста 55-ти лет (для женщин), как указано выше.
Кроме того, в соответствии как с федеральным, так и с региональным законодательством, истец не относится ни к одной иной льготной категории граждан, которым может быть предоставлена указанная льгота.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями Тарабриной Н.В. сводятся к несогласию с выводами суда, правовых оснований к отмене состоявшегося судебного постановления не содержат и основаны на неправильном толковании положений материального закона, регулирующих спорные отношения сторон.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда города Москвы от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями Тарабриной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.