Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(утв. приказом Министерства образования и науки
Республики Адыгея от 16 июля 2012 г. N 777)
1. Пояснительная записка
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются наиболее социально уязвимой группой населения. Причины сиротства различны - смерть родителей, безвестное отсутствие родителей, лишение родителей родительских прав и др. Последнее вызывает особую обеспокоенность, так как дети становятся социальными сиротами при живых родителях.
Семейное устройство признано во всем мире наиболее эффективной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, этот вид устройства основывается на неотъемлемом праве каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Вместе с тем, различные исследования, освещающие особенности взаимодействия в замещающей семье, показывают, что эффективность функционирования замещающей семьи и уровень психологической защищенности приемных детей выше в тех случаях, когда родители прошли предварительное обучение по различным психологическим, педагогическим, медицинским и юридическим вопросам. Наряду с предоставлением новой информации, особенности построения образовательного пространства занятий инициируют у замещающих родителей внутриличностные изменения, что, в свою очередь, положительно сказывается на психологической готовности к приему ребенка-сироты в семью.
Практика показывает, что многие из будущих замещающих родителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это граждане с развитым чувством самосознания, понимающие и принимающие ребенка таким, какой он есть, с его чувствами и поступками. Однако, кроме развитых родительских чувств, необходима и разносторонняя психолого-педагогическая, юридическая и медицинская подготовка будущих замещающих родителей.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ориентирована помочь слушателю разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность, подготовиться морально и практически к приему ребенка в свой дом, получить системные знания по различным психолого-педагогическим, юридическим и медицинским вопросам.
Программа осваивается по очной форме обучения.
Обучение осуществляется на безвозмездной основе.
Настоящая программа подготовлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681 "Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах" специалистами Службы сопровождения замещающих семей государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Адыгея для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования".
Цель программы: комплексная подготовка замещающих родителей по основным проблемам становления замещающей семьи, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи программы:
1) изложение основ психологических, педагогических, медицинских и юридических знаний, необходимых для создания замещающей семьи и эффективного воспитания приемных детей;
2) проработка ведущих мотивов замещающих родителей, побудивших их принять детей-сирот в свою семью;
3) обучение навыкам эффективного детско-родительского взаимодействия;
Участники программы: кандидаты в замещающие родители, замещающие родители, имеющие опыт воспитания приемных детей, специалисты Службы сопровождения замещающих семей.
Методы работы: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, тренинг личностного роста, информирование, беседа, наблюдение и др.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
К методам оценки эффективности программы относятся:
- самоотчеты обучающихся (ведение дневника участника группы, включающего самодиагностику и самоанализ);
- обратная связь с обучающимися;
- наблюдение за поведением обучающихся;
- рефлексивный анализ ведущими особенностей группового процесса, групповой и индивидуальной динамики.
Общие рекомендации для проведения занятий:
Обучение организуется в виде тренингового пространства с включением информационных блоков. В связи с этим для эффективной реализации программы необходимо помещение со свободным пространством, удобной мебелью. Кроме того, необходимо оборудование для просмотра мультимедийных презентаций и фильмов (мультимедийный проектор, экран, компьютер), т.к. учебный материал каждого занятия представляется в виде презентации на соответствующую тему.
Каждое занятие необходимо начинать с психологической разминки, направленной на создание рабочей атмосферы, доверительного взаимодействия, располагающего к самораскрытию участников. Эффективным является использование притчей, рассказов, мифов, сказок, иллюстрирующих общечеловеческие ценности, межличностное взаимодействие и др. (например, притча о мудреце и бабочке, притча "Наберись смелости и сделай попытку", притча "Знание дорогого стоит" и др.).
Для проведения творческих заданий потребуются разнообразные арт-терапевтические материалы (краски, кисти, фломастеры, маркеры, ватманы, фольга, пластилин, глина и др.).
В конце каждого занятия обучающиеся заполняют дневник, где фиксируется рефлексивный самоанализ, отражаются результаты самодиагностики, оценивается эффективность занятия по 10-балльной шкале. Работа с дневником предполагает действия с цветными квадратами (красный, синий, зеленый, желтый, серый, черный, коричневый, фиолетовый). Соответственно, необходимо позаботиться до начала занятия о количестве цветных квадратов для участников группы, также понадобится клей ПВА.
Продолжительность одного занятия составляет 6 часов. В связи с этим важно организовать для участников кофе-паузу.
В процессе обучения формируются индивидуальные папки с рабочими материалами, а также с личными самоотчетами, которые заполняются в конце каждого занятия. По окончании обучения каждый получает на руки завершенный дневник, наполненный информационными материалами по каждой пройденной теме.
2. Учебно-тематический план
N п/п |
Темы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
всего |
в том числе |
|
||||
лекции |
семинары-тренинги |
Индивидуальное консультирование |
|
|||
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители |
4 |
2 |
|
2 |
Структурированное интервью |
2. |
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
3. |
Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации замещающих родителей |
4 |
1 |
3 |
|
|
4. |
Особенности развития ребенка: психофизическое развитие, особенности эмоционального и интеллектуального развития. Влияние привязанности на развитие ребенка. Типы привязанностей. Развитие чувства привязанности у детей, принятых в семью. Влияние детского опыта родителей на их взаимодействие с детьми |
10 |
2 |
6 |
2 |
|
5. |
Здоровье ребенка. Основные нарушения развития ребенка. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
6. |
Особенности развития детей, лишенных родительского попечения. Приемные подростки. Истоки проблем взаимодействия в семье |
4 |
2 |
2 |
|
|
7. |
Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
8. |
Социально-психологические характеристики семьи. Замещающая семья. Особенности замещающей семьи. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. Сознательное родительство. Умения и навыки эффективного родителя. Основы психологической защищенности приемных детей в замещающей семье |
20 |
2 |
6 |
12 |
|
9. |
Этапы создания замещающей семьи. Подготовка всех членов потенциальной замещающей семьи к появлению приемного ребенка. Адаптация ребенка в замещающей семье. Адаптация семьи к новому члену |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
10. |
Особенности общения и взаимодействия в замещающей семье. Воспитательные стили родителей. Умения и навыки детско-родительского взаимодействия. Создание развивающего пространства в семье. Формирование интереса к окружающей действительности и развитие познавательных потребностей. Преодоление специфических трудностей в развитии и поведении детей. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
6 |
1 |
5 |
|
|
11. |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
12. |
Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
2 |
|
|
|
13. |
Основы законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Организационно-правовые основы создания и функционирования замещающей семьи |
4 |
4 |
|
|
|
14. |
Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью |
2 |
|
|
2 |
|
15. |
Итоговая аттестация |
0,5 |
|
|
0,5 |
собеседование |
16. |
Всего |
80,5 |
21 |
37 |
22,5 |
|
3. Программа тем
Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот).
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке кандидатов в приемные родители (далее - организация по подготовке приемных семей).
Процесс и этапы подготовки кандидатов в приемные родители.
Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (далее - сопровождающая организация), приемной семье после устройства ребенка.
Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в приемной семье. Основы безопасного воспитания ребенка.
Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.
Структурированное интервью на тему: "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей". Проводится по завершении изучения темы 1 по желанию кандидатов в приемные родители. В ходе интервью выясняются мотивы, пожелания и ресурсы семьи (материальные, социальные и психологические условия в семье, которые способствуют воспитанию ребенка).
Тема 2. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Понятие обучающе-психологического тренинга.
Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.
Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс
подготовки приемных родителей (далее - участники тренинга), и членов их семьи.
Содержание обучающе-психологического тренинга.
Правила работы участников тренинга в группе.
Знакомство участников тренинга.
Ожидания и опасения участников тренинга.
Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации замещающих родителей.
Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в приемные родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.
Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Знания и умения, необходимые кандидату в приемные родители.
Тема 4. Особенности развития ребенка: психическое развитие, особенности эмоционального и интеллектуального развития. Влияние привязанности на развитие ребенка. Типы привязанности. Развитие чувства привязанности у детей, принятых в семью. Влияние детского опыта родителей на их взаимодействие с детьми.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Особенности физического, эмоционального, интеллектуального, социального, сексуального развития ребенка.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Влияние привязанности на развитие ребенка, типы привязанности, особенности развития чувства привязанности у детей, принятых на воспитание в семью, влияние детского опыта приемных родителей на их взаимодействие с детьми.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Тема 5. Здоровье ребенка. Основные нарушения развития ребенка. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.
Понятие здоровья, его компоненты, факторы, влияющие на его сохранение. Нарушенное развитие ребенка, его наиболее часто встречающиеся разновидности и пути помощи.
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
Тема 6. Особенности развития детей, лишенных родительского попечения. Приемные подростки. Истоки проблем взаимодействия в семье.
Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).
Тема 7. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка.
Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Дихотомия "жертва-агрессор". Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания.
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 8. Социально-психологические характеристики семьи. Замещающая семья. Особенности замещающей семьи. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. Сознательное родительство. Умения и навыки эффективного родителя. Основы психологической защищенности приемных детей в замещающей семье.
Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в замещающие родители совместно с членами их семьи.
Семья, ее функции, социально-психологические характеристики, циклы развития, нормативные и ненормативные кризисы.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития.
Семейная история и ее обсуждение.
Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. "Система поддержки" и ресурсы семьи.
Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в замещающие родители.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Самооценка кандидатов в замещающие родители.
Составление карты семьи.
Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребенка.
Замещающая семья, ее особенности и отличие от биологической семьи, стадии ее развития и становления, кризисные этапы их причины и способы выхода из них.
Основные причины возвратов приемных детей из замещающих семей и способы их профилактики.
Психологическая защищенность ребенка в замещающей семье, факторы, поддерживающие ее и разрушающие, мифы о семейном устройстве детей, лишенных родительского попечения.
Тема 9. Этапы создания замещающей семьи. Подготовка всех членов потенциальной замещающей семьи к появлению приемного ребенка. Адаптация ребенка в замещающей семье. Адаптация семьи к новому члену.
Этапы создания замещающей семьи, их составляющие. Подготовка всех членов замещающей семьи к приему ребенка.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
Тема 10. Особенности общения и взаимодействия в замещающей семье. Воспитательные стили родителей. Умения и навыки детско-родительского взаимодействия. Создание развивающего пространства в семье. Формирование интереса к окружающей действительности и развитие познавательных потребностей. Преодоление специфических трудностей в развитии и поведении детей. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка.
Особенности общения и взаимодействия в замещающей семье, составляющие воспитательного процесса. Анализ воспитательных стилей родителей, их достоинства и недостатки, а также последствия влияния их на развитие ребенка.
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание замещающими родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в замещающей семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Защита ребенка от сексуального насилия.
Тема 12. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.
Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.
Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - замещающая семья).
Взаимодействие замещающих семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.
Тема 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Организационно-правовые основы создания и функционирования замещающей семьи.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в замещающие родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители.
Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Посещение учреждения для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.
Приемная семья как возмездный вид опеки. Права приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной семьи, льготы.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства.
Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью.
Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Ответственность замещающих родителей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей - ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.
Информирование замещающей семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Тема 14. Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
Оценка степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.
Совместное составление итогового заключения о готовности кандидатов в замещающие родители к приему ребенка на воспитание.
4. Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие
родители, успешно освоивших программу
4.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка; соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
5. Итоговая аттестация по программе
Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.