Решение Верховного суда Республики Адыгея
от 11 мая 2011 г. N 3-9/2011
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 24-Г11-7 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Багатыревой Е.В.
при секретаре Абреговой С.О.
с участием прокурора Базарова Е.П.
представителя Президента Республики Адыгея Гильдельбаум М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Адыгея, утвержденных Указом Президента Республики Адыгея от 11.04.2008 N 29, установил:
Прокурор Республики Адыгея обратился в Верховный Суд Республики Адыгея с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству п. 3 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Адыгея, утвержденных Указом Президента Республики Адыгея от 11.04.2008 N 29, полагая, что он противоречит Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 79-ФЗ) и Закону Республики Адыгея от 04.08.2005 N 352 "О государственной гражданской службе Республики Адыгея" (далее - Закон Республики Адыгея N 352).
В обоснование заявленных требований указал, что в случаях, предусмотренных подп. 3, 4, 6, 7 п. 1 настоящих Правил (на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки; на период нахождения в служебной командировке; на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Адыгея; на период служебной проверки), гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных абз. "а - г" подп. 2 п. 2 настоящих Правил (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение).
Таким образом, без каких-либо исключений, в сохраняемое денежное содержание государственных гражданских служащих Республики Адыгея за весь соответствующий период как за фактически отработанное время на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Адыгея и на период служебной проверки, не входит премия за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренная абз. "д" подп. 2 п. 2 Правил. По мнению прокурора, формулировка п. 3 Правил исключает выплату государственным гражданским служащим Республики Адыгея премий за выполнение особо важных и сложных заданий как в период отстранения от занимаемой должности в связи с урегулированием конфликта интересов или проведением служебной проверки, так и за весь предшествующий период работы, в частности, по итогам работы за год. Тем самым ограничивается гарантированное федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея право государственных служащих республики на получение в указанных случаях денежного содержания в полном объеме.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 79-ФЗ) и Закон Республики Адыгея от 04.08.2005 N 352 "О государственной гражданской службе Республики Адыгея" (далее - Закон Республики Адыгея N 352) предусматривают случаи, когда гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на время отстранения от замещаемой должности. В частности, согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона N 79-ФЗ и ч. 2 ст. 14 Закона Республики Адыгея N 352, представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 7 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ и ст. 31 Закона Республики Адыгея N 352 гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ и ч. 2 ст. 24 Закона Республики Адыгея N 352 денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ и п. 4 ч. 4 ст. 24 Закона Республики Адыгея N 352).
Между тем, п. 3 Правил допускает расширительное толкование названной нормы, позволяющее не выплачивать гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий за предшествующий отстранению от должности отработанный период, в частности, по итогам работы за год, тогда как выплата таковой премии предусмотрена п. 4 ч. 4 ст. 24 Закона Республики Адыгея N 352.
Учитывая изложенное, прокурор просил признать п. 3 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Адыгея, утвержденных Указом Президента Республики Адыгея от 11.04.2008 N 29 противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не неподлежащим применению с момента вынесения решения.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Адыгея поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Президента Республики Адыгея, возражая против заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции сослался на доводы, приведенные в письменном отзыве на заявление прокурора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав систему действующего федерального и республиканского законодательства, суд находит заявленное прокурором Республики Адыгея требование не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Исходя из конституционного принципа, в основе правового регулирования субъектов Российской Федерации должны лежать подходы, определенные на федеральном уровне.
Судом установлено, что Указом Президента Республики Адыгея от 11 апреля 2008 года, N 29 утверждены Правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Адыгея.
Предметом правового регулирования Указа Президента Республики Адыгея от 11 апреля 2008 года N 29 являются правоотношения, связанные с порядком исчисления денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Адыгея.
В соответствии с пунктом 3 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6, 7 пункта 1 настоящих правил на период профессиональной подготовки, повышения квалификации или стажировки, на период нахождения в служебной командировке, на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Адыгея, на период служебной проверки гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, состоящих из ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения.
Довод заявителя о том, что пункт 3 утвержденных Указом Президента Республики Адыгея Правил противоречит федеральному законодательству, поскольку исключает выплату государственным гражданским служащим Республики Адыгея премий за выполнение особо важных и сложных заданий как в период отстранения от занимаемой должности в связи с урегулированием конфликта интересов или проведением служебной проверки, так и за весь предшествующий период работы, в частности, по итогам работы за год, тем самым ограничивая гарантированное федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея право государственных служащих республики на получение в указанных случаях денежного содержания в полном объеме, нельзя признать обоснованным.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Согласно статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с частью 2 той же статьи и часть 2 статьи 24 закона Республики Адыгея N 352 "О государственной гражданской службе Республики Адыгея" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Рассматривая нормы трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что денежное содержание государственного гражданского служащего складывается из двух составляющих, направленных на достижение следующих целей: материальное обеспечение и стимулирование профессиональной служебной деятельности.
При этом, стимулирующие выплаты формируются из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам подпункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ относит, в том числе, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Частью 7 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений данной статьи.
В силу пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных указанным Кодексом.
Исходя из приведенных положений федерального законодательства, Президент Республики Адыгея вправе самостоятельно определять порядок назначения и условия выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий как дополнительной выплаты в составе денежного содержания государственных гражданских служащих республики, в отношении которых он является представителем нанимателя.
Положением о премировании представителем нанимателя определяется, в каких случаях и при каких условиях выплачивается премия.
Таким образом, премия, будучи по своей правовой природе стимулирующей выплатой, не может расцениваться как обязательная ежемесячная выплата, относится к правоустановлению работодателя (представителя нанимателя) и в обязательном порядке должна быть связана с особой "выдающейся" деятельностью государственного гражданского служащего по выполнению своих должностных обязанностей.
Согласно статье 32 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы, в том объеме, в котором гарантировано материальное обеспечение.
Данная мера является по своей сути мерой дисциплинарного пресечения.
Аналогичный подход содержится в части 7 статьи 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с которой гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.
В случаях, указанных в пункте 3 Правил, сохраняемое денежное содержание состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат:
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
ежемесячное денежное поощрение.
Таким образом, гражданскому служащему сохраняются выплаты по материальному обеспечению, а также все ежемесячные дополнительные выплаты.
При этом сохраняемое денежное содержание выплачивается за весь соответствующий период как за фактически отработанное время.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий в структуре денежного содержания относится к выплатам премиального характера. Размер премий за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливаются локальными нормативными правовыми актами государственных органов субъектов Российской Федерации.
Указ Президента Республики Адыгея от 11 апреля 2008 года N 29 сохранил принцип исчисления денежного содержания, установленный для федеральных государственных гражданских служащих.
Подтверждением этому служит также то обстоятельство, что положения нормативного правового акта, оспариваемые прокурором, в полной мере согласуются с аналогичными положениями Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763, согласно которым на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и на период проведения служебной проверки сохраняемое денежное содержание государственного служащего при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, за исключением премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Следовательно, положения пункта 3 Правил предусматривающие, в частности, невыплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий за предшествующий отстранению от должности отработанный период, представляющей собой дополнительную выплату стимулирующего характера, не могут рассматриваться как ограничивающие или ущемляющие права государственных гражданских служащих.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявления Прокурора Республики Адыгея в связи с соответствие пункта 3 Правил исчисления денежного содержания на государственных гражданских служащих Республики Адыгея, утвержденных Указом Президента Республики Адыгея от 11 апреля 2008 года N 29, федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении по соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 252 - 253 ГПК РФ, суд решил:
в удовлетворении заявления Прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Адыгея, утвержденных Указом Президента Республики Адыгея от 11.04.2008 N 29, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Адыгея в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Республики Адыгея |
Е.В.Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 11 мая 2011 г. N 3-9/2011
Текст решения официально опубликован не был